Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

20.08.2020
Общество
3663
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ КОРОНАВИРУСА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

О перспективах повторения весенних событий и их последствиях для экономики России

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ КОРОНАВИРУСА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Сегодня список наиболее обсуждаемых новостей сводится к трём позициям: выборы 13 сентября, протесты в Белоруссии и вторая волна коронавируса. С точки зрения масштаба события, его значения и последствий для людей, последняя тема является самой главной. И одновременно – самой непредсказуемой. Первостепенный вопрос, волнующий всех без исключения граждан страны: будет ли вторая волна коронавируса? И если будет, то чем она обернётся для экономики и социальной сферы? Вопрос этот зазвучал ещё тогда, когда не были сняты основные ограничения первой волны. С тех пор он оброс многочисленные слухами, домыслами и прогнозами (в том числе самыми невероятными). К примеру, среди отдельных ярославских предпринимателей уже пару недель ходят разговоры, о том, что в скором времени торговые центры вновь могут закрыться. Называется даже «точная» дата – 23 сентября (по стране в целом также называют дни 15 и 20 сентября). Конечно, комментировать слухи – занятие трудное и крайне неблагодарное. Но суть не в этом. Люди, и без того уставшие от бесконечных потрясений последних лет (которые давно не кажутся «тучными» и всё больше напоминают «лихие» девяностые, а в чём-то даже превосходят их) всерьёз напуганы. И хотят если не стабильности и уверенности в завтрашнем дне (рассчитывать на это в России-матушке, по меньшей мере, наивно), то хотя бы минимальной ясности и понимания перспектив. Сегодня мы постараемся проанализировать имеющиеся факты и ответить вопрос: стоит ли ждать повторения весенних событий? За абсолютную точность прогноза не ручаемся. Но относительную объективность постараемся обеспечить.

 

Быть или не быть?

5.jpgШекспировский вопрос о вероятности осенней волны коронавируса резонно разделить на две части: будет ли повторный рост заболеваемости и стоит ли ждать нового карантина и связанных с ним ограничений? Ответ на первую из них в подавляющем большинстве случаев – положительный. Эксперты сходятся во мнении, что вторая волна придётся на предстоящий осенне-зимний период. Где-то – чуть раньше, где-то – чуть позже. И это – общемировая тенденция. Как сообщает РИА «Новости», в большинстве стран уровень заболеваемости так и не снизился до нуля. И пока в одних регионах она идёт на спад, в других фиксируют повторные вспышки. К середине августа количество заразившихся COVID-19 перевалило за 20 миллионов человек. Хуже всего ситуация в США (почти 5,5 миллиона заболевших), Бразилии (более 3,3 миллиона) и Индии (свыше 2,6 миллиона). В десятку также входят Россия, ЮАР, Перу, Мексика, Колумбия, Чили и Иран. Показательно, что полуторамиллиардный Китай (с которого всё началось) находится где-то на 32 строчке с показателем всего 90 тысяч (!) заболевших. В России самые большие цифры по заболеваемости – в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Нижегородской и Свердловской областях. Ярославский регион на ту же дату находился на 40 месте среди 85 субъектов страны. То есть в «середнячках». Однако количество зарегистрированных заболевших ковидом не снижается и колеблется где-то в среднем в районе 40 человек в день. То есть опасность остается и вполне реальная.

Не будем описывать сложные медицинские заключения насчёт причин второй волны. Если по-простому, они сводятся к нескольким очевидным вещам. Во-первых, с приходом осени наступают соответствующие погодные условия, благоприятные для распространения коронавируса и других инфекционных заболеваний, которые ещё и могут накладываться друг на друга. Во-вторых, в местах массового скопления традиционно возрастает количество людей: начинается новый учебный год, граждане возвращаются из отпусков, увеличивается концентрация пассажиров в общественном транспорте и так далее. Как следствие – растёт и число контактов с носителями заразы. В-третьих, первая в мире вакцина от COVID-19 была зарегистрирована только 11 августа, и её действие «в боевых условиях» толком ещё не изучено. А массовая вакцинация начнется только через месяц, о чём заявили в научно-исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи.

