Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

17.06.2020
Политика и экономика
2952
ТАРИФЫ РАЗДОРА

Теория принятия решений между молотом и наковальней

ТАРИФЫ РАЗДОРА

Коронавирус – коронавирусом, но даже он со всеми «самоизоляциями» и «удалёнками» не может остановить ход времени. Жизнь продолжается. И другие проблемы (помимо тех, которые принесла пандемия) к великому сожалению никто не отменял. Среди них особенно выделяется «третья российская беда» – ежегодный рост тарифов ЖКХ. Очередное повышение ожидается уже совсем скоро – с 1 июля, по сложившейся традиции. И пока оно остаётся в силе. Хотя на федеральном уровне уже третий месяц активно обсуждают возможность «заморозки» действующих расценок на жилищно-коммунальные услуги. Первый сигнал прозвучал ещё в апреле в стенах Государственной Думы. В начале июня об инициативе заговорили уже в Минстрое РФ. А некоторые регионы вообще не стали дожидаться сигналов «сверху» и приняли собственные решения об отмене повышения стоимости отдельных коммунальных услуг. Откровенно говоря, «всероссийский» мораторий пришёлся бы очень кстати. Хотя бы на полгода. Падение реальных доходов населения, резкое увеличение количества безработных, сворачивание производства и другие кризисные явления в экономике в период самоизоляции итак обострились до предела. А тут – очередной отъём денег у населения. Коммунальщики, конечно, против подобных «послаблений». И наверняка постараются сделать всё, чтобы «заморозки» не было. В этом плане перед властью стоит трудный выбор: или найти силы выдержать сверхмощное лобби бизнеса и ввести мораторий, или получить реальную угрозу социального взрыва. А час «икс» для принятия решения ещё и совпадает с днём голосования по поправкам в Конституцию. Так что времени на решение сверхзадачи осталось немного.

 

«За» и «против»: аргументы и факты

       Якушев.png   Главным аргументом против моратория на повышение оплаты услуг ЖКХ стали финансовые соображения. Не успел министр строительства Владимир Якушев сообщить о том, что ведомство рассматривает инициативу о «заморозке» тарифов, как его заместитель Максим Егоров тут же выдал цифры возможных потерь коммунальщиков. По словам чиновника, в случае принятия решения об отказе от повышения с 1 июля, они составят около 300 миллиардов рублей. И это – только по тепло- и водоснабжению, без учёта поставок электричества и газа, а также вывоза. Правда, вода с отоплением всегда были самыми дорогими услугами и составляли львиную долю расходов в среднестатистической квитанции. Тем не менее, к озвученной цифре по логике Минстроя России смело можно приплюсовать ещё несколько десятков миллионов. Кроме того, по прогнозам ведомства, за три месяца ограничительных мер выпадающие доходы отрасли ЖКХ составят ещё порядка 70-80 миллиардов рублей. Правда, откуда взялись эти цифры и как получились подобные расчёты, чиновники не пояснили.

         Двумя неделями ранее в Министерстве энергетики России предложили сократить период отсрочки по начислению пени при неуплате коммунальных платежей, который был установлен до конца года (введен в начале апреля как мера поддержки в период вынужденной самоизоляции). Об этом в конце мая заявил заместитель министра Юрий Маневич (видимо, традиция возлагать обязанности по трансляции непопулярных новостей на замов сохранилась и в новом составе Правительства страны). В Минэнерго заявили, что временная отмена штрафов за неуплату «коммуналки» привела к росту неплатежей. Согласно статистике, приведенной на сайте РБК, в апреле сбор платы за электроэнергию снизился на 7%, а за тепло – на 12% (по сравнению с показателями прошлого года). Соответственно, задолженность населения увеличилась на 11 и 16 миллиардов. По подсчётам ведомства, если мораторий сохранится до конца года, электростанции потеряют до 600-700 миллиардов, что может поставить под угрозу, ни много, ни мало, надежность энерго- и теплоснабжения всей страны. Хотя каким образом из цифры совокупной месячной задолженности в размере менее 30 миллиардов получилась вышеназванная сумма, также осталось непонятным.

        552073.jpgВообще, в разговорах о «выпадающих доходах» отрасли ЖКХ, «экономически обоснованных» тарифах и прочих высоких материях в принципе много неясного. А расчёты коммунальщиков всегда были самыми непрозрачными. Как говорится, без «поллитры» не разберёшься. Поэтому позволим себе усомниться в тех страшных картинах и астрономических убытках, о которых рассказали уважаемые представители вышеназванных ведомств. Как минимум, по трём причинам. Во-первых, ещё в марте прошлого года руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что россияне по большинству позиций переплачивают за жилищно-коммунальные услуги более 100% их себестоимости. Неужели этого «запаса прочности» не хватит, чтобы пережить карантин (даже в условиях снижения оплаты со стороны потребителей)?

