Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

10.11.2021
Ярославль
1013
БЮДЖЕТНЫЕ ВЫЗОВЫ ЭПОХИ КОВИД

Или простор для финансового творчества врио губернатора, когда по плану денег больше, а расходов меньше

БЮДЖЕТНЫЕ ВЫЗОВЫ ЭПОХИ КОВИД

1 ноября в Ярославскую областную Думу внесли проект бюджета на будущий год. На его обсуждение, доработку и принятие уйдёт примерно полтора месяца. Ждать сюрпризов от сугубо дотационной казны, конечно, не приходится. Однако кое-какие особенности всё-таки есть. Как  финансовые (к примеру, рост доходов и отсутствие дефицита), так и политические. Одни статьи расходов увеличиваются. Другие, к нашему удивлению, напротив – сокращаются. И новому врио губернатора Михаилу Евраеву наверняка придётся работать над их «усилением». Для него это будет первый подобный опыт. Впрочем, главе региона это даже в плюс. В будущем году ему предстоит избирательная кампания. И образ эффективного менеджера, способного договориться с Центром и «выбить» для области дополнительные деньги, придётся как нельзя кстати. Ведь бюджет давно перестал быть просто способом решения насущных задач и превратился в инструмент пиара. А направлений для приложения силы здесь хоть отбавляй: от борьбы с ковидом и индексации Социального кодекса до ремонта дорог и благоустройства дворов. Впрочем, чисто финансовые обязательства (как то сокращение государственного долга и своевременные расчёты с естественными монополиями) с Евраева тоже никто не снимал. Тем более, что у его предшественника это не больно получалось. Одним словом, простор для творчества весьма широк. Главное, чтобы он обернулся на благо ярославцам.


Занимательная цифирь

       Бюджет (1).jpg  В начале – немного бухгалтерии. Всё-таки бюджет есть бюджет, и без этого никак. Тем более, цифры получились достаточно интересными. Само собой, нас интересовали не столько сами показатели, сколько их динамика. Поэтому мы решили сравнить нынешний проект основного финансового документа и первую редакцию закона о бюджете Ярославской области на 2021 год (который был принят областной Думой 11 декабря и опубликован 22 декабря 2020). И вот что мы увидели (для удобства восприятия данные отражены в таблице).

Таблица 1. Динамика основных показателей бюджета Ярославской области в 2021 и 2022 годах

Наименование параметров бюджета

Значение 2021 г.

(в редакции Закона ЯО от 22.12.2020), млн. руб.

Значение 2022 г.

(в редакции проекта закона ЯО от 01.11.2021), млн. руб.

Разница,

млн. руб.

Доходы,

78 471

86 897

+8 426

из них налоговые и неналоговые доходы,

60 811

70 733

+9 922

в т.ч. налог на прибыль организаций

16 275

22 852

+6 577

в т.ч. налог на доходы физических лиц

19 234

20 046

+812

в т.ч. акцизы по подакцизным товарам

14 123

14 746

+623

Расходы

84 349

86 897

+2 548

Дефицит

5 878

-

Бюджет бездефицитный

       бездефицитный бюджет.jpgПервое. На сей раз бюджет будет бездефицитный. Одно время утверждение одинаковых доходов и расходов исполнялось достаточно строго. И было связано с жёсткими требованиями Министерства финансов РФ по выдачи региону льготных бюджетных кредитов и прочих «плюшек». К слову, вторым основным требованием было не наращивание государственного долга. Потом на указанные правила начали потихоньку закрывать глаза. И хотя формальные критерии, вроде как, соблюдались (цифры не выходили за пределы определённого процента от уровня собственных доходов), прежней строгости (и стройности) уже не было.

         В итоге это привело к тому, что бюджет на текущий 2021 год был принят с дефицитом почти в 6 миллиардов рублей (что сопоставимо, например, с годовым бюджетом Рыбинска). В свою очередь, госдолг области на 1 января 2021 составил 39,6 миллиарда рублей, также увеличившись за год более чем на 2,1 миллиарда рублей. Но про это разговор отдельный. А вот дефицита на следующий год не планируется. Во всяком случае, пока. Жить будем по средствам.

         Второе. Расходы казны в проекте бюджета увеличились не слишком сильно – на 2,5 миллиарда (с 84,3 миллиарда в 2021 году до 86,9 миллиарда в проекте на 2022). Куда существеннее выглядит рост доходов. Во всяком случае, по расчётам губернаторских финансистов. Из нашей таблицы видно, что по сравнению с первой редакцией бюджета на текущий год, он составляет почти 8,5 миллиарда. По традиции, основные поступления казны составляют налоговые и неналоговые доходы (есть ещё безвозмездные поступления – как правило, это различные трансферты из федерального бюджета). На сей раз их доля – свыше 81%. В свою очередь, тремя главными источниками здесь являются налог на прибыль организаций, НДФЛ и акцизы. Как следует из приведённых данных, все они растут. Притом, больше всего – налог на прибыль.

