Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

26.07.2023
Ярославль
2279
КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ ИЛИ БУМАГА ВСЁ СТЕРПИТ?

Кто владеет Ярославской областью? Часть 10. Судостроение и бумажная промышленность.

КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ ИЛИ БУМАГА ВСЁ СТЕРПИТ?

Десятая «юбилейная» публикация нашего цикла «Кто владеет Ярославской областью?» посвящена двум не самым крупным, но весьма заметным в экономике региона отраслям – судостроению и бумажной промышленности. Казалось бы, сферы более чем разные. Представить их воедино можно разве что в словосочетании «бумажный кораблик». Тем не менее, при всей кажущейся разности у них имеется немало общих черт. Обе имеют на ярославской земле прочные исторические корни (отдельные судостроительные предприятия отметили вековой юбилей, а писчебумажные фабрики вообще известны с 18 столетия). Обе получили новое развитие в современных условиях. Обе пострадали от западных санкций. И теперь каждая пытается «не размокнуть» и удержаться «на плаву». Это даётся непросто. Однако предприятия живут, продолжают давать работу, платить налоги и даже осваивать новую продукцию. Так что наши сегодняшние отрасли – вполне стоящие и весьма интересные для исследования.

 

НЕ бумажная работа

          В начале нашего повествования наших читателей как всегда ждёт подборка лучших ярославских предприятий названных отраслей. Но на сей раз, по понятным причинам, таблиц будет две. Начнём, пожалуй, с судостроения.

Наименование

организации

 

 

 

ФИО руководителя

Владелец

Выручка  за 2021 год, млрд. руб.

Чистая   прибыль/ убыток за 2021 год, млрд. руб.

Основной вид деятельности 

1. ПАО "Судостроительный Завод "Вымпел"

Катышев Владимир Сергеевич

Российская Федерация в лице «Росимущества

 

7,48

-0,796

Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций

2. ПАО "ЯСЗ" (Ярославский судостроительный завод)

Карпов Вячеслав Геннадьевич

Структура собственников не раскрывается.

4,2

0,07

Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций

3. ООО "Паритет-Центр"

Виноградов Олег Александрович

Лукьянов Александр Борисович, Лукьянов Алексей Борисович

3,1

0,091

Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций

4. ООО "Рыбинская Верфь"

Антонов Сергей Павлович

АО "Бизнес-решения"

1,19

-0,154

Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций

5. ООО "Верфь братьев Нобель"

Быстров Дмитрий Александрович

АО "Траскомплектхолдинг"

0,98

0,032

Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций

          Ведущие корабелы имеют вполне конкретную локализацию и расположены исключительно в двух городах – Ярославле и Рыбинске (одно предприятие – в «ближнем» Рыбинском районе). Что, в общем, не удивительно. Во-первых, судостроение подразумевают наличие крупного водоёма. А крупнее Волги и Рыбинского водохранилища у нас ничего нет. Во-вторых, для указанной деятельности нужны развития инфраструктура и достаточное количество рабочих рук. Не случайно отдельные ярославские судостроительные заводы выросли из мастерских, специализирующихся на ремонте плавсредств для различных отраслей промышленности, получившей основное развитие в городах.

         Ярким примером из числа последних является ООО «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске – старейшее предприятие отрасли. В прошлом году оно отметило своё 115-летие. Верфь была основана «Товариществом Нефтяного Производства Братьев Нобель» как судоремонтные мастерские для поддержания нефтеналивного флота. Кроме того, здесь было установлено первое в России инженерное сооружение для подъема и спуска судов на воду (слип). Несколько позднее (с 1908 по 1917 годы) на верфи освоили и строительство волжских пароходов.

Верфь братьев Нобель (1).jpg         Пика своего развития предприятие достигло в советские годы под именем «Судостроительный завод им. Володарского» (до 1961 года - «Верфь им. Володарского»), где выпускались буксиры, сухогрузы, нефтеналивные баржи и плавучие строительные краны. А на левом берегу Волги в городской черте вырос крупный жилой массив, получивший название от той самой инженерной конструкции – Слип. В 1990-е годы предприятие не кануло в Лету. Однако первые десятилетия новейшей истории России стали для него настоящим экзаменом на прочность. Выдержал он его не без потерь, существенно изменив профиль работы.

