Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

12.04.2018
Ярославль
1628
ТОЧКИ ИЛИ ЗАПЯТЫЕ?
Первые итоги реализации стратегии ярославского Губернатора Д.Миронова «10 точек роста» или о высокой индийской философии
ТОЧКИ ИЛИ ЗАПЯТЫЕ?

Год назад в Ярославской области была принята очередная стратегия социально-экономического развития с эпическим названием «10 точек роста». Очередная, потому что подобные опусы практиковались и при Анатолии Лисицыне, и при Сергее Вахрукове, и при Сергее Ястребове. И вот наступил черёд Дмитрия Миронова. На этот раз к документу подошли особенно основательно. Начали со сбора предложений от граждан. Он шёл три месяца и завершился 3 февраля 2017 года. В итоге от жителей поступило 6485 обращений. Параллельно над каждым разделом программы потрудились экспертные группы, отобранные представителями органов исполнительной власти. Наконец, 13 марта прошлого года в КЗЦ «Миллениум» при большом скоплении народа состоялась официальная презентация стратегии. В принципе, все десять сталинских (в смысле, мироновских) ударов были выбраны верно, и более-менее точно отражали основные проблемы региона. Но вот плановые показатели, цифры и сроки их решения с самого начала вызывали вопросы. Некоторые из них «Клуб социологов» озвучил ещё 23 марта 2017 в статье «10 точек роста, 10 поводов для сомнений». Прошёл год. И сегодня мы можем подвести первые итоги реализации программы. А заодно посмотреть, насколько её авторы смогли осуществить задуманное.

 

Доступное жильё и развитие ЖКХ.

 Начнём со стройки и коммуналки, ибо эта тема в прямом смысле слова затрагивает каждого из нас. В стратегии развития области ей также отвели ключевое место. А вот результаты работы за первый год оказались противоречивы. Начнём с хорошего. Во-первых, одной из главных задач было полное расселение жилья, признанного аварийным до 1 января 2012 года. Цель достигнута. Притом, досрочно. К 1 сентября 2017, если верить чиновникам, в области не осталось ветхих домов пятилетней давности. Разумеется, это не означает, что «гнилушки» исчезли совсем. Ибо после 2012 время не остановилось, да и определение уровня износа было достаточно условным. Но это уже совсем другая история. Которая, если Москва даст «добро», начнётся в 2019 году. Именно тогда обещают принять новую федеральную программу расселения. Во-вторых, регион сохраняет нормальные объёмы строительства жилья. В прошлом году у нас ввели без малого 754 тысячи квадратных метров. План выполнен на 111%. Лучшие показатели достигнуты в Ростовском, Рыбинском и Ярославском районах. Да, по сравнению с предыдущими периодами начался спад. Да и в ЦФО мы лишь восьмые. Кризис и ужесточение законодательства в сфере градостроительства даёт о себе знать. Но цифры всё равно вполне приличные. А в целом, программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения Ярославской области» выполнена на 100,8%. В том числе за счёт активного привлечения внебюджетных источников.        

20180411_120238.jpg

 Но есть и провалы. Пожалуй, один из самых показательных – газификация. По планам авторов «10 точек роста», уже в 2017 году в регионе должны были построить 205 километров сетей и обеспечить газом 7716 домохозяйств (во всяком случае, такие данные указаны в документах Правительства). Вместе с тем, на момент официального утверждения стратегии даже не было подписано соглашение с ПАО «Газпром». В итоге за прошлый год «национальное достояние» не построило ни одной трубы. Конечно, это не означает, что не было никакой работы. Область возвела две газовые котельные, сделала распределительные сети, ввела несколько небольших газопроводов и выполнила проектные работы. Всё это должно «выстрелить» уже в 2018 году, когда, будем надеяться, начнётся «большое строительство». Но из песни слов не выкинешь. Первоначально сроки были другими. И если в них не было уверенности – наверное, стоило быть более осторожным в словах.

