Какая она, городская среда Ярославля? Была, есть и будет…
Осень – время завершения строительных работ. 1 октября в Ярославской области завершилось благоустройство дворовых и общественных территорий по губернаторскому проекту «Решаем вместе!». Правда, так его называют только в около-политических кругах. А де-юре проект является частью государственной программы «Формирование комфортной городской среды». Которая, в свою очередь, есть не что иное, как региональная реинкарнация национального проекта «Жильё и городская среда». Таким образом, задачи по улучшению городских пространств и повышению уровня комфорта граждан поставлены на самом верху. Как с ними справляются у нас? Ведь в поздние советские годы Ярославль носил неформальный статус одного из самых чистых и ухоженных городов Центральной России. К сожалению, в начале второго тысячелетия своей истории «Столица «Золотого кольца» не может похвастаться ни тем, ни другим. Вернее, и с тем, и с другим у нас есть определённые проблемы, местами перешедшие в разряд хронических. Сегодня мы попытаемся порассуждать: что можно и нужно сделать, чтобы исправить эту ситуацию? И снова сделать наш город по-настоящему комфортным для жизни и отвечающим «столичному» статусу.
Понятно, что городская среда – тема большая, огромная и горячая, как сказали бы герои мультфильма «38 попугаев». И дабы не складывать всех попугаев в одну корзину, мы разобьём её на несколько составляющих. С которыми постепенно и ознакомим наших уважаемых читателей. Начать предлагаем с дворов, межквартальных проездов и сопутствующей им инфраструктуры. Согласитесь, вопрос совсем непраздный. Чтобы убедиться в этом, достаточно бегло взглянуть на комментарии граждан в «профильных» сообществах социальных сетей. От просьб привести в порядок придомовую территорию там буквально яблоку негде упасть. Подобная «популярность» абсолютно понятна. Перефразируя другую известную фразу: мы – это то, где мы живём. Для каждого из нас новый день начинается именно со своего дома, двора, района (конечно, если вы не коммивояжёр). И в них, как в зеркале, отражается наше отношение к жизни. Вместе с тем, обозначенная тема столь же актуальна, сколь и болезненна. И эта боль в полном соответствии с законом диалектики развивается по закону количества и качества.
Сначала о количестве. Общеизвестно, что число дворов, которые ремонтируют по проекту «Решаем вместе!» (читайте – по программе «Формирование комфортной городской среды»), остаётся крайне невелико. В плане на 2020 год, который утвердили ещё в минувшем декабре, по Ярославлю значилось 22 дворовых территории (плюс 2 общественные на площади Труда и проспекте Машиностроителей). Из них в Заволжском и Фрунзенском районах – по пять, а в Дзержинском, Ленинском, Кировском и Красноперекопском – по три. Правда, в конце мая было принято решение выполнить дополнительный ремонт ещё одного двора на пересечении улицы Елены Колесовой и Тутаевского шоссе за счёт экономии от торгов. Очевидно, в качестве своеобразной «моральной компенсации» жителям за затянувшийся ремонт одной из главных дорог Северного жилого района. Итого – 25 территорий на общую сумму 171 670 850 рублей.
Для справки: в целом по области в план включили 111 дворовых и 44 общественные территории, совокупный объём расходов на которые составил почти 528 миллионов рублей. Такой расклад уже стал системой, и цифры особенно не меняются на протяжении нескольких лет. Похоже, что наступающий 2021 год также не станет исключением. По предварительным данным, в будущем сезоне должны отремонтировать 24 двора областного центра. Сказать, что для шестисоттысячного города этого слишком мало – значит, не сказать ничего. И то правда: как можно считать нормальной ситуацию, когда в том же Дзержинском районе, сопоставимом по населению с Рыбинском, делают всего 4 двора (один из которых ещё и втискивают в «последний вагон»)? Пожалуй, ответ очевиден.
Далее – о качестве. Справедливости ради стоит сказать, что конкурсы на ремонт ярославских дворов в нынешнем году провели вовремя и контракты подписали заблаговременно. Это позволило выполнить работы в течение тёплого сезона и не «уйти в зиму». По информации с официального сайта мэрии областного центра, к 5 октября из 23 запланированных объектов благоустройства ремонт завершили на 22. Единственным двором, где ещё продолжал трудиться подрядчик, оставалась та самая территория на пересечении улицы Елены Колесовой и Тутаевского шоссе. В силу того, что объект был включен в план дополнительно, сроки выхода на площадку сдвинулись. Сейчас там завершается установка бордюрного камня, в ближайшие дни должны приступить к укладке асфальта. Теоретически, время на это ещё есть – контракт закончится только 25 октября. Правда, свою лепту могут внести дожди и понижающаяся температура. Так что подрядчику в любом случае стоит поторопиться. Впрочем, несмотря на своевременное окончание работ без проблем не обошлось. Пожалуй, самым ярким примером стал ремонт самого большого двора на улицах Автозаводской и Карла Либкнехта, объединяющего сразу семь домов. Благоустройство оценили в 13,5 миллионов – как ремонт небольшой дороги. Подрядчик начал «за здравие». Но потом что-то пошло не так. Новое покрытие уложили прямо на битый асфальт и мусор. Тротуары оказались выше входов в подъезды, в результате вся дождевая вода потекла в дом. Парковочные карманы оборудовали без учёта мнения жителей. А ливневой канализации и вовсе не предусмотрели. В довершении всего, в середине двора свалили кучу из 60 старых покрышек. Терпеть подобную «инсталляцию» и сомнительные «инженерные» решения жители не стали и обратились с жалобой в администрацию. К проблеме подключились городские и областные депутаты. В результате работы пришлось переделывать, а воду – отводить. К началу сентября, когда состоялась техническая приёмка объекта, ряд недочётов ещё оставался.
