Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

14.03.2022
Социсследования
1659
Что думают ярославцы о работе поликлиник?

           Мы продолжаем публикацию данных нашего последнего инициативного онлайн-опроса жителей Ярославской области, который проводился с 11 по 16 февраля 2022 г. Мы благодарны всем, кто принял в нем участие и сегодня мы представляем данные по отношению жителей региона к работе поликлиник по месту жительства.

Что думают ярославцы о работе поликлиник?

         Выборка исследования - 1000 человек. Уровень достоверности данных составил 97% при ошибке выборки ±2,07%.

         Обычно алгоритм работы врачей поликлиник выглядит следующим образом – при регистрации звонка в регистратуре поликлиники, врач должен прийти к больному в течение ближайшего времени и назначить курс лечения, также врачи ведут постоянный прием в поликлинике согласно расписанию. Именно эти две фазы работы обычного врача-терапевта и врача-педиатра мы и попытались оценить с помощью ответов респондентов.

        Один из вопросов исследования был сформулирован так: «Вызывали ли Вы на дом врача?». Ответы на него представлены в таблице ниже (в процентах от опрошенных).

 

  область в    целом

  г.   Ярославль 

  г.   Рыбинск  

  Малые   города

  Село

Да, вызывал и он пришел в течение 1-2 дней

25,4%

25,5%

19,4%

30,3%

20,3%

Да, вызывал и он пришел в течение 3-4 дней

5,5%

7,0%

5,9%

3,9%

5,1%

Да, вызывал, но он так и не пришел

13,8%

14,2%

16,1%

11,7%

10,1%

Нет, не вызывал, лечился сам

55,2%

53,3%

58,6%

54,1%

64,6%

       Из приведенных данных видно, что более половины респондентов либо врача не вызывали, либо занимались самолечением. Особенно высока эта доля населения в сельских населенных пунктах (64,6%). Однако высока доля тех респондентов, к которым врач просто не пришел, хотя вызов его на дом был зафиксирован. Особенно велика доля таких случаев оказалась в крупных городах – Ярославле и Рыбинске. Понятно, что в пик заболеваемости по пандемии рвачи не справлялись с рабочей нагрузкой, в т.ч. по реализации домашних вызовов от пациентов.

       Еще один вопрос исследования звучал следующим образом: «Удалось ли Вам получить квалифицированную медицинскую помощь во время визита врача?» Ответы на него представлены в таблице ниже (в процентах от ответивших).

 

 область   в целом

 г.   Ярославль  

 г.   Рыбинск  

 Малые   города

  Село

Да, удалось

20,3%

18,8%

27,5%

17,5%

15,0%

Скорее удалось, чем нет

29,4%

25,0%

30,4%

33,3%

30,0%

Скорее не удалось, чем удалось

29,1%

29,5%

27,5%

29,8%

35,0%

Нет, не удалось

17,6%

21,4%

14,5%

14,9%

15,0%

Затрудняюсь ответить

3,7%

5,4%

0,0%

4,4%

5,0%

Средний индекс (по пятибалльной системе), в баллах

3,1

2,9

3,3

3,1

3,0

       Оценки по тем пациентам, которым посчастливилось увидеть врача у себя дома, в целом оказались удовлетворительными. В целом по региону оценка оказалась 3,1 балла по пятибалльной школьной системе. Низкой она оказалась только в Ярославле – 2,9 балла. Наиболее высокие оценки оказались в Рыбинске – 3,3 балла.

      Еще один вопрос исследования был сформулирован так: «Приходилось ли Вам посещать за последние полгода поликлинику по месту жительства?» Ответы на него представлены в диаграмме ниже (в процентах от опрошенных).

