В последние годы в стране наметился своеобразный тренд на благоустройство. Приводить в порядок скверы и площади, обустраивать набережные и променады, устанавливать лавочки, фонари, малые архитектурные формы и вообще облагораживать окружающее пространство стало правилом хорошего тона. Притом, не только в крупных и средних, но и в самых малых городах, и даже в сельской местности. Местами проекты выглядели наивными. Однако на фоне долгих лет разрухи внимание к улучшению внешнего вида наших населённых пунктов не могло не вызвать симпатию. Ярославская область все эти годы не оставалась в стороне и ежегодно тратила бюджетные средства на благоустройство общественных территорий. Притом, речь шла о сотнях миллионов рублей. Казалось бы, благоустраивай и радуйся. Ведь и потребность имеется, и деньги дают, и вообще дело хорошее. Но вот незадача. Буквально каждый сезон программа почему-то буксует. То проекты приходится переделывать. То подрядчик оказывается недобросовестным. То сроки не выдерживают. То вообще не завершают работы, и неиспользованные финансы приходится возвращать в Москву. Понятно, что это отнюдь не добавляет настроения жителям и авторитета властям. Ни местным, которые являются основными заказчиками, ни областным. В итоге первоначально благое начинание становится неблагодарным делом. Усугубляет картину тот факт, что в 2024 году финансирование программы «Формирование комфортной городской среды» (в рамках которой идут основные мероприятия по благоустройству) готовятся существенно урезать. Как говорится – не до жиру, быть бы живу. А это значит, что деньги смогут получить только самые расторопные и подготовленные муниципалы. Остальные окажутся за бортом. Соответственно, участие или неучастие в программе станет своеобразным тестом на профпригодность. И те, кто его завалит, рискуют существенно понизить свои политические фонды.
Для начала – немного про «матчасть». Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» в структуре национального проекта «Жильё и городская среда» действует с 2019 года. За это время на него было выделено 244 миллиарда рублей. Программа реализуется Минстроем России и преследует благую цель: к 2030 году в полтора раза улучшить качество городской среды и до 80% увеличить долю российских городов с благоприятной средой. Для простых смертных планка выглядит довольно абстрактной (ох уже эти новомодные словечки и речевые обороты), поэтому суть мероприятий лучше раскрывается в цифрах. Их заботливо подготовили сами правительственные кураторы программы.
Так, по словам министра строительства и ЖКХ России Ирека Файзуллина, с 2019 по 2022 год в рамках федерального проекта в регионах нашей страны было благоустроено 55 383 территории. К примеру, в 2022 году их было 11 063, в том числе 5265 общественных и 5798 дворовых пространств. Первая группа включала в себя парки, скверы, аллеи, пешеходные зоны и межквартальные пространства. Интересно, что в ТОП-5 регионов, которые выполнили больше всего объектов по данному профилю, попала и Ярославская области (157 объектов). Также в числе лидеров оказались Краснодарский (219 объекта) и Ставропольский (202 объекта) края, а также Воронежская (155 объектов) и Самарская области (144 объекта).
Ко второй группе относятся придомовые территории, на которых устанавливаются детские и спортивные площадки, лавочки и урны, организуется освещение, проводится асфальтировка. В число ведущих регионов по количеству благоустроенных дворов вошли Московская (612), Ярославская (324), Самарская (318), Кемеровская (318) и Мурманская (232) области. Все цифры опубликованы на официальном сайте Правительства России. Как видно, в прошлом сезоне мы оказались в передовиках. Правда, успехи были обеспечены исключительно серьёзными финансовыми вливаниями из федерации и были связаны с проведением губернаторских выборов. При этом, сроки работ не были выдержаны, а их качество оставляло желать лучшего.
В свою очередь, в 2023 году, по словам заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, в субъектах предусмотрено благоустройство 7671 территории, 4327 из которых – общественные и 3344 – дворовые. Также планируется проведение трёх всероссийских конкурсов лучших проектов создания комфортной городской среды. Это отдельное мероприятие, которое «даёт регионам дополнительные возможности для создания точек притяжения, как с социокультурной, так и с экономической точки зрения».
Непосредственно в Ярославской области в план текущего года включили 43 общественные территории (парки, скверы, набережные, спортивные объекты и другие) по всему региону, в том числе 3 объекта в Ярославле, по одному – в Рыбинске и Переславле-Залесском, 7 – в Рыбинском районе, 5 – в Ярославском, по 4 – в Ростовком и Некоузском, по 3 – в Некрасовском и Тутаевском, по 2 – в Гаврилов-Ямском и Даниловском, и по одному – в Большесельском, Борисоглебском, Брейтовском, Любимском, Мышкинском, Первомайском, Пошехонском и Угличском.
Кроме того, в рамках региональной программы реализуются проекты, победившие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. В целом, наш регион побеждал в нём 15 раз. Непосредственно в 2023 году благоустраивают 6 объектов в Данилове, Переславле, Рыбинске, Угличе, Тутаеве и Ростове. Наконец, по отдельному направлению (проект «Наши дворы») в порядок приводят 87 дворов, обустраивают 44 спортивно-игровые площадки и выполняют дополнительные работы на 99 объектах прошлого года (в основном, они подразумевают установку ограждения и организацию освещения).