       Правительство.jpgОткровенно говоря, пока не слишком понятно, чем обусловлен такой прогноз. Акцизы действительно регулярно повышают. Официальная заработная плата, пусть и чисто символически, тоже растёт. Как минимум, у тех же бюджетников (речь именно о начисленной заработной плате, про реальные располагаемые доходы населения речь, конечно, не идёт). Из-за чего увеличиваются и поступления НДФЛ. А вот прибыль организаций в нынешних экономических условиях… Возможно, в финансовом блоке Правительства области рассчитывают на отложенный спрос, а также постепенное снижение ковидных ограничений и восстановление нарушенных связей. Плюс – существенное повышение цен на товары и услуги. Однако даже при таких обстоятельствах сценарий представляется чересчур благоприятным. Впрочем, поживём – увидим.

         Третье. Основная часть расходов по традиции приходится на социальный сектор. Больше всего – на отрасли образования, социальной поддержки населения, здравоохранения, культуры, а также спорт, содействие занятости и понемногу – на молодёжную политику и организацию доступной среды для людей с ограниченными возможностями. В совокупности, они составляют порядка 65% от общей доли расходов. По традиции, достаточно большая доля также приходится на дороги и транспорт (более 12%), ЖКХ (порядка 4%) и мероприятия по «эффективному управлению региональными и муниципальными финансами», в том числе выравнивание бюджетной обеспеченности на местах и обслуживание госдолга (свыше 8%).

         При этом повышение расходов запланировано только по 19 государственным программам Ярославской области из 30. В каких-то случаях это вполне логично. Скажем, увеличение затрат по госпрограммам развития образования (почти на 1,2 миллиарда) и социальной поддержки населения (на 320 миллионов) легко связать с планируемой индексацией льгот, предусмотренных Социальным кодексом Ярославской области. Почти Туношна.jpgдвукратное повышение расходов на транспортный комплекс обусловлено ростом субсидии перевозчикам (прежде всего, в связи с транспортной реформой в Ярославле и переходом на регулируемый тариф) и увеличением финансирования мероприятий по развитию аэропорта «Туношна». А небольшой рост расходов на программу «Формирование современной городской среды» связан с необходимостью увеличения ремонта дворов и общественных территорий. С другой стороны, по 11 программам расходы, напротив, сокращаются. По целому ряду направлений это вызывает удивление. И ставит новые задачи для главы региона. Притом, весьма непростые.


Вызовы для губернатора

  Медицина (8).jpg       Самый яркий пример – сокращение расходов на государственную программу «Развитие здравоохранения в Ярославской области». По сравнению с первой редакцией бюджета на 2021 год – почти на 760 миллионов. Само собой, ко второму чтению эта цифра может быть существенно снижена (либо вообще сведена к нулю). Но пока мы видим то, что есть. И это – в условиях продолжающейся тяжёлой ситуации с распространением коронавируса и катастрофических последствий предшествующей ему «оптимизации» ярославской медицины (комсомольский привет бывшему директору департамента здравоохранения Руслану Саитгарееву). Само собой, перечень проблем в отрасли этим не ограничивается. Это и кадровый дефицит (включая проблемы с реализацией программы «Земский доктор»), и крайне изношенная материальная база медучреждений, и необходимость строительства новых поликлиник и фельдшерских пунктов, и нормализация работы «Скорой помощи» вкупе с обновлением автопарка, и закупка льготных лекарств и много что ещё.

         Судя по первым шагам (поручения обеспечить «ковидные» койки кислородом, отремонтировать инфекционную больницу, оперативно распределить новые автомобили «Скорой» по госпиталям) Михаил Евраев успел получить первое представление о масштабах катастрофы и понимает его. Если это действительно так, то врио губернатора на данном направлении ждёт много работы. В том числе с федеральным Центром. Поскольку для области просто необходимо будет «выбивать» дополнительные средства. В противном случае, и без того лежащее на борту ярославское здравоохранение на глазах нового руководителя региона рискует пойти ко дну. Что точно не добавит ему политических очков, особенно в контексте предстоящих выборов.

