Бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью.
Александр Дюма (отец)
Новый год – это всегда ожидание чуда. И тот редкий момент, когда действительно можно расслабиться и ненадолго почувствовать себя немного детьми. Однако праздники проходят, и жизнь заставляет возвращаться в суровую реальность, в которой уже совсем другие «подарки». Это и аварии на трассах, и различные сюрпризы в ЖКХ, и обязательное повышение стоимости всего и вся: от детского сада до взносов на капремонт. Само собой, на каждое такое увеличение у власть предержащих всегда припасена масса аргументов, расчётов и объяснений. Объяснить у нас вообще можно всё что угодно (здесь мы безусловные чемпионы). Пожалуй, кроме одного: почему это самое повышение является постоянным и идёт куда более шустрыми темпами, чем рост зарплат граждан? Не говоря уже про реальные доходы, под конец года окончательно съеденные инфляцией. В итоге значительная часть населения продолжает жить, как в песне группы «Ноль»: от получки до получки я надеюсь на аванс. Притом, не только в январе (это уже традиция), но и все остальные месяцы. А в качестве девиза (или пожелания) для них остаются слова другой песни, на сей раз из репертуара Олега Митяева: крепитесь люди, скоро лето. В том смысле, что не надо будет тратиться на колоссальные счета за отопление, а обед можно будет собрать на собственном огороде (разумеется, при наличии такового). А цены, налоги, тарифы и сборы, меж тем, продолжают расти. В подтверждении всего вышесказанного – краткая подборка того, что с нового года повысится в России вообще и в Ярославской области в частности. А также иных резонансных событий долгих выходных.
Начнём с изменений на федеральном уровне. Они являются не только едиными, но и, как правило, наиболее ощутимыми для всех регионов страны. Прежде всего, это касается повышения акцизов и различных сборов, поскольку напрямую влияет на увеличение стоимости продуктов питания, а также иных товаров и услуг. Увы, нынешний год не стал исключением. Больше всего изменились как раз акцизы. При этом повышение коснулось не только всех существующих подакцизных, но и новых товаров. Самые зримые новшества – по части алкогольной продукции.
Для тех её разновидностей, у которых объёмная доля этилового спирта свыше 9%, акциз с 1 января увеличится с 589 до 613 рублей за 1 литр безводного этила. Для той продукции, у которой указанная доля составляет до 9% включительно, ставка поднимется до 490 рублей (ранее она составляла 471 рубль). На 1-2 рубля за литр увеличатся акцизы на винные и виноградосодержащие напитки, сидр, пуаре, медовуху, игристые вина, включая российское шампанское, и пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5% до 8,6%.
Всё это приведёт к повышению розничных цен на горячительные напитки. Скажем, минимальная стоимость поллитровой бутылки коньяка, ниже которой его нельзя продавать в магазинах и торговых сетях, составит 517 рублей (в прошлом году была 480 рублей). Аналогичная цена для бутылки водки того же объёма установлена на уровне 281 рубля, что на 20 рублей выше, чем в 2022 году. Наконец, бутылка 0,75 литра игристого вина обойдется минимум в 239 рублей (сразу на 70 рублей дороже минимальной цены предыдущего периода).
Также вырастут акцизы на табачную продукцию и электронные сигареты (вейпы). Увеличение составит порядка 4%. Как отмечает «Российская газета», за последние десять лет данный акциз вырос более чем в 10 раз, а стоимость пачки сигарет повысилась почти в 5 раз. В отдельные периоды рост был особенно ощутим. К примеру, в 2021 году ставки акцизов на табачную продукцию, обычные и электронные сигареты были повышены сразу на 20%.
В связи с изменением акцизов на «железных коней», изменения цен стоит ждать и автолюбителям. Сами акцизы изменятся в зависимости от мощности двигателя. Скажем, для тех авто, у которых она составляет от 90 до 150 лошадиных сил, ставка возрастет на 2 рубля за 1 лошадиную силу. Для следующей категории (от 150 до 200 лошадиных сил) повышение будет уже более ощутимым – на 20 рублей. А больше всех (на 61 рубль) акциз поднимется для машин с мощностью двигателя свыше 500 «лошадей». Ну а где «железные кони» - там и их «корм». Он тоже подорожает. Притом, как в хорошем ресторане, цена будет зависеть от класса «питания».