         Ещё один момент касается обманутых дольщиков. Для региона это весьма острая проблема. И, в принципе, она решается. Не сказать, что быстро и безболезненно, но решается. Однако и здесь авторов стратегии подвели шапкозакидательские настроения. Они пообещали полностью решить вопрос за два года. Иными словами, последний обманутый дольщик должен получить ключи от новой квартиры (либо земельный участок под ИЖС) в 2018 году. Однако сегодня абсолютно ясно, что этого не произойдёт. Процесс движется. В феврале сдали ещё один долгострой. А за год обещают достроить 14 домов. 

Каарта полигонов Московской области.png

Однако в области остаётся два десятка проблемных объектов (в том числе таких застройщиков, как ООО «Позитив», ООО «Строитель плюс», ООО «Альянс» и ряд других). В основном, они расположены во Фрунзенском и Заволжском районах Ярославля, а также на территории Заволжского и Кузнечихинского поселений Ярославского района. Некоторые точно не будут достроены в этом году. 

        Ну и разумеется, качество жизни ярославцев, о котором так любят говорить власти, однозначно не улучшит ситуация с вывозом мусора из Московской области. Первые дни в Правительстве упорно скрывали сей факт и делали вид, что ничего не происходит. Потом попытались выдать малоубедительную версию о том, что мусор ярославский, а столичные только машины. Но на девятый день всё-таки признались. Похоже, пришло время «отрабатывать» прошлогодний «собянинский подарок» в 600 миллионов на зону ЮНЕСКО. Что любопытно, «мусорный вопрос» встал и перед другими регионами, граничащими с Подмосковьем. Но отдельные губернаторы (например, в Тверской области) наотрез отказались складировать столичные отходы на подведомственной им территории. Наш согласился. Поступок, достойный настоящего генерала! И ладно бы, с собственными полигонами ТБО было всё в порядке. Так нет же. Скажем, до сих пор актуальна проблема свалок в Пошехонском и Переславском районе, которую Губернатор обещал решить во время встреч с жителями в прошлом году. Да и другие объекты выглядят не многим лучше. Но, похоже, сейчас об этом предпочитают не вспоминать.

   

Развитие общественного транспорта и инфраструктуры.

20180411_120253.jpg         Здесь дела идут лучше. Среди однозначных успехов стоит назвать запуск экспресса «Чайка» между Ярославлем и Рыбинском. В результате время в пути между двумя крупнейшими городами сократилось до 1 часа 10 минут. Задачу удалось выполнить даже досрочно. Сегодня прорабатывается возможность организации аналогичных поездов по другим направлениям (Ростов, Данилов). Определённые перемены произошли и по «второй российской беде». В прошлом году началась реализация федерального проекта «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого сделали 51 километр улиц в областном центре (всего 29 объектов) и 25 километров дорог в Ярославском районе. На это потратили 1 миллиард 306 миллионов рублей. Половину дала федерация. Кроме того, дорожники отремонтировали больше десятка объектов региональной собственности, в том числе два моста в Даниловском и Рыбинском районах. Наконец, удалось решить вопрос с реконструкцией старого моста через Которосль в областном центре. Он был признан аварийным ещё при Вахрукове. При Ястребове был закрыт для движения транспорта. При Миронове дело сдвинулось с мёртвой точки. Общая стоимость работ составляет 642 миллиона. 450 миллионов уже поступили из федерации. При благоприятном стечении обстоятельств ремонт завершится нынешним летом.

Дороги-2.jpgВместе с тем, в бочке мёда есть довольно приличная ложка дёгтя. А именно – пресловутое качество работ. Увы, оно не обошло даже объекты «БКД». И это - несмотря на повышенный уровень финансирования и ответственности перед Москвой. Первые выездные проверки нынешней весной уже выявили дефекты. А столичная компания «Экоград» (делала работы во Фрунзенском и Красноперекопском районах областного центра) получила наибольшее количество предписаний ещё в процессе работы. Замечания были и к другим подрядчикам: ООО «Северный поток» (региональные трассы на территории Ярославского района), ООО «Мегаполис» (дорога в Переславле) и даже вполне респектабельным «Угличскому ДСУ» (Заволжский район Ярославля) и ГП «Ярдормост» (Большесельский район). В целом «дорожная» программа была выполнена на 86,5%. На 2018 год снова перешла кредиторская задолженность по сделанным ремонтам (порядка 240 миллионов).

