Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.09.2017
Ярославль
2204
НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ И НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ

Былое и думы первого года мэра В.Слепцова


Еще не успели окончательно отгреметь фанфары и победные реляции по поводу безоговорочной победы "Единой России" на выборах в муниципалитет г. Ярославля, а уже надо возвращаться в повседневную реальность. А она непроста и весьма противоречива. У города Ярославля масса проблем... Но решение многих из них откладываются на следующий год (хотя сами городские власти обещали их решить в этом году). Откладываются на после... После выборов Президента.
НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ И НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ

Время скоротечно. Казалось бы, ещё совсем недавно мы подводили итоги первого года губернаторства Д.Ю. Миронова (пусть тогда еще и в статусе «временно исполняющего обязанности»). А на горизонте уже замаячила новая знаменательная дата – годовщина со дня назначения В.В. Слепцова ярославским градоначальником. Вначале он тоже носил приставку «и.о.», но вскорости стал полноправным хозяином города. 

Слепцов-1.pngО возвращении Владимира Витальевича в родные пенаты начали говорить задолго до его приезда в Ярославль. Злые языки даже утверждали, что он специально «тянул время» и выторговывал для себя лучшие условия. Но оставим эти досужие домыслы в стороне. В конце концов, несмотря на все разговоры, Слепцов встал у руля города, в короткие сроки справился с внутренней оппозицией (прежде всего в лице господина Зарубина) и начал достаточно активную работу. Более того – все основные начиная нового мэра изначально выглядели вполне разумными и своевременными. В самом деле: что плохого в ликвидации незаконных НТО (несанкционированные торговые объекты), обновлении остановочных комплексов или наведении порядка с маршрутками? Но, как это всегда бывает, гладко было только на бумаге. А на деле всё пошло с точностью до наоборот. Мы сделали ретроспективу главных слепцовских проектов (притом, используя исключительно официальные и открытые источники). И пришли к неутешительному выводу, что ни один из них не избежал серьёзных нареканий, не обошёлся без проблем в реализации и не был завершен до конца. Несмотря на активную информационную кампанию и обещания из самой мэрии.

«Покраснение» откладывается!

1.jpgЕдва ли не самым нашумевшим проектом стала замена маршрутных такси. Красные «пазики» (которые тут же окрестили «слепцовками») засели в народной памяти крепко. И, похоже, надолго. Хотя в мэрии разработали целый свод правил по наведению порядка в сфере общественного транспорта (где приобретение новых автобусов было лишь вершиной айсберга). Впервые в окружении Владимира Слепцова об этом заговорили ещё прошлой осенью, практически сразу после его возвращения в Ярославль. После чего тема неоднократно поднималась на всевозможных совещаниях и встречах. И в итоге получила выхлоп в виде постановления с недвусмысленным названием «Об утверждении требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории города Ярославля» от 2 июня сего года. Всего этих требований оказалось аж двадцать восемь. Главные из них (замена автобусов, срок их эксплуатации, оборудование салона соответствующими гаджетами, внешний вид водителей и так далее) был широко растиражирован СМИ. «Клуб социологов» подробно писал об этом в статье «Переделка на транспорте» от 22 июня 2017 года. Так что не будем повторяться.

Первоначально речь шла о замене 320 маршрутных такси. Притом, к 1 июля. Правда, практически сразу срок был продлён до 1 сентября. Но и с наступлением этого «красного дня календаря» существенного «покраснения» транспорта не наступило. Да, начиналось всё бодро. В марте все новостные ленты были переполнены радостными сообщениями о появлении в городе первого автобуса нового образца. Ждать следующего информационного повода пришлось долго – до мая. Тогда на линию вышла вторая красная маршрутка. Ещё 20 «пазиков» пришли в Ярославль в июне (вместе с обещанием поставить 60 единиц «в ближайшее время»). После этого всё затихло, а тему как бы саму собой «спустили на тормозах». Ещё через некоторое время в прессу стали проникать сведения, что выполнить план по обновлению подвижного состава к назначенному сроку не получится. К концу августа это стало очевидным. В качестве официальной причины власти сослались на завод-производитель, который «загружен заказами и объективно не может успеть выполнить их в ближайшее время». Во всяком случае, именно так указано в сообщении на сайте городской администрации.

Вместе с тем, всего несколько месяцев назад сомнений в возможностях Павловского автозавода не было. Рассказывая о встрече тогда ещё и.о. мэра Владимира Слепцова с перевозчиками в начале февраля, информационное агентство «Ярновости» писало: «Мэрия уже выяснила, что необходимое количество автобусов завод готов изготовить за два месяца. И готова поддержать вхождение наших перевозчиков в программу утилизации, из-за которой каждый новый автобус подешевеет на 350 тысяч рублей». Не знаем, состоялась ли обещанная поддержка. Но никакими двумя месяцами, как показали дальнейшие события, даже не пахло.