        Дороги (1).jpgТо же самое касается дорожной программы. По сравнению с первоначальной редакцией бюджета на нынешний год, она уменьшается почти на 700 миллионов рублей. По всей вероятности, такой пассаж связан с позицией федералов. Возможно, дело в общем снижении финансирования по мере приближения к 2024 году (срок окончания национального проекта). Возможно, изменились нормативы отчислений по главным источникам дорожного фонда. Возможно, есть ещё какая-то причина. На самом деле, всё это не столь важно. Главное, что на сегодняшний день область недополучит несколько сотен миллионов.

         Конечно, в течение года финансирование на дорожную отрасль всегда увеличивается. Хочется верить, что будущий сезон тоже не станет исключением. Однако для этого на высшем уровне также придётся приложить усилия. Тем более, что планы работ весьма масштабные. Только по нацпроекту «Безопасные качественные автомобильные дороги» должны отремонтировать 76 объектов протяженностью 200 километров, 39 из которых будут в Ярославле. И для Михаила Яковлевича это – ещё одно направление для приложения сил.

        Сельское хозяйство.jpg Безусловно, стоит обратить внимание и на сельское хозяйство. Конечно, наш регион никогда не был аграрным. Однако 715 миллионов рублей на весь год (сокращение к прошлому году – почти 130 миллионов) – это слишком мало. При таком подходе в обозримой перспективе в области останутся только «Ярославский бройлер» с «Волжанином», «Атрус», «Дубки» да пара-тройка крупных молокоперерабатывающих СПК. Впрочем, на поддержку промышленности выделены и вовсе крохи – 67 миллионов рублей. Правда, ещё 310,6 миллиона предусмотрено на программу «Экономическое развитие и инновационная экономика». Однако по сравнению с нынешним годом эта сумма также сократилась.

    dolg.jpg     Если не касаться программных расходов, задачей номер один остаётся сокращение государственного долга Ярославской области. Если на 1 января 2021 года он составлял 39 миллиардов 592 миллиона рублей, то в настоящее время увеличился уже до 52 миллиардов 985 миллионов. Правда, в октябре директор департамента финансов Алексей Долгов заявил, что данное увеличение является «временным». И к концу года долг вернётся в пределы, установленные бюджетом. Но по факту мы видим то, что есть. Отметим, что за период работы Дмитрия Миронова сумма долга увеличилась (на 1 января 2017 года она составляла 35 миллиардов 609 миллионов рублей). Хотя задача по её снижению была поставлена перед предшественником Михаила Евраева в качестве одной из приоритетных.

         Наконец, ещё одним «актом доброй воли» со стороны врио губернатора может стать возвращение так называемого «депутатского миллиона». Это средства, которые выделялись областным народным избранникам для решения первоочередных вопросов местного значения в своих избирательных округах. Притом, вне зависимости от партийной принадлежности. С 2017 года «лавочку» прикрыли, предусмотрев лишь деньги в рамках так называемого «инициативного бюджетирования». Но, во-первых, оно не распространялось на целый ряд работ. Во-вторых, предусматривало длительные бюрократические процедуры (отбор заявок, проведение собраний, оформление протоколов). В-третьих, предложения оппозиции практически всегда блокировались депутатским большинством с негласного одобрения Правительства.

        после выборов.jpg В связи с чем одной из первых просьб в адрес Михаила Яковлевича во время недавней встречи с парламентариями стало возвращение старого доброго «депутатского миллиона». Пойдёт ли новый глава региона на эту уступку, сказать сложно. Конечно, законодателям она очень нужна. Не за горами выборы в Думу. Однако ещё раньше будут выборы губернатора, в подготовке и проведении которых депутаты участвуют весьма активно. И могут оказать пока что незнакомому ярославцам Михаилу Евраеву значительную поддержку на местах (особенно представители «старой гвардии»). Конечно, если «депутатский миллион» не вернут – думцы всё равно «умоются». В лучшем случае, немного поворчат в кулуарах. Так что дело здесь исключительно в политической воле врио губернатора. И если он действительно настроен на открытый диалог с законодательной властью – соответствующие решения будут приняты.

         Одним словом, нас ожидает весьма интересное обсуждение бюджета. И что-то подсказывает, что оно не ограничится оставшимся периодом 2021 года. Для Михаила Евраева это будет шанс проявить себя. Насколько удачным окажется данный опыт – покажет ближайшее время. Главное, чтобы он принёс пользу жителям региона. Ведь, в конечном счёте, именно это (а вовсе не политический пиар, самолюбие власть предержащих или предвыборная кампания) является ключевой целью подготовки основного финансового документа.

        

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Как Вы относитесь к правительственному законопроекту, который внесен на рассмотрение ГосДумы РФ, и по сути вводит обязательные QR-коды для посещения публичных мероприятий, включая проезд на железнодорожном и авиационном транспорте?