         Кроме того, для государственного «Ярославского АТП» (один из основных перевозчиков региона) практически не закупают новый подвижной состав. 11 «бэушных» автобусов из Москвы не в счёт. Возможно, там амортизация выйдет дороже. Пока не сбылись и планы о строительстве мостов в Ярославле и Тутаеве, также указанные в стратегии. Точнее, они даже не начали сбываться. Первый по-прежнему существует исключительно в генплане города. Второй – в мечтах жителей. И, очевидно, тех, кто его обещал. Та же судьба у Карабулинской развязки. Хотя и проект актуализировали (и даже на экспертизу отправляли), и землеотводами начали заниматься. Но воз и ныне там. Одним словом, есть к чему стремиться.

 

 Обеспечение доступности и повышение качества образования.

 20180411_120302.jpgНа этом направлении тоже не всё однозначно. В стратегии чётко указывалось, что доля детей, получающих дошкольное образование, должна увеличиться с 94,7% в 2016 году до 98% в 2020. Определённые подвижки уже есть. Так, в прошлом году в Ярославле сдали два детских садика в микрорайоне «Сокол». Хотя ещё пару лет назад был серьёзный риск, что они превратятся в долгострои. Завершился ремонт садика в Переславле. Вместе с тем, своей очереди ждёт как минимум ещё один садик в областном центре (на Тутаевском шоссе), а также его собратья по несчастью в Угличе, Пошехонье, Данилове и Ярославском районе. Угличский обещают сдать до конца лета. Остальные – уже реальные долгострои. Все начаты ещё в середине правления Ястребова. Возможно, частично снять проблему дефицита мест для дошкольников сможет федеральный транш в 350 миллионов рублей. Деньги направят на строительство 11 детских садов. Если это так, то у областного Правительства чересчур оптимистичный взгляд на вещи. Поскольку выделенных средств на такое количество учреждений явно не хватит. По очень приблизительным оценкам, 1 место обходится примерно в миллион рублей. А садики на 30 человек никто не делает. Минимум на 80-100. Смущают и сроки – до конца 2019 года. Упомянутые выше пять садиков не могут достроить уже пятый год. А тут – одиннадцать за два года. Согласитесь, трудновыполнимо.

Новый детский сад.jpgПримерно тот же расклад со школами. Согласно стратегии, с 2016 по 2018 годы учреждения среднего образования региона должны прирасти на 1063 места. Успехи есть. 1 сентября прошлого года наконец-то прозвучал первый звонок в многострадальной туношёнской школе на 499 мест. А в году нынешнем должны доделать пристройку к СОШ № 43 в Ярославле на 180 мест. Вместе с тем, так и не решён вопрос со строительством двух школ во Фрунзенском районе областного центра (на «Соколе» и на Московском проспекте), в Рыбинске (на улице Тракторной), в Вощажниково Борисоглебского района (хотя по ней наконец-то приступили к проектированию), в Угличе и Переславле. Ну и, разумеется, никто не отменял проблему аварийных школ. Конечно, можно вводить третью смену или раскидывать детей по соседним учреждениям. Но без новых зданий решить проблему нехватки мест не получится. И здесь ещё пахать и пахать.

 

 Повышение качества и доступности медицинских услуг.

