Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

15.03.2023
Ярославль
3164
УБОРОЧНАЯ КАМПАНИЯ: факты против завывающей пурги

Взгляд на зимнее содержание дорог сквозь погодную и словесную пургу

УБОРОЧНАЯ КАМПАНИЯ: факты против завывающей пурги

        Зима никак не хочет сдавать свои права. Что наглядно подтвердил очередной снегопад, накрывший Ярославль 12 марта. Он же заставил вернуться к теме зимнего содержания дорог в столице «Золотого кольца». Тема вечная, хотя каждый год городские власти клятвенно обещают дать заносам и гололедице последний и решительный бой. Надо отдать должное, в нынешнем сезоне ярославцы всё же увидели и почувствовали некоторые изменения к лучшему. Что подтвердили и данные опроса, проведенного интернет-порталом «Клуб социологов» с 15 по 21 февраля 2023 г. По крайней мере, основные дороги действительно убирали и качественнее и, что самое главное, быстрее. А вот с межквартальными проездами, дворами и тротуарами всё вышло совсем иначе. Местами было впечатление, что их чистили даже хуже, чем во времена Владимира Волкова. В итоге именно они сформировали общую негативную оценку горожан, во многом нивелировав наметившийся было позитив. Что неудивительно, особенно с учётом статистики обращений в травмпункты. Конечно, можно по традиции кивать на погоду (тем более, что зима действительно выдалась сложной) или на дефицит финансирования. Только легче от этого никому не будет. Проблема носит системный характер. И требует таких же системных решений. Притом, не все они упираются в деньги. Порой достаточно лишь грамотно организовать процесс. И в этом плане городским властям, несмотря на определённые успехи, ещё есть над чем поработать. Разумеется, если в принципе ставить перед собой такую задачу.

 

Вместо пролога

 Победы.jpg         Перечислять все проблемы, с которыми столкнулись ярославцы из-за некачественной уборки дорог и тротуаров, пожалуй, нет смысла. И автомобилистам, и пешеходам они и так знакомы слишком хорошо. Для наглядности приведём лишь пару «официальных» цифр в исполнении прокуратуры Ярославской области, озвученных на брифинге, посвящённом зимнему содержанию улично-дорожной сети (УДС) ещё в начале февраля. По информации надзорного ведомства, за прошедший период более 2,5 тысяч жителей получили травмы из-за гололеда.

         В плане самого содержания было выявлено более 250 нарушений, для устранения которых внесено 80 представлений, возбуждено 32 административных и 1 уголовное дело, направлено 2 исковых заявления в суд. Конечно, эти цифры касаются всех муниципальных образований региона. Но не трудно догадаться, что львиная доля замечаний касается Ярославля. К тому же, данные приведены только за два месяца, без учёта февраля, который также принёс немало сюрпризов. А если учесть, что официально под зимним содержанием у нас подразумевается период с октября до апреля, то цифры однозначно будут на порядок выше. Скажем, только после последнего ледяного дождя 11 и 12 марта только в травмпункт Соловьёвской больницы обратились 89 граждан.

         Теперь – конкретно о Ярославле. Как выглядит хозяйство, которое обязано содержаться в порядке в течение зимы? Общая протяжённость УДС областного центра составляет 761 километр. По словам заместителя мэра города Николая Степанова, в первоочередном порядке организована уборка дорог первой и второй категорий. Это 378 километров самих трасс, 343 километра тротуаров и 708 остановочных комплексов общественного транспорта. Их содержанием в рамках муниципального задания занимается МБУ «Горзеленхозстрой».

         В свою очередь, межквартальные проезды и дороги районного значения по муниципальным контрактам убирают ещё четыре субъекта: ООО «Работник», ООО «Стройкомподряд» и два индивидуальных предпринимателя. Также стоит отметить, что в нынешнем сезоне начала работать снегоплавильная станция в Ленинском районе. На ней установлены горелки, которые разогревают внутри воду до температуры кипения. После того, как в устройство поступает снег, горячая вода под высоким давлением плавит снежные массы. Производительность составляет от 80 до 100 кубометров в час.

