На фоне непрекращающихся новостей о коронавирусе и негативного информационного фона, плотно накрывшего нашу многострадальную Родину, за пределами внимания широкой общественности осталось одно важное, а главное – позитивное событие. В Ярославской области начали делать дороги. На полтора-два месяца раньше, чем обычно. Притом, подрядчики приступили к ремонту как областных трасс, так и объектов улично-дорожной сети в крупнейших городах региона: Ярославле, Рыбинске, Тутаеве. Как ни парадоксально, но отчасти этому поспособствовал COVID-19. Из-за жёстких карантинных мер количество личного автотранспорта, традиционно мешающего работам, заметно поубавилось. Свою лепту также внесла в меру тёплая и сухая погода. Так что руки у дорожников оказались развязаны. Но главное: впервые за долгие годы контракты по большинству объектов были подписаны ещё к концу марта. А кое-где конкурсы удалось провести даже в прошлом году. Что само по себе даёт право считать происходящее уникальным фактом. Если вообще не беспрецедентным. Никак, подействовала прошлогодняя критика за реализацию национального проекта (которая прошла в нашем регионе отнюдь не блестяще, о чём мы не раз писали в своих статьях). Теперь важно не упустить набранный темп, получить недостающие документы и своевременно начать ремонт оставшихся дорог. И надеяться, что продолжающийся карантин не повлияет на оперативное взаимодействие с поставщиками необходимых материалов.
Основные (хотя и не единственные) дорожные работы сезона 2020 в Ярославской области вновь пройдут в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). По сравнению с прошлым годом объёмы выросли, притом довольно существенно. Всего предстоит отремонтировать 42 объекта (в 2019 – 30) региональной и муниципальной собственности, в том числе: 20 областных магистралей, 18 улиц в г. Ярославле и по две дороги в г. Тутаеве и в Ярославском районе. Общая протяженность составит почти 180 километров (в 2019 – 114). Кроме того, в «Столице «Золотого кольца» установят 11 новых светофоров и завершат реконструкцию двух объектов, которую выполняли по двухгодичному контракту – Добрынинского путепровода и Тутаевского шоссе. Соответственно, на весь объём работ потратят более 3,8 миллиарда рублей (в 2019 – 2,8 миллиарда). Таким образом, увеличение показателей идёт по всем пунктам. При этом, нельзя исключать добавление новых объектов, поскольку несколько аукционов прошли с падением стоимости по сравнению с начальной минимальной ценой, в результате чего образовалась экономия. Пусть и не очень большая.
Показательно, что в нынешнем сезоне по подавляющему большинству объектов подготовку проектно-сметной документации (ПСД) и получение положительного заключения «Яргосстройэкспертизы» успели завершить в течение осенне-зимнего периода. Так что в начале календарной весны в регионе были готовы объявить торги. При этом, отдельные аукционы (например, в Тутаевском районе) прошли ещё в прошлом году. В результате к апрелю в рамках проекта БКАД заключили уже 27 государственных и муниципальных контрактов (64% от общего числа объектов без учёта светофоров). Из оставшихся объектов примерно половина ждала расторговки, а документы по остальным находились на проверке в региональном департаменте государственного заказа (как крупные закупки). И лишь одна дорога, проспект Машиностроителей в г. Ярославле, пока ещё не прошла экспертизу.
Статистика по областным трассам оказалась лучше, нежели по муниципальным. К первой декаде второго весеннего месяца контракты были подписаны по 18 объектам из 20 (90%). Не расторгованными на тот момент оставались только дороги «Ярославль – Тутаев» на левом берегу Волги и «Борисоглебский – Зачатье» (аукцион по ней состоялся 9 апреля, в настоящий момент контракт с победителем торгов также подписан). Подробная информация по каждому объекту указана в таблице. К середине апреля подрядчики уже непосредственно трудились на 14 площадках (70% от общего числа объектов региональной собственности). А кое-где работы начались ещё в конце марта (к примеру, на автомобильной дороге «Толбухино – Уткино – Спас-Виталий» в Ярославском районе).
