Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

04.10.2023
Ярославль
2453
Михаил Евраев: сам себе Правительство
РасКАДРовка «Белого дома» или «мастер-класс» по управлению персоналом от губернатора Ярославской области
Михаил Евраев: сам себе Правительство

       На минувшей неделе прошли очередные кадровые изменения в структуре правительства Ярославской области: были заняты последние пустующие вакансии и перераспределены полномочия руководителей первого эшелона. На подбор своего окружения Михаилу Евраеву потребовалось без малого два года. То есть больше трети полноценного губернаторского срока. Это много. Притом, некоторые назначенные с лёгкой руки Михаила Яковлевича персоны уже покинули ярославский «Белый дом», а кое-кто стал фигурантом резонансных уголовных дел. Постепенно вырисовывается и управленский стиль главы региона. Его главная особенность состоит в том, что единственная роль первого плана принадлежит самому Евраеву. Все остальные – лишь фон первого лица. В его команде нет по-настоящему ярких фигур. На заседаниях Правительства, многочасовых совещаниях с подчинёнными или встречах с жителями в районах сияет исключительно губернатор. Поэтому основным критерием отбора руководящих кадров, судя по всему, является готовность всячески поддерживать этот образ и беспрекословно исполнять все указания шефа. Партия сказала: «надо», комсомол ответил: «есть»! Надо ли говорить, что уровень влияния этих людей на происходящие в области процессы отнюдь не велик. Тем более, что кадровая политика Михаила Евраева в целом отличается непоследовательностью и даже сумбурностью. Периоды длительного затишья (нередко – в ущерб работе) чередуются валом назначений, а реверансы в сторону ярославских специалистов (порой – весьма сомнительных) сменяются призывом иногородних кадров, опыт и компетенция которых вызывает ещё большие вопросы. С определённой оговоркой можно считать, что у Евраева так и не появилось полноценной команды. Есть лишь разрозненные группы, напоминающие лоскутное одеяло. И это может выйти Михаилу Яковлевичу боком. Точнее, уже выходит.

 

Министерская чехарда      

Евраев 1.jpg          Начнём, пожалуй, с общих контуров системы, выстроенной в администрации региона. Во-первых, стоит отметить, что Михаил Евраев стал вторым руководителем области, который одновременно «замкнул» на себе полномочия и Губернатора и Председателя Правительства региона (первым и до 2021 г. единственным таким губернатором был С.Вахруков). При этом, де-юре сохранив само Правительство, да ещё оставив в его структуре администрацию Губернатора! Вот такая сложносочинённая конструкция. В итоге появился любопытный и в чём-то комичный прецедент: заместители Председателя Правительства есть, а самого Председателя нет. То есть формально он есть (это сам Евраев), но фактически его нет (губернатор же не может сам себя уволить). Казалось бы, деталь несущественная. Однако она весьма наглядно подчёркивает создавшийся в стенах «Белого дома» сумбур. Во всяком случае, предшественники Михаила Яковлевича были более логичны в этом вопросе. При Дмитрии Миронове, Сергее Ястребове и Анатолии Лисицыне (ближе к концу его последнего срока в качестве главы региона) существовали обе должности, но они были разделены между двумя людьми и имели свой чёткий функционал. Правительство тогда возглавляли, соответственно, Дмитрий Степаненко, Александр Князьков и Ирина Скороходова. Во времена Дмитрия Юрьевича было даже формальное разделение аппарата госслужащих. Именно тогда появилась упомянутая администрация Губернатора. При Сергее Вахрукове, напротив, были губернаторский пост и должности соответствующих заместителей «губера», параллельно они же за редким исключением (А.Бушуев, С.Березкин) были заместителями Председателя регионального Правительства по соответствующим отраслям (ЖКХ, дороги, промышленность, аграрный сектор, социалка и т.д.).

         Во-вторых, при Михаиле Евраеве испокон веку существовавшие (и, в общем, никому не мешавшие) департаменты были переименованы в министерства. Сам глава региона объяснил это необходимостью роста эффективности принимаемых решений и повышением статуса сотрудников на федеральном уровне. Каким образом от смены таблички на входе изменится качество решений так и осталось непонятным. Потому что обывателю явно без разницы, кто будет заниматься ремонтом дорог, благоустройством дворов или строительством школ и поликлиник – министр или директор департамента? Лишь бы занимались и не воровали!

