Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

03.04.2016
Политика и экономика
1957
Летаргия как предвестник социального взрыва
Прошел первый квартал 2016 г. Он ничем особенно хорошим не запомнился, было всего два-три ключевых события, которые хоть как-то могли повлиять на ситуацию в стране – теракты в Брюсселе, заявление Президента В.Путина о выводе войск из Сирии и ситуация в экономике России. В целом все было буднично, флегматично, безрадостно. Летаргия. Апатия. Депрессуха. Отсутствие надежд. Но такое состояние долго продолжаться не может. После длительной спячки обычно бывает взрыв. Хорошо, что, если только эмоциональный.
Летаргия как предвестник социального взрыва

Теракты в Брюсселе уже многих не напугали. И не удивили. К этому как-то стали постепенно привыкать. После парижских событий прошлого года, Брюссель выглядел даже как-то буднично что ли. Да, страшно, да неприятно, да жаль погибших людей. Но все это уже стало, что ли, каким-то уже обыденным явлением. Мы про это писали сразу после парижских событий. Теперь возможность терактов - элемент пейзажа любого крупного европейского города. Теперь это возможно везде, в любое время и не удивляйтесь, что теракты будут совершать граждане вашей страны. Теперь к этому нужно привыкать как автомобильной аварии, как к неизбежности, как к судьбе. И не надеяться на оперативную работу спецслужб. Надеяться теперь можно только на себя, на свою внимательность, удачливость и осторожность. Все других рецептов нет. Не удивляйтесь в случае чего, если опять будут какие-то теракты в России. Поближе к выборам. Это будет логично, ведь отвлекать народ уже будет нечем – повестка с Крымом исчерпана, с Донбассом исчерпана, с Сирией почти исчерпана. Чем удивлять-то еще? Не отставкой же Путина… Напомним, между прочим, что в период сразу после совершения терактов рейтинг главы государства, как правило, повышается. Резко. Президент (премьер и т.т.) обычно призывает к единству, к сплочению перед лицом общей беды и опасности и т.д. Рейтинг повышается месяца так на два – на три, а потом возвращается к прежним значениям. Так было в России в 1999 г., так было в США в сентябре 2001 г., так было во Франции в ноябре 2015 г. Не так было только в Испании 11 марта 2004 г. Но там взрывы на мадридском вокзале прогремели за 3 дня до выборов, шок был слишком сильный и что называется «на слишком короткой дистанции». Он изменил настроения граждан. Кардинально. Думается, что наши спецслужбы глубоко изучили этот международный опыт.

обратно.jpg

Вывод войск из Сирии. Это вроде как вывод, а вроде как и не вывод. Базы остаются, ограниченный контингент соответственно тоже. Что-то больно уж все это смахивает на Афганистан. Такой маленький Афганистан, с той лишь разницей, что мы выступаем на стороне законного правительства, у которого еще осталась боеспособная армия. Понятно на самом деле только одно, войска точно будут выводиться, но в каком количестве и в какие сроки - не слишком понятно. Войска начали выводить также неожиданно как и ввели. Кто-то из бывших израильских дипломатов очень хорошо пошутил на эту тему – войска в Сирию России нужно было вводить только для того, чтобы в определенный момент их можно было оттуда вывести. В любом случае пусть даже и ограниченная, но весьма важная мера по выводу войск из Сирии однозначно расценивается как позитивная новость. Для внешней политики это толчок к более вразумительным переговорам. И не зря же представители американцев зачастили в Москву – то Керри приедет, то шеф ЦРУ… В этом смысле появилась некая надежда на то, что наконец-то Президент В.Путин будет больше времени уделять внутренним вопросам страны и в первую очередь экономике. Мы об этом писали еще в ноябре 2015 г., но тогда все планы в прямом и переносном смысле сбили турецкие ВВС, уничтожившие наш военный самолет. С этого момента все пошло наперекосяк. Однако, похоже, что острая фаза сирийского конфликта миновала и теперь стоит выходить из стадии супернапряженности в стадию торговли с Западом. Стал ли вывод российских ВВС итогом какой-то закулисной сделки с американцами или это просто демонстрация доброй воли – покажет только время. А может это вообще очередная пиар-акция? Увеличит ли это уровень доверия между Западом и Россией? Вряд ли. Но вот несколько разрядить ситуацию, конечно, может. Санкции, конечно, никто не отменит. Но хотя бы вокруг, может, станет несколько поспокойнее. Да и траты на сирийскую операцию из госбюджета явно сократятся. А вопрос денег сейчас для российской экономики действительно становится ключевым. Денег в экономике нет и в ближайшем будущем не предвидится.