00f032a1833ea91bbd68e00ecbde5f29-5.jpg     Из приведенных данных видно, что только пятая часть взрослых жителей региона была в последние полгода в детской поликлинике, а вот во взрослой поликлинике побывала почти 2/3 взрослых жителей. То есть подавляющее большинство населения региона имеет собственное представление о том, как на практике работает самое массовое звено системы здравоохранения. Мы в итоге разделили ответы респондентов на две части – по оценкам проблем в детских и во взрослых поликлиниках. Далее в таблицах представлены ответы на вопрос о проблемах, с которыми пациенты встречаются в детских и взрослых поликлиниках. Ответы на вопрос «С какими проблемами Вы столкнулись в детской поликлинике?» (возможны все варианты ответов, в процентах от ответивших) представлены в таблице ниже.

  область    в целом

  г.   Ярославль  

  г.   Рыбинск  

 Малые   города

   Село 

Невозможно записаться ко врачу по телефону

35,7%

37,5%

28,9%

37,1%

40,0%

Большая очередь в регистратуру

28,6%

23,2%

26,7%

32,0%

6,7%

Большая очередь ко врачу

65,3%

58,9%

57,8%

72,2%

60,0%

В поликлиники не соблюдаются элементарные меры самоизоляции

40,2%

26,8%

33,3%

50,5%

33,3%

В одной очереди стоят как больные, так и здоровые люди

65,8%

50,0%

57,8%

78,4%

86,7%

Невозможно попасть к узкому специалисту

51,3%

44,6%

46,7%

56,7%

46,7%

Грубость и невнимательность персонала поликлиники 

18,1%

5,4%

11,1%

27,8%

20,0%

Невозможно быстро сделать вакцинацию против ковида-19

4,0%

1,8%

2,2%

5,2%

3,4%

Иное

9,0%

5,4%

6,7%

12,4%

19,0%

Никаких проблем не было

6,5%

7,1%

11,1%

4,1%

6,7%

         Если коротко, то к основным проблемам работы детских поликлиник большинство респондентов относят большие очереди (в которых, кстати, пребывают как больные, так и здоровые люди) и невозможность попасть к узкому специалисту. Наиболее серьезно все проблемы работы детских поликлиник проявляются в малых городах региона.

        Ответы на вопрос «Удалось ли Вам получить квалифицированную медицинскую помощь в детской поликлинике?» (в процентах от ответивших) представлены в таблице ниже.

 

  область    в целом

  г.   Ярославль  

  г.     Рыбинск  

 Малые   города

  Село

Да, удалось

21,6%

23,2%

22,2%

20,6%

46,7%

Скорее удалось, чем нет

41,7%

46,4%

46,7%

37,1%

33,3%

Скорее не удалось, чем удалось

22,6%

21,4%

20,0%

23,7%

0,0%

Нет, не удалось

9,0%

5,4%

6,7%

12,4%

20,0%

Затрудняюсь ответить

5,0%

3,6%

4,4%

6,2%

0,0%

Средний индекс (по пятибалльной системе)

3,4

3,6

3,6

3,3

3,9

        В целом удовлетворенность работой детских поликлиник оказалась выше средней и составила 3,4 балла по пятибалльной «школьной» системе.

       Похожие тенденции проявились и в оценках работы взрослых поликлиник. Ответы на вопрос «С какими проблемами Вы столкнулись во взрослой поликлинике?» (возможны все варианты ответов, в процентах от ответивших) представлены в таблице ниже.

 область в   целом

 г.   Ярославль  

 г.   Рыбинск  

 Малые    города

  Село

Невозможно записаться ко врачу по телефону

60,1%

64,4%

54,4%

59,2%

34,5%

Большая очередь в регистратуру

49,8%

47,0%

44,3%

55,3%

34,5%

Большая очередь ко врачу

67,6%

65,3%

56,4%

76,1%

63,8%

В поликлиники не соблюдаются элементарные меры самоизоляции

45,8%

44,1%

40,3%

50,2%

41,4%

В одной очереди стоят как больные, так и здоровые люди

69,8%

65,7%

61,1%

78,4%

67,2%

Невозможно попасть к узкому специалисту

61,4%

61,4%

52,3%

66,3%

65,5%

Грубость и невнимательность персонала поликлиники 

32,7%

22,5%

32,9%

41,6%

27,6%

Невозможно быстро сделать вакцинацию против ковида-19

6,9%

6,4%

6,0%

7,5%

3,4%

Иное

12,1%

10,6%

11,4%

13,7%

19,0%

Никаких проблем не было

1,9%

2,1%

3,4%

0,8%

1,7%

         Пациенты взрослых поликлиник отмечают как наиболее серьезные следующие проблемы:

