Мы сегодня представляем очередную партию данных нашего онлайн-опроса, который мы проводили с 7 по 13 апреля 2022 г. Всего было опрошено 1000 человек во всех федеральных округах РФ. Мы специально сделали паузу и не проводили исследования в марте 2022 г., поскольку именно в марте был самый пик ажиотажа, связанного и со спецоперацией, и с истеричным потребительским спросом на продукты первой необходимости, и с санкциями, и с информационным давлением новостей практически на все сферы жизни, как говорится, "от финансов до романсов". Теперь ажиотаж спал, люди постепенно успокоились и худо-бедно могут уже с относительно холодной головой рассуждать о том, что было с ними в марте 2022 г. Наше исследование так и называлось "Как Вы живете после марта 2022 г.". Выборка исследования составила 1000 человек. Уровень достоверности данных составил 97% при ошибке выборки ±2,07%.
Итак, один из них звучал так: «Какими соцсетями Вы пользовались чаще всего месяц назад и какими пользуетесь чаще всего сейчас?». То есть мы хотели узнать как изменились предпочтения пользователей соцсетей в результате соответствующего решения госорганов. Мы попросили респондентов указать не более трех соцсетей, которыми они пользовались до и после запрета. Ответы представлены в диаграмме ниже (не более 3 ответов).
Top-5 оказался такой:
До 22 марта 2022 г. |
После 22 марта 2022 г. |
ВКонтакте |
ВКонтакте |
|
Telegram |
Telegram |
Одноклассники |
Одноклассники |
YouTube |
YouTube |
TikTok |
Instagram, конечно, окончательно не умер в России, но по сути из массового продукта эта социальная сеть превратилась в нишевый. Сама компания Meta отменила возможности платного продвижения и тем самым закрыла окно возможностей для рекламы малого и среднего бизнеса. Видимо история американских соцсетей в России в ближайшее время будет не слишком завидна. Пока мало кто понимает, зачем оставаться в этих соцсетях даже с применением VPN. Только для поддержания своего социального окружения? Да, возможно. Однако это все можно сделать и в других соцсетях… Явно выиграли от запрета американских соцсетей «ВКонтакте» и Telegram. Используют ли они это возможность с точки зрения предоставления новых и удобных сервисов, пока не понятно…
Мы также задали респондентам такой вопрос: «Как Вы относитесь к признанию соцсетей компании Meta (Facebook, Instagram) экстремистскими?». Ответы на него представлены в диаграмме ниже.
Наиболее недовольными оказались постоянные пользователи Facebook и Instagram (64% не одобряют решение российских властей о блокировке). Это вполне естественно – у них изъяли удобную среду общения. Но более всего обращает на себя другая цифра – 24,9% от всех респондентов не знают как оценить это решение. По-видимому здесь история нелинейная – эти респонденты явно не хотят давать прямую оценку решения о запрете. Как видим, полного «одобрямса» по этому вопросу нет. Есть некий раскол. Это подтверждает и статистика ответов на данный вопрос в зависимости от возраста и уровня образования (см. таблицу ниже).
|
Все респонденты |
18-39 лет |
40-59 лет |
60+ |
Респонденты с высшим образованием |
Респонденты без высшего образования |
Полностью одобряю это решение российских властей |
24,8% |
22,6% |
24,4% |
37,3% |
24,1% |
25,5% |
Скорее одобряю, чем не одобряю это решение российских властей |
16,4% |
16,5% |
17,0% |
13,3% |
16,8% |
16,0% |
Скорее не одобряю, чем одобряю это решение российских властей |
12,9% |
16,3% |
10,4% |
5,3% |
14,3% |
11,7% |
Полностью не одобряю это решение российских властей |
20,9% |
24,1% |
17,8% |
16,0% |
25,2% |
16,8% |
Затрудняюсь ответить |
24,9% |
20,5% |
30,4% |
28,0% |
19,6% |
30,1% |
Средний балл, рассчитанный по пятибалльной "школьной" системе |
3,11 |
2,97 |
3,20 |
3,51 |
3,00 |
3,22 |
Из приведенных данных видно, что молодежь скорее не одобряет принятое решение о запрете американских соцсетей, люди старшего возраста, скорее, одобряют это решение. Люди с высшим образованием по сути разделись пополам по этому вопросу. Обращает на себя внимание очень высокая доля затруднившихся ответить среди людей старшего и среднего возраста, а также среди людей без высшего образования (28-30%).
И последний срез, на который мы обратили внимание, был такой. Мы посмотрели как относятся люди, которые ранее постоянно пользовались американскими соцсетями к решению Президента РФ В.Путина о проведении военной спецоперации на Украине. Ответы представлены на диаграмме ниже.
По ответам видно, что бывшие постоянные пользователи Facebook и Instagram скорее вступают против одобрения спецоперации на Украине (45,3% - против, 37,5% - за). Видимо, когда российские власти принимали решение о запрете этих соцсетей, они знали, что делали. Это решение было зрячим и позволило перекрыть один из каналов получения неофициальной информации.
Евгений Голубев