20180411_120318.jpgДовольно печальная картина складывается в медицине. Сразу после прихода в профильный департамент Руслана Саитгареева складывалось впечатление, что его интересует исключительно кадровые вопросы. За считанные месяцы сменилось руководство сразу нескольких крупных больниц. В том числе ЯОКБ и Клинической больницы имени Соловьёва. Этим решениям ещё предстоит пройти проверку временем. Если говорить про «матчасть», то на первый взгляд, здесь наблюдается прогресс. В 2017 году на целевую программу «Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения» выделили всего 46,4 миллиона рублей. Притом, освоили из них только 37,2 миллиона. То есть исполнение составило 80%. Новых объектов не было. В области лишь запустили в эксплуатацию три ранее построенных объекта – поликлинику в Ростове, амбулаторию в Тихменево и офис врача общей практики в Поречье-Рыбном – да рассчитались за ранее выполненные работы. В 2018 году на программу заложили без малого 300 миллионов. Главным образом, это деньги на строительство хирургического корпуса областного онкодиспансера. Однако на сегодняшний день дело находится на стадии проекта. Если повезёт, он выйдет из экспертизы только к осени. А к непосредственным работам в лучшем случае приступят в конце года.

         При этом, в 2017-2018 годах в Ярославле была закрыта детская инфекционная больница №1, а в посёлке Борок Некоузского района – отличная больница Института биологии внутренних вод РАН. Всё чаще звучит информация о возможном закрытии ещё двух медучреждений – 5-й больницы в Ярославле и 4-й - в Рыбинске. Про пресловутую «оптимизацию» (объединение нескольких медучреждений в одно) упоминать излишне. Таким образом, планы увеличить количество отремонтированных, оснащённых и построенных медучреждений с 23 до 57 к 2020 году пока что выглядят крайне сомнительными. На сегодняшний день не выполнена и установка по количеству передвижных фельдшерско-акушерских пунктов. Согласно стратегии, к 2018 году должны были появиться 10 таких ФАП. Однако их по-прежнему 3, как и двумя годами ранее. Правда, в марте из федерального бюджета на приобретение новых машин было выделено 60 миллионов рублей. Но пока техники нет.

  

Развитие промышленности и улучшение делового климата.

20180411_120338.jpgНа этом фронте достигнуты хорошие показатели. В стратегии много сказано про инновационное производство, увеличение объёма продукции обрабатывающей промышленности, создании новых рабочих мест. Кое-что уже удалось реализовать. Согласно данным «Ярославльстата», индекс промышленного производства в 2017 году составил 113,6% (по сравнению с 2016 годом). По этому показателю мы находимся в лидерах ЦФО. В регионе созданы две территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Тутаеве и Гаврилов-Яме. Соответствующие распоряжения уже подписаны в Правительстве РФ. Хорошие результаты демонстрируют предприятия, работающие на оборонную промышленность, а также фармацевты, машиностроители, химики. Судя по официальной информации областного департамента инвестиций и промышленности, улучшились позиции в сфере малого и среднего бизнеса. Количество субъектов МСП выросло на треть. По количеству предприятий на тысячу человек населения мы поднялись с 8 на 2 место среди регионов ЦФО. Оборот малых и средних предприятий за этот период составил 184,1 миллиарда рублей. 

Есть, правда, подозрение, что это просто крупный бизнес активно стал переходить на малые формы и повсеместно регистрировать "свои" ИП на "упрощенке", избавлясь от ндс-ных крупных контор, но слов из песни не выкинешь... Кроме того, бизнесмены продолжают развивать сотрудничество с крупными заказчиками. Объем закупок у ярославских предприятий вырос на 28%.        

Сбербанк.jpg

 Правда, есть пара неприятных моментов. Во-первых, за два года в области не было построено ни одного полноценного предприятия. Даже при неактивной инвестиционной политике Сергея Ястребова у нас появились Ярославский завод напитков и Угличский завод точного машиностроения. Правда, в скором времени обещают открыть фармацевтическую фабрику в Ростове. Но пока этого не произошло. В этой связи цифры по созданию 9000 новых рабочих мест к 2025 году кажутся несколько завышенными. Хотя перспектива слишком дальняя и судить о ней рано. Во-вторых, при отсутствии новых предприятий, в области умирают старые. С января 2017 года была закрыта табачная фабрика в областном центре. Ничем не закончился инвестпроект по возобновлению производства горячительных напитков на Ярославском ЛВЗ. Практически приказал долго жить некогда крупнейший свинокомплекс ОАО «Залесье» под Рыбинском. А взамен – ничего. Да что предприятия – был ликвидирован даже Северный банк «Сбербанка России» со штаб-квартирой в Ярославле. Из-за чего область уже не досчиталась несколько сотен миллионов рублей в качестве налогов. И зачем было соглашение с Грефом на сочинском форуме? Вопрос риторический.