В результате задача не была выполнена к назначенному сроку. И замену маршруток снова продлили. На этот раз – сразу до 1 апреля 2018 года. Про намеченный на осень юбилей «Золотого кольца» в качестве одного из мотивов транспортного обновления предпочли забыть. А у оппозиции тут же появился повод для шуточек про день смеха. Вместе с тем, перенос срока со стороны власти можно расценивать как признание ею собственных ошибок (пусть и очень косвенное). Да, у мэрии фактически не оставалось выбора. Да, это сделано поздно. Но лучше поздно, чем никогда. По крайней мере, теперь у перевозчиков хотя бы появилось время для замены маршруток. Что мешало дать это время с самого начала – остаётся загадкой. Может, оно и к лучшему в итоге, что так все получилось… Системная работа не терпит суеты.

Страсти по киоскам

Ларёк-3.jpgАналогичная ситуация произошла и с заменой ларьков (или как их культурно называют – нестационарных торговых объектов). Владимир Слепцов объявил очередной «крестовый поход» против безвкусицы в оформлении и беспредела в размещении этих самых НТО. Сама по себе цель снова оказалась благой. Некоторые ларьки в самом деле уродовали лицо нашего древнего города своим непрезентабельным видом, а кое-где и вовсе подпольно торговали всякой гадостью. Власти с энтузиазмом принялись за дело. Чиновников из команды нового градоначальника не смутил даже тот факт, что за последние четыре года схему размещения и внешний торговых павильонов уже пытались реформировать все, кому не лень, а количество дизайн-проектов перевалило за десяток. Нынешний стал 14-м по счёту. И был закреплен постановлением мэрии «Об утверждении визуализации нестационарных торговых объектов» от 21 марта. Так же, как и требования к перевозчикам, правила оформления новых киосков были подробно описаны журналистской братией, бонусом шло размещение картинок в сети.

Всю малину снова испортили сроки. И пресловутый денежный вопрос. Киоскёры пошли на обновление ларьков, мягко говоря, не слишком охотно. Оно и понятно. Если владельцы маршруток хотя бы получают от своего дела вполне прогнозируемый, а главное – стабильный доход, то с продажи чипсов и шоколадок или ремонта обуви точно не разбогатеешь. Не будем забывать и про арендные платежи, и про расходы на благоустройство прилегающей территории. Между тем, затраты на изготовление киоска оценивали примерно в 1 миллион рублей. А счёт новым конструкциям шёл на сотни. При этом времени на приведение всё в порядок изначально давали, смешно сказать, до 1 июня. И снова позволим себе цитату. На этот раз из «Комсомольской правды». Статья от 18 января, посвящённая «ларёчной» теме, заканчивалась жизнеутверждающим резюме: «На вопрос, успеют ли владельцы киосков уложиться в срок, в мэрии уверенно отвечают – да». Вот так, без тени сомнения.

Однако сами владельцы киосков, судя по всему, подобный оптимизм совершенно не разделяли. И в очередной раз «забили в колокола» (что делали регулярно как минимум со времён Евгения Урлашова). В итоге, после серии встреч и консультаций, мэрия согласились скорректировать срок. И опять до 1 сентября (очевидно, для Владимира Витальевича это какая-то магическая цифра). Однако и к этому сроку деловые люди заменили только 69 из 534 ларьков (тех, по которым заключены договоры). То есть всего около 12%. Не густо, совсем не густо! Правда, в мэрии сообщают, что ещё 149 штук находятся в процессе изготовления. Но их, как говорится, к делу не пришьёшь – срок-то вышел! В связи с этим градоначальнику снова пришлось пересматривать «час «икс». В результате, муниципалитет на своём последнем заседании в нынешнем созыве за четыре дня до выборов поддержал предложение мэра и перенес срок замены НТО на 1 декабря. Как и с автобусами, срыв снова списали на производителей. Если верить Слепцову, на этот раз с объёмом производства не справились сразу 12 компаний, изготовляющих киоски и павильоны нового образца.

И опять-таки возникает немой вопрос: а что мешало оценить ситуацию чуть более критично и дать предпринимателям больше времени для разгона? Не два месяца. И даже не полгода. А хотя бы год. Тоже не Бог весть какой срок. А результат был бы совершенно иным. Тем более, что продлить переходный период давно предлагал один из депутатов муниципалитета. Правда, от оппозиции. Наверное, именно поэтому его поправку несколько месяцев подряд откровенно «динамили». Но это так, к слову.

Снести нельзя оставить!

