Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

27.07.2020
Политика и экономика
3940
НАДЕЖДА ПУЗДРОВА: «ВОЙТИ НА РЫНОК СО СВОЕЙ ПОЗИЦИЕЙ»
Удивительные иногда бывают судьбы у людей. Надежда Пуздрова начинала работать в пищевой промышленности на сигаретной фабрике контролером по качеству сигарет. Затем ее занесло в Ярославскую область, где она возглавила предприятие по производству конфет и шоколада под ТМ "Собрание".  Это то, что не так давно стало работать в Варегово в Большесельском районе. Странно, да, элитный шоколад в Варегово?.. Теперь она делает со своей командой пельмени. Производятся они на Алтае, а продаются в Центральной России. И это тоже не просто так. На Алтае их делают качественно и производственные издержки почти в два раза ниже, чем в Центральной России. Об этих удивительных приключениях производителей продуктов питания в России нам рассказала сама Надежда Пуздрова, увлеченный своей профессией человек.
НАДЕЖДА ПУЗДРОВА: «ВОЙТИ НА РЫНОК СО СВОЕЙ ПОЗИЦИЕЙ»

Недавно, перечитывая Онегина, поймал себя на том, что декламирую вслух: «Идет Covid во мгле холодной, на нивах шум работ умолк». Понимаю, что-то не то. Это переутомление и вполне объяснимое. Берешь интервью и практически любой предприниматель тебе рассказывает, что из-за пандемии… «шум работ умолк», оформляем банкротство и отползаем в сторону кладбища. И вдруг (!), малое предприятие, созданное за полгода до начала пандемии, не вставшее как следует на ноги, работает и вполне успешно. В этом случае излишни комментарии, цветы и междометия. Только прямая речь учредителя компании «Альянс Гурманов», кандидата технических наук, Надежды Пуздровой.


Как сделать успешную карьеру в производстве продуктов питания: начинаешь с сигарет, продолжаешь в шоколаде в итоге делаешь пельмени

- Надежда Викторовна, расскажите о себе.

Пуздрова 6.jpg- Я родилась в Брянской губернии. Родители работали в агропромышленном комплексе, мама развивала агрономию на Брянщине, папа разводил овец редкой породы. Следуя семейной традиции, поступила в Брянский государственный аграрный университет на специальность агроэколога. По окончании учебы устроилась на Погарскую сигаретно-сигарную фабрику контролером по качеству. Во время работы я старалась интенсивно развиваться. В 2001 году поступила в аспирантуру Краснодарского технологического университета, при этом я не просто училась, а применила на практике много методик по разработке новых видов табачной продукции, улучшению качества, уменьшению расходов и других инноваций. Погарская фабрика стала единственной в мире, производящей на одной площадке все табачные изделия – папиросы, сигареты, сигары, трубочные табаки, вплоть до кальянных смесей.

После 15-ти лет работы в Погаре, я 6 лет работала в московском офисе Погарской сигаретно-сигарной фабрики и закончила работу в должности заместителя генерального директора. Потом ушла в «Собрание» и семь лет руководила фабрикой.

- Ушли в «Собрание», сделав такую карьеру? Смысл?

- Если без приглаженных формулировок и иносказаний – меня перекупили. Только соблазнилась я не деньгами, а идеей. Можно сказать, мечтой – меня всегда интересовала работа с кофе и чаем, еще в институте об этом думала. Сработало и то, что мне предложили start up, создание производства с нуля, а это дело творческое, намного более захватывающее, чем работа в устоявшемся бренде. Поэтому, когда собственники «Собрания» предложили развить кофейно-чайно-шоколадное производство в Варегово, я согласилась.

- Вам понравился Ярославль? Не показалось, что Варегово … ну, скажем так, не Нью-Йорк, поднимать там производство, отчасти, авантюрный проект?

собрание1.jpg- Я влюбилась в Ярославль сразу, как только приехала. А Варегово… Да это была необычная история. Купить площадку очень далеко от Ярославля и наладить там производство уникальных брендов шоколада на уровне мировых стандартов качества – смелый эксперимент. Первое время даже представители ярославской власти не могли понять, какая может быть связь между Варегово и «Собранием», и смотрели на нас, извините, как на папуасов. Но, позже, когда мы стали показывать ежегодную положительную динамику финансовых показателей на уровне 20-30%, в нас поверили власти, потребители, сотрудники.

