Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

06.03.2024
Ярославль
1778
Да здравствует солнце, не берущее деньгами

Попытка оценить зимнюю уборку дорог в Ярославле и области и предугадать, что будет дальше.


Да здравствует солнце, не берущее деньгами
     Мы наконец-то дождались весны. Конечно, до настоящих тёплых дней ждать ещё довольно долго. Но все же хочется верить, что основные снегопады закончились. А вместе с ними – и многочисленные проблемы зимней уборки дорог. Какой она была? Однозначный и при этом честный ответ мы вряд ли услышим. Власти, как водится, публикуют бравые отчёты в стиле «мы молодцы, всё хорошо». Граждане не уступают,  и постят гневные комментарии из разряда «всё плохо». Истина, как водится, где-то посередине. А единственная правда состоит в том, что зима была действительно сложная. Со стихией справлялись, кто как мог. Мэрия Ярославля отчасти учла ошибки прошлых лет: закупила новую технику, увеличила штат работников, подняла им зарплату и в целом повысила расходы на содержание улично-дорожной сети. В  результате катастрофы удалось избежать, и основные магистрали в целом убирались относительно неплохо, хотя и не всегда оперативно. А вот с проездами работу завалили, хотя ещё осенью передали её в «Горзеленхострой». Про дворы и говорить нечего – там в принципе ничего не поменялось. Муниципальным районам пришлось тяжелее. Не только из-за большого количества снега, «съевшего» едва ли не все финансы на годовое содержание, но и из-за сомнительного эксперимента по передаче полномочий на обслуживание дорог сельских поселений. В итоге кое-где на местах уже тратят последние деньги и готовятся «сосать лапу». В сухом остатке результат получился не блестящим. И, похоже, что  эффективнее всех план по уборке вновь выполнит солнце. Правда вслед за этим совсем скоро придётся решать новые проблемы – с половодьем и срочным восстановительным ремонтом дорог. Которые однозначно вскроют все ошибки, допущенные в ходе зимнего содержания. 