Скажем, для бензина, соответствующего 5 классу, с 1 января 2023 года акциз составит 14 345 рубля за тонну, что на 552 рублей выше значения 2022 года. Ставки акциза на дизельное топливо и моторные масла для дизельных и инжекторных двигателей повысятся на 382 и 243 рубля соответственно. Что, в свою очередь, приведёт не только к увеличению розничной цены топлива, но и к росту стоимости соответствующих услуг (пассажирские и грузовые перевозки). А через них – и к повышению цен на самые различные товары (к примеру, из-за удорожания доставки продуктов в магазины).
К слову, тем, у кого «железных коней» нет, сэкономить тоже не получится. Ибо, к примеру, услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах также подорожают на 8,1%. Наконец, появится новый подакцизный товар – сладкие газированные напитки. Правда, таковыми они станут только с 1 июля. Акциз для них составит 7 рублей за литр. Так что любителям «Байкала» с «Тархуном» или адаптированной «Колы» (или как там она теперь называется) с лета придётся раскошелиться. Ну, или перейти на минералку, пополнив ряды «организмов, измученных «Нарзаном».
Что касается налогов и сборов, то здесь основных изменений будет всего два, но при этом весьма значительных. Во-первых, в 2023 году россияне вновь будут отдавать 13% дохода, полученного от вклада. Ранее этот налог был «заморожен» в течение двух лет. Во-вторых, изменится порядок начисления страховых взносов. С 1 января Пенсионный фонд и Фонд социального страхования России (ПФР и ФСС) объединены в единую новую структуру - Социальный фонд России (СФР, полное название – «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации»). Его учредителем является Правительство страны.
Отныне все основные взносы (обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также взносы в связи с временной нетрудоспособностью и материнством) будут объединены в едином сборе. Его ставка останется прежней – 30%. А вот предельная величина базы (размер заработной платы сотрудника в течение года) для начисления страховых взносов по полному тарифу увеличится. Если ранее он составлял 1,565 миллиона рублей (и в случае превышения применялся уже льготный тариф), то теперь данная база повысится до 1,917 миллиона рублей.
Также до 34% увеличится налог на прибыль для экспортеров сжиженного природного газа и вырастет налог на добычу полезных ископаемых для организаций газовой, нефтяной и угледобывающей промышленности. Как пишет издание «Аргументы и факты», в следующем году с учетом роста налога «Газпром» перечислит в бюджет на 600 миллиардов рублей больше.
Наконец, с 1 января отменяется скидка на оплату пошлин и штрафов через портал «Государственные услуги» (за исключением 50%-й скидки за быструю оплату штрафов за нарушение ПДД), увеличивается госпошлина за выдачу свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (с 800 до 1500 рублей) и за выдачу свидетельства о допуске автомобиля к перевозке опасных грузов (1500 рублей), а также повышается стоимость технического осмотра транспортных средств на величину инфляции. Таким образом, перечисленные изменения прямо или косвенно коснутся действительно каждого жителя страны.
Теперь о том, что изменилось в Ярославской области. У нас тоже много «сюрпризов». Начнём с повышения стоимости проезда в общественном транспорте в Ярославле. С 1 января за одну поездку вместо 28 мы уже заплатим 32 рубля, то есть на 4 рубля или 14% больше. А с учётом того, что в четвёртом квартале для пользователей сервиса «Мир Pay» ещё и действовала скидка в 6 рублей (проезд стоил 22 рубля), разница получается уже весьма ощутимой. Разумеется, подорожали и проездные билеты. Повышение распространяется на весь транспорт, работающий по регулируемому тарифу: автобус, троллейбус, трамвай.
Чуть позже об увеличении стоимости проезда заявили и предприниматели, осуществляющие перевозки маршрутными такси (в Ярославле работают 5 таких маршрутов). Правда, в них цена повысится не с начала года, а в двадцатых числах января. Изменится стоимость проезда и в общественном транспорте Рыбинска. Правда, во втором по величине городе области это коснётся только автобусов, где билеты подорожают с 26 до 28 рублей. А вот услуги троллейбусов будут стоить, как в 2022 году – 26 рублей за поездку. Весьма показательный пример с учётом того, что электротранспорт в Рыбинске – частный.