Нахимсона.jpg         Как было отмечено выше, убирать главные дороги стали лучше: быстрее, качественнее, добросовестнее. Что было отмечено и самими гражданами. В ходе нашего опроса 36,1% взрослых жителей Ярославля увидели хотя бы минимальные улучшения в этом направлении. Для первого года зимней уборки силами новой команды мэрии результат совсем неплохой. Однако и здесь не обошлось без нарушений. Прокуратура отмечает повсеместно установленные факты наличия снежных отложений в виде наката и наледи, отсутствие работ по обработке противогололедными реагентами, складирование значительного количества снега на газонах и обочинах в неотведенных для этих целей местах.

         Есть замечания и на полигоне для вывоза снежных масс в областном центре - его территория не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Что дало основания для предъявления в суд искового заявления о возложении на мэрию Ярославля, департамент городского хозяйства и МБУ «Горзеленхозстрой» обязанности по оборудованию полигона гидроизолирующим покрытием, системой очистных сооружений и ливневых стоков. Что же касается уборки частного сектора, проездов и тротуаров, а также расчистки последних от гололёда и снежных масс, то здесь количество нареканий просто не поддаётся учёту. В чём же причины проблем? Ниже мы попытаемся в этом разобраться.

 

Вызывает интерес ваш финансовый процесс

          В качестве первой причины традиционно принято считать недостаток финансирования. Указывает на это и областная прокуратура. Однако нам представляется, что здесь всё не так однозначно. Но обо всём по порядку. На вышеупомянутом брифинге в надзорном ведомстве было отмечено, что для качественного выполнения муниципального задания по уборке УДС города Ярославля в 2023 году необходима сумма не менее 2 миллиардов рублей. В то же время, заложено только 800 миллионов. Согласно позиции прокуроров, неверное определение потребности обусловлено непринятием во внимание изменяющихся потребительских цен на материалы, ресурсы, а также размер оплаты труда.

         Конечно, с точки зрения требований по индексации заработной платы, инфляционных процессов и указаний ГОСТ (в том смысле, как необходимо содержать дороги по всем правилам) правоохранители, безусловно, правы. Однако здесь есть нюансы. Во-первых, как указано выше, на уборку города заложено 800 миллионов. Из информации СМИ непонятно, общий это бюджет или только городские средства. Если только городские, тогда к ним нужно приплюсовать ещё более 200 миллионов в качестве целевой субсидии из областной казны.

 Молчанов и Удалов.jpg        Из всех муниципальных образований региона её получает только Ярославль. И это происходит уже несколько лет. Правда, в первоначальной редакции областного бюджета на 2023 год сумму существенно урезали – до 26 миллионов. Однако уже ко второму чтению всё вернули на круги своя. Напомним, что 7 ноября мэром Ярославля стал Артём Молчанов. И очевидно, что губернатор Михаил Евраев решил не подставлять своего бывшего заместителя на новом посту. Таким образом, если к 800 миллионов приплюсовать ещё 200, то получится уже 1 миллиард. И при таком раскладе содержание профинансировано минимум на 50%.

         Теперь посмотрим на область. По официальным данным департамента дорожного хозяйства, содержание всех автомобильных дорог регионального значения профинансировано лишь на 27%! К началу года расходы казны на эти цели составляли 1 миллиард 737 миллионов рублей. Правда, при корректировке бюджета в конце февраля затраты увеличили ещё примерно на 420 миллионов. Итого получается порядка 2 миллиарда 150 миллионов. Да, это в два с лишним раза больше, чем в Ярославле. Но эти средства нужно распределить на 6150 километров дорог, относящихся к собственности региона. В городе, напомним, 761 километр УДС. То есть в 8 раз меньше.