         61fcc239c5e688cdb323cda2667e672e.jpgВо-вторых, предприятия отрасли ЖКХ как объекты жизнеобеспечения не прекращали работу во время «режима нерабочих дней». Дословная выписка из рекомендаций работодателям гласит, что режим не распространяется на работников непрерывно действующих организаций, в том числе в сфере энергетики, теплоснабжения, водоподготовки, водоочистки и водоотведения. Соответственно, все последние месяцы коммунальщики трудились в обычном режиме. Так что сферу ЖКХ, говоря по совести, вряд ли стоит причислять к пострадавшим из-за коронавируса. Во всяком случае, на общих основаниях. Просто потому, что она не лишилась потребителей и самой возможности работать. Хотя в том же Минстрое РФ ходатайствовали о включении отрасли в перечень ещё в середине апреля.

     91fe45978755cf197919445ac1d6b837-1024x608.jpegВ-третьих, в течение всего периода ограничительных мер плата за коммунальные услуги взималась регулярно (в отличие от многих отраслей торговли и сферы услуг, которые почти целый квартал жили без денег). Квитанции собственникам жилых и нежилых помещений приходили ежемесячно. А никаких дополнительных льгот в масштабах страны никто не вводил. Единственное, на что пошли власти – упомянутый выше мораторий на взимание пени по неплатежам. Но это – временная мера, которая отнюдь не означает списания накопленных долгов. Их всё равно придётся оплачивать, только позже. И коммунальщики так или иначе получат эти деньги. Конечно, желание иметь наличные средства здесь и сейчас понятно. Но у нас весь бизнес работает в кредит! А оплата работ по львиной доли государственных контрактов и вовсе оплачиваются пост-фактум. И ничего, все как-то выкручиваются. Значит, и воротилы от ЖКХ смогут!

         Единственная строка, которая хоть как-то укладывается в логику повышения тарифов – это содержание жилья (куда входит, в том числе, уборка и содержание мест общего пользования). Управляющие компании объективно понесли дополнительные расходы на дезинфекцию и дополнительную мойку подъездов, лестничных клеток, лифтов и другого имущества. По крайней мере, здесь хотя бы понятно – за что вносить дополнительную плату. Кроме того, её размер собственники могут установить самостоятельно на общем собрании. Если такого решения не последует, то тариф примут местные власти. В Ярославле он увеличится в среднем на 3% по сравнению с 2019 годом. Что почти в два раза меньше, чем планируемое с 1 июля повышение стоимости коммунальных услуг в целом по области. Оно составит 5,6%. И пока его не думают отменять. И здесь наш регион невыгодно отличается от целого ряда других субъектов страны.

 

Слово регионам

         Правда, регионы подключились к обсуждению вопроса о моратории на рост тарифов несколько позже (зато гораздо активнее). А тон задали всё-таки на федеральном уровне. Одним из первых не повышать тарифы с 1 июля предложил глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. Аналогичное предложение поступало от Губернатора Ставрополья Владимира Владимирова. Наконец, ещё в апреле с аналогичной инициативой в Правительство РФ обратился депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР Иван Сухарев. После этого «тарифная» повестка стала всё активнее рассматриваться и в субъектах.

         104072903_2712722612328940_789902893877384173_o.jpgТак, по примеру своего федерального коллеги к исполнительной власти решили обратиться ярославские коммунисты. 10 июня они внесли в областную Думу проект постановления об обращении к Губернатору Дмитрию Миронову «О моратории на рост тарифов в Ярославской области на услуги жилищно-коммунального хозяйства с 1 июля 2020 года по 1 января 2021 года». Авторами выступили депутаты Александр Воробьёв и Эльхан Мардалиев. Парламентарии отметили, что за последние годы оплата коммунальных услуг значительно опережает рост доходов населения, особенно социально незащищенных категорий граждан. Так, с 2014 по 2019 год совокупный рост тарифов ЖКХ только по официальным данным составил порядка 34%. В то время, как реальные доходы граждан сократились на 11% (по факту – гораздо больше). В условиях действия ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, произошло еще более значительное ухудшение материального положения. Многие жители области были вынуждены уйти в неоплачиваемые отпуска или вовсе потеряли работу.

         В таких условиях коммунисты посчитали целесообразным «заморозить» тарифы. И подчеркнули, что данная мера позволит снизить социальную напряженность в обществе. Вопрос удалось «внепланово» включить в повестку дня профильного думского комитета (судя по результатам голосования, за это выступили представители разных партий, в том числе «Единой России»). Разгорелась нешуточная часовая полемика, давно не сотрясавшая стены законодательного собрания региона. В итоге председатель комитета Александр Тарасенков сослался на бюрократические вопросы (на момент заседания проект постановления был внесён, но ещё не расписан спикером Думы) и не стал рассматривать документ. Никакого решения принято не было. Бумагу лишь направили в Правительство области для изучения.