Что касается областного центра, то повышение, конечно, было ожидаемо (мы не раз писали об этом в прошлом году). Притом, тариф оказался ещё не самым большим (ходили слухи об увеличении стоимости проезда до 35 и даже 50 рублей). Особенно с учётом того, что его не меняли с осени 2019 года, а усреднённый экономически обоснованный тариф составляет порядка 40 рублей (а для электротранспорта – и вовсе 53-56 рублей).
Другое дело, что по законам рыночной экономики, оплачивая что-либо в большем объёме, ты ожидаешь увидеть или повышение качества услуги, или какие-то дополнительные опции. Но с наступлением нового года ярославцы не увидели ни того, ни другого. Повышение было бы оправдано, скажем, с 1 июня – после того, как в городе, по словам губернатора Михаила Евраева, полностью заменят парк автобусов и оснастят транспорт системами электронной оплаты проезда. Но за что платить больше прямо сейчас, когда в системе пассажирских перевозок не поменялось ровным счётом ничего, непонятно!
Напротив, все новогодние праздники ярославцы жаловались на длительное ожидание транспорта (мёрзнуть на остановках приходилось чуть ли не по часу), несоблюдение расписания и по-прежнему разваливающиеся на ходу автобусы (скажем, № 57 и 79 с оторванными сиденьями или № 40 с отлетевшими колёсами). Вообще, это позор. При том, позор неоднократный. За который, говоря по справедливости, давно пора разрывать контракт. Но власти не торопятся это делать (видимо, рассчитывая как-то «доскрипеть» до весны). В свою очередь, троллейбусы и трамваи вообще пропали с онлайн-карт «Яргортранса». И отследить их в электронных сервисах стало невозможно. Понятно, что в таких условиях повышение стоимость проезда с 1 января вызвало предсказуемое возмущение ярославцев.
Добавим, что проезд подорожал не только в городских автобусах, но и в межмуниципальном сообщении. С нового года цена за один километр здесь составит 3 рубля 43 копейки, что на 19 копеек больше, чем в прошлом году. И это чуть ли не самое чадящее увеличение стоимости по всему «транспортному цеху». От автомобильного транспорта не отстаёт и железнодорожный. Проезд в пригородных электричках на территории области отныне стоит 3 рубля 88 копеек за километр, подорожав на 32 копейки. Отметим, что годом ранее увеличение было только на 14 копеек. А за билет на экспресс «Чайка», следующий по маршруту «Ярославль – Рыбинск», теперь придётся заплатить 260 рублей вместо 240.
Само собой, транспортный блок – отнюдь не единственное направление повышения стоимости. Вторая (если не первая) сфера здесь – по традиции, ЖКХ. Непосредственно с 1 января увеличился размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Теперь с 1 квадратного метра площади квартиры придётся платить по 9 рублей 36 копеек. До этого цифра была 8 рублей 51 копейку. Соответственно, рост составил 10%. Отметим, что в прошлом году жителям дважды проиндексировали все остальные коммунальные услуги. С 1 июля – в среднем на 6,5%, и с 1 декабря – на 9%. Хотя в ряде населённых пунктов в отдельных муниципальных районах декабрьское повышение почему-то оказалось выше. Скажем, по информации депутатов областной Думы, в Тутаевском районе оно достигало 12%, а в Ростовском – и вовсе 15%. Да и по отдельным видам коммунальных услуг рост тоже был отнюдь не 9%.
Первая оплата по повышенной ставке пройдёт как раз в январе. Сюда же придётся добавить расходы по статье «Содержание и ремонт жилья», которые в Ярославле тоже поднялись – в среднем, на 9,1%. Для многих жителей январские квитанции стали неприятным сюрпризом. Особенно удивили счета за отопление. Ярославские СМИ привели примеры, когда данная услуга для однокомнатной квартиры площадью 30,5 «квадратов» обошлась в 2661 рубль. За тепло в «двушке» на Тутаевском шоссе пришлось выложить 3100 рублей, а за аналогичное по площади жильё на улице Доронина – 3400 рублей. Разумеется, были и более серьёзные примеры. И это при том, что кое-где, по словам самих жителей, батареи были чуть тёплые. Так что здесь, как и в случае с общественным транспортом, появляется вопрос: а за что, собственно, платить больше?