министерства1.jpg         Насчёт статуса мысль и вовсе спорная. Федеральный министр вряд ли будет воспринимать своего областного «коллегу» как равного. Ведь начальник самого затрапезного отдела в ведомстве первого по возможностям и влиянию обойдёт второго на сто очков вперёд. Скорее, подобные провинциальные изыски вызовут лишь смех столичных бонз. А значит, замысел Губернатора создаст эффект прямо противоположный задуманному. Непосредственно в области идея уже обернулась многочисленными шутками про завхоза, который теперь «Министр государственных имуществ» или секретаря, ныне ставшего «главой Его Императорского Величества Канцелярии». Не менее курьёзно звучат и наименования должностей подчинённых руководителей бывших департаментов (внутреннюю структуру которых, несмотря на переименование, оставили без изменений). Хорошо, если ты просто заместитель министра без приставок. Но когда читаешь на сайте: «заместитель министра – начальник отдела» - это уже моветон.

Однако юмор – юмором, но не будем списывать со счетов и финансовую сторону вопроса. И тут уже не до смеха. Ибо деньги (пусть и не самые великие) на замену вышеупомянутых табличек, печатей, визиток и бланков всё-таки можно было потратить на куда более важные вещи. Также отметим, что, помимо министерств, в структуре Правительства области остались существовавшие ранее управления, инспекции, отделы, государственные службы и даже одно агентство (статус их сотрудников, очевидно, повышать не потребовалось). Разобраться во всём этом многообразии ведомств несведущему человеку весьма сложно. Что ещё больше усиливает чехарду.

         В-третьих, много вопросов вызвало прошлогоднее сокращение государственных служащих. Конечно, в обществе не принято жалеть чиновников. Однако в отдельных структурах «обрезание» штата было уже на грани разумного. Особенно на муниципальном уровне. К примеру, в администрациях некоторых районов за сферу образования или ЖКХ оставили отвечать буквально пару человек. Понятно, что на оставшихся «в обойме» людей многократно увеличилась нагрузка. При этом, заработная плата служащих оставалась ниже средней по региону, а обещанного увеличения на 50-60% так и не случилось (во всяком случае, в первые месяцы после сокращений). Все поощрения обеспечивались за счёт экономии фонда оплаты труда в виде премий. Которые, ясно дело, могли выдать не всем и не в равных объёмах. В результате люди стали уходить уже добровольно. А в Правительстве появились объявления о вакансиях.

         Парадокс состоял ещё и в том, что сокращение одних ведомств проходило на фоне значительного дублирования полномочий на других направлениях. Скажем, за формирование положительного имиджа органов власти сегодня в той или иной степени отвечают в Министерстве социальных коммуникаций (бывший департамент общественных связей), Управлении массовых коммуникаций (проще говоря, в пресс-службе), Центре управления регионом (где отслеживают комментарии граждан в социальных сетях и ведут прямые эфиры с чиновниками высшего звена) и автономной некоммерческой организации, отвечающей за ведение «госпабликов» (и финансируемой, несмотря на название, также за счёт бюджета). В иные годы (о, времена далёкие, теперь почти былинные) эту работу делали буквально полтора ведомства, притом с куда меньшим штатом. Другой пример из той же оперы – создание двух центров, отвечающих за персонал: управления государственной службы и управления кадровой политики. Раньше всегда справлялись с одним. Да и зачем два подобных ведомства, если штат чиновников значительно сокращён? В общем, снова необъяснимая логика. Нетривиальная. И непараллельная.

восторг.jpg         А вишенкой на торте стала инициатива выселить государственных служащих из центра Ярославль куда-нибудь подальше. Во всяком случае, из тех зданий, которые представляют интерес для потенциальных инвесторов. В качестве наиболее обсуждаемого варианта сейчас говорят про офисное здание в начале Большой Фёдоровской улицы рядом с Пенсионным фондом. Идея тоже сомнительная. Во-первых, данное офисное здание, насколько нам известно, не является собственностью Ярославской области, и за его аренду придётся платить круглую сумму. Которая вряд ли быстро окупится.

        Во-вторых, продать, сдать в аренду или каким-то иным образом «реализовать» освободившиеся дома будет непросто. Многие из них являются объектами культурного наследия с соответствующими обременениями. Поэтому просто снести их и построить на освободившейся площадке очередной безликий «новодел» не получится. А использовать их под гостиницу или бизнес-центр захотят немногие. Так что, скорее всего, они просто будут годами стоять в ожидании нового перерождения по примеру бывших зданий ДГХ или администрации Кировского района. Наконец, в третьих, простым гражданам куда удобнее приходить за справками или на приём в центр города, чем в Красноперекопский или какой бы то ни было другой район. Но об этом, похоже, не задумываются в принципе. Да и вообще, складывается ощущение, что Правительство области воспринимается сейчас как какая-то площадка для бесконечных экспериментов. Увы, в массе своей сомнительных.