         Тогда авторы обращения повторно озвучили вопрос непосредственно главе региона в ходе его виртуального отчёта перед парламентом 16 июня. Но Дмитрий Миронов ограничился стандартными общими фразами: есть желание помочь, но оказать поддержку всем мы не сможем, потому что возможности бюджета не безграничны. Правда, Губернатор предложил встретиться и обсудить отдельные пункты предложений оппозиции. Какие – осталось непонятным. В саму встречу также верится с трудом. А настрой исполнительной власти насчёт повышения тарифов в целом понятен. И он не внушает оптимизма. Образно выражаясь, пациент скорее мёртв, чем жив. Судя по всему, с 1 июля нам всё-таки стоит ждать повышения оплаты ЖКУ.

         Понятно, что инициатива КПРФ рассчитана на определённую реакцию в обществе и не лишена налёта популизма. Но всё это присутствует в действиях любых публичных политиков и продиктовано самой природой «искусства возможного». Так что ничего зазорного здесь нет. Тем более, что мера действительно не лишняя, а никаких иных мер поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных услуг в период ограничений в Ярославской области не приняли. Единственное, на что пошли региональные власти – не стали поднимать тарифы на вывоз ТКО. Однако в прошлом году рост стоимости данной услуги итак вырос на 27,2%, покрыв все возможные убытки на годы вперёд. К тому же, работа регионального оператора в лице фирмы «Хартия» и без того вызывает много вопросов. Так что в областном Правительстве просто не стали испытывать терпение народа.

         А как поступили в других регионах? Ведь в условиях пандемии им дали больше полномочий (точнее – переложили на них ответственность за принятие решений). В том числе и в сфере ЖКХ. Как оказалось, многие не стали ждать милости «сверху» и сделали собственные шаги. Детальный мониторинг представлен на сайте НП «ЖКХ контроль». В исследовании принимали участие 65 субъектов страны. Решения оказались различными. Часть регионов отказались повышать тарифы на отдельные коммунальные услуги. К примеру, помимо Ярославской области плату за вывоз мусора сохранили на прежнем уровне в Волгоградской, Калужской, Иркутской и Рязанской областях. В последней без изменений также оставили стоимость капитального ремонта и газоснабжения, а в Приангарье – капитального ремонта, холодной и горячей воды. В Московской области оставили действующие тарифы на газ (и, как мы помним, там действует мораторий на капремонт), в Нижегородской – на отопление.

         yrov8123_jpg_ejw_1280.jpgВ нескольких субъектах были приняты решения не поднимать тарифы в отдельных муниципальных образованиях. В Алтайском крае – на холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, вывоз твердых коммунальных отходов. Во Владимирской области – на отопление. В Красноярском крае и Башкирии – на вывоз твердых коммунальных отходов. В Орловской области и Татарстане – на холодное водоснабжение и водоотведение. В Мурманской области – на отопление, холодное водоснабжение и газоснабжение. В Ульяновской области – на горячее водоснабжение и водоотведение. В Калмыкии – на горячее водоснабжение.

         Наконец, повышение тарифов ниже установленного Правительством уровня произойдет в Алтайском и Камчатском краях, Кабардино-Балкарской Республике, Астраханской, Курской, Магаданской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Смоленской, Тульской и Ульяновской областях. Согласитесь, что на фоне подавляющего большинства перечисленных субъектов Ярославский регион выглядит совсем не лучшим образом. Особенно с учётом того, что весной были последовательно отбракованы предложения о «заморозке» взносов на капремонт с 1 апреля до 1 октября и о целевой поддержке семей на оплату коммуналки в размере 3000 рублей. Так что в период ограничительных мер проблема оплаты ЖКУ обозначилась со всей серьёзностью.

         Как региональные власти будут её решать (и будут ли вообще) – пока непонятно. Похоже, что единое мнение по данному вопросу отсутствует и в федеральном центре. А наша область сегодня относится к тем субъектам, которые в первую очередь будут ориентироваться на установки «сверху». С учётом особого характера ярославцев и скопившегося груза иных проблем, позиция довольно рискованная. На наш взгляд, разумнее принять хоть какие-то послабления. Какие конкретно – вопрос для обсуждения. Только времени на него осталось мало. Первое число не за горами. Но если пояса затянут ещё туже, это однозначно выльется в ту самую социальную напряжённость. Что, в свою очередь, рискует отразиться на результатах голосования, которое состоится того же первого числа. А это уже протест. И истеблишмент сильно его опасается. Так что надо определяться: продолжать лелеять завышенные интересы коммунальщиков, или расшатывать собственное положение. Выбор непростой. Но такие уж нынче времена. Трудно всем. Так почему для власти должно быть исключение? 

 

ИВАН ТИХОНОВ


В публикации использованы иллюстрации российско-ярославского художника-монументалиста Васи Ложкина (в миру - Алексей Куделин). Спасибо ему за его многогранное творчество.

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?