- А недоверие не порождало реальных проблем? Проверки, вопросы, давление?

- Понимаю, трудно поверить, но нет, никогда. С зарождения предприятия мы всегда следовали букве Закона, что всегда подтверждалось сертификатами качества и безопасности. Девиз нашей компании – «Качество важнее количества».

- Вы не восприняли уход из «Собрания» как крах? Из директоров в «безвоздушное пространство»?

- Нет-нет, Вы ошибаетесь, это не мой стиль. Я строю жизнь по девизу писателя Ю.Олеши «ни дня без строчки», то есть без работы ни дня. Из «Собрания» я ушла в антикризисное управление на фабрику, производящую пельмени.

В процессе работы я поняла, чего хочу. Первое – открыть собственный бизнес, создать и развивать собственный бренд. Второе – темой бизнеса должны стать пельмени, мне это интересно, как профи. В июле 2019 года мы с партнером зарегистрировали ООО «Альянс Гурманов» и новый бренд – пельмени «Сибирский мир».

 

«Сибирский мир» из Тутаева

- Почему «Сибирский мир»?

- Происхождение пельменей исследователи связывают именно с Сибирью. «Сибирские пельмени» – это как «ферганский плов», «итальянская пицца», «немецкое пиво», «бразильский кофе». Плюс к тому, мой партнер по бизнесу – сибиряк. А «мир» – моя часть бренда, мое любимое слово. Я люблю объединять.

- «Альянс Гурманов» – в Тутаеве. Половина магазинов, в которых можно купить пельмени «Сибирский мир» в Ярославской области – в райцентрах, маленьких городках. Это сознательная маркетинговая политика?

Пуздрова4.JPG- Любое движение в маркетинге – всегда сознательная политика. И выбор Тутаева, как места дислокации компании, тоже не случаен. Во-первых, я люблю Ярославль. Это мой город, у меня очень хорошие взаимоотношения со всеми структурами ярославской власти и бизнеса, а с ними нужно взаимодействовать. Я не давала никакого повода для подозрительного отношения, поскольку была законопослушной. «Собрание» показывала красивую динамику развития. Это помнят. Стоит ли годами зарабатывать хорошую репутацию в другом регионе, если в Ярославле она уже есть? Во-вторых, Тутаев имеет статус ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития). У нас пока нет завода, есть юридическое лицо, ООО. Такую цель, как строительство предприятия, лучше осуществлять в регионе, где есть льготы, это важно. Статус ТОСЭР имеют еще Ростов Великий и Гаврилов-Ям, но в Тутаеве у меня более разветвленные деловые связи, мы там собирались строить фабрику «Собрание», этот город мне ближе, он более знаком.

- Как скоро «Альянс Гурманов» надеется заработать средства, достаточные для такой амбициозной цели, как строительство фабрики?

- Я думаю, построим примерно через 5 лет. Если бы не форс-мажор с коронавирусом, построили бы через 3 года. Современные технологии позволяют очень быстро возводить конструкции, за 6-10 месяцев. Яркий пример – в Тутаеве строится огромный завод по производству мороженого, начали прошлой осенью, и к нынешней осени, скорее всего, закончат. Главное – не построить, главное саккумулировать средства для строительства.

- Не слишком ли оптимистичен Ваш прогноз? Пандемия коронавируса вряд ли закончится быстро.

- Из-за коронавируса снижение продаж шоколада составило 40%, а пельмени вошли в десятку наиболее потребляемых в период пандемии продуктов. Пельмени устойчиво ассоциируются с русской кухней и, по данным самых различных исследований, их потребляют не менее 20% населения страны. 20% от 146 миллионов – это супер-рынок. И их потребление будет продолжать расти: темп жизни ускоряется, психология людей меняется. Современные люди хотят тратить все меньше времени на приготовление еды, и все больше – на развлечения, самообразование и работу. Пельмени, как и фастфуд, будут занимать все более значительное место на кухне. Вкусно, быстро, сытно, недорого – точно как хочет среднестатистический человек XXI века.