 

Тесты на профпригодность

          Теперь о персональном составе «губернаторских кадров». Начнём с того, что процесс «исхода» представителей предыдущей команды Дмитрия Миронова при новом главе региона порядком затянулся. В числе последних «Белый дом» покинули Виктор Неженец (ушёл в ноябре прошлого года) и Валерий Холодов (оставил пост в минувшем августе). Авдеев.jpgСамым стойким из «мироновских» остался Максим Авдеев – первый заместитель Председателя Правительства Ярославской области. Председателем Правительства М.Евраев назначил себя любимого, совместив должности и губернатра и Предправа). Формально Авдеев пока что в строю. Однако во время очередных назначений на прошлой неделе у него забрали практически все существующие полномочия и поручили сосредоточиться «на решении стратегических задач по привлечению инвесторов из всех регионов России и участию Ярославской области в федеральных проектах». Красиво, но как бы ни о чем.

         В чём будет заключаться эта работа – непонятно. Особенно при наличии целого Представительства региона при Правительстве России, выполняющего аналогичные функции, которым руководит другой заместитель Михаила Евраева Василий Горбунов. По всей вероятности, это вариант «почётной отставки». И Максиму Александровичу просто дают время найти новую работу. По нашему субъективному мнению, от его ухода область проиграет. Авдеев был, наверное, единственным членом команды Дмитрия Миронова (возможно, в компании с Ильёй Баланиным), который не вызывал раздражения и производил впечатление грамотного специалиста на своём месте.

Хохряков.jpg Кашина.jpg

       Полномочия Авдеева перераспределили между «вице-премьерами» Денисом Хохряковым, который «вырос» из директора департамента имущественных и земельных отношений (под его крыло перешло Министерство транспорта) и Мариной Кашиной (теперь будет дополнительно курировать Министерство культуры и Министерство туризма), а также исполняющим обязанности вице-губернатора Дмитрием Борушковым (добавили Министерство инвестиций и промышленности). Среди других назначений того же дня стоит отметить повышение бывшей помощницы Губернатора Татьяны Потёмкиной (стала заместителем Председателя Правительства) и бывшего руководителя департамента экономического развития Дмитрия Аминова, заступившего на пост заместителя руководителя администрации главы региона. Кроме того, должность министра транспорта занял Мурат Баснукаев (до этого после ареста Татьяны Черемных работал с приставкой «и.о.»), а министра строительства – Александр Баланцев. 

Борушков.pngБаснукаев.jpg         Вместе с тем, существующее распределение обязанностей и некоторые персональные назначения вновь вызывают серьёзные сомнения. Так, пока одни заместители Михаила Евраева работают практически «на расслабоне», на других ложится очень серьёзная нагрузка. К примеру, Денис Хохряков, ещё недавно бывший простым директором департамента, ныне курирует отрасли ЖКХ, строительства, транспорта, дорожного хозяйства и имущественных отношений. Это вагон работы, притом каждое направление имеет свои сложности и проблемы. Справится ли Денис Сергеевич с такой значительной ношей в одиночку – огромный вопрос.

         В ряде случаев возникают сомнения в компетенции отдельных чиновников по части курируемых вопросов. Допустим, Марина Кашина, которая всю жизнь трудилась в сфере информационных технологий и государственного заказа, отныне будет отвечать за культуру и туризм, с которыми раньше не соприкасалась. Между тем, туризм сейчас поставлен главой региона во главу угла развития региона. И для развития этой отрасли всё-таки нужны специалисты-профильники. Та же история с Дмитрием Аминовым, который занимался сначала молодёжной, а потом социальной политикой. Теперь будет курировать вопросы экономического развития и, внимание, тарифного регулирования! Совсем в другую степь.

 Баланцев.jpg        Аналогичная ситуация и с некоторыми руководителями министерств. Мурат Баснукаев, хоть и работает в транспортной отрасли около 10 лет, но имеет достаточно узкий профиль (авиация). Между тем, сейчас приоритет в его деятельности будет на другом направлении. Александр Баланцев до нового назначения руководил «Южным водоканалом» (расположен в Ростове и при Дмитрии Миронове объединил несколько водохозяйственных объектов южных районов области), ранее – «Тутаевским водоканалом» известного в соответствующих кругах Михаила Володарского, а до этого успел побывать заместителем главы Тутаевского района по ЖКХ и директором МУП «Тутаевские коммунальные системы».

         То есть всё время трудился в смежной, но всё-таки другой сфере, и был связан со строительством весьма опосредованно. К тому же, специалисту всего 34 года. А на его плечи ляжет масса сложных вопросов: от строительства социальных объектов до расселения аварийного жилья и передачи квартир детям-сиротам. Сможет ли он вытянуть всё это – опять-таки, большой вопрос. Но практика такова, что назначенные при подобных условиях специалисты нередко либо являются «зиц-председателями», а всю работу за них проводят другие лица, либо задерживаются в своих креслах ненадолго. И хорошо, если уходят по собственному желанию. Впрочем, каждый случай, разумеется, уникален.

