Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

07.05.2019
Политика и экономика
2488
ИГОРЬ ОСИПЦОВ: «Лучшая форма господдержки - чтобы не мешали»
"ПО "Карат" - малое предприятие, работающее в Ярославле. Уникально оно тем, что производит продукцию, аналогов которой нет в России. Это - расходные материалы для металлографических исследований. Что такое металлография и почему наши предприятия могут конкурировать с лучшими импортными образцами продукции (Дания, Франция, Германия, Швейцария, США), рассказывает генеральный директор предприятия Игорь Осипцов.
ИГОРЬ ОСИПЦОВ: «Лучшая форма господдержки - чтобы не мешали»

Именно эта страна (область, город, нужное подчеркнуть) - центр мира, родина слонов, средоточие всего лучшего, здесь главные истоки истории и культуры, умельцы-самородки, чудесные технологии и так далее, и тому подобное. Вряд ли есть на свете хоть одна страна (область, город) жители которой не слышали таких самовосхвалений от местных чиновников и СМИ. Большинство «супердостижений» - мыльные пузыри. Однако, из любого правила есть исключения. В Ярославской области нашлось небольшое предприятие, которое: А) производит продукцию промышленного назначения, которую не делают больше нигде в РФ. Б) Освоило непростые современные технологии просто на энтузиазме своих работников. В) Не пользуется ничьей поддержкой и не особо нуждается. Нетипично по нашим-то кризисным временам. Директор ООО «ПО Карат», Игорь Осипцов, рассказал, как все это получилось.


*   *   *

Об истоках знаний и навыков

Осипкин.jpg- Игорь Николаевич, расскажите немного о себе.

- Родился в Брянской области. После чернобыльской аварии родители по понятным причинам переехали в Ярославскую область. Закончил сельскохозйственный колледж в Ростове, отслужил в армии, женился. Затем – высшее образование, РГАТА, специальность «менеджмент, управление предприятием». В 2013 году купил небольшое обанкротившееся предприятие, с тех пор развиваю его.

- Есть информация, что Ваша компания ООО «ПО Карат» производит уникальную продукцию. Это действительно так?

- В целом – да, но уникальность, конечно, неабсолютная. В нашей «линейке» несколько видов продукции. Есть предприятия, которые производят аналогичную. Говоря об уникальности Вы, видимо, имеете в виду одно направление – металлографию. В производстве расходных материалов именно для металлографичесских исследований мы, в некоторой степени, уникальны, больше в России их не делает никто. Есть импортные аналоги, мы конкурируем с датчанами, французами, немцами, американцами.

- Не все читатели «Клуба социологов» знают, что такое металлография. Расскажите чуть подробнее о Вашей продукции и сфере ее применения.

- Главные потребители – металлургия, атомная промышленность, энергетика, автомобилестроение, аэрокосмическая отрасль. Можно взять шире – любые предприятия и компании, работающие с металлами, сплавами и композитами. На многих предприятиях есть лаборатории, где делают массу всевозможных анализов. Проверяют металлы и сплавы на соответствие ГОСТам и другим стандартам. Это очень важная часть работы предприятия - от качества металла, например, зависят его цена и возможные сферы применения. Один из методов проверки качества – металлография, направление в металловедении. Исследуется микро- и макроструктура материала, путём наблюдения через микроскоп . Делается это так – из детали или просто куска стали, сплава, композита, вырезается кусочек-образец. Его шлифуют и полируют до состояния зеркальной поверхности. И потом, в зависимости от нужд предприятия, изучают под 100, 500 или 1000-кратным увеличением на микроскопе. До зеркального состояния образец доводят с помощью специальных компонентов. Их мы и производим.

- Абразивные пасты?

Суспензия канрат.jpg- В том числе и абразивные пасты, на некоторых предприятиях они нужны. Но если мы говорим о металлографии, то полировка абразивными пастами – это технология вчерашнего дня, точнее, времен Советского Союза. Сейчас все шире применяют алмазные суспензии, они дают лучший результат. Как правило, суспензии на водной основе, которые хорошо работают с полировальными дисками на магнитной фиксации. Диски мы также производим.

- А сами станки, для которых вы делаете полировальные диски и суспензии, импортные или отечественные?