Финансирование всех вышеперечисленных работ тоже вполне приличное. Так, на благоустройство общественных территорий («ФКГС») в бюджете Ярославской области на 2023 год предусмотрено 482,4 миллиона рублей, притом большую их часть (438,5 миллиона) даёт федеральный бюджет. Софинансирование из областной казны составляет только 18,3 миллиона, а из всех муниципальных закромов – 25,6 миллиона. На реализацию мероприятий в рамках Всероссийского конкурса только из федерации было выделено более 530 миллионов (без учёта регионального и местного софинансирования). Работы по «Нашим дворам» обошлись почти в 630 миллионов рублей. Правда, здесь уже исключительно из областного бюджета. Итого получается более полутора миллиардов. И это только за один год, притом, не самый показательный. В общем, вложились.
Однако если с финансированием работ всё в порядке, то с их исполнением – отнюдь. Начнём с того, что хотя бы несколько объектов всякий раз доделывают глубокой осенью под дождём, а то и вовсе под «белыми мухами». Увы, не стал исключением и нынешний сезон. Кое-где работы начались только в июле, а то и в августе. В итоге к началу октября из 43 общественных территорий работы продолжались на двенадцати! Правда, к середине месяца их число сократилось до пяти. Но тем не менее. Среди аутсайдеров значились Ярославль (тут оказались сразу две территории – Павловский парк в Брагино и скверы на площади Труда), посёлок Пречистое Первомайского района (здесь занимались благоустройством парка Леса), Углич (благоустройство зоны отдыха прудов поселка ДСУ) и Тутаев (благоустройство Юбилейной площади).
Но если последние два объекта хотя бы готовы на 90% и скорое завершение работ не вызывает опасений, то готовность парка Леса составляла только 75%, а Павловской рощи – и вовсе 64%. Закончить их должны были ещё в 20-х числах августа. С тех пор прошло два месяца. И сейчас благоустройство обещают завершить только к 19-22 ноября. Вопрос качества работ, при этом, остаётся открытым. В качестве оправдания задержки работ приводят аргумент насчёт того, что оба объекта - особо охраняемые природные территории (ООПТ). И сроки благоустройства были ограничены периодом гнездования птиц.
Но позвольте, неужели об этом стало известно только в нынешнем году? Ведь статус ООПТ присвоен паркам давным давно! И данный факт должны были учесть и при подготовке конкурсной документации, и при согласовании контракта, и при проведении самих работ. Как минимум, заранее можно было провести подготовительные мероприятия или закупить необходимые материалы. Но даже этого, судя по всему, сделано не было. Во всяком случае, в сентябре в мэрии Ярославля открыто выражали недовольство, что подрядчик ещё только заказал элементы входной группы для Павловской рощи. Хотя это можно было сделать куда раньше. Опять же, с июля до конца сентября (благо, позволяла погода) можно было освоить огромный фронт работ. Тем более, что даже в документации максимальное (!) время их проведения было ограничено 3 месяцами. Однако и это требование не было выполнено. А на площадке в отдельные дни трудились, как говорится, полтора землекопа (положено было минимум 15 человек). И таких примеров можно привести ещё много.
Картина с дворами ещё хуже. Из 200 с лишним объектов к середине октября были готовы 105. Правда, тут необходимо сделать оговорку. Главным образом, в отстающих оказались прошлогодние объекты (на которых выполняли дополнительные и, как правило, небольшие работы). А где-то благоустройство и вовсе было фактически закончено, но по нему ещё не подписали акты и не провели оплату. Впрочем, всё это аргументы в пользу бедных. Во-первых, число незавершённых объектов всё равно велико. Во-вторых, отсутствие подписанного акта часто говорит о том, что на объекте выявлены недостатки, и он не прошёл приёмку. На днях об этом заявили даже в самом Правительстве области. Отметив, что «приняты работы по 83 из 87 дворов (имеются в виду «свежие» объекты 2023 года), на оставшихся четырех … подрядчики устраняют недостатки».
В-третьих, изначально сроки благоустройства были ограничены периодом до 1 сентября. О чём постоянно говорили сами власти, неоднократно повторяя этот тезис даже в течение лета. Между тем, к указанному сроку в одном только Ярославле к заявленной дате не доделана оказалась треть новых и больше половины прошлогодних дворов. Статистику официально озвучили на общегородском совещании в мэрии 5 сентября. Из вышеупомянутых 45 объектов 2022 года работы выполнили только на 20. Из 36 площадок 2023 года в порядок привели 24. Да, подавляющее большинство из них завершили до конца сентября. Однако сроки всё равно были сорваны.
Но самая печальная ситуация сложилась с общественными пространствами, которые благоустраивали в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. На сегодняшний день из шести проектов, которые делают (или доделывают) в нынешнем году, серьёзных опасений не вызывает только два – в Данилове и Переславле. И это притом, что в последнем благоустройство набережной Плещеева озера должны были завершить ещё в конце 2021 года. Но в итоге делают это лишь пару лет спустя, после смены 5 подрядчиков и возвращения части средств в федеральный бюджет.