         При этом, никакой катастрофы на областных трассах не наблюдалось. Да, их чистили где-то лучше, где-то хуже. В том числе в ущерб другим статьям круглогодичного содержания (например, вырубка кустарников или окашивание обочин). Да, их общее состояние нельзя назвать блестящим. Однако они оставались в нормальном проезжем состоянии, и хотя бы минимум необходимых работ был обеспечен. Хотя все прекрасно понимают, насколько тяжело даётся исполнение контрактных обязательств по уборке региональных магистралей государственному АО «Ярдормост». И выиграй вместо него конкурс частник, всё было бы совершенно иначе. Но тем не менее.

JRyKuKzPKuI.jpg         Во-вторых, если касаться исключительно темы заработной платы, то по официальной информации мэрии, она всё же была повышена до 30 тысяч рублей в месяц. Правда, только для рабочих. Но именно их сейчас больше всего не хватает. Кроме того, фактическая штатная численность сотрудников «Горзеленхозстроя» сегодня почти вдвое меньше утверждённой (речь об этом пойдёт ниже). Что позволяет предположить экономию фонда оплаты труда и возможность его перераспределения. Так что вопросы денежного содержания в данном аспекте, конечно, имеют важное, но далеко не единственное значение. Есть и другие проблемы.

 

Укрепляй материальную базу и кадровый потенциал!

 rA-KBr4J5LM.jpg        Главные из них – это недостаток техники и персонала. Что опять-таки подтверждает прокуратура. В ведомстве отмечают, что для качественной уборки города не достает 48 единиц техники. Помимо этого, существует дефицит человеческих ресурсов - в Ярославле не хватает 335 работников для уборки улиц. Есть и другие данные, которые выглядят куда более печально. По данным городской администрации, для выполнения работ по уборке Ярославля в зимний период задействовано 118 единиц техники. Притом, это с учётом арендованных машин МУП «Городское спецавтохозяйство». По факту на дорогах города трудилось ещё меньше. Во всяком случае, это следует из информации с официального сайта мэрии или из выступлений градоначальника.

         Вот статистика по самым проблемным дням. В ночь с 11 на 12 декабря город чистили только 62 машины​, днём вышли 58 единиц. 17-18 декабря в ночь на линии работали 89 единиц специализированной техники, аналогичное количество было днём. 20 января для устранения последствий ледяного дождя МБУ «Горзеленхозстрой» задействовало 39 единиц техники. 12 марта на улицах трудились 85 машин, на следующий день – 97. Повторимся, все цифры приведены на основе официальных публикаций. При этом, по нормативу город должны убирать примерно 280 единиц техники. У нас же получается, что её почти в два с половиной раза меньше, и задействована она далеко не на 100%. Выводы очевидны.

zf948a3NTuo.jpg         Правда, зимой город приобрёл 10 новых машин и запланировал покупку ещё 5. Это некоторое движение вперёд, хотя при общем дефиците такое количество, конечно, погоды не сделает. Аналогичная картина с кадрами. Утверждённое штатное расписание МБУ «Горзеленхозстрой» - 984 человека. Фактически штат составляет 544 человека. В свою очередь, официальная численность рабочих – 300 сотрудников. Реально на уборке задействовано 200, и это с учётом наёмников (то есть привлечённой силы). К слову, помимо рабочих, учреждению остро не хватает механизаторов. С одним из колледжей даже заключен договор на переобучение специалистов. Хочется верить, что это поможет сгладить проблему хотя бы на следующий сезон.

 

Повышай профессиональное мастерство!

         Наконец, известную проблему представляет организация процесса. Порой возникает впечатление, что она просто отсутствует. К примеру, это касается содержания межквартальных проездов и частного сектора. В отличие от основных дорог, их убирают по муниципальным контрактам (смотри выше). И это – прямая зона ответственности территориальных администраций. В этом сезоне на такую уборку выделили 80 миллионов рублей, что на 20 миллионов больше, чем годом ранее. Но по ощущениям, убирать стали хуже. Во всяком случае, в спальных районах. И сколько бы мэрия не постигла в социальных сетях фотоотчёты о выполненных работах, под ними жители почти всегда выкладывали собственные фотографии, отражающие реальную удручающую картину.