Возникают два резонных вопроса: как увеличить количество ремонтируемых дворов и повысить качество данных работ? Более очевидным выглядит ответ на второй из них. Своеобразная «инструкция» указана в «Программе социально-экономического развития города Ярославля на 2020 – 2025 годы». Конкретно – в четвёртом разделе «Благоустройство и комфортная городская среда». Авторы программы указывают на необходимость своевременного проведения конкурсных процедур, строгой экспертизы проектно-сметной документации, повышения качества работы подрядчиков, пристального контроля за ходом работ, соблюдения сроков и нормативов, обстоятельной приёмки объектов с необходимыми рекламациями и исправлениями недостатков в положенные сроки. При этом, очень важно поддерживать обратную связь с жителями тех территорий, где были реализованы проекты. Если каждый из этих пунктов будет претворён в жизнь – с качество не будет никаких проблем.
Гораздо сложнее обстоят дела с количеством. Дело в том, что дворы в массе своей являются частью придомовой территории и относится к общедолевой собственности самого дома. В этом случае местные власти не обязаны заниматься их содержанием и ремонтом. Это должны делать сами жители через управляющую компанию (либо ТСЖ). Работы выполняют за счёт сэкономленных средств по соответствующей строке в квитанции о квартплате. К слову, такие прецеденты есть. Притом, не столь редкие. Если посмотреть последние отчеты территориальных администраций, то примеры можно увидеть по всему городу: на улице Колесовой, проезде Ушакова или улице Кудрявцева. Вместе с тем, нельзя отрицать и тот факт, что из-за постоянно растущих тарифов ЖКХ экономию имеют далеко не все дома. А «мирное» решение вопроса с управляющими компаниями на практике зачастую не представляется возможным. Не будем забывать и о том, что в ходе приватизации органы местного самоуправления должны были передавать имущество в надлежащем виде. Но за этим почти никто не следил. В итоге граждане получали отнюдь не идеальные фонды. Резонно, что через четверть века они оказались изношены до предела.
Именно поэтому устраняться от благоустройства дворов со стороны властей тоже неправильно. Да, с формально-юридической точки зрения они не обязаны тянуть эту лямку. Но ставить крест на благоустройстве тоже никто не намерен. Выходом из замкнутого круга и стали программы формирования комфортной городской среды. В основном, они финансируются за счёт федеральных средств. Но их явно недостаточно. Жители требуют увеличения количества работ. Так что денег надо больше. Это прекрасно понимают представители «правящей партии». Оно и понятно: через год их ожидают выборы в Государственную Думу, через два – в муниципалитет Ярославля, а через три – в областной парламент. Поэтому уже сейчас, при формировании бюджета на будущий год, они настойчиво ставят перед Правительством региона вопрос об увеличении лимитов на программу.
Речь идёт о нескольких сотнях миллионов рублей из областной казны. Понятно, что рассчитывать на такую сумму не приходится. Из-за коронавируса и кризиса в экономике доходы казны снижаются примерно на 10%. «Обрезаются» и проекты благоустройства. Но искушённые политики намеренно завышают планку в надежде получить хоть что-то. В конце концов, национальные проекты запланированы до 2024 года (а городская среда – одна из приоритетных программ). А федералы всегда подбрасывают дров в тлеющие костры региональных бюджетов в течение года. Да и местное со-финансирование вкупе со спонсорской помощью от бизнеса никто не отменял. Во всяком случае, это самый лёгкий и очевидный способ заработать «политические очки» в глазах избирателей. А политика, как известно, это всегда искусство возможного. Самое время проявить это искусство.
Не менее сложная ситуация сложилась и с другим важнейшим элементом городской среды – межквартальными проездами. Это нечто среднее между дорогой во дворе и полноценной улицей. Что и создаёт их неопределённое положение. Хорошо, если «межкварталка» официально является объектом улично-дорожной сети. Как, например, проезд Доброхотова или Школьный проезд в Заволжском районе, проезды Подвойского, Ушакова и Матросова на Суздалке или Мурманский и Архангельский проезды в Брагино. Их можно официально отремонтировать за счёт средств бюджета. А если повезёт – даже за счёт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», как это произошло в нынешнем году с двумя последними примерами в Дзержинском районе. Но в большинстве своём, межквартальные проезды – это цепочка связанных между собой путей сообщения между всё теми же дворовыми территориями. И их поддержание в нормативном состоянии вновь превращается в хождение по мукам.