 

Производство пельменей на Алтае в два раза дешевле, чем в центральной России

- Где Вы производите «Сибирский мир» пока нет своей фабрики?

- В Барнауле, на фабрике «Алтайхолод».

- Но почему Алтай? Какие же у Вас транспортные расходы?

- Речь идет, в первую очередь, о качестве продукта. Мы лично знаем директора и главного технолога «Алтайхолода», на 100% уверены в предприятии. А расходы формируются не так просто как кажется. С более близкими к нам территориально и способными соблюдать нужный уровень качества предприятиями нам, к сожалению, договориться не удалось. Многие заводы и фабрики в ЦФО сегодня обременены неподъемными накладными расходами и живут сегодняшним днем. За процессинг он просят такую цену, что работать с Алтаем в 2 раза дешевле. Я никого не осуждаю, возможно их ценовая политика разумна, но бизнес есть бизнес, мы не будем платить такую цену. Мы оптимизировали все расходы. Покупаем ингредиенты на Алтае, продукт везем только оттуда, туда – только упаковку, которую заказываем в Москве. Сегодня так, сотрудничая с дальними регионами, работают многие, в том числе и транснациональные корпорации, это тенденция.

- На Алтае нельзя купить упаковку?

сибирский мир21.jpgСибирский мир31.jpgСибирский мир11.jpg- Опять же, вопрос качества. Наша упаковка – не кусок полиэтиленовой пленки, а элемент маркетингового позиционирования, ее еще надо суметь произвести. Мы создали упаковку с замком, которая отличает наш продукт от других, и позволяет ему сохраняться абсолютно безопасно, улучшая медицинские, гигиенические характеристики. Эта разработка – в русле нашего фирменного стиля, я назвала бы его научным подходом. «Здоровая еда» – наш слоган. Рецептуру и технологию производства наших пельменей мы разработали вместе с учеными МГУПП (Московского государственного университета пищевых производств). Научная рецептура – первая, и самая главная, отличительная особенность нашего продукта. Наша идеология – не идти на поводу у массового потребления, а сделать пельмени, отличающиеся от того, что предлагает сейчас рынок. Работая с диетологами, мы создали абсолютно сбалансированный по составу продукт, чтобы никакой тяжести в желудке, чтобы это была по-настоящему здоровая еда.

- А цены? Не слишком ли большая роскошь – научный подход?

- Здесь своя политика. Мы позиционируем продукт премиум-качества в среднем ценовом сегменте, чтобы его могли попробовать люди с любым достатком. Упаковка сразу показывает, что это премиум-сегмент, но по цене продукт доступен практически всем.

- Качество и устойчивый спрос – это прекрасно. Но, чтобы увидеть насколько высока конкуренция в вашем сегменте рынка, достаточно зайти в любой магазин. Кто Ваши наиболее опасные конкуренты?

- Вы не вполне правильно оцениваете нашу конкурентную среду. Конечно, производителей очень много, но считать их конкурентами некорректно. Мы разрабатывали продукт не для того, чтобы конкурировать, а для того, чтобы войти на рынок со своей позицией. Такой, которой ни у кого нет. По-моему, на первой стадии это удалось, далее – вопрос развития.

Не все зависит от потребителя, очень многое от политики. Места на полках магазинов хватит всем. Но чтобы продавать свою продукцию в федеральных сетях нужно пройти ряд согласований, довольно сложных цепочек. Это требует времени. Если бы было меньше производителей, «Сибирский мир» быстрее появился бы на полках таких значимых федеральных сетей, как «Магнит», «Ашан», «Х5 Retail Group» и т. д. В этом смысле конкуренция есть. А конкретных конкурентов, оттесняющих конкретно наш продукт на периферию рынка, нет, потому что он отличается от других.

 

Коронавирус нас притормозил. Но не более.

- Говорят, что явление коронавируса, в целом несущественно повлияло на бизнес связанный с продуктами питания. Вас тоже Бог миловал?