- К сожалению, в России оборудование такой специфики пока не производится. Наши партнеры совсем недавно начали делать полировальные станки. Но технология их производства еще «сырая», процесс не отлажен как следует. Однако, это все-равно прогресс – пытаемся, начали что-то делать. Но пока попытки не дали окончательного результата, предприятия закупают иностранное оборудование. Естественно, те, кто может себе это позволить, импортные станки – удовольствие недешевое.


Почему получается, а иногда не получается конкурировать с импортом

- В данном случае речь не столько о цене, сколько о качестве. Расходные материалы для работы на качественных станках сами должны быть высококачественными. Импортные аналоги есть. Вы хотите сказать, что Ваша продукция не уступает им?

Карат2.jpg- Да, не уступает. Наши материалы дают результат не хуже, а порой - и лучше. Стоят в 2-5 раз дешевле импортных аналогов.

- Сколько у Вас наименований продукции, соперничающей по качеству с импортными аналогами?

- Несколько десятков. Если говорить о суспензиях - больше 40. Есть суспензии на масляной основе, на водной, есть безводные. Они нужны при работе с материалами, для которых вреден контакт с водой. Металлография имеет много вариантов и нюансов.

- Вы говорили, что работа с суспензиями – современная технология. Насколько широко она применяется на отечественных предприятиях?

- Здесь есть поле для развития. Мы переоборудовали старые, оставшиеся еще с советских времен, станки на некоторых предприятиях. Люди работали по старинке, полировали металл на шинельных материалах, с использованием оксида хрома. Попадая в организм, оксид хрома не выводится, оседает в легких навсегда. Мы делали на этих «полировальниках» магнитную основу, после этого на них можно работать приближенно к европейским и мировым стандартам. Но большинство предприятий еще и сегодня работает по старинке. Конечно, какого-то результата они добиваются, но именно «какого-то». Качество оценки образцов «оставляет желать».

- И много таких предприятий?

- Никогда не занимался такими подсчетами, но думаю, что немало. Может быть - 500. Может быть - 1000.

- То есть Ваши возможности увеличения прибылей практически безграничны?

- Наоборот, невелики, если мы говорим не о гипотетических, а о реальных прибылях, о прибылях, которые можно подсчитать и ответственно спрогнозировать. Специфика бизнеса достаточно узкая, огромных денег здесь нет. Конечно, теоретически, если вдруг начнется прорывной рост промышленности… Но не думаю, что он начнется ни с того, ни с сего. Технический прогресс - дело сложное и небыстрое. К нам приезжал представитель швейцарской фирмы Microdiamant, нашего партнера и конкурента. Предлагал свою продукцию. Мне показалось, что он хотел проверить, действительно ли мы делаем нашу продукцию сами, без перепродаж. Показалось, что швейцарец хорошо информирован. По его данным, весь рынок СНГ по нашей специализации, причем вместе с оборудованием - порядка 13 млн. евро в год. Это - очень скромно.

- А Китай не пытается вытеснить Вас с рынка?

- Я с глубочайшим уважением отношусь к достижениям Китая, и, честно говоря, удивлен, но не пытается. Китайцы приезжали к нам, предлагали покупать их продукцию. Но именно в производстве расходных материалов для металлогарфии Китай не особо силен. Они производят и оборудование и расходники, но как следует это у нас не работает. Скорее, они ориентированы на свой рынок.

- Вам удается расширять свое присутствие на рынке?

богатые преприятия.jpg- Удается, но медленно. В нашем секторе рынка несколько специфический, чуть усложенный, маркетинг. Есть предприятия, которые потребляют, в нашем понимании, много расходных материалов для металлографии. Но они так богаты, что деньги не считают, экономия их не интересует. Аргумент - «это стоит в разы дешевле при том же качестве» там не принимается. Мы посылали образцы, но не получается. Там наверняка нужно личное присутствие, неоднократные переговоры. Они уже несколько раз испытывали наши образцы и продолжают колебаться, не хочется менять поставщика. Металлография - дело сложное. Невозможно спорить с заводом, который отвечает в стиле: «Да Ваши образцы хороши, но как-то, вот, немножко, приблизительно, не совсем, хотя точно сказать нельзя, но мы пока еще подумаем…». Таковы особенности маркетинга в высокотехнологичных секторах рынка.

Да и бороться приходится непосредственно с авторитетом мировых лидеров: Struers (Дания), Microdiamant (Швейцария), АТМ (Германия), Buehler (Нидерланды). Это наши основные конкуренты на российском рынке. Чтобы оттеснить их, иногда нужны долгие переговоры, несмотря на то, что с технической точки зрения в расходных материалах мы не слабее. Авторитет есть авторитет. Западные компании давно сделали себе имя.