Характеристика объектов национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
в Ярославской области на 2020 год (региональные дороги, по состоянию на 10 апреля)
№ п.п. |
Объект |
Протяженность участка (участков), км. |
Стоимость работ по контракту, тыс. руб. |
Состояние |
1 |
Данилов – Пошехонье |
5,1 |
91 819 |
Контракт подписан с АО «Ярдормост» |
2 |
Данилов – Пошехонье - заезд в поселок Хабарово |
1,9 |
39 719 |
Контракт подписан с АО «Ярдормост» |
3 |
Борисоглебский – Зачатье |
15,1 |
159 276
|
Контракт с ООО «ДЭП-57» в стадии подписания |
4 |
Ярославль – Тутаев (левый берег) |
5,9 |
- |
Конкурсная документация на проверке |
5 |
Нагорье – Берендеево |
11,4 |
185 063 |
Контракт подписан с АО «ГК «ЕКС» |
6 |
Владимир – Переславль |
21 |
314 791 |
Контракт подписан с АО «ГК «ЕКС» |
7 |
Углич – Новый Некоуз – Брейтово |
5,8 |
100 514 |
Контракт подписан с АО «ГК «ЕКС» |
8 |
Туношна – Бурмакино |
6,8 |
70 613,5 |
Контракт подписан с АО «Ярдормост» |
9 |
Ростов – Иваново – Нижний Новгород |
6,3 3,7 |
117 061 |
Контракт подписан с ООО «ДЭП-57» |
10 |
Яковлевское – Диево-Городище |
3,1 |
27 559 |
Контракт подписан с АО «Ярдормост» |
11 |
Ярославль – Любим |
1,8 |
37 320 |
Контракт подписан с АО «Ярдормост» |
12 |
Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль |
4,4 0,7 |
94 643 |
Контракт подписан с ООО «УМПРЭО» |
13 |
Ярославль – Заячий Холм - а/д «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль» |
3,3 |
64 190 |
Контракт подписан с ООО «ДЭП-57» |
14 |
Говырино – Дмитриевское – Нагорье |
1,2 3,4 |
79 494,5 |
Контракт подписан с АО «ГК «ЕКС» |
15 |
Гаврилов-Ям – Пружинино |
18,6 |
368 075 |
Контракт подписан с ООО «Северный поток» |
16 |
Переборы – Судоверфь |
3,6 |
28 517 |
Контракт подписан с АО «РУМСР» |
17 |
Толбухино – Уткино – Спас-Виталий (капитальный ремонт) |
4,9 |
192 241 |
Контракт подписан с АО «Ярдормост» |
18 |
Карачиха – Ширинье |
9,4 |
157 286 |
Контракт подписан с ООО «Северный поток» |
19 |
Петровское – Караш – Захарово |
10,1 |
105 236 |
Контракт подписан с ООО «ДЭП-57» |
20 |
Кормилицино – Курба |
1,5 |
23 534 |
Контракт подписан с ООО «Северный поток» |
В настоящее время рабочие вырубают кустарник вдоль обочин в полосе отвода, устанавливают пикеты, приводят в порядок водопропускные трубы, срезают старое асфальтовое покрытие, местами разрабатывают грунт для расширения проезжей части. Характерно, что больше половины объектов (11 из 20) на этот раз достались местным ярославским подрядчикам. Шесть конкурсов выиграло АО «Ярдормост» (принадлежит Правительству области), три – ООО «Северный поток» Алексея Фирстова, и по одному – рыбинское АО «РУМСР» и угличское ООО «УМПРЭО» (фирмы экс-депутатов областной Думы Евгения Сдвижкова и Юрия Пучкова соответственно). Последние два случая особенно показательны с учётом того, что Сдвижкову последнее время в основном приходилось довольствоваться ремонтом улично-дорожной сети в родном «порту приписки» - Рыбинске, а Пучков, по имеющейся информации, и вовсе вынужден был брать подряды в соседней Тверской области. В нынешнем году ситуация изменилась. Не помешало даже уголовное дело в отношении Юрия Алексеевича. Впрочем, если абстрагироваться от данного факта, то его опыт как профессионального дорожника всегда оценивался достаточно высоко. Как и у Евгения Николаевича. Сумеют ли их организации подтвердить свою репутацию на этот раз – покажут ближайшие месяцы.
Ситуация с муниципальными дорогами несколько хуже. Но по сравнению с прошлым годом это небо и земля. Давайте считать. Заключены контракты на ремонт двух объектов в Ярославском районе и ещё двух – Тутаеве. Соответственно, речь о дороге «Мостец – Красный Бор» и съезде с автомобильной дороги «Ярославль – Тутаев» к ДНП «Романово», (общая протяжённость – свыше 2,8 километра, стоимость – более 31 миллиона рублей), а также улицах Панина и Комсомольская (протяжённость около 2,4 километра, стоимость – порядка 37 миллионов). К слову, работы в Тутаеве начались также в последние дни марта. На перекрёстке улицы Комсомольской и проспекта 50-летия Победы начали устанавливать новый бордюрный камень для формирования будущего «корыта» под дорожную одежду. Контракт достался упомянутому выше АО «РУМСР», руководитель которого в этом году вообще хорошо «подсуетился». Прямо как у леоновского «доцента»: молодец, Фёдор Петрович!