 

 Развитие агропромышленного комплекса

 20180411_120351.jpgЗадачи развития областного АПК до 2025 года определены в стратегии вполне конкретно. Это рост самообеспеченности региона по молоку на 25%, повышение производства овощей закрытого грунта на 150%, многократное увеличение производства рыбы, развитие птицеводческих хозяйств, введение в сельскохозяйственный оборот до 85 тысяч гектаров новых земель. Если смотреть итоги развития агропромышленного комплекса в 2017 году, то селяне старались следовать в этом русле. К ноябрю на 13 тысяч тонн был перевыполнен план по молоку. Хороший результат получен в производстве картофеля, зерновых и зернобобовых культур. С одного гектара собрали без малого 360 центнеров продукции. Побиты рекорды по производству яиц – более полутора миллиардов штук.

         Так что аграрии молодцы. Особенно с учётом того, каким оказалось прошлое лето. Да и поддержка со стороны области откровенно подкачала. 

За девять месяцев 2017 года профильная программа «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» была реализована лишь на 56%. 

Не в том месте.jpg

Очень туго шла поддержка племенного животноводства и растениеводства. Компенсация части затрат на приобретение техники была просто смешной. С января по октябрь её реализация составила 7,3%. А субсидия на поддержку введения в оборот неиспользованных земель за тот же период оказалась равна нулю. Впрочем, некоторые специалисты отмечают, что планы по вводу, которые спускаются на места, вообще оторваны от жизни. А сам процесс постепенно приобретает черты «имитации деятельности». К концу года ни одно из направлений программы не было выполнено на 100%. А по некоторым из них цифры были ниже 80% и даже 70%. Так что все успехи достигнуты исключительно благодаря самим аграриям, а власти здесь особо ни при чём. И если они хотят дальше двигаться в русле принятой стратегии, политику партии придётся менять. Кроме того, в «10 точках роста» не нашли отражения такие традиционные для Ярославского края отрасли АПК, как свиноводство и льноводство. Или на них уже поставили крест? Если так – откровенно жаль.  

               

 Спорт, туризм, культура

20180411_120409.jpg В отличие от АПК, в сфере культуры и туризма конкретных показателей немного. По большому счёту они сводятся к двум основным цифрам: увеличение турпотока с 3,3 миллиона человек в 2016 году до 7,9 миллиона человек в 2025 и сокращение аварийных зданий культурного назначения с 21% до 10% к тому же сроку. Остальное – это проведение праздников и памятных дат, создание инфраструктуры и, конечно же, всестороннее развитие бренда «Золотое кольцо». Если говорить о выполнении первой задачи, то количество путешественников в наш регион в прошлом году было примерно на 700 тысяч человек больше, чем в 2016-м. Не слишком большой прирост, хотя в регионе постарались организовать несколько новых мероприятий. Впрочем, увеличение всё-таки имеется. Поэтому будем считать задачу выполненной. Что касается домов культуры и памятников архитектуры, то деньги на их восстановление по-прежнему идут по остаточному принципу.        

Плохая плитка-3.jpg

Объектам культурного наследия, правда, в прошлом году 

перепало 600 миллионов рублей 

от щедрот московского мэра (мы уже писали о них выше). 

   На эти средства провели реставрацию Кирилло-Афанасьевского монастыря, отремонтировали отдельные здания музея-заповедника, храм Ильи Пророка, нескольких зданий на Советской площади и площади Челюскинцев, а также выполнили комплексное благоустройство зоны ЮНЕСКО. Но пришла новая весна. И качество этих работ повсеместно дало о себе знать. Тактильная плитка, предназначенная для слабовидящих людей, в отдельных местах буквально рассыпалась в труху. Плитка на Волжской набережной и на площади перед Успенским собором снова хлюпает под ногами, угрожая обдать обувь струёй свежей грязи. Заборы в форме «кроватных спинок» начали ржаветь ещё по осени. 