Следующей статьёй расходов стало школьное питание (для учащихся средней и старшей школы, не относящихся к льготным категориям) и плата за детский сад. Стоимость завтраков повысится с 65 до 75 рублей (двухразового питания – со 130 до 150 рублей). А за присмотр и уход за детьми в группах с 12-часовым пребыванием вместо 156 придётся отдавать по 180 рублей в сутки. В обоих случаях повышение составит 15,3%. Предыдущий рост стоимости школьного питания был в 2021 году, плату за детский сад поднимали в 2019-м.
Жаль только, что доходы многих родителей растут на куда меньшие величины. И хорошо, если вообще растут. Потому что в целом за три квартала 2022 года по данным «Ярославльстата» (более свежих данных статистика пока не представила) реальные располагаемые денежные доходы ярославцев по сравнению с аналогичным периодом 2021 года уменьшились на 5,3%. И по прогнозу социально-экономического развития Ярославской области, к концу года никакого улучшения не ожидалось. Напротив, снижение указанного показателя ждали ещё больше – до 91,5% от уровня 2021 года. Как говорится, выводы очевидны, комментарии излишни.
Помимо чисто финансовых «подарков», немало «сюрпризов» для ярославцев оказалось и в других сферах. Прежде всего, нельзя не отметить резонансные коммунальные ЧП. 6 января разорвало трубы на улице Плеханова в Рыбинске (одна из центральных улиц, расположенная поблизости от железнодорожного вокзала). В 25-градусный мороз несколько многоквартирных домов осталось без тепла. Жалобы поступали и из других районов – Полиграфа, Мариевки, Северного. До этого по всему городу проходили периодические отключения отопления. Температура в квартирах опускалась до 12-14 градусов при минимальной норме в 18 градусов. Про повсеместные «раскопки» на улицах и во дворах говорить не приходится.
Откровенно говоря, с учётом уровня износа тепловых сетей более 80%, авария предсказуемая. Только по официальным данным, в городе необходимо заменить не менее 200 километров труб. Однако ответственная за теплоснабжение «Рыбинская генерация» в рамках своей инвестиционной программы отремонтировала лишь порядка 5 километров. Ещё несколько километров были сделаны за счёт средств бюджета. Но даже в совокупности не получилось и десятой части от потребности.
Правда, в конце года глава города Дмитрий Рудаков сообщил, что ПАО «ТГК-2» продало «Рыбинскую генерацию» муниципальному предприятию «Дорожно-эксплуатационное строительство». Так что котельные и сети вновь принадлежат администрации. Само собой, пока выводы о её работе делать рано. Время покажет, смогут ли новые городские управленцы решить застарелую рыбинскую проблему. А до тех пор расплачиваться за чужие грехи по-прежнему придётся простым людям.
В тот же день из-за перегрузки на линии произошло отключение электричества в посёлке Кузнечиха Ярославского района. Позднее авария повторилась. От электроэнергии работают системы отопления и водоснабжения. Так что граждане в ближайшем пригороде областного центра несколько часов вынуждены были находиться без элементарных коммунальных удобств. На следующий день история повторилась уже в посёлке Щедрино и селе Лучинское. Также за вторую половину праздников и в первые рабочие дни на отсутствие света и (или) тепла жаловались жители поселков Заволжье, Красный Бор, деревни Климовское.
Проблема тоже застарелая. В пригороде Ярославля давно идёт активное жилищное строительство. Энергетические мощности попросту не рассчитаны на всё более возрастающую нагрузку. А их ремонт и тем более ввод в эксплуатацию новых объектов идёт в час по чайной ложке. Плановая сумма затрат инвестиционной программы филиала ПАО «Россети Центр» - Ярэнерго» на территории Ярославского района просто смешная. В прошлом году она составляла 48,9 миллиона рублей. В нынешнем – и вовсе 26,4 миллиона (во всяком случае, на сегодняшний день). Любой человек, мало-мальски знакомый с расценками в данной сфере скажет, что это мизер, по сути «ноль». Вопрос пытались решать муниципальные депутаты от оппозиции, направлявшие запросы вплоть до Администрации Президента РФ. Но, несмотря на обещания губернатора и самих энергетиков, воз и ныне там. Что наглядно подтвердили январские отключения.