В оставшихся четырёх случаях успешный финиш работ текущем сезоне под большим вопросом. Ибо к началу октября их готовность составляла 60% в Тутаеве (благоустройство центрального парка), 45% в Рыбинске (благоустройство бульвара реки Черёмуха), 26% в Ростове (благоустройство центральной части города), а в Угличе и вовсе 14%. Притом, во всех случаях контракты на проведение работ подписали только 30 июня, а в двух городах в скором времени ещё и расторгли. Соответственно, новые подрядчики вышли на площадки только в августе – сентябре. Во всей этой истории отчасти успокаивает только одно: без финансовых санкций работы можно проводить в течение двух лет. Однако это хорошо для заказчиков, но не для жителей, которых вряд ли обрадует перспектива ходить всю зиму по раскуроченным паркам и улицам.
Помимо сроков, масса претензий была и к качеству работ. Притом, на всех стадиях: от проектирования до асфальтировки. К примеру, депутат областной Думы Валерий Байло, отслеживающий благоустройство Павловской рощи, ещё в августе писал, что «некоторые основания для будущих опор освещения уже деформированы». Кроме того, «вызывает сомнения глубина ям, в которые будут устанавливаться опоры». Были вопросы и к водоотведению: «есть опасения, что в городе прибавится еще один объект с «гуляющей» во все стороны плиткой». Благоустройством скверов на площади Труда вообще заинтересовалась прокуратура, которая инициировала собственную проверку.
Немало претензий и по дворовым территориям. К примеру, жалобы на качество ремонта двора на улице Большой Любимской в Дзержинском районе Ярославля появились почти сразу после сдачи объекта. В социальных сетях люди пишут, что крышка урны оторвалась в первый же день, а на некоторых участках уже полностью стёрлось резиновое покрытие. Проблемы есть и с качеством детского городка: несколько раз падал канат с узлом, так как верхнее крепление развинчивалось. По словам людей, вся конструкция шатается и скрипит, поэтому долго не простоит. Целый ряд нареканий был по дворам во Фрунзенском районе Ярославля (Суздалка), которые доделывали позднее всех. И подобных примеров множество.
Конечно, всегда можно сослаться на дефицит подрядчиков (особенно добросовестных и ответственных), низкие государственные расценки и удорожание стройматериалов, плохую погоду (даже если она совсем неплохая), тяжёлую ситуацию в стране и в мире, пятна на солнце, ретроградный Меркурий и ещё сотню причин, которая помешала выполнить работы качественно и в срок. И в принципе, власти с подрядчиками регулярно это делают. Однако, по большому счёту, всё это является отговорками. Отладить процесс можно: заранее выполнить и согласовать проект, прописать чёткие условия контрактов со всеми требованиями и санкциями, провести ранние торги, инициировать переговоры с потенциальными подрядчиками (в конце концов, какие-то закупки допускается проводить с единственным поставщиком, если он зарекомендовал себя с хорошей стороны) и так далее.
В конце концов, получилось же отладить процесс с дорогами по национальному проекту «БКД»? Результат налицо: в этом сезоне все плановые объекты закончены в срок. А некоторые – даже с опережением графика. Выходит, всё возможно? Недаром же говорят: кто не хочет – ищет причины, а кто хочет – возможности. Тем более, что возможности есть. Правда, в следующем сезоне они будут уже значительно ограничены. На сайте Государственной Думы опубликован проект бюджета на 2024 год. В нём чётко указано, что финансирование программы «Формирование комфортной городской среды» сокращается почти на 10 миллиардов по сравнению с первоначально запланированными цифрами: вместо 60,2 миллиарда заложено 50,8 (84,4%).
Соответственно, предложения регионов также будут «секвестрированы». Так, в Ярославской области на будущий год пока планируется благоустройство лишь 27 общественных пространств (против 43 в нынешнем сезоне). Сократят и количество дворов.
Таким образом, под раздачу федеральных денег попадут лишь наиболее подготовленные и шустрые муниципальные заказчики. А качественно выполненные проекты благоустройства станут одним из главных показателей их работы на уровне области. Недаром подобные вещи давно учтены в методиках оценки эффективности деятельности местных глав и напрямую влияют на получение районами субсидий и прочих «плюшек» сверху. И здесь жалобы на бесконечные трудности уже не прокатят. Хочешь быть на хорошем счету у регионального начальства (которое, в свою очередь, тоже не погладят по головке в случае неудовлетворительного исполнения федерального проекта) – засучи рукава и паши. Нет – готовься к вызову на ковёр. А возможно – и к смене работы. И, похоже, что это та история, когда строгость отнюдь не лишняя. Наши люди точно не избалованы вниманием и деньгами из центра. Поэтому местным руководителям необходимо использовать каждую возможность сделать вверенную им территорию лучше. Тем более, что эта цель отвечает их собственным политическим интересам и задаче удержаться у власти. Вот и пусть включают пятую передачу и начинают работать. Не за совесть, так за страх.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