         Новый этап начался в 2017 году, когда «Верфь братьев Нобель» приобрёл концерн «Калашников», блокирующий пакет акций которого принадлежит ГК «Ростех». В настоящее время предприятие специализируется на выпуске рыбопромысловых судов (траулеры и краболовы), спасательных катеров-бонопостановщиков, служебно-вспомогательных судов и судов портовой инфраструктуры, морских и речных танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов, сухогрузов, буксиров, пассажирских судов и судов специального назначения, занимается судоремонтом и изготовлением металлоконструкций.  

Хаска-10.jpeg         Ещё одно предприятие в составе концерна «Калашников» - ООО «Рыбинская Верфь» (с 2015 года). Расположено в посёлке Судоверфь – ближнем пригороде Рыбинска. Основано в 1947 году. Первоначально специализировалась на строительстве небольших рыболовецких судов. С 2014 года производит линейку боевых катеров, первыми в которой стали транспортно-десантный катер «БК-16» и скоростная штурмовая лодка «БК-10», сделанные по заказу Министерства обороны России. В настоящее время также выпускает гражданские суда и катера специального назначения. Например, судно на воздушной подушке «Хаска-10». Интересно, что оно разрабатывалось по заказу Минпромторга, но интерес к нему проявляет и ВМФ.  

ССЗ Вымпел.jpg

       Наконец, третье рыбинское предприятие - ПАО «Судостроительный завод «Вымпел», самое крупное из нашей подборки. Основано в 1930 году. Специализируется на выпуске ракетных и патрульных катеров нового поколения, скоростных поисково-спасательных, пожарных, гидрографических, и других специализированных судов из стали и алюминиево-магниевых сплавов спусковым весом до 2400 тонн. Представлена и гражданская продукция, в том числе пассажирское судно на подводных крыльях «Комета».

         Всего с момента основания на предприятии выпущено свыше 30 тысяч кораблей различных типов. За последние 40 лет более 1800 катеров было поставлено в 29 стран Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки. До недавнего времени завод принадлежал государственной «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК), но в настоящее время акционером предприятия является непосредственно «Росимущество».

Комета (2).jpg        Ещё два предприятия расположены в областном центре. Ярославский судостроительный завод основан в 1920 году и прошёл путь от небольшой катерной верфи до современного завода, строящего корабли различных классов и типов водоизмещением до 3400 тонн, длиной до 72 метров и шириной до 15 метров. «ЯСЗ» выпускает рыбоохранные и рыболовные суда, морские и речные танкеры для нефтепродуктов, вспомогательные суда для аварийно-спасательных служб, катера различного назначения, водолазные суда, насосные плавучие станции, сейнеры-траулеры, суда для бурения скважин и промерные суда, яхты и другую продукцию. Информации о нынешних учредителях, к сожалению, в открытом доступе нет.

ЯСЗ (3).jpg

         Наконец, последнее предприятие - ООО «Паритет-Центр». Это частная компания является самой молодой из нашего списка. Впрочем, молодой лишь относительно других, поскольку была основана в 1998 году и, стало быть, существует уже четверть века. Согласно данным официального сайта, производит катера с прозрачным дном (утверждается, что с самым большим в мире), прогулочные яхты и катамараны. Покупателями являются владельцы туристического бизнеса из самых разных уголков света. Владельцами значатся Александр и Алексей Лукьяновы. Именно эти два родных брата родом из Ростова Великого серьезно пытаются продвигать свое изобретение Seabike (водный велосипед). Правда СВО этому сильно помешала, особенно на западных рынках. Они также являются учредителями еще пяти компаний, зарегистрированных в Москве и Ярославле, в названии которых есть слово «Паритет». Наиболее известная из них - «Кардиологический центр «Паритет». Кстати, все доли в бизнесе во всех компаниях между братьями распределены ровно 50 на 50.