- Насколько давно?

- Алмазная суспензия, а также алмазные пасты и порошки делаются на основе технических алмазов. СССР был лидером алмазного производства, оно было передовым в мире. Первый синтетический алмаз появился в Советском Союзе. Когда СССР распался, большинство предприятий производивших алмазные порошки, развалились, остались один - два завода. Они и сейчас что-то делают, но мир шагнул далеко вперед, а мы, к сожалению, отстали.


Санкции - не санкции - работать все-равно надо

- Сегодня идет санкцицонная война. Санкции приносят пользу Вашему предприятию, ослабляют западных конкурентов?

- В некотором смысле – да. Западные предприятия и сейчас спокойно работают, они не на 100% зависят от российского рынка, хотя и несут потери. Иногда возникают сложности у наших оборонных предприятий, включенных в санкционные списки. Но политика - политикой, а работать надо. Просто приходится покупать запрещенное санкциями через третьи страны. Теоретически возможно, что санкции могут стать реальными и тотальными, но это не имеет смысла, остановки производства все равно не будет. Если все перекроют – можно ведь и по старинке работать, и авторы санкций это понимают. А для нашей компании в этом случае откроется огромнейшее поле деятельности. Впрочем, я бы этого не хотел. ООО "ПО Карат" не страдает от отсутствия внимания, мы можем спокойно и неторопливо развиваться. Созваниваться, договариваться, ездить, возить образцы. Наше качество, низкие цены, плюс всего-то двухнедельный срок выполнения заказа, привлекают многих. Мы еще и не освоили как следует этот рынок, резервы есть, мы в процессе.

- Экономический кризис Вы ощущаете?

- Практически нет. Нам было труднее в 2014 году. Выпуск опытных образцов, момент осознания того, что происходит. 

sarafannoe-radio.jpg

Продукт, который мы производим, специфический, и потому стабильный. Доллар «скакнул» вдвое, а у нас рост цены за все время работы около 15%, с учетом последнего повышения НДС. По спросу мы видим только рост, «сарафанное радио» работает, все, кто хотят экономить деньги, рано или поздно придут к нам. 

- Вы увеличиваете число наименований продукции или основной расчет на традиционные?

- Мы в процессе разработки новых образцов, хотя в последнее время он чуть-чуть замедлился. Поначалу мы по 5-20 образцов в год вводили. Сейчас сложнее, потому что основная масса уже наработана, и оставшиеся образцы, которые хотелось бы разработать - наиболее сложные в изготовлении. Мы понимаем как делать их технически, они сложны в финансовом плане. Нужно дорогостоящее оборудование. Мы еще таких денег не заработали.

- Ваше оборудование исключительно импортное?

- Вовсе нет. Основная масса может производиться в России.

- Вы, по образованию, менеджер. До создания ООО «ПО Карат» Вы не разбирались, ни в химии, ни в металлургии. Руководство предприятием, производящим настолько специфическую продукцию, «расходники» для металлографии, требует специальных знаний. Откуда они? Или у Вас в штате есть ученые?

Алмазная паста.jpg- Специалисты есть, ученых пока нет. А знания пришлось приобретать самостоятельно. Интернет, общение со специалистами, настойчивость, этого достаточно. В 2013 году я приобрел организацию - банкрота. Она была приспособлена для производства алмазных паст. В РФ есть несколько предприятий, производящих алмазные пасты и порошки. Мы решили, что если начнем развиваться, пойдем по пути освоения производства алмазных суспензий, то имеем большие шансы на успех. Это была интересная задача. Конкуренция в этом сегменте рынка вполне терпимая. Расчет оправдался.

- Есть ли у компании не предпринимательские, а чисто технологические достижения?

Карат4.jpg- Алмаз - тяжелый и твердый. Будучи помещенным в жидкую среду, он быстро оседает на дно. В пригодной для металлографии суспензии алмаз должен находиться во взвешенном состоянии и никуда не падать – такой результат был у иностранцев. Размер алмаза – от 0,1 до 35 микрон, и частички не должны слипаться. Когда мы начинали разработки, у нас порошок «висел» не более полугода. Мы обратились к старому академику, который когда-то налаживал алмазное производство в Ростове, на РОМЗ, просили совета. Узнав, что наш порошок не оседает полгода он сказал: «Вы добились очень хороших результатов. В наше время такого не было». Сейчас алмазный порошок в наших суспензиях не выпадает в осадок и год, и два, и три.


