Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.08.2018
Ярославль
1403
МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

О форме и содержании губернаторского проекта «Решаем вместе»

МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

К началу августа ярославские масс-медиа стали регулярно докладывать жителям о тех или иных объектах губернаторского проекта «Решаем вместе». То сдадут двор после ремонта, то установят детскую площадку, то закупят аппаратуру в сельский ДК. Праздник (2).JPGИногда всё это сопровождается народными гуляниями с торжественными речами, чаями-пирогами и аниматорами. Разумеется, опять-таки с параллельным освещением в СМИ. Смотреть такие заметки или сюжеты всегда крайне занятно, ибо они рождают массу параллелей. В советские годы торжества устраивали по поводу ввода новой железнодорожной магистрали или крупного предприятия. В 90-х и «нулевых», когда строить промышленные гиганты стало некому или не на что, начали праздновать открытие новых школ, детских садов и фельдшерских пунктов (там, где они были). Теперь вот с помпой отмечаем установку детских площадок и лавочек. Что дальше? Массовые гуляния по поводу замены лампочек в подъезде? Абсурд, конечно. Но в каждой шутке, как известно, только доля шутки. К тому же, сроки работ по нашумевшей программе часто нарушаются, а качество оставляет желать лучшего. И на этом фоне повод для празднеств выглядит совсем уж непонятным. При этом никто не оспаривает необходимость мероприятий программы как таковых. Просто соотношение её результатов и того, с какой помпой они подаются, не выдерживает никакой критики. Получается, как у Вильяма нашего Шекспира: много шума из ничего.

 

Материальная часть

Благоустройство парка Нефтяников (3).jpgНапомним, что губернаторский проект «Решаем вместе» реализуется в Ярославской области второй год подряд. В 2017-м на него потратили около 650 миллионов рублей. На этот раз сумму заложили побольше – порядка 680 миллионов. А вот количество объектов сократилось: в прошлом году было 504, теперь – только 446. Изменилась и система их отбора. Помимо народных сходов по поводу замены окон в школах и садиках или закупки аппаратуры в сельский клуб, жители также должны были выбрать территории для благоустройства. По единодушному мнению экспертов, определяющую роль здесь сыграла президентская избирательная кампания. Попытка создать видимость демократии была лишь неумелым прикрытием. В то время, как главной целью организаторов процесса было повышение явки. В итоге задумка удалась. Первый этап голосования (завершился 31 января) позволил совместить многочисленные собрания с ненавязчивой агитацией, второй (прошёл 18 марта) – обеспечить мобилизацию электората непосредственно в день выборов. Все помнят, что пункты опроса «Решаем вместе» были организованы непосредственно на избирательных участках. А работникам бюджетной сферы под роспись даже раздавали карты предварительной регистрации. Таким образом, одним выстрелом удалось убить двух зайцев.

Проверка дворов (мэр и депутаты).jpgПосле всех многочисленных и, в общем, малоприятных процедур к концу апреля наконец-то был сформирован окончательный список объектов, «отобранных к реализации в 2018 году». Как и в прошлый раз, их распределили по 4 основным направлениям: формирование комфортной городской среды (благоустройство дворовых и общественных территорий); обустройство городских парков; капитальный ремонт и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры; поддержка местных инициатив. Последнее направление также известно как «инициативное бюджетирование». В основном, оно было сформировано посредством поправок, которые Правительство области позволило сделать депутатам от «Единой России» в обмен на лояльность при утверждении бюджета на 2018 год. За труднопроизносимым названием в реальности скрывается множество мелких работ: от опиловки старых деревьев и установки пластиковых окон до ремонта инженерных сетей и обустройства уличного освещения. Стоит ли удивляться, что этот раздел оказался самым крупным. В целом, 446 объектов распределились следующим образом:

·        287 объектов по поддержке местных инициатив;

·        138 дворовых и общественных территорий (в том числе 29 объектов, отобранных 18 марта во всех муниципальных образованиях);

·        19 учреждений культуры;

·        2 городских парка.

Распределение объектов по муниципальным образованиям региона отражено в таблице. Переславль и Переславский район указаны как самостоятельные муниципальные образования, поскольку закон о создании единого городского округа был принят уже после утверждения итогового списка проектов.

Таблица. Распределение объектов программы «Решаем вместе» по муниципальным образованиям Ярославской области. 