Паритет-Центр (3).jpeg











         Далее переходим к предприятиям бумажной промышленности, которые представлены несколько шире, а направления их деятельности весьма разнообразны.

Наименование

организации

 

 

 

ФИО руководителя

Владелец

Выручка за 2021 год, млрд. руб.

Чистая   прибыль/ убыток за 2021 год, млрд. руб.

Основной вид деятельности

1. АО "Сокол-Яр"

Зайцев

Иван Анатольевич

Структура собственников не раскрывается

3,9

0,304

Производство бумаги и картона

2. АО "Ярославская бумага"

Доценко Илья Сергеевич

Структура собственников не раскрывается

2,78

0,547

Производство бумаги и картона

3. ООО "Ярославский картон"

Кузьмин Сергей Александрович

ООО "Сьют", Кузьмин Александр Владимирович, Потапов Петр Петрович, Потапов Дмитрий Петрович, Кузьмина Ирина Юрьевна

2,26

0,097

 Производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары

4. ООО "Полиграф Принт"

Буторин Андрей Евгеньевич

Пивоваров Валерий Владимирович

1,92

0,59

Производство бумажных канцелярских принадлежностей

5. ООО "Диазоний"

Баталов Алексей Аркадьевич

Семененко Таисия Васильевна, Поляков Сергей Иванович, Яковлев Владимир Борисович, Баталов Алексей Аркадьевич, Гусев Дмитрий Викторович

1,31

0,189

Производство прочих изделий из бумаги и картона

6. АО "Ярославский Завод Упаковочных Материалов"

Пелевин

Денис Олегович

Структура собственников не раскрывается

1,21

0,047

Производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары

7. ООО "Производственная Компания "Волжский Картон"

Поливанов Виктор Юрьевич

Васильев Игорь Михайлович,

Поливанов Виктор Юрьевич,

Сидоров Александр Львович

0,749

0,004

Производство бумаги и картона

         Первым в перечне основных видов деятельности является, собственно, производство бумаги и картона. Оно представлено тремя предприятиями: АО «Сокол-Яр», ООО «Производственная Компания «Волжский Картон» и АО «Ярославская бумага». Больше других на слуху последняя компания, базирующаяся в областном центре на проспекте Октября. Основана в 2003 году на площадях бывшего шиноремонтного завода. Производит бумагу для гофрирования и картон для плоских слоёв. Согласно информации с официальной интернет-страницы организации, продукция полностью сделана из макулатурного сырья, а её ежедневный выпуск составляет 220 тонн.

         Следующее направление - производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары. То есть специализация на упаковке. Здесь представлены два предприятия - АО «Ярославский Завод Упаковочных Материалов» (ЯрЗУМ) и ООО «Ярославский картон». Первое работает с 2010 года. Ежедневная отгрузка составляет более 250 000 штук готовых изделий. Продукция поставляется в регионы Поволжья, Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Вторая организация позиционируется как один из лидеров гофропромышленности в центральном регионе России. Основана в 1997 году. Специализируется на выпуске 3-х и 5-и слойного гофрокартона профилей «В», «С», «Е» и «СВ», «СЕ» соответственно.

 Диазоний (2).jpg        И ещё два предприятия стоят особняками. ООО «Полиграф Принт», основанное в 2001 году, производит широкий ассортимент бумажно-беловой продукции: тетради и папки для них, альбомы, дневники, блокноты и записные книжки, цветную бумагу и картон для творчества, календари, сменные блоки и другие изделия. А переславское ООО «Диазоний», учредителями которого ещё в 1994 году выступили сотрудники ОАО «Славич» и местного филиала ГосНИИХимФотоПроект, выпускает антиадгезионные (силиконизированные) пленки и бумаги (иначе - разделительные подложки или прокладки), фоторезист и ленту-спутник, то есть более активно применяет в работе химические процессы.