Мело, мело по всей земле, во все пределы

 7nmmaePL6lU.jpg         Начнём с уборки Ярославля. Как известно, подавляющее большинство объектов улично-дорожной сети (а это не только дороги, но и тротуары, разворотные площадки, заездные карманы и остановочные комплексы) областного центра закреплено на правах оперативного управления за МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» (МБУ «Горзеленхозстрой»), а работы по их содержанию осуществляются в рамках муниципального задания. На наш взгляд неспециалистов, такая практика вполне толковая и имеет ряд преимуществ: позволяет уйти от проведения конкурсов (и, как следствие, зависимости от частных организаций), сосредоточить всю работу в одних руках, а не дробить её по районам, обеспечить надлежащий контроль и иметь возможность более оперативного реагирования в случае возможных ЧП. 
          В целом, за МБУ «Горзеленхозстрой» закреплено 10 490 902,8 квадратных метров городских дорог. Кроме того, с нынешнего сезона под крыло муниципального учреждения отдали ещё и содержание внутриквартальных проездов. Их площадь составила 629,8 тысячи квадратных метров. Правда, по осени речь шла почти о 2 миллионах 250 тысяч «квадратах». Но, возможно, не все были должным образом оформлены и переданы в оперативное управление. Либо были «посчитаны» как-то по-другому. Например, как улицы частного сектора. Которые, в свою очередь, содержались уже на основании муниципальных контрактов, заключённых территориальными администрации мэрии по результатам открытых электронных аукционов. Здесь тоже были титульные списки, а общий объём работ оценивался более, чем в 2 миллиона квадратных метров.
         Справедливости ради стоит отметить, что в городской администрации всё же учли ряд проблемных моментов, которые имели место прошлой зимой, и попытались их исправить. Самые главные из них мы обозначили в статье «Спецоперация Z (зимняя)» от 11 октября 2023 года. Во-первых, это касается техники. На заседании комиссии по ЖКХ Муниципалитета Ярославля 4 октября минувшего года заместитель мэра Николай Степанов заявил, что  «для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог областного центра в зимний период планируется задействовать технику в количестве 117 единиц». 
xdiU9cm7uOU.jpg         Речь шла про 38 комбинированных дорожных машин (КДМ), 41 тракторную щётку на базе МТЗ-82, 19 фронтальных погрузчиков, 13 самосвалов, 3 грейдера и 3 лаповых погрузчика. Плюсом должны были использовать 6 единиц навесного оборудования (т.н. роторные навески). Одновременно городские власти рассказали о готовящихся закупках новой техники, но данные о её количестве существенно разнились. Прошла зима. И, согласно свежим данным мэрии Ярославля, для выполнения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования была задействована 141 единица техники МБУ «Горзеленхозстрой».
        А именно: 39 КДМ, 41 тракторная щётка МТЗ-82, 19 фронтальных погрузчиков, 13 самосвалов и 18 автомобилей ГАЗ, 3 автогрейдера, 3 лаповых погрузчика, 1 экскаватор и 1 универсальная коммунальная машина. Плюс – ещё 12 пескоразбрасывателей, 6 роторных навесок и 2 дорожные фрезы. Итого в совокупности 161 единиц. Городские власти указывают, что в 2023 году прошли мероприятия по закупке 43 единиц специализированной техники и навесного оборудования. Если сравнить последнюю цифру с той, которая звучала в октябре, то действительно выходит на то. 
Зарплата 2023.jpg          Во-вторых, были предприняты попытки преодолеть кадровый дефицит. Ещё весной 2023 года в «Горзеленхозстрое» было увеличено штатное расписание – до 1020 человек. Однако по состоянию на 1 января 2024 года фактическая численность персонала в учреждении, хоть и увеличилась по сравнению с показателями годичной давности, но всё равно была почти вдвое меньше – 560 человек. Соответственно, власти были вынуждены признать нехватку рабочих рук и пойти на увеличение должностных окладов. Так, в 2023 году простым дорожным рабочим было предложено около 37 тысяч рублей, мастерам дорожной уборки – около 50 тысяч, а механизаторам – 60 тысяч в месяц. В свою очередь, за январь 2024 г. фактически выплаченная заработная плата дорожных рабочих составила 43 910 рублей, трактористов – 76 773 рубля, а водителей погрузчиков – 93 590. Правда, с учётом сверхурочных. Тем не менее, за такое содержание наверняка не прочь были бы поработать и многие специалисты с высшим образованием. И рабочих на улицах действительно стало больше. Во всяком случае, визуально.
           В-третьих, увеличились общие расходы на содержание улично-дорожной сети. Ещё в конце прошлого года директор департамента финансов мэрии Андрей Данц заявил, что в 2024 году финансирование МБУ «Горзеленхозстрой» в части содержания и уборки дорог увеличится на 200 миллионов рублей. Повышение расходов подтверждается и более поздними данными. Опять-таки, по состоянию на 1 января финансовое обеспечение муниципального задания на содержание УДС составляло 959 182 900 рублей, то есть почти на 250 миллионов больше, чем годом ранее (710 330 000 рублей). С учётом хронического недофинансирования отрасли, а также роста стоимости ГСМ, запчастей, реагентов, и прочая, и прочая – решение вполне логичное и своевременное.