Муниципальное образование

Количество объектов в рамках проекта «Решаем вместе» на 2018 год

  Городская среда    

  Местные инициативы   

  Учреждения культуры    

 Парки      

    Всего           

Городской округ Ярославль

21

86

1

-

108

Городской округ Рыбинск

10

49

1

-

60

Городской округ Переславль

3

4

-

-

7

Большесельский район

6

9

1

-

16

Борисоглебский район

4

11

1

-

16

Брейтовский район

3

7

1

-

11

Гаврилов-Ямский район

7

12

1

-

20

Даниловский район

3

1

1

-

5

Любимский район

6

1

1

-

8

Мышкинский район

2

5

1

-

8

Некоузский район

10

15

1

-

26

Некрасовский район

10

14

1

-

25

Первомайский район

2

1

1

-

4

Переславский район

5

9

1

-

15

Пошехонский район

4

5

1

-

10

Ростовский район

11

26

1

-

38

Рыбинский район

8

5

1

-

14

Тутаевский район

5

7

1

1

14

Угличский район

7

2

1

1

11

Ярославский район

11

18

1

-

30

ИТОГО:

138

287

19

2

446

 

Диалектика количества и качества

С материальной составляющей программы всё ясно. Теперь – о содержательной части. Здесь-то и возникают основные вопросы к реализации. Вопросов несколько.

Чуркин (1).jpgВо-первых, проект, повсеместно упоминаемый как «губернаторский», сегодня не имеет к главе региона практически никакого отношения. В прошлом году он действительно задумывался в качестве одного из элементов избирательной кампании Дмитрия Миронова. И в этом смысле вполне неплохо себя оправдал. Но выборы закончились. А вместе с ними сошёл на нет и интерес Дмитрия Юрьевича к своему «детищу». Сегодня высшее должностное лицо региона редко упоминает о проекте. Впрочем, он вообще редко появляется в публичном пространстве региона. Теперь программа «Решаем вместе» в больше степени служит для пиара «Единой России», которая «прислонились» к проекту ещё в прошлом году. Уже изданы газеты тиражом 270 тысяч экземпляров. А в преддверии выборов 9 сентября редкий объект программы обходится без внимания кандидатов от «партии власти». Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть их странички в социальных сетях, пролистать любое официальное издание или включить вечерние новости на местном телевидении. 

Чуркин (3).jpg

Руководитель проектного офиса программы «Решаем вместе» Евгений Чуркин вообще совмещает приятное с полезным: контролирует работы и одновременно является кандидатом по 3 избирательному округу. Как говорится: куй железо, не отходя от кассы. Удивительно, что никто из оппозиции до сих пор не обратил на это внимание. 

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в этом году представители «Единой России» на самом деле приложили руку к формированию программы. Во-первых, на них легла основная нагрузка по проведению встреч с жителями для отбора объектов. Во-вторых, раздел «Местные инициативы» был сформирован за счёт депутатских поправок. Правда, раньше это считалось само собой разумеющейся практикой, и не возводилось в «превосходную степень». Да и контрольные полномочия, о которых так любят говорить кандидаты, в большинстве своём являются фикцией. «Контролёры» не распределяют бюджетные деньги, не являются заказчиками работ и не имеют право выписывать штрафы нерадивым подрядчиками. Единственное, что они могут – периодически «пинать» ответственных чиновников и воздействовать на работников силой авторитета (разумеется, при наличии такового). Но полноценным контролем эти меры не являются. Да и покрыть все объекты, конечно, не позволяют.

Во-вторых, по старой русской традиции сроки работ вновь затягиваются. Межведомственная комиссия ещё в апреле поставила главам городов и районов задачу завершить все конкурсные процедуры и приступить к реализации проектов до 1 июня. Судя по всему, для отдельных муниципальных образований эта рекомендация так и осталась только на бумаге. Во всяком случае, кое-где к работам не приступали даже к началу августа. Формальных нарушений вроде бы нет: контрольной датой окончания работ является 1 октября. Но при этом, есть «внутренние» графики. Скажем, в Ярославле было поручение мэра закончить ремонт дворов до 25 июля. Да и тянуть всё до последнего, чтобы потом устраивать «вал по плану», совсем не обязательно. Увы, так думают отнюдь не все. От того «промежуточные» итоги проекта не впечатляют. На 1 августа из 446 объектов было сдано лишь порядка 50 (притом, не самых сложных). Абсолютное большинство продолжает ждать своего часа. А ведь прошла уже половина срока. В этой связи забавно читать большую статью в одном из последних номеров «Северного края», где указано, что «работать приходится практически сутками». Возможно, корреспонденты издания действительно видели подобные примеры. Но в реальности на многих объектах ковыряются буквально полтора землекопа. И уж точно не круглыми сутками. На что обращали внимания даже официальные лица. Одним словом, ситуация прошлого года рискует повториться. Похоже, что проект снова ждёт аврал и отнюдь не 100% выполнение работ к намеченной дате.