Экономика России стабилизировалась? Утвердительный ответ хотят услышать все, а не только Минэкономразвития. Многие экономические эксперты считают, что экономика России приспособилась к кризису и уже не за горами незначительный рост. И вроде как это уже должно произойти во второй половине 2016 г. 

плывем.jpg

По оценке Центробанка РФ, в январе - марте 2016 г. ВВП России снизился в годовом измерении на 1,7-2%. Темп снижения ВВП, очищенный от сезонности, при этом составил около 0,3%. Вроде бы цена на нефть несколько стабилизировалась, вроде бы рубль стал чувствовать себя чуть более уверенно, вроде как инфляция подуспокоилась (в пересчете на год первый квартал 2016 г. показывает значения в районе 7,5-8%). Однако вот денег от этого больше ни у кого не стало. Население за последние два года несет существенные финансовые потери из-за высоких цен и низких зарплат. По официальным данным инфляция за прошлый год составила почти 14%, реально с учетом импортных продуктов, которые Росстат не учитывает в своих измерениях, инфляция, конечно, приблизилась к 50%. Много, очень много. Хотя официальные 8% в 2016 г., конечно лучше официальные 14% в 2015 г., кто бы спорил. Однако в 2016 г., кроме этого параметра, ничего лучше того, что было в 2015 г. не стало. И не станет. Если предположить, что уровень цен на нефть останется в коридоре 40-45 долларов за баррель в 2016 г. (что еще, конечно совсем не факт), то российская экономика окажется в целом примерно в тех же условиях что и в 2015 г. Тогда только во второй половине декабря баррель марки Brent упал ниже 40 долларов, а так был практически целый год существенно выше (среднегодовой показатель в 2015 году составил 51,1 долларов за баррель)… А 2 апреля цена нефти снова упала до 38,79 долларов за баррель. Но ведь 2015 г. удачным для экономики не был. Оснований предполагать, что 2016 г. будет лучше предыдущего, нет никаких. А если так, то кризис продолжится. Тягучий, неприятный, непредсказуемый… Правительство ничего на собирается делать для улучшения ситуации в экономике. Это уже понятно окончательно и бесповоротно. Разрекламированная антикризисная программа Правительства является полной фикцией, поскольку выдает за антикризисные действия исключительно выборочную поддержку из госбюджета отдельных отраслей промышленности. Ничего не предлагается ни по снижению налогов, ни по повышению инвестиционной привлекательности России, ни по снижению кредитных процентных ставок. Правительство не делает ничего для того, чтобы запустить в стране новый экономический рост, правительство не делает ничего для того, чтобы бороться с бедностью, правительство не делает ничего для того, чтобы сделать что-то серьезное и значимое для того, чтобы хотя бы обозначить реальную перспективу выхода из глубокого и длительного экономического кризиса. НИЧЕГО. И все ждут, что кризис пройдет сам собою. Испарится. Рассосется. Цены на нефть поднимутся, и все будет как всегда – хорошо и спокойно. Но для этого нет никаких оснований в 2016 г. НИКАКИХ. Нет действий, нет желания, нет потенции. И это состояние летаргии ничем хорошим закончиться не может. Длительный период апатии и депрессии обычно заканчивается эмоциональным взрывом. Или срывом. Разница будет только в последствиях.