         Отдельно стоит упомянуть и некогда знаменитый «Ярославский полиграфический комбинат». Его профиль работы несколько иной. Тем не менее, помимо книг, он выпускает и изделия из картона (коробки, упаковка). Так что косвенно может быть причислен к исследуемой отрасли. Хотя объёмы работы предприятия, увы, давно не те, что были в советские годы. А часть помещений и вовсе сдаётся просто в аренду.

               

Выйти из шторма, отчалить от санкций

          Теперь – немного о финансово-экономической составляющей наших сегодняшних компаний. Для начала стоит отметить, что, несмотря на свою относительную немногочисленность, судостроительные заводы и предприятия бумажной промышленности вносят вполне ощутимый вклад в ВРП Ярославской области. Три организации из списка корабелов и четыре из числа бумажников входят в общий перечень ТОП-100 ведущих ярославских предприятий с выручкой более 500 миллионов рублей (по состоянию на 2021 год). В плане динамики оборота и прибыли, правда, всё несколько сложнее. Но обо всём по порядку. Начнём вновь с судостроителей. 

Наименование организации

Выручка в 2019 г., млрд. руб.

Выручка в 2020 г., млрд. руб.

Выручка в 2021 г., млрд. руб.

Выручка в 2022 г., млрд. руб.

Прибыль в 2021 г., млрд. руб.

Прибыль в 2022 г., млрд. руб.

1. ПАО "Судостроительный Завод "Вымпел"

7,91

7,43

7,48

нет данных

-0,796

нет данных

2. ПАО "ЯСЗ" (Ярославский судостроительный завод)

1,93

2,97

4,2

нет данных

0,07

нет данных

3. ООО "Паритет-Центр"

1,51

2,86

3,1

3,4

0,091

0,155

4. ООО "Рыбинская Верфь"

1,2

1,26

1,19

нет данных

-0,154

нет данных

5. ООО "Верфь братьев Нобель"

0,502

0,668

0,98

нет данных

0,032

нет данных

Паритет-Центр (1).jpg          К сожалению, четыре из пяти компаний не представили данные за 2022 год, поэтому с ними придётся довольствоваться трёхлетним периодом. Если смотреть выручку, то к 2021-му году по сравнению с 2019-м оборот увеличили три компании: Ярославский судостроительный завод, «Паритет-Центр» и «Верфь братьев Нобель». Притом, все три года рост сохранял положительную динамику. А вот два оставшихся предприятия – ССЗ «Вымпел» и «Рыбинская верфь» выручку по сравнению с базовым периодом, напротив, снизили. Пусть и не слишком серьёзно (особенно в последнем случае). Показательно, что они же в 2021 году показали убытки. В то время, как остальные сработали, пусть и со скромной, но прибылью.

         На самом деле, такое положение дел выглядит вполне логично. Следящие за событиями читатели наверняка знают, что ярославские корабелы попали под западные санкции. Что, в той или иной степени, сказалось на производстве. Некоторые предприятия имели и более ранние проблемы. Тот же ССЗ «Вымпел». Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, слова которого приводит издание «Ведомости», назвал его «значимым, но проблемным активом, совокупный убыток которого за 2018–2020 годы превысил 2,5 миллиарда рублей». По всей вероятности, изменение структуры собственников в 2021 году, когда в ходе докапитализации верфи из федерального бюджета «ОСК» потеряла контроль над предприятием, а 99,9% его акций оказались у «Росимущества», стало следствием пересмотра подходов к управлению и попыткой стабилизировать финансовую ситуацию.

Вымпел береговая охрана.jpg

         В этой связи весьма показательным выглядит положение ООО «Паритет-Центр» (единственная компания, по которой мы имеем отчётность за 2022 год). Компания не только планомерно наращивает обороты, но и увеличивает прибыль, поскольку выпускает исключительно гражданские суда для туристической отрасли и личного пользования. В отличие от всех остальных предприятий, которые делают корабли специального назначения, либо напрямую выполняют госзаказы для силовых ведомств (ВМФ, Минобороны, ФСБ). Чтобы поддерживать их на плаву и развивать, государство (тем более, что оно в той или иной степени является собственником указанных заводов) обязано не только обеспечить им свою нишу и наладить новые рынки сбыта, в том числе в страны Азии и Африки, но и как можно скорее полностью локализовать производство, дабы не зависеть от иностранных комплектующих. В принципе, всё необходимое для этого есть: и производственные мощности, и опыт, и компетенции, и рабочие руки. Должна быть только политическая воля. Ну и, конечно, стабильный государственный заказ. Хотя бы на первое время. 