Он же (в смысле, Евгений Николаевич Сдвижков) выиграл торги по первому лоту в Ярославле, куда вошли пять дорог Дзержинского района: Мурманский и Архангельский проезды, улицы Туманова и Куропаткова, Ленинградский проспект (от улицы Строителей до границ города). Их планируют закончить до 30 июля. И работы уже начались. В частности, на последнем объекте на прошлой неделе вовсю орудовала техника: фреза снимала старый асфальт. Так что ездить в начале рыбинской трассы (первые километры которой были напрочь «убиты») стало несколько легче. 10 апреля подрядчик из второго по величине города области «взял» и второй лот, став победителем аукциона на право ремонта ещё пяти объектов улично-дорожной сети в Кировском, Ленинском и Заволжском районах (улицы Колышкина, Кудрявцева, Суркова, Максимова, Пушкина). Подписание контракта запланировано до конца этой недели.
До майских праздников должен состояться конкурс по третьему лоту – на ремонт дорог во Фрунзенском и Красноперекопском районе. В него вошли семь улиц: Закгейма, Носкова, Карабулина, Рыкачева, Балтийская, 1-я Забелицкая и 1-я Тормозная. Если всё пройдёт гладко, заключение контракта состоится в середине мая. Самым «слабым звеном» пока остаётся проспект Машиностроителей. Это четвёртый, отдельный лот. Закупка по нему ещё только готовится для внесения в план график. Проект пока не получил заключения госэкспертизы в связи с доработкой ПСД в части восстановления ливневой канализации. И это наиболее трудный городской объект 2020 года. Таким образом, в «сухом остатке» получается следующая картина. Из 22 муниципальных дорог на 9 уже ведутся работы, и ещё на 5 ремонт должен начаться в ближайшее время. Итого 14 (63%). Совсем неплохо, учитывая опыт прошлых лет, и то обстоятельство, что на дворе – только апрель.
Кроме того, в городе продолжаются работы по реконструкции Добрынинского путепровода и Тутаевского шоссе. Напомним, что это двухгодичные контракты, работы по которым начались ещё в прошлом году. Завершить и планируют в октябре. Одна из основных брагинских магистралей закончена примерно на две трети. На 15 мая намечено открытие участка от улицы Большой Норской до Панина.
Тогда же должны приступить к последнему этапу масштабной реконструкции – соответственно, от улицы Панина до Урицкого. В связи с чем вновь изменится схема движения общественного транспорта, о которой рассказали в мэрии 20 апреля. В свою очередь, готовность Добрынинского путепровода к середине весны составила порядка 47%. 15 апреля автомобильное движение там перевели на отремонтированную половину – впервые за долгое время на мосту вновь появились машины. В ближайшей перспективе – открытие прямого хода, после чего рабочие перейдут к ремонту съездов. К слову, выполнение работ по объектам в текущем году составляет порядка 200 миллионов рублей.
Характеристика объектов национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
в городе Ярославле на 2020 год (муниципальные дороги, по состоянию на 10 апреля)
№ п.п. |
Объект |
Протяженность участка (участков), км. |
Стоимость работ по контракту, тыс. руб. |
Состояние |
1 |
Ленинградский проспект (от улицы Строителей до границ города) |
5 |
101 200 |
Контракт подписан с АО «РУМСР» |
2 |
Улица Куропаткова |
1,4 |
23 377 |
Контракт подписан с АО «РУМСР» |
3 |
Улица Туманова |
0,7 |
14 658,5 |
Контракт подписан с АО «РУМСР» |
4 |
Архангельский проезд |
0,6 |
4 200 |
Контракт подписан с АО «РУМСР» |
5 |
Мурманский проезд |
0,55 |
3 885 |
Контракт подписан с АО «РУМСР» |
6 |
Улица Колышкина |
3,7 |
77 782 |
Контракт с АО «РУМСР» в стадии подписания |
7 |
Улица Суркова |
0,5 |
5 029 |
Контракт с АО «РУМСР» в стадии подписания |
8 |
Улица Максимова |
0,4 |
4 944 |
Контракт с АО «РУМСР» в стадии подписания |
9 |
Улица Кудрявцева |
1,1 |
23 396 |
Контракт с АО «РУМСР» в стадии подписания |
10 |
Улица Пушкина |
0,6 |
21 980 |
Контракт с АО «РУМСР» в стадии подписания |
11 |
Улица Закгейма |
1,2 |
32 400 |
Конкурсная документация на проверке |
12 |
Улица Рыкачева |
0,8 |
20 741 |
Конкурсная документация на проверке |
13 |
Улица Носкова |
0,4 |
26 715,5 |
Конкурсная документация на проверке |
14 |
Улица Карабулина |
0,9 |
15 850 |
Конкурсная документация на проверке |
15 |
Улица Балтийская |
0,8 |
5 600 |
Конкурсная документация на проверке |
16 |
Улица 1-я Тормозная |
0,8 |
6 428 |
Конкурсная документация на проверке |
17 |
Улица 1-я Забелицкая |
1,1 |
20 800 |
Конкурсная документация на проверке |
18 |
Проспект Машиностроителей (от улицы Папанина до проспекта Авиаторов) |
1,4 |
95 733 |
Корректировка ПСД, прохождение экспертизы |
Таким образом, на сегодняшний день картина вполне оптимистичная. В связи с чем самое сложное – избежать, как говорил один известный политический деятель, головокружения от успехов. Чего-чего, а шапкозакидательских настроений у нас всегда хватало. И именно они на корню губили самые благие начинания. В настоящее время остаётся как минимум три задачи, на решение которых стоит обратить особое внимание. На наш взгляд, в большей степени они актуальны для муниципалов. Но и области, конечно, тоже не стоит расслабляться. Во-первых, необходимо расторговать, заключить контракты и начать делать оставшиеся объекты. На сегодняшний день по нашим подсчётам их девять – одна областная и восемь муниципальных дорог. Не так уж мало - примерно пятая часть.