По тонкому льду

E_sNXF_9MzI.jpg          Однако если основные проблемы вроде бы были учтены, то почему по итогу с уборкой всё получилось отнюдь не блестяще? Во всяком случае, люди оценивают работу коммунальных служб именно так. Что подтверждается данными телефонного опроса, проведённого социологическим центром «Хи-квадрат» в период с 17 по 20 февраля 2024 года. Выборка составила 600 человек. На вопрос: «Вы довольны или не довольны, как осуществляется уборка автомобильных дорог города Ярославля от снега этой зимой?» лишь 8% респондентов ответили «полностью доволен». Ещё 24,5% сказали, что скорее довольны, чем недовольны. В свою очередь, 27% были скорее не довольны, а 36% - полностью не довольны. Ещё 4% опрошенных затруднились ответить. 
          Показательно, что в феврале 2023 года полностью не довольных было только 15,7%. Скорее не довольных тогда оказалось чуть больше, чем сейчас – 29,5%. Однако в целом, количество неудовлетворённых качеством уборки респондентов в этом году существенно больше. Ещё более интересные данные получились применительно к оценке содержания тротуаров. Полностью довольны им оказались только 4% опрошенных, скорее довольных – 16%. При этом, скорее не довольных было 24,5%, а полностью не довольных – 52,5% (больше половины). И для городских властей это, конечно, провал!
         Рискнём предположить, что причин тут несколько. И они отчасти следуют из приведённых выше данных. Да, закупка дополнительной техники состоялась. Однако реальная потребность для такого города, как Ярославль, в соответствии с требованиями ГОСТ составляет более 250 единиц. А, говоря по хорошему, свыше 280. У нас – 140. Практически вдвое меньше. Комментарии излишни. То же самое – с рабочими руками. Наиболее серьёзный дефицит сложился именно с водителями тракторных щёток и дорожными рабочими. То есть теми, кто в первую очередь брошен на расчистку тротуаров и пешеходных зон. Отсюда – крайне неудовлетворительный результат их зимней уборки. 
vY3lMiyJlrk.jpg        Свою лепту в общее состояние наверняка внёс и тот факт, что «Горзеленхозстрою» для уборки были переданы не все проезды. А остальные чистились как будто по остаточному принципу. В итоге эксперимент по содержанию нового хозяйства провалился. Обеспечение работ в частном секторе (как в финансовом, так и в материальном смысле) и вовсе не выдерживало никакой критики. Как было сказано выше, за это направление отвечают территориальные администрации, которые привлекали частных подрядчиков. Всего их было пять, притом некоторые работали сразу в нескольких районах. В итоге, на уборку улиц частного сектора в общей сложности было привлечено всего 20 единиц техники и 27 дорожных рабочих. И это – на 2 миллиона «квадратов». Кошкины слёзы. 
  W9l4U5BrvaE.jpg      «Не дожала» мэрия и управляющие компании. Во всяком случае, «свои». К примеру, «Управдом Дзержинского района» - самую большую управляющую организацию самого крупного городского района, в котором расположено 912 многоквартирных домов. Свыше 500 из них – в ведении вышеназванного управдома. При этом, как следует из недавней информации самой мэрии, УК выводит на работы всего 8 своих тракторов и ещё 3 наемных. С такими ресурсами, пожалуй, дворы не расчистить и за месяц! Но власти со всевозможными жилищными инспекциями, надзорами и контролями лишь гневно потрясали кулаками, грозя «управляшкам» штрафами за ненадлежащее выполнение работ.
       Общее финансирование содержания УДС так же хоть и было увеличено, но всё равно осталось недостаточным. Ещё в начале прошлого года прокуратура заявляла, что для качественной уборки Ярославля нужно порядка 2 миллиардов рублей. Город закрывает примерно половину или чуть больше от этой потребности. Поэтому коммунальщикам, в известном смысле, приходилось ходить как по тонкому льду, маневрируя между финансовым дефицитом и обязанностью содержать в порядке хотя бы основные улицы. Ну и, конечно, не будем списывать со счетов погодные условия. И на сей раз это не сарказм и не фигура речи. Зима выдалась объективно сложной – снежной, достаточно морозной, но при этом с перепадами температур и ледяными дождями. Короче, все 33 удовольствия. 

Районы, вы держитесь там!

 photo_2024_02_27_14_53_28.jpg        Все их испытали не только в областном центре, но и в районах. И ещё очень большой вопрос, кому пришлось тяжелее. Уборка улично-дорожной сети на местах финансируется в разы хуже, чем в Ярославле. Хотя её протяжённость порой не уступает совокупной длине городских дорог. Кроме того, осенью прошлого года по инициативе губернатора Михаила Евраева был принят закон, которым все полномочия по ремонту и содержанию дорог местного значения в сельских поселениях передавались на уровень районов. На местах инициатива была воспринята, мягко говоря, неоднозначно. Муниципалы обозначили целый ряд проблем, которые могли возникнуть в ходе реализации инициативы. Мы подробно писали об этом в статье «Получили – веселились, приступили – прослезились» от 14 февраля 2024 года.
        Увы, слушать особо никого не стали. Поэтому на местах пришлось выкручиваться, кто как мог. Некоторые районы (к примеру, Ярославский, Гаврилов-Ямский, Некрасовский) решением своих представительных органов утвердили соглашения о передаче полномочий по зимнему содержанию дорог обратно поселениям. Да, так было можно (правда, зачем в таком случае принимался областной закон – непонятно). Где-то всё бремя решили нести на районном уровне. При этом, проиграв и в оперативности, и в качестве уборки. И практически все столкнулись с дефицитом финансирования. В ряде случаев – тотальным. Есть примеры, когда за первые два месяца были выбраны чуть ли не все годовые лимиты на уборку.
      Так, общие расходы местного бюджета Большесельского района на дорожную деятельность утверждены в размере порядка 19 миллионов рублей. Из них на ремонт УДС предусмотрено чуть больше 6 миллионов, на летнее содержание – 3 миллиона и на зимнее содержание – почти 10 миллионов. Из-за сложных погодных условий в январе и феврале затраты на зимнее содержание пришлось увеличить примерно на 40%. Таким образом, весь бюджет на уборку уже выбран, и даже превышен. Между тем, впереди ещё почти весь март, а также ноябрь и декабрь, которые тоже проходят по статье зимнего содержания. В итоге району уже сейчас не хватает порядка 10 миллионов рублей. И подобная ситуация далеко не уникальная.
Совещание в ПЯО.jpg      В этой связи на удивление комично выглядело оперативное совещание в Правительстве области 5 марта, в ходе которого губернатор поручил активизировать уборку снега в регионе и заявил о неудовлетворительной работе в двух районах – Ярославском и Ростовском. Заместители их глав теперь получат выговоры. Михаил Евраев подчеркнул: «Крайне важно, чтобы все тротуары и общественные пространства были почищены от снежной каши и льда. Как уже говорил, расходы мы компенсируем. Ключевая задача муниципальных администраций – организовать работу. Проверять будем строго».
      Во-первых, очень своевременное поручение – в начале весны требовать нормальной уборки снега. Не беспокойтесь, Михаил Яковлевич, в помощь главам уже направлен ведущий специалист в данном деле – солнце. Поверьте, уберёт качественно и в максимально короткий срок. Правда, у него очень плотный график, поэтому посещает нашу область оно не каждый день. Но в целом, в результатах можете не сомневаться. Вот только с выплатой премии могут возникнуть сложности – не берёт солнце деньгами, увы. Во-вторых: а неудовлетворительная работа была только в Ярославском и Ростовском районах? То есть лишь в 2 муниципальных образованиях из 19? А в том же Ярославле и Рыбинске всё зашибись? Простите, смешно. Точнее, было бы смешно, если бы не было так грустно. 