Наконец, традиционная проблема – уборка улично-дорожной сети. Справедливости ради стоит отметить, что расчистка основных магистралей и даже отдельных дорог второй категории в Ярославле этой зимой организована вполне неплохо. По крайней мере, если сравнивать с прошлым или позапрошлым годами. Местами снег вычищали до бордюров (чего не было уже лет десять), начали убирать и остановочные карманы. В городе стала заметна работающая техника. Главной проблемой остаются тротуары и другие пешеходные зоны, а также дворы. В первом случае гололёд уже стал притчей во языцех, превратившись для ярославцев в прямом смысле слова в непреодолимое испытание. А количество обращений в травмпункт больницы имени Соловьёва побило новые рекорды и в отдельные дни превышало сотню человек. При том, «каток» был как на участках, примыкающих к частным учреждениям, так и на муниципальной земле вплоть до центральной Советской площади. По ощущениям, последних случаев было даже больше.
Мэр города Артём Молчанов проблему признал и даже назвал отстающие районы – Дзержинский, Заволжский и Фрунзенский (самые густонаселённые). Определённые меры были приняты. Однако более-менее нормализовать ситуацию удалось только снегопаду, плотно засыпавшему город в середине каникул. Ситуация во дворах оказалась ещё хуже. Ответственность за них несут управляющие компании и ТСЖ. Увы, далеко не все из них ответственно отнеслись к своей работе. Нормально очищенные от снега территории были наперечёт.
Заметим, что рычаги влияния на управдомы у той же мэрии есть. Для этого существует та же Муниципальная жилищная инспекция. А в нескольких крупных УК имеются непосредственно муниципальные доли. Имеется и целое управление организации контроля и мониторинга в сфере благоустройства (это уже к вопросу о тротуарах, парках и общественных пространствах). Но почему-то всё это или не используется вовсе, или используется неэффективно. Во всяком случае, судя по тому, что мы видим на улицах. К слову, аналогичные недостатки уборки улично-дорожной сети зафиксированы и в Рыбинске. В некоторых из них (снег на обочинах и остановках, колейность, гололед на тротуарах) честно признался сам глава города Д.Рудаков. Что ж, хочется верить, что понимание и признание проблемы – это половина пути к её решению.
Но главное (во всяком случае, для властей), что уборку скептически оценивают сами граждане. А это наглядно подтвердили данные опроса социологического центра «Хи-Квадрат» и портала «Клуб социологов», который проходил ещё в конце декабря. В нём приняло участие 400 ярославцев. Из них полностью довольны уборкой города были только 1,8% респондентов (все – пенсионеры). В свою очередь, полностью недовольны оказались около 40% опрошенных. А средний индекс удовлетворенности по так называемой «школьной» пятибалльной системе составил 2,19 балла, оказавшись самым высоким среди людей старше 60 лет (2,4 балла) и самым низким среди респондентов 40-59 лет (1,93 балла).
С другой стороны, окончательные выводы о работе мэрии Ярославля по зимней уборке города пока делать преждевременно. Итоги следует подводить уже в марте, чтобы объективно посмотреть, справилась ли городская администрация со своими обязанностями. Да и горожане смогут оценить старания властей более комплексно. А вместе с ними – и работу управляющих компаний. Так что у мэрии ещё есть время поправить статистику в свою пользу. На что все мы очень надеемся.
Что касается остальных новостей и событий, то здесь поводов даже для умеренного оптимизма пока немного. Многие проблемы носят системный характер. А значит, и к их решению нужно подходить системно. Остаётся верить, что предстоящие выборы (в сентябре 2023 г. будут выборы депутатов областной Думы, в марте 2024 г. должны состояться президентские выборы) хоть как-то сподвигнут ответственных управленцев сделать некие шаги в этом направлении. Не зря же помимо всех прочих у нас есть и традиция улучшать жизнь населения перед голосованием. Пусть и очень выборочно.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