Больше всего вопросов, конечно, вызывает проспект Машиностроителей. Как было сказано выше, объект сложный и недешёвый. Протяженность ремонтируемого участка от улицы Папанина до проспекта Авиаторов составит около полутора километров, стоимость работ – почти 96 миллионов рублей. При этом, из-за карантинного режима выдача документации задерживается. Рискнём предположить, что в лучшем случае проект будет готов в мае. С учётом небыстрых конкурсных процедур, к непосредственному ремонту могут приступить только к концу лета. А в связи с тем, что контракт двухгодичный, в Заволжском районе вообще может повториться история с Тутаевским шоссе. Все помнят, что его перекрытие вызвало много нареканий как у автомобилистов, так и у пешеходов. К организации и качеству работ также было немало вопросов (в том числе от представителей профессионального сообщества). Хотелось бы, чтобы проспект Машиностроителей избежал подобной участи. Время для этого ещё есть. Правда, его осталось совсем немного. Кстати, ремонт самого Тутаевского шоссе также стоит держать под особым контролем. Последний этап – едва ли не самый трудный, поскольку включает и переход через железнодорожные пути у «Мостоотряда», и проблемный овражный участок между улицей Батова и проспектом Дзержинского, и большое количество коммуникаций. Так что дорожникам придётся здорово постараться, чтобы закончить ремонт на «мажорной ноте».
Во-вторых, часть подрядов досталась организациям, в отношении которых в прошлые годы имелось немало нареканий. Притом, и у представителей власти, и у экспертного сообщества, и у депутатского корпуса, и у общественности. Прежде всего, речь про ООО «Северный поток» и ООО «ДЭП-57». Соответственно, их работа также потребует максимального контроля со стороны заказчика и служб технического надзора. Не будем забывать и о том, что указанные фирмы продолжают нести гарантийные обязательства по работам предыдущих сезонов (гарантия на верхний слой асфальта составляет 4 года, на нижний – 5 лет). И в случае обнаружения проблем, обязаны их устранить. Впрочем, как и все остальные организации. Хватит ли на это сил и средств при текущих объёмах – вопрос. И ещё один повод задуматься.
В-третьих, в условиях продолжающейся эпидемии коронавируса очень важно, чтобы ремонты шли без сбоев и задержек. Дорожные работы подразумевают сложную цепочку, включающую поставку инертных материалов, топлива и ГСМ, при необходимости – дополнительных единиц техники, запчастей и так далее. Понятно, что работы в рамках национальных проектов сегодня являются «защищёнными». Как на федеральном, так и на региональном уровне (к примеру, в Указе Губернатора Дмитрия Миронова они отмечены отдельной строкой). Но это – на бумаге. Между тем, за последний месяц мы уже не раз становились свидетелями, как вполне правильные посылы, данные на словах, на деле разбивались о суровую реальность, обрастая множеством условий и ограничений. Поэтому абсолютных гарантий, что с дорожными работами в принципе не произойдёт ничего подобного, увы, нет.
Таким образом, хотя повод для радости, безусловно, есть, но бить в барабаны слишком рано. Сезон только начинается. И произойти может всё, что угодно. Хотя, конечно, хочется надеяться, что здесь сработает принцип: как начнёшь сезон – так его и проведёшь. А все поставщики, потребители и исполнители сработают насколько это возможно чётко и слаженно. Надежда, как известно, умирает последней. К тому же, ничего иного у нас всё равно не остаётся.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