На меня надигается по реке битый лёд

Паводок.jpg          Поводов для веселья становится ещё меньше, если учесть, что не за горами весеннее половодье. И готова ли к нему Ярославская область – большой вопрос. В конце февраля высота снежного покрова даже в Ярославле достигала порядка 60 сантиметров. При этом, в регионе порядка 4300 рек и ручьёв. И наиболее крупные из них, в случае выхода из берегов, могут создать серьёзные проблемы. Как уже было в 2020 году, когда из-за резкого подъёма уровня воды в Волге вкупе с ледовыми заторами в акватории реки на территории Некрасовского района оказались затоплены несколько улиц в Ярославле, свыше 300 приусадебных участков и 1 участок дорожного полотна. А весной 2021 года осадки на фоне весеннего половодья привели к притоку воды в Рыбинское водохранилище. В результате оказались подтоплены набережные в Ярославле и Рыбинске и более 400 участков в СНТ.
Учения-4.jpg          5 марта в Ярославле на территории парка Подзеленье уже прошли командно-штабные учения МЧС России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в результате паводка. Проверили готовность личного состава, техники и оборудования, применяемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в период половодья. Вот только практика показывает, что в реальной жизни ответственные лица и службы почему-то нередко забывают, чему их учили. А их действия далеко не всегда оказываются достаточными, эффективными и своевременными. Примеры смотрите выше. Так что учения, конечно, свет. Вот только неучёных – тьма. 
        В этой связи наши многострадальные дороги тоже находятся в зоне особой опасности. Как отметил руководитель профильного регионального министерства Роман Душко, только на трассах областной собственности значатся 175 участков, подтверждённых подтоплению в результате весеннего половодья. Кроме того, на дорогах имеется более 6600 водопропускных труб, которые сейчас забиты снегом и грязью. И все их нужно привести в порядок. Разумеется, после столь сложной зимы особое внимание придётся уделить и восстановительному ремонту полотна. Из-за морозов и перепадов температур во многих местах наверняка пойдут трещины, разрывы и провалы. Да и половодье, опять-таки, может внести свою лепту. 
        Одним словом, выход из снежного плена оказался долгим и трудным. А к властям и коммунальщикам по итогам сезона осталось много вопросов. Сейчас есть риск оказаться уже в водной блокаде. И здесь тоже могут быть вопросы. А первые неприятные последствия (в случае наступления плюсовой температуры в дневные часы) теоретически могут «вплыть» ещё до выборов Президента 17 марта, и даже оказать влияние на явку и итоговый процент голосов. После чего вопросы наверняка будут уже «сверху», в адрес самих региональных и местных властей. И проигнорировать их точно не получится. Тогда кое-кому могут пригодиться «спасательные жилеты». А кто-то и вовсе рискует «потонуть». 


ВИКТОР ПАРФЁНОВ



Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?