В мэрии Ярославля данную проблему пытаются решить уже третий год. Толку пока мало. К вопросу подходят локально. То есть ремонтируют там, где полотно уже совсем развалилось. Из недавних примеров – проезд рядом с улицей Победы в районе мечети. Вывод очевиден: нужна отдельная муниципальная, или даже областная программа. По примеру той, по которой ещё несколько лет назад в областном центре ремонтировали улицы частного сектора. Примеры есть. Опыт тоже. Остаётся только политическая воля. И желание руководителей города. В качестве возможного инструмента решения поставленной задачи представляется целесообразным создание в Ярославле собственного муниципального учреждения, предназначенного для содержания улично-дорожной сети (в том числе для проведения «ямочного» ремонта) без привлечения сторонних организаций.
Такой вариант даст целый ряд преимуществ. Появится возможность качественного, а главное - оперативного выполнения работ по комплексному содержанию УДС вкупе с «ручным» управлением данной организацией (постановка задач по выполнению различных видов работ с конкретным указанием очередности и мест их производства). Отпадёт необходимость проведения продолжительных конкурсных процедур на оказание данных услуг. Повысится уровень безопасности дорожного движения. Улучшится общее состояние УДС. Безусловно, всё упирается в деньги. Вроде как эта работа уже реализуется мэрией на базе существующего муниципального учреждения «Горзеленхоз». Однако толку пока очень мало. «Горзеленхозу» явно нужно передавать часть функций САХ, нужно докупать необходимое количество техники и организовать собственное асфальтобетонное производство, а также передать на баланс все местные дороги, что повлечет за собой уплату значительного налога на имущество. Однако игра стоит свеч. Тем более, что соответствующие прецеденты уже созданы. Притом, не в каких-то сверхбогатых городах, а у наших соседей в Костроме.
Безусловно, для того, чтобы дворы и межквартальные проезды стали по-настоящему комфортными, необходимо позаботиться и о соответствующей инфраструктуре. Прежде всего, речь про организацию освещения и водоотведения (ливневая канализация, дождеприёмные колодцы и элементарный дренаж). К сожалению, и с тем, и с другим есть проблемы. Первое условие выполняют, в основном, на крупных магистралях, забывая про второстепенные (ярким примером этого года стала свежеотремонтированная улица Карабулина, жители которой забросали мэрию просьбами установить фонари). Про второй пункт забывают в принципе. В итоге в нашей сырой и болотистой местности дорожное покрытие быстро приходит в негодность. И через 4-5 лет (а то и раньше) от ремонта ничего не остаётся. С подобным расточительством давно пора покончить. Ибо обустройство ливнёвки в любом случае обойдётся дешевле повторной реконструкции. И здесь главный посыл – к проектировщикам и составителям смет. А ещё – к должному финансированию профильного МКП «РИОГС» (ремонт и обслуживание гидросистем). Вопрос давно отработан. Осталось только его реализовать.
Сложнее обстоят дела с ограждениями. Тут ситуация двоякая. С одной стороны, преграды в местах расположения социальных объектов (школы, садики, больницы) и концентрации ДТП нужны. И работа по их установке за счёт федеральных средств уже началась. К слову, оцинкованные конструкции куда практичнее тех элементов дорожной инфраструктуры, которые используются в городе в настоящее время и нуждаются в покраске как минимум дважды в год (что, естественно, не делается, из-за чего указанные сооружения быстро приобретают неприглядный вид). С другой стороны, нельзя не согласиться с теми урбанистами, которые считают, что Ярославль перегружен излишними ограждениями, которые зачастую не несут никакой функциональной нагрузки, но при этом существенно мешают как пешеходам, так и автомобилистам, в том числе спецтехнике. Поэтому демонтаж тех заборов, которые не требуются с точки зрения существующих нормативов, представляется не лишним. В контексте нашей сегодняшней темы, на первом этапе представляется полезным ознакомиться с опытом Екатеринбурга по запрету установки ограждений на территориях внутри кварталов и микрорайонов, и внести соответствующие изменения в Правила благоустройства города. Это будет некоей «золотой серединой».
Безусловно, мы рассмотрели проблемы лишь в первом приближении. А перечисленные рекомендации носят общий характер. Тем не менее, они помогут хотя был сделать первый шаг к решению наболевших вопросов. А дорогу, как известно, осилит идущий.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ
P.S. Через неделю мы расскажем о новых аспектах комфортной среды. На сей раз в зоне внимания будут общественные пространства, зелёные зоны и другая «эстетическая составляющая» городского пространства.