20180411_120359.jpg

Та же участь постигла и новые скамейки на Демидовском бульваре. Пока стоит разве что знаменитая красная плитка. Но после зимы она настолько грязная, что по тону скоро не будет отличаться от серой.   

       Со спортивными объектами дела лучше. Проводятся различные марафоны, на которые выделяют хорошие деньги. Появляются новые спортивные площадки. По инвестиционному соглашению с ГК «Ростех» построена первая очередь биатлонного комплекса в Дёмино. Выделены средства на реконструкцию стадионов «Шинник» и «Славнефть». Всё это хорошо. Вопрос остаётся только в приоритетах. В год Чемпионата мира по футболу можно реконструировать главный стадион Ярославля. Но ни игр, ни даже тренировок в рамках Мундиаля на нём проводить не будут (а для повседневного использования он, вроде бы, итак был вполне неплох). А можно вложить эти деньги в небольшие площадки в Рыбинске, Тутаеве, Угличе, Гаврилов-Яме и других населённых пунктах. И сделать спорт по-настоящему массовым. Но это – посыл специалистам из профильного департамента области. 


 Повышение эффективности работы и повышение открытости органов власти

 МФЦ.jpgЭто последняя «точка роста», нашедшая своё отражение в программе. Главные пункты этого направления – электронные услуги, МФЦ, проект инициативного бюджетирования «Решаем вместе». Оценивать фронт работ здесь достаточно сложно. Те же электронные услуги – это общемировой и общероссийский тренд. Отход от бумажного документооборота практикуется уже довольно широко. И ставить это в качестве некоего особого достижения, на наш взгляд, не вполне корректно. Условно говоря, вся центральная Россия использует высокоскоростной интернет. А в Ярославской области говорят: мы тоже будем его использовать. И ставят это себе в заслугу. Мелковато. Тем более, что работа отдельных МФЦ, не взирая на «электронный век», продолжает строиться в лучших традициях советско-российской бюрократии. Из всех окон нередко работает половина. Данные забывают обновлять. Уровень компетенции сотрудников оставляет желать лучшего. Одним словом, до всеобщей автоматизации государственного аппарата нам ещё далеко.

                

Что же касается проекта «Решаем вместе», то мы уже подробно писали обо всех «подводных камнях» при его проведении. Денег на программу выделили откровенно мало: 650 миллионов в прошлом году и 680 в этом. По сравнению с ястребовской программой «Обустроим область к юбилею» - чуть ли не в два раза меньше. По каждой мелочи (от установки окон в школе до замены двери в сельской библиотеке) заставляли проводить собрания. Стоит ли удивляться, что подобная практика вызвала искреннее недоумение у людей в районах: неужели для того, чтобы поставить новый стеклопакет, стоит вызывать кучу машин с начальством? 

запятая1.jpg

А уж отбор общественных территорий 18 марта вообще стал притчей во языцех. Более грубую форму мобилизации граждан на выборы придумать было сложно. Считать всё это полноценным учётом народного мнения – тоже. Наконец, весьма показательным примером «открытости» власти является тот факт, что Дмитрий Миронов уже три месяца как не проводит личный приём граждан. Как говорится, без комментариев. Смотри название раздела.


         Таким образом, ситуация по разным направлениям складывается тоже разная. Где-то есть безусловные успехи (как в промышленности). Где-то – откровенные провалы (как в ЖКХ). Где-то благая цель и хорошее финансирование нивелируется отвратительным исполнением (как с дорогами и благоустройством). Мы подвели лишь первые итоги. И в этой связи правильнее говорить не о точках роста, а скорее о запятых. Стратегия рассчитана до 2025 года. И сможет ли она стать полноценным вектором развития региона – покажет время.

 

    

         ИВАН ТИХОНОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?