Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

28.07.2014
2269
О перспективах передовиков невидимого фронта
Социологи – это передовики невидимого фронта. Так их часто называют менеджеры крупных и средних российских компаний, иногда с легко скрываемым скепсисом, иногда вполне серьезно и пафосно. Что же сейчас происходит в отрасли? Предлагаю свой взгляд на ситуацию, понимая, что она озвучена со своей региональной колокольни и не претендует на истину в последней инстанции. Это просто мнение человека, который давно работает в отрасли.
  

Безымянный.png24-25 апреля 2014 г. состоялся III Съезд региональных исследовательских компаний (http://2014.marketregion.ru). Я, к счастью, в это время был в славном городе Амстердаме и отправил на этот съезд начальника полевого отдела Марину Васильеву. К счастью, потому что считал и считаю - наша отрасль находится в глубоком кризисе и особенных перспектив для развития региональных компаний на рынке нет (это в целом подтвердилось настроениями многих участников съезда, в т.ч. крупнейшими московскими игроками).





Многие крупнейшие московские компании также чувствуют себя не слишком уверенно, поскольку вступили в полосу:
  • стадиального снижения интереса крупных иностранных компаний к России в целом (зарабатывать здесь становится все труднее), 
  • уменьшения внимания крупнейших транснациональных компаний к маркетинговым исследованиям в мире и 
  • негативного политического отношения к России в связи с высокими геополитическими рисками (события на Украине и введение экономических санкций против России).
То есть говорить было особенно не о чем. Пик продаж позади и будущее весьма и весьма неопределенно. В целом мои ожидания оправдались. Широким представительством из крупных компаний отметились только TNS и GFK. Показательно, что ФОМ, который ранее отправлял большое количество своих работников на этот форум, в этот раз направил только одну Ларису Паутову. Да и многих сильных региональных компаний на съезде просто не было. Видимо они также не очень поняли, что им было делать на форуме – обсуждать всеобщие неудачи? Скучно и неинтересно. А хвастаться тем чего не будет никогда – несолидно. В целом мажорными настроениями в докладах отметились только TNS и ФОМ. Немного зная кухню московских компаний изнутри, могу предположить, что позитивные настроения ФОМа были всего скорее несколько наигранными и преувеличенными. Падение рынка по политическим исследованиям их коснулось. По моим личным ощущениям – довольно серьезно. Хотя, конечно, могу ошибаться. Но есть еще оно «но» - есть стойкое ощущение, что ФОМ несколько прозевал рывок конкурентов в области телефонных опросов.

Безымянный.pngЕдинственный кто излучал реальную уверенность в завтрашнем дне (и видимо не без оснований), была компания TNS. У них есть четкое понимание того куда движется рынок и какое место на нем будет за этой компанией. Не зря они объявили о полном переходе к 2015 г. всех квартирных опросов на планшеты с возможностью заполнять анкеты по интернет-ссылке. Похожую стратегию также начало реализовывать и GFK. А что другие участники рынка? Такое ощущение, что они пребывают в некоей растерянности. Оно и понятно. Многие крупные иностранные компании еще не скоро вернуться на российский рынок, да Интернет все более и более теснит традиционные методы проведения опросов, несмотря на весьма ограниченные возможности контроля данных в Интернете.
Что дальше? По-видимому, в ближайшее год-два ничего хорошего на рынке произойти по определению не может. Понятно, что несколько оживят картину выборы Губернаторов, однако принципиально изменить ситуацию в отрасли они не могут. К 2016 г. еще добавятся выборы в ГосДуму РФ, которые снова будут проводиться и по одномандатным округам, и по партийным спискам. И это, похоже, все видимые резервы для какого-то адекватного роста. А собственно с маркетинговыми исследованиями дело будет обстоять плохо.
Выступая на I Съезде региональных исследовательских компаний, проходившем в 2010 г., я прогнозировал падение объемов работ и заказов на нашем рынке. Ошибся. Как раз рынок в 2010 г. и особенно в 2011 г. был в стадии роста. Однако в 2012 г. он практически встал на месте, в 2013 г. продемонстрировал небольшое падение, а в 2014 он должен серьезно просесть. И дай Бог, чтобы 2014 г. оказался дном падения. Так, что мой прогноз с некоторым опозданием, но сбылся. Но я был бы очень рад серьезно ошибиться в перспективах. Может, меня кто-то в состоянии разубедить в моих негативных настроениях?
Безымянный.png



Евгений Голубев

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?