4.jpgОтвет на вторую часть «сакрального» вопроса – куда менее очевидный. Само собой, в случае значительного увеличения количества заболевших и ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки (простите за «казённую» фразу в стиле главы районной администрации средней руки) карантин введут. А вот каким он будет – вопрос дискуссионный. Велика вероятность, что определять набор конкретных ограничений поручат регионам. Или, если быть точным, на регионы переложат ответственность за принятие окончательных решений. При этом, «общероссийской» самоизоляции может не быть вовсе. Правда, злые языки на кухнях упоминают ещё один резон для объявления карантина. А именно – желание власти нивелировать возможный рост гражданского недовольства и протестной активности на волне ухудшающейся экономической обстановки и (или) результатов сентябрьских выборов. Последний пункт на фоне тех же белорусских событий уже не выглядит абсолютной утопией. Поэтому лучший вариант для российской элиты – снова перевести граждан на «удалёнку» и максимально рассадить их по домам.

позади.jpgВпрочем, последнее предположение представляется не слишком убедительным. Хотя бы потому, что уж если «прорвёт» – то никакими запретами людей дома всё равно не удержишь. Яркий пример – митинги в Хабаровске, связанные с арестом и последующей отставкой губернатора Сергея Фургала. Несмотря на действующее табу относительно проведения массовых мероприятий, на улицы краевой столицы вышли десятки тысяч человек. Акции протеста продолжаются там и поныне, хотя прошло уже больше месяца. Так что конспирологическая версия – скорее из разряда теоретических, пусть и вполне имеющих место быть. Если же рассуждать более приземлённо, то новая серия ограничений (разумеется, в случае их введения) вряд ли окажется столь жёсткой, как весной. И вот почему.

 

Лишь в чувстве меры истинное благо!

karikatura-vtoraya-volna_(andrey-selivanov)_2240.jpgПервая и главная причина – состояние экономики. Оно и без того было неважным. Но 2020 год нанёс по ней новый и очень чувствительный удар. Точнее, даже два удара. Не будем забывать, что, помимо последствий карантина, был ещё энергетический кризис, который случился в первом квартале, и обернулся очередным ослаблением рубля. От такой встряски больше всего пострадал малый и средний бизнес. Целые секторы торговли и сферы услуг (туризм, гостиницы и санатории, кафе и рестораны, досуговые центры и фитнес-залы, магазины одежды и обуви, парфюмерии и косметики, мебели и спортивных товаров и другие) почти на три месяца остались без денег. А меры поддержки государства не особо исправили ситуацию.

В результате по итогам полугодия мы получили весьма красноречивую статистику. Аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza подсчитали, что к августу страна потеряла 1 миллион 95 тысяч 423 малых и средних предприятия (МСП), то есть почти каждое пятое дело в этом секторе. Новых МСП открылось менее 850 тысяч. Таким образом, свыше 245 тысяч исчезли безвозвратно. В относительном выражении сокращение составило 4,2%. И это – уже второе падение подряд: в августе 2019 число субъектов малого и среднего бизнеса в годовом выражении также уменьшилось. Правда, лишь на 1,4%. Таким образом, за последние месяцы темпы сокращения увеличились в три раза! Из-за «ковидных» ограничений и колоссального падения спроса многие предприниматели просто не смогли «пережить» кризис. В свою очередь, количество вновь зарегистрированных предпринимателей за первое полугодие (по сравнению с аналогичным периодом 2019) снизилось более чем на треть! Худшими месяцами предсказуемо стали апрель и май.

Промышленность и сельское хозяйство также пострадали от последствий коронавируса (об этом «Клуб социологов» писал в статье от 28 июля). Пусть и в меньшей степени, чем МСП. Тем не менее, во многих секторах (прежде всего – в лёгкой промышленности) были зафиксированы разрывы производственных и логистических цепочек. Общероссийский ИПП за шесть месяцев 2020 просел до 96,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А годовое падение ВВП ожидается на уровне 6,6% (оценка МВФ). В итоге на восстановление экономических показателей до кризисного уровня уже сейчас отводят не меньше 2-3 лет. И это – при отсутствии новых испытаний и потрясений. Так что новую волну ограничений (особенно аналогичных тем, что были весной), отечественная экономика просто не переживёт. А если и переживёт (каким-то чудом), то это будет пиррова победа.

Вторая и не менее веская причина – социальное самочувствие населения. Вынужденный простой в «народном хозяйстве» обернулся рекордным ростом безработицы. В июне количество вставших на учёт граждан по сравнению с прошлым годом увеличилось в 3,7 раза (официальные данные Федеральной службы государственной статистики). В относительном выражении уровень безработицы к концу полугодия поднялся до 6,2%, а в абсолютных значениях приблизился к 5 миллионам человек. И что-то подсказывает, что дело – отнюдь не в увеличении соответствующего пособия. Тем более, что многие представители пострадавших отраслей, лишившиеся заработка в апреле-мае, никаких «повышенных» пособий не получили (о чём в ходе ежегодного отчёта перед областной Думой ещё в конце весны говорил ярославский бизнес-омбудсмен Альфир Бакиров).