·         Большие очереди, в которых пребывают как больные, так и здоровые люди

·         Невозможность попасть к узкому специалисту

·         Невозможность записаться ко врачу по телефону.

      Удовлетворенность работой взрослых поликлиник со стороны пациентов традиционно замерялась у нас через вопрос «Удалось ли Вам в ней получить квалифицированную медицинскую помощь во взрослой поликлинике? (в процентах от ответивших). Ответы на него представлены в таблице ниже.

 

     область   в целом

  г.   Ярославль 

 г.   Рыбинск  

   Малые   города

  Село

Да, удалось

9,7%

10,2%

9,4%

9,4%

13,8%

Скорее удалось, чем нет

23,7%

21,2%

27,5%

23,9%

19,0%

Скорее не удалось, чем удалось

35,0%

34,3%

36,9%

34,5%

41,4%

Нет, не удалось

28,0%

29,2%

23,5%

29,4%

22,4%

Затрудняюсь ответить

3,6%

5,1%

2,7%

2,7%

3,4%

Средний индекс (по пятибалльной системе)

2,5

2,5

2,6

2,5

2,6

           В итоге удовлетворенность работой взрослых поликлиник гораздо ниже, чем работой детских. Средний балл по пятибалльной системе по региону в целом – 2,5. Чуть выше он в Рыбинске и на селе – 2,6 балла. Понятно, что во взрослых поликлиниках обслуживается гораздо больше людей, чем в детских и проведение исследования совпала с пиком заболеваемости по ковид-19 (4 волна, штамм омикрон). Отсюда столь низкие показатели по этому виду обслуживания населения.

         Итак, подведем итоги:

1)    30,9% респондентов в Ярославской области воспользовались возможностью вызвать врача на дом за последние полгода. Однако в 13,8% случаях врач так и не пришел на дом к пациенту. 55,2% взрослых людей либо не вызывали врача на дом, либо занимались самолечением. При этом оценка работы врачей, которые приходили на дом к пациенту, оказалась удовлетворительной (3,1 балла по пятибалльной школьной системе). В Ярославле оказалось больше недовольных. Средний балл здесь оказался ниже 3 баллов (2,9).

2)    Четверть взрослого населения за последние полгода обращались в детскую поликлинику. Основными проблемами работы детских поликлиник являются большие очереди и невозможность попасть к узким специалистам. Удовлетворенность работой детских поликлиник оказалась выше среднего – 3,4 балла. Это один из самых высоких показателей удовлетворенности в различных звеньях работы региональной системы здравоохранения.

3)    2/3 взрослых жителей Ярославской области за последние полгода бывали во взрослой поликлинике. К наиболее серьезным и актуальным проблемам работы взрослых поликлиник относятся большие очереди, невозможность попасть к узкому специалисту, невозможность записаться ко врачу по телефону. Самые серьезные проблемы отмечаются во взрослых поликлиниках в малых городах региона. Удовлетворенность работой взрослыми поликлиниками невысокая. В среднем по региону это 2,5 балла. Чуть выше эти показатели в Рыбинске и на селе – 2,6 балла.

4)    Таким образом жители Ярославской области больше довольны работой детских поликлиник, более или менее удовлетворены работой врачей, которые приходят по вызову домой и скорее не удовлетворены работой взрослых поликлиник. В целом получается, что ситуация по различным сегментам работы системы здравоохранения неоднородная. Наиболее узкое место – работа взрослых поликлиник.

 

Евгений Голубев

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?