         Так что к главам районов очень большой вопрос. Который вновь заставляет задуматься о централизации полномочий по содержанию УДС и передаче их исключительно под ответственность ДГХ и «Горзеленхозстроя». Во всяком случае, так порядка должно быть больше. Разумеется, опять-таки при нормальном комплектовании штата и наличии достаточного количества техники. С техникой тоже есть нюанс. Как было сказано ранее, «Горзеленхозстрой» арендует её у «Спецавтохозяйства». К слову, последнее обладает имущественным комплексом из 110 машин и нового вспомогательного оборудования, а численность работников составляет 48 человек.

         Возникает парадокс: одно муниципальное предприятие арендует имущество другого. При этом, ни первое, ни второе не могут в полной мере обеспечить нормальную работу. Извините, но вам не кажется, что это похоже на бред? Может быть, объединить усилия и создать одно, но нормально функционирующее предприятие с сохранением всех специализированных функций? Либо вернуться к старой схеме, и организовать два МУПа, один из которых будет заниматься исключительно уборкой, а второй – благоустройством (в том числе уборкой мусора на субподряде и утилизацией тех же ртутных ламп), озеленением и содержанием бездомных животных. В любом случае, то, что есть сейчас, крайне трудно назвать эффективным управлением.

Двор.jpg

         Наконец, мэрии нужно что-то делать с управляющими компаниями в плане контроля за уборкой дворов. Городская администрация по традиции дистанцируется от этой проблемы. Но это неверный подход. Во-первых, у города есть соответствующие контрольные полномочия и контролирующие структуры. И штрафы за отвратительную работу управдомов никто не отменял. Во-вторых, мэрия сама имеет доли в управляющих компаниях, то есть является их совладельцем (скажем, это актуально для управдома крупнейшего Дзержинского района, глава которого Екатерина Мусинова входит в Совет директоров компании). В целом же, по данным издания 76.ру, опубликованным в статье от 17 мая 2022 года, мэрия города обслуживает 595 домов. Так что не стоит «переводить стрелки». 

         При этом, УК со своей работой по уборке дворов минувшей зимой явно не справлялись. А количество задействованной техники вызывало откровенное удивление. Вот данные, которые приводили на совещании в мэрии сразу после новогодних праздников. В Дзержинском районе работает 25 управляющих организации, на уборку ежедневно выходит более 20 единиц техники (то есть менее трёх десятков, и это на 900 многоквартирных домов при 160 тысячах населения). В Заволжском районе работает 8 управляющих организаций, техники задействовано ещё меньше – всего 19 единиц. Во Фрунзенском и Красноперекопском районах расположено более 1300 многоквартирных домов, которые находятся в управлении 37 управляющих компаний. В праздники был организован выход 24 единиц техники. Наконец, в Кировском и Ленинском районах на уборке придомовых территорий было задействовано 22 машины. В общей сложности нет даже сотни. Стоит ли удивляться результату?

         Самой показательной оценкой стало мнение самих жителей. Согласно итогам нашего опроса, 44% респондентов отмечают отсутствие изменений в уборке дворов и тротуаров, а 38,6% - ухудшение ситуации. Позитивные изменения заметили только 15% опрошенных граждан. В свою очередь, качеством уборки довольны лишь 20,5% респондентов, а недовольны 72,9%. Если же сравнивать общие оценки содержанием города в динамике, то в феврале по сравнению с декабрём число полностью довольных уборкой не изменилось (1,8%), тех, кто был скорее доволен, стало меньше (18,7% против 24,8%), а тех, кто оказался скорее недоволен – больше (41% против 32,7%). Согласитесь, картина вполне показательная. И мэрии однозначно стоит сделать выводы из сложившейся ситуации, в том числе в плане решения обозначенных выше проблем. Потенциал для этого у городской администрации есть. Было бы желание. 

 

         ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?