Не мешайте - вот и вся государственная поддержка

- Вы хотели бы чтобы государство как-то поддержало Вашу компанию?

- Мы - самодостаточная единица, ни в чем особом не нуждаемся. Достаточно того, чтобы региональная власть знала, что на нашей Родине, в Ярославской области, есть такое предприятие.

- Что Вам нравится, и что не нравится, в созданной в России системе макроэкономики? Что изменили бы в ней Вы, если бы имели такую возможность? Расстреливали бы казнокрадов, как это делают в Китае?

- Интересная мысль, но правильная ли – не знаю. Мне нравится «китайский стиль» в экономике, но никаких рецептов «как нам обустроить Россию» я давать не хочу. Здесь неминуемо возникнут политические вопросы, я далек от политики, а выступать как дилетант не люблю. В свое время я был депутатом муниципального Совета Тутаева, но мне не понравилось. Это была единственная, и думаю, что последняя, моя попытка «хождения в политику». Хочется творить, что-то делать, а в политике на сегодняшний день, я себя не вижу.

- Есть ли у Вашей компании одна, главная, наиважнейшая проблема? Такая, чтобы хотелось чтобы ее решил волшебник или губернатор?

Карат3.jpg- Нет. На данный момент мы можем самостоятельно развиваться. Лучшая форма поддержки, которую может нам оказать окружающий мир – не мешать, и нам не мешают. Поэтому мы развиваемся.

- Складывается впечатление, что ООО «ПО Карат» какая-то непотопляемая компания. Что должно случиться чтобы Ваш бизнес рухнул?

- Должен прийти очередной ельцин и развалить всю страну. Когда остановится все производство, тогда погибнет и «Карат».

- Вы вспоминаете 90-е как «лихие»?

- Скорее «да», чем «нет». Демократия, свобода слова - это прекрасно, но производство-то реально развалили. Я помню, как моим родителям годами выплачивали зарплату бартером, я сам зарплаты не получал по 8 месяцев.

- А какая альтернатива? СССР? Плановое хозяйство?

- Если плановое хозяйство организовать как следует, с умом, то это очень хорошая штука. Вопрос в качестве управления. Китай позаимствовал идею планового хозяйства у нас, приспособил под свою специфику, и прекрасно живет.

- А Вы в курсе, что в Китае недвижимость может находиться в частной собственности только 70 лет, а потом переходит в собственность государства? Это хорошо? Это тоже облегчает планирование?

- Нет, я не сторонник таких крайностей. Повторю, при нормальном управлении плановое хозяйство можно построить без перегибов. Идеал - государство, которое в состоянии спланировать экономику.


О достижениях и об увлечениях

- Чем занимаются Ваши дети?

- Сыну 22 года, работает, учится заочно, хочет заниматься финансами. Дочке 14 лет, она еще не определилась, но уже говорила, что хотела бы работать в моей компании. Я был бы рад – мне очень не помешает хороший химик, либо хороший маркетолог. Мы обдумаем, время еще есть.

- У Вас есть хобби, любимая книга или фильм?

- Четко выраженного хобби нет, меня интересует моя работа, хобби уже некуда «вставить» Очень много времени требует работа со специальной литературой. Большую часть времени общения с носителями информации я провожу в интернет-пространстве. Тем не менее, читаю каждый день. Последняя художественная книга, которая меня заинтресовала и тронула – «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. Я редко обращаюсь к темам, связанным с политикой и историей, но это тот редкий случай, да, интересно.

Кино мы очень любим, часто смотрим вместе с супругой. Из последних «находок» - итальянский режиссер Паоло Дженовезе, по хиту которого «Идеальные незнакомцы» наш режиссер Алексей Нужный совместно с «Квартетом И» снял римейк «Громкая связь». Еще мне нравится «Место встречи». В обоих случаях – нестандартное мышление, нестандартная ситуация, нестандартный подход. Может быть, это и есть самое интересноне в жизни.

- Вы, несомненно, патриот. Но по последнему опросу «Левада-Центра» 70% россиян положительно оценивают деятельсность Сталина. Всю деятельность, в том числе и борьбу со «врагами народа». Вы не хотели бы присоедниться к большинству?

- Нет, я не вхожу в эти 70%.

не мешайте.jpg

Беседовала Варвара Неянова

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?