Возможны ли радикальные последствия? В сентябре выборы в ГосДуму РФ. Понятно, что ЕР не возьмет столько же голосов, сколько на прошлых выборах. Их (голосов и соответственно процентов) по партийным спискам будет существенно меньше. И это просто так оставить будет нельзя. Как один из сценариев развития событий должен быть такой – отставка премьера Медведева как некая реакция на поражение партии власти, которую он формально возглавляет. Смена правительства в сентябре будет неизбежна. Если кризис опять каким-то чудом не рассосется, новому правительству придется таки делать реальные, а не мнимые реформы. РЕАЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ. Без этого уже будет невозможно обойтись. Никак. Поскольку после смены правительства всю полноту ответственности придется взять на себя лично Путину. А дальше него у нас других инстанций нет – дальнейшее ухудшение ситуации в экономике будет продуцироваться населением как личная неудача Путина. А Путин ой как не любит неудач. Поэтому что-то с экономикой все-равно придется делать. Вот только когда? Вопрос открытый. Судя по реализации нынешних сценариев развития событий, это случится не раньше октября текущего года. Жаль. Времени будет упущено много. А нынешнее ничегонеделание все-равно выйдет боком. Но, правда, только населению. А оно напугано. Хотя и не пытается показывать это открыто. Скрытничает…

На этот феноменом обратили внимание социологи из ВЦИОМ. В январе – феврале этого года их социологические опросы зарегистрировали тенденции, которые говорят о формировании в обществе депрессивных настроений. Впервые за все время наблюдений произошел значимый рост следующих установок домохозяйств: как можно меньше тратить, не брать взаймы, забирать  деньги из банков. Население опасается потери работы и старается не тратить деньги, оборот денег в экономике снижается – а на долю домохозяйств приходится каждый второй рубль расходов. Предприятия не могут реализовать продукцию и сокращают производство, увольняют рабочих; население убеждается, что его опасения верны, начинает экономить. Население не сразу осознало, что экономика в кризисе. После паники конца 2014 г. люди решили, что худшее позади: отмечая ухудшение собственного материального положения, они считали, что ситуация в экономике все лучше и лучше. А это было не так. В целом общество весьма точно оценивает происходящее, но с запозданием. Примерно на полгода. Формирование негативных настроений происходит на крайне неблагоприятном эмоциональном фоне: с весны 2015 г. доля людей, испытывающих негативные эмоции, превышает долю оптимистов. Долгосрочная депрессия чревата снижением поведенческой активности: люди стараются не заработать побольше, а побольше сэкономить. И это вовсе не означает, что они всем довольны. Скорее наоборот. Скрытое недовольство обязательно выльется в…

Радужные перспективы 2019 г. В этом году не слишком-то оптимстичен даже пресловутый Минэконоразвития, который все искал, искал и не находил дно кризиса в 2015 г. На сей раз его прогноз нам кажется более реален и прагматичен. Его опубликовала газета «Ведомости». И он не предполагает никаких шапкозакидательских сценариев.

сценарий.jpg

Минэкономразвития ожидает постепенного роста цены нефти – с $40/барр. в этом году до $50 в 2018 и 2019 гг. Предполагается, что дефицит бюджета будет ежегодно снижаться на 1 п. п. и к 2019 г. бюджет будет бездефицитным при $50/барр. Согласно прогнозу с 2017 г. рост реальных доходов и реальных зарплат возобновится, хотя к началу 2020 г. они останутся ниже уровня 2014 г. на 5 и 7%. В базовом сценарии прогноза экономика за 2015–2018 гг. сократится на 0,5%. Но уже в 2019 г., несмотря на стагнацию нефтяных цен, ускорит темп роста до 2,5% и компенсирует потери. Так что ждать осталось недолго. Каких-то 3,5 года. Осталось только подумать, как выжить в этот краткосрочный период. У Правительства рецептов по этому поводу нет. НИКАКИХ. А у вас?

Евгений Голубев

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?