- Не совсем. Потребление пельменей в нашем сегменте не снизилось, но «Сибирский мир» – молодой бренд. Если ему было лет 10, мы не пострадали бы вообще. Однако, нам, новичкам, необходимо расширять присутствие на рынке, и вот этому процессу коронавирус сильно помешал. По плану мы должны были в марте отгрузить первые партии нашей продукции в магазины «Пятерочки», но грянула самоизоляция и этап вхождения отодвинулся на неопределенный срок. Теперь люди начали приходить в себя, но «коронавирусная лихорадка» дала себя знать – наши договоренности практически нивелированы. Мы начинали работать с конкретными менеджерами, но сейчас их офис переместился в другой регион, внутри сетей реорганизация идет полным ходом, и это – очень сильный удар, большая потеря. Нужно все начинать сначала. Если бы наш продукт до прихода вируса успел попасть на полки «Пятерочки», мы бы чувствовали себя прекрасно. Продукт с преимущественными технологическими характеристиками. Люди сколько ели, столько и едят, мы как работали, так работаем, но… когда начался коронавирус система запаниковала, и начала давать сбои. Отсюда и замедление темпов развития.

- А если вторая волна пандемии?

- Вторая и третья, тут уж никуда не денешься. Будем работать в предлагаемых условиях.

- Еще успеете договориться с сетями до следующей волны?

Пельмени на выставке.jpg- Прогнозировать что-то сейчас – самое неблагодарное занятие. Мы делаем все возможное. Правительство Ярославской области помогает нам в проведении переговоров с федеральными сетями, подписано официальное соглашение, еще на фестивале «Золотая осень». Там прописаны все этапы нашего планируемого сотрудничества. Эта поддержка очень важна. Если бы я пришла «с улицы» и постучалась в дверь "Пятерочки", вряд ли добилась бы чего-то существенного.

- И все-таки, несмотря на всю популярность продукта, который продает «Альянс Гурманов», сама компания – классический малый бизнес, да еще и неоперившийся. Уж сколько их упало в эту бездну…. Не поделитесь рецептами выживания в такое трудное время как наше?

- Вы правы, популярность продукта – это сопутствующие «плюшки и фишки». По большому счету из болота трудностей мы вытащили себя сами. Рецепт? Первое – не стали распылять средства. У нас ни одного лишнего человека в штате, очень многое – на аутсорсинге. Работаем в рамках одного бренда. Второе… Анекдот хотите?

- Почему бы и нет?

- Что нужно купить в первую очередь, после того, как Вы взяли кредит? Красивые трусы. Потому что в них Вы, скорее всего, и останетесь.

Это про вторую часть «рецепта» – надо входить в рынок постепенно, не обременять себя кредитами, не стремиться сделать в 10 раз больше продукции, чтобы она лежала на складе. Мы работали под заказ, на собственные средства, создали компактную структуру управления. Все вышеперечисленное позволило пережить пик трудностей без больших прибылей, но и без убытков. На мой взгляд, это наиболее рациональная политика ведения бизнеса.

- Вы намерены расширять ассортимент продукции?

- Однозначно, но пока внутри бренда «Сибирский мир». Например, выпускать пельмени с перепелиным мясом, такого на рынке нет и никогда не было. Коронавирус отодвинул сроки их поступления в продажу, но продукт разработан, все тестирования пройдены, где-то через месяц появится в магазинах. Делать «Перепелиные» будем в Тутаеве, на заводе «Единство», это удобнее и разумнее, потому что мясо берем на Угличской перепелиной птицефабрике, везти его на Алтай не стоит.

- Что бы Вы изменили в макроэкономической системе РФ, если бы имели такую возможность?

- Суть изменений, которые мне хотелось бы увидеть, можно пояснить на примере мер господдержки в период пандемии. Льготные кредиты – действенно. А отсрочка по платежам – нет. Более того, это ловушка, которая в будущем создаст больше проблем, чем позволит решить сейчас. Если государство действительно хочет помочь бизнесу, то разумнее не давать отсрочку выплаты налогов, а освобождать от них на некий период. Это реальная помощь. Если бы малый бизнес платил меньше налогов, на мой взгляд, это оздоровило бы макроэкномическую систему в целом. Она не вполне гармонична. Доля малого бизнеса в экономике у нас мала, его должно быть больше, и больше не на проценты, а в разы.

- Как сложилась Ваша семейная жизнь?

- Ребенку 28 лет, закончил МГУ, работает в «Альфа-Банке». Супруг – в международной компании «British American Tobacco». Все хорошо.

Беседовал Аскер Замиров

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?