 Полиграф-Принт.jpg        В определённом смысле, с похожими проблемами столкнулись и «бумажники». Их финансово-экономические показатели отражены в таблице ниже. Здесь данные за 2022 год не представило только ООО «Диазоний». По остальным динамику можно проследить за четырёхлетний период. К 2022-му году по сравнению с 2019-м оборот увеличили абсолютно все. Однако если сравнивать прошлый и позапрошлый годы, то пять из шести компаний (кроме ООО «Полиграф Принт») были вынуждены сократить выручку. Что касается прибыли, то в 2022-м году по сравнению с 2021-м её также снизили все, кроме «Ярославского завода упаковочных материалов». Некоторые – чисто символически. Но факт остаётся фактом. 

Наименование организации

Выручка в 2019 г., млрд. руб.

Выручка в 2020 г., млрд. руб.

Выручка в 2021 г., млрд. руб.

Выручка в 2022 г., млрд. руб.

Прибыль в 2021 г., млрд. руб.

Прибыль в 2022 г., млрд. руб.

1. АО "Сокол-Яр"

2,2

2,8

3,9

2,9

0,304

0,131

2. АО "Ярославская бумага"

1,54

0,843

2,78

2,4

0,547

0,141

3. ООО "Ярославский картон"

1,59

1,35

2,26

2

0,097

0,093

4. ООО "Полиграф Принт"

1,62

1,7

1,92

2

0,59

0,51

5. ООО "Диазоний"

0,674

0,886

1,31

нет данных

0,189

нет данных

6. АО "Ярославский Завод Упаковочных Материалов"

0,588

0,645

1,21

1,2

0,047

0,077

7. ООО "Производственная Компания "Волжский Картон"

0,329

0,434

0,749

0,63

0,004

0,003

        Полагаем, что причина здесь – та же, что и у судостроителей. Как отмечает «РБК», весной 2022 года российская целлюлозно-бумажная отрасль столкнулась со сложностями, вызванными ограничениями поставок продукции со стороны Запада. Запрет на импорт некоторых видов целлюлозно-бумажной продукции из России Евросоюз ввел 8 апреля. Параллельно ЕС также ввел запрет на экспорт в страну практически всех видов бумаги, картона и целлюлозы. Фактически, торговля между странами остановилась. Притом, сложности начались ещё в марте из-за логистических проблем. Кроме того, одним из наиболее острых вопросов для российских производителей стала остановка поставок отдельных компонентов и химикатов, которые приходили из-за рубежа. Данный факт вкупе с прекращением поступлений готовой продукции стали причиной дисбаланса на российском рынке бумажной продукции.

 ЯрЗУМ.jpg        Понятно, что в создавшихся условиях больше других пострадали непосредственные производители бумаги. В то же время, предприятия, выпускающие упаковку, лихорадило в меньшей степени (само собой, речь про гофрокартон, а не про пищевую упаковку типа «тетрапака»). Что подтверждают и данные нашей таблицы («Ярославский картон», «ЯрЗУМ»). Последний, к слову, почти не снизил оборот, а прибыль смог даже увеличить (единственный). Чтобы решить проблемы, отраслевые игроки стали трансформировать технологические цепочки и искать альтернативу производственным компонентам на внутреннем рынке, а также самим рынкам сбыта готовой продукции. К 2023 году это в известной степени удалось, хотя и не без сложностей. Процесс продолжается.

         Таким образом, ярославские предприятия судостроительной и бумажной промышленности действительно не размокли под дождём западных санкций и внутренних финансовых трудностей, и удержались на плаву в бурном море рыночной экономики. Теперь важно сохранить заданный курс. Пожелаем им семь футов под килем!

 

 

         ИВАН ТИХОНОВ



Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?