       Двор на Закгейма.jpg  В-третьих, параллельно со смещением сроков идёт ещё одна традиционная проблема – низкое качество работ. То ли контроль не слишком жёсткий. То ли санкции слишком мягкие. То ли нормальных подрядчиков осталось мало. То ли отбор идёт по каким-то особым, неведомым простым смертным правилам. Точную причину нужно искать в каждом конкретном случае. Но факт остаётся фактом: проблема повторяется из года в год. Если брать ремонт дворов, то низкое качество проявляется в нарушении технологии (например, по укладке асфальта или установке бордюра), плохих стройматериалах или отсутствии элементов благоустройства, указанных в проекте. Скажем, в том же Ярославле имелись нарекания по дворовым территориям на улице Закгейма, 26, улице Лескова, 23, проспекте Фрунзе, 79. Претензии по качеству и срокам работ также были в Дзержинском и Кировском районах. И это – только то, что попало в публичное пространство. Многовато, не так ли? Особенно с учётом того, что в областном центре по плану должны были сделать всего 20 дворовых территорий. При этом стоимость работ доходила до 7-10 миллионов рублей (к примеру, улицы Лескова, Урицкого, Ранняя). А ремонт территории у дома 29 по улице Труфанова и вовсе обошёлся в 13,6 миллиона. Так что кивать на недостаток финансирования точно не приходится.

         Серьёзные вопросы остались и к качеству проектно-сметной документации. На этот раз к ним добавились замечания по проектам благоустройства общественных территорий. Хотя кураторы программы «Решаем вместе» думают по-другому. В упомянутой выше статье Евгений Чуркин отмечал, что «…большим подспорьем для муниципальных образований стали эскизные проекты благоустройства, выполненные студентами-архитекторами ЯГПУ под руководством главного архитектора области Михаила Кудряшова для всенародного голосования 18 марта». Во-первых, всё-таки не ЯГПУ, а ЯГТУ, ибо педуниверситете на архитекторов не учат. А во-вторых, если студенческие работы стали «большим подспорьем», то почему на местах их раскритиковали, и отказались утверждать? 

Эскиз благоустройства в Борисоглебском (2).png

Так, в посёлке Борисоглебский муниципальные власти и общественность признали эскизы благоустройства территории рядом с монастырём нереальными и нарушающими законодательство об охране памятников. Конечно, порыв господина Кудряшова (который сам преподавал в политехе, а его отец до сих пор возглавляет там «профильную» кафедру) можно понять. Но, пожалуй, будет лучше, если проекты по благоустройству, на которые выделяют серьёзные деньги, станут делать настоящие профессионалы. 

         Спортплощадка в Семибратово.jpgВ-четвёртых, удивляет общая организация работы по проекту, а также её освещение и подача. Понятно, что пиар власти остаётся для программы «Решаем вместе» одной из главных функций. Но везде должно быть чувство меры. А что мы видим по факту? Сейчас редкий выпуск новостей обходится без сюжета о том или ином объекте. Притом, сценарий написан словно под копирку. Меняются только геотитры и выступающие. Впрочем, перечень последних тоже ограничен. Как правило, это всё тот же Евгений Чуркин, кандидаты в депутаты (в зависимости от округа), представители местной власти и «счастливые жители» (предварительно проинструктированные и построенные). Про праздники во дворах по поводу новой лавочки, урны или фонаря мы уже говорили. Ничего, кроме смеха, они не вызывают.

Процедура отбора объектов тоже выглядит неоправданно сложной. В этой связи показателен рассказ депутата областной Думы Ольги Секачевой, которая приводила слова пожилой женщины насчёт одного из объектов: «А что, просто так двери в Доме культуры заменить нельзя было? Зачем начальников на трёх машинах привозить в село? Они, поди, бензина больше сожгли, чем двери стоят». Точнее не скажешь! Понятно, что помимо отбора объектов организаторы преследовали и другие цели (ту же предвыборную агитацию). Но даже в таких условиях процесс можно было не доводить до абсурда. Это – уже к профессионализму «белодомских» политтехнологов. Наконец, удивляет то, с какой помпой преподносятся результаты программы. Конечно, 680 миллионов рублей для региона – большие деньги. Но раньше на те же цели выделяли и куда более солидные суммы. Например, по той же программе «Обустроим область к юбилею» в 2016 году финансирование было в два раза больше. В своё время существовала отдельная программа по ремонту сельских ДК, также неплохо обеспеченная деньгами. Да, их тоже рекламировали, на них тоже пиарились. Но еженедельно отчитываться о спиленных деревьях и заменённых пластиковых окнах в голову никому не приходило. Да и фотографии новых детских площадок в массе своей появлялись только в депутатских отчётах. Это было слишком мелко даже на фоне ястребовского «болота». С приходом нового руководства с его московскими связями и доступом к федеральным деньгам ситуация, почему-то, поменялась. Притом, Москва по-прежнему хвастается новыми развязками и станциями метро. А мы – новыми лавочками и парковками у подъездов.

Самое интересное, что люди всё это видят. И уже не скрывают иронии. От того создаётся впечатление, что проект «Решаем вместе» в большей степени нужен самим чиновникам и депутатам – как лёгкий способ пропиариться и освоить бюджетные деньги. Потому не покидает ощущение какого-то третьесортного спектакля, сценой для которого является вся Ярославская область. А на плохом представлении актёров обычно освистывают. Та же участь может постичь и организаторов проекта «Решаем вместе». 9 сентября. В единый день голосования.

 

ИВАН ТИХОНОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?