15.jpgАналогичная картина – с реальными располагаемыми доходами граждан. В первом полугодии они составили 96,3% относительного аналогичного периода 2019-го (минус 3,7%). Это снова данные Росстата. Хотя независимые эксперты оценивают ситуацию значительно хуже. По расчётам специалистов ВЭБ, показатель упал на 17,5%, а НИУ ВШЭ – на 18%. Но даже если отталкиваться от официальной информации, падение стало рекордным за 20 лет (со времён посткризисного 1999 года). А если учесть, что доходы граждан снижаются уже седьмой год подряд – положение и вовсе становится аховым. Стоит ли усугублять его ещё больше, продолжая обвал рынка труда и дальнейшее обнищание населения путём введения очередных ограничений – вопрос риторический.

Наконец, третья причина – политическая. Тут есть даже несколько моментов. Во-первых, голосование по поправкам в Конституцию прошло, а 13 сентября завершится выборная кампания. По 5-10 тысяч на детей ради «покупки» доверия «дорогих россиян» давать больше не будут. Если у кого-то ещё остались сомнения по данному поводу – посмотрите на риторику касательно предложения об августовской выплате на несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. И оцените, насколько она изменилась по сравнению с теми громкими и пафосными речами, которые были ещё два-три месяца назад!

Лимит иных мер поддержки (материнский капитал, пособие по безработице, индексация пенсий) также исчерпан. Так что гражданам придётся жить без каких-либо «бонусов» как минимум до конца года. Отправлять их в подобных условиях на новую «самоизоляцию», как минимум, недальновидно. Она просто обернётся очередным снижением доходов, ибо обещанное сохранение заработной платы в полном объёме – это сказка, в которую не верит уже почти никто. Люди подобный ход не поймут. Что непременно обернётся для власти очередной волной негатива. А через год – уже новые выборы.

Во-вторых, если судить по весенним событиям, то регионы всегда принимали решения об ограничительных мерах «с оглядкой на Москву». Напрочь отученные от самостоятельности за последние 15-20 лет, субъекты вполне предсказуемо ждали «знака свыше». За полгода не изменилось ровным счётом ничего: все по-прежнему глядят на столицу. В свою очередь, мэр Москвы Сергей Собянин в эфире канала «Россия 24» прямо заявил, что информация о повторном введении ограничений из-за коронавируса с 15 сентября является слухами. Само собой, за месяц ситуация может измениться. Однако с высоты сегодняшнего дня посыл градоначальника вполне чёткий. Так что говорить о каких-то конкретных датах за достаточно долгий срок – значит, гадать на кофейной гуще.

То же самое касается и Ярославской области. К тому же, у нас существует дополнительный фактор: лица, ответственные за принятие решений (в том числе о введении ограничений), находятся на территории региона далеко не каждый день, и даже не каждую неделю. Иными словами, сейчас разрабатывать стратегические планы и тем более подписывать документы (а это либо Указ Губернатора, либо постановление Правительства области) порой просто некому. В этой связи рассуждения «о фатальных датах и цифрах» также представляются «сплетнями в виде версий».

1.jpg

Что получается в итоге? Наступление второй волны коронавируса вполне предсказуемо, поэтому вероятность введения карантинных мер остаётся. Однако, на наш взгляд, повторение жёстких ограничений, которые были весной, вряд ли возможно. Во всяком случае, в общероссийском формате. Последнее слово оставят за регионами, которые будут принимать конкретные, но «точечные» меры. Отчасти, это происходит уже сейчас. К примеру, у наших нашей соседей костромичей недавно был зафиксирован небольшой всплеск заболеваемости. И власти приняли решение закрыть город от туристов, приезжающих на больших автобусах. При этом, от приёма гостей как такового никто не отказывался: туристический сезон и так начался с задержкой, и терять прибыль никто не хочет. Скорее всего, осенью могут последовать рекомендации оставить запрет на проведение массовых мероприятий, сохранить масочный режим и требования по обязательному соблюдению санитарно-эпидемиологических норм (санитайзеры, дезинфекция, обработка помещений и так далее). Возможны какие-то ограничения для людей старшего поколения. Всё, что сверх этого, чревато опасными социально-экономическими последствиями, цена которых будет слишком высока. Конечно, в нашей непредсказуемой стране можно ожидать всякого. Но вряд ли федеральные власти настолько недальновидны, чтобы заниматься «политическим самострелом». Тем более, что от этого ежедневно предостерегают события в соседней братской республике.

 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?