Мы провели онлайн-опрос взрослых жителей России (18+). Он проходил с 19 по 30 августа 2022 г. Выборка исследования - 1800 человек по России в целом. Уровень достоверности данных составляет 97% при ошибке выборки ±1,7%.
Ниже на диаграммах приведены данные о том, что думают взрослые россияне о качестве образования и что они делают, чтобы с ним "бороться"...
Согласно данных нашего опроса только
49,2% взрослых жителей России, имеющих детей школьного возраста,
НЕ пользуются услугами репетиторов и школ дополнительного образования.
38,8% семей, имеющих детей школьного возраста,
занимаются с репетиторами, еще
19,7% занимаются
в школах дополнительного образования. Иногда дети занимаются с педагогами и дома, и в своей школе, и в школе дополнительного образования...
Итак, что мы видим за вышеприведенными цифрами:
1) Хуже всего респонденты оценивают качество образования в средней школе. Особенно
негативно оценивают качество образования в средней школе
родители, которые имеют детей школьного возраста. Таковых оказалось аж
65%. Это 30-40-летние люди, которые еще сами помнят как учились в средней школе и вольно или невольно сравнивают свое образование в средней школе с тем образованием, которое сейчас получают их дети. И явно это сравнение идет не в пользу нынешней средней школе. Увы, здесь виновата не только сама система образования, ЕГЭ, отсутствие квалифицированных учителей и т.д., но и полная и бесповоротная гаджетизация всей страны. Зависание в мобильном телефоне рождает такое явление как прокрастинация (откладывание дел на потом, отсутствие концентрации на одном деле, доведение его до конца). Родители это, похоже, все понимают и отсюда достаточное массовое явление как репетиторство. Что не дает средняя школа должны додать другие структуры - частные школы, репетиторы и т.д., и т.п.
2) Как мы уже ранее отмечали,
более 50% родителей, имеющих детей школьного возраста, используют услуги дополнительного образования для своих детей.
Самый массовой сегмент - репетиторы. Их используют
38,8% домохозяйств. Самые массовые и востребованные направления -
иностранные языки (52,7%), математика (51,6%) и русский язык (40,9%). Остальные предметы школьной программы (от химии до истории) набирают менее 11%. И это понятно - специальные предметы нужны уже ближе к экзаменам - ОГЭ и ЕГЭ (т.е. к 8-9 классам). А русский и иностранный языки, а также математику можно, а иногда и нужно, подтягивать раньше. И родители этими возможностями пользуются, по сути переводя детей на платное, но более понятное для детей с точки зрения доступности учебного материала образование. А спрос как говорится рождает предложение. Репетиторами сейчас работают как бывшие педагоги, и так и нынешние. И
расценки на их услуги могут колебаться в зависимости от предмета подготовки
от 500 до 2000 руб. в час. Хорошие педагоги-репетиторы зарабатывают очень хорошо. И
они формируют по сути новый сегмент российской экономики - частное среднее образование. Этот сегмент не всегда видно официальным властям. Однако
частное палатное образование сегодня многолико и формирует новую экономическую реальность. В столицах, например, очень многие репетиторы уже регистрируются как самозанятые и имеют вполне легальный статус.
Они хорошо зарабатывают и платят налоги. До регионов сейчас этот процесс только доходит.
3) Репетиторство нынче очень многогранно. Оно по сути везде, там где есть нынешние школьники из среднеобеспеченных семей, главы которых понимают все слабости нынешней средней школы. Таким образом платно и
в частном порядке добираются те знания, которые сегодня не в состоянии дать нынешняя средняя школа. Репетиторство есть везде - дома (52,7%), в частной школе (34,4%), в Интернете (18,3%). Везде. Только плати. ЕГЭ всех мобилизует - родителей, детей, педагогов. И видимо сейчас без этого совсем никак.
Евгений Голубев