Габуева.png         Как минимум, недоумение вызвали недавние назначения руководителей департамента туризма (ныне – министерство) и департамента охраны объектов культурного наследия (теперь – государственная служба). В первом случае пост заняла Ольга Габуева, до этого - врио председателя комитета по туризму Северной Осетии – Алании. Конечно, у неё имеется опыт работы в отрасли. Однако развивать туризм на Кавказе и в Центральной России – это, всё-таки, две большие разницы и масса особенностей. Второе ведомство возглавила Анна Рожкова, ранее трудившаяся в комитете по государственной охране объектов культурного наследия Ивановской области.

         При всём уважении к соседям, фронт работ в «Столице «Золотого кольца» всё же куда больше, чем в краю «берёзового ситца». Центр Ярославля включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Да и концентрация памятников истории и культуры у нас не в пример выше. А сохранять их в условиях продолжающегося строительного бума и бесконечных поисков «туристического кода» куда труднее. Неужели на эту работу не нашлось местных специалистов? Впрочем, это риторический вопрос. Да и предыдущий руководитель департамента Наталья Грушевская (сейчас она работает заместителем Рожковой) наверняка оставила свой пост не просто так.

         В завершении напомним, что целый ряд руководителей, назначенных непосредственно Михаилом Евраевым, либо, как минимум, с его одобрения, за прошедшие два неполных года уже успели покинуть свои посты, а то и стать фигурантами уголовных дел. Среди последних стоит вспомнить Оксану Пиклун, исполнявшую обязанности директора департамента здравоохранения, Татьяну Черемных, руководившую департаментом транспорта, начальника ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» Илью Прокопьева, а из последних – директора ООО «Рыбинская генерация» Виктора Тамарова. Показательно, что всеми уголовными делами занималась ФСБ. А мелкие шалости эту организацию не интересуют. Так что всё очень серьёзно.

уголовка1.jpg         Не слишком получается у Михаила Яковлевича и с муниципальными главами. Конечно, формально их назначают местные представительные органы. Но все понимают, по чьей рекомендации это происходит. Впрочем, одного «протеже» губернатора, Александра Тарасенкова, не смогли даже назначить. Проходив год с приставкой «и.о.», несостоявшийся мэр Переславля-Залесского бесславно покинул свой пост и был устроен на второстепенную должность на производстве, где про него быстро забыли.

         Не слишком прочными выглядят и позиции главы второго по величине города области – Дмитрия Рудакова, которому также благоволит губернатор. Особенно после ареста Тамарова. Рискнём предположить, что в ходе расследования его дела теоретически может всплыть много интересной информации и о работе градоначальника (который уже допустил ряд серьёзных кадровых просчётов). Среди других глав есть вопросы к Айнаш Кисляковой (Борисоглебский район) и Анатолию Курицыну (Угличский район) – их последовательно критикует местная общественность и бизнес, что само по себе создаёт не слишком здоровую обстановку. Куратор блока внутренней политики Андрей Колядин проблему, судя по всему, предпочитает не замечать. Максимум, что получилось сделать – убрать вышеупомянутого Тарасенкова (и то через год) и заменить его на местного производственника Дмитрия Зяблицкого.

         Таким образом, сегодня команда Михаила Евраева не отмечена ни одной яркой звездой. Единственная «звезда» на небосклоне областного Правительства – он сам. МИХИАЛ ЕВРАЕВ. И окружение, похоже, всячески поддерживает этот образ. А это может быть весьма опрометчиво – есть риск получить «головокружение от успехов» и, чего доброго, пошатнуться и даже упасть. Тем более, что компетенция отдельных «губернаторских кадров» вызывает сомнение, и далеко не все смогут подставить шефу плечо. За другими его протеже и вовсе тянется шлейф уголовных дел. Всё это по совокупности играет явно не на руку главе региона. Который постепенно начинает собирать негатив и в деловых кругах, и среди самих чиновников, и у простых жителей. По слухам, недовольство проявляют и некоторые его покровители (по крайней мере, в Санкт-Петербурге). Понятно, что до выборов Президента Евраеву можно не опасаться за своё место в Ярославской области. Но вот после их завершения ситуация может развернуться по всякому. И пока что активы Михаила Яковлевича выглядят не слишком надёжными. А неудачная кадровая политика может обесценить их ещё больше.

  

         ВИКТОР ПАРФЁНОВ


В публикации использованы иллюстрации художника-примитивиста Васи Ложкина (в миру - Алексей Куделин). Честь ему и слава за его творчество!

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?