Остановка на улице Большой Октябрьской.jpgТесно связанным с ларёчной темой оказался и третий мега-проект новой городской администрации – по замене остановочных комплексов. Часть из них представляла собой всё те же киоски по продаже всякой снеди, только «дооснащенные» навесом и лавочками. Но, на беду, попавшие в поле зрения мэрии как незаконные. И в результате угодившие под снос. Вместе с ларьком по древнему принципу «всё своё ношу с собой» бизнесмены демонтировали и навесы. В результате на месте «комплексов-нелегалов» оставались только пятачки голой земли. Другие остановки убирали во время дорожных работ. Третьи не пощадило время или вандалы. Одним словом, причины исчезновения остановок минувшей весной были разные. А вот последствия для пассажиров неизменно выходили одни и те же – долгие минуты ожидания общественного транспорта под снегом (весной, как мы помним, он выпадал и в мае) и дождём. Что, понятное дело, вызвало волну праведного гнева со стороны населения.

Спохватившись, градоначальник запретил демонтировать торговые объекты на остановочных пунктах. Все они были включены в новую схему размещения НТО и выставлены на торги. Соответственно, после проведения аукционов предприниматели должны были оборудовать новые остановки. И не абы какие, а «в соответствии с утверждённой визуализацией нестационарных торговых объектов». Никакой вам казачьей вольницы! Но вот ведь какое дело. В схеме значилось только 146 остановок с ларьками. А всего их планировали поменять более 450. Вопрос: что делать с остальными? Притом, чтобы было быстро, дёшево и сердито. Слуги народа нашли гениальное решение: обратиться к крупным предприятиям сферы торговли и услуг и попросить их сделать остановки за свой счёт. Поразмыслив, купечество согласилось. В итоге сооружения были заказаны в Новосибирске у компании, «имеющей большой опыт в производстве подобных конструкций» (как следует из официальной информации на сайте мэрии Ярославля). Наконец, ещё более двух сотен остановок решили обновить силами местных предпринимателей. На этих остановках нельзя размещать минимаркеты и киоски. Зато предусмотрели места под рекламу. Чтобы бизнес обустраивал места ожидания общественного транспорта и параллельно информировал пассажиров о себе. И отцам города хорошо, и купечеству прибыток.

Но опять что-то пошло не так. На пути наполеоновских планов снова оказалось бородинское поле проблем. Во-первых, вновь затянули сроки. Если верить сообщениям портала «Ярославский регион», то «первая остановка нового образца… на улице Свободы, неподалеку от ее пересечения с Комсомольской улицей» появилась только 7 июля. После этого появление новых конструкций превратилось чуть ли не в событие планетарного масштаба. Правда, события эти были нечастыми. Например, установку конструкции на улице Большой Октябрьской осветили только в конце августа. Во-вторых, опять подкачал производитель. Угадайте причину. Правильно – всё та же перегруженность заказами. Вот комментарий заместителя мэра Алексея Торопова информационному агентству «Регнум» от 2 августа: «Подрядчик сильно затянул со сроками: одну остановку он фактически делает две недели, а заказ большой. Они оптово ставили такие объекты и у себя в Новосибирске, и в Москве, проблем не было, ничто не предвещало беды». В общем, прямо злой рок какой-то! А главное – куда ни кинь. Хоть с автобусами, хоть с ларьками, хоть вот с остановками. Почему-то вспоминается старый анекдот: если муж десятый раз бьёт жену по лицу – дело уже не в муже, а в лице. К слову, на август была объявлена и очередная серия торгов по обустройству остановок с местами для рекламы. Судя по тому, что новые конструкции пока что не сильно бросаются в глаза, кампания продолжается. Может, стоит взять пример с акции по установке урн с рекламными площадями? Она пошла хорошо. А вот людям, очевидно, придётся ждать благоустройства мест ожидания транспорта как минимум до октября.

Что день грядущий нам готовит?

Мы назвали три основных проекта. Но это не значит, что в городе не осталось других проблем. Прежде всего, финансовых. Речь о них шла в муниципалитете при подведении итогов исполнения бюджета за первое полугодие 2017-го. Дефицит бюджета вырос на 100 с лишним миллионов рублей (это при нынешних тенденциях формирования бездефицитной казны). Высокими остаются муниципальный долг (свыше 6 миллиардов рублей) и задолженность предприятий по налоговым и арендным платежам. Недовыполняется план по доходам от приватизации городского имущества. По итогам прошлого года удвоилось число убыточных муниципальных предприятий. Притом, сводный чистый убыток всех предприятий составил более 200 миллионов рублей (на 40 миллионов больше уровня 2015 года). Основной прирост убытков дал «Ярославльводоканал» (124,4 миллиона). В 2017 году тенденция продолжилась – только за пять месяцев предприятие «ушло в минус» сразу на 107 миллионов. Впрочем, убытки водоканала – вопрос сложный, неоднозначный и требующий отдельного разговора. К тому же, теперь это уже не головная боль мэрии – летом предприятие передали в областную собственность. Традиционно высокие убытки по-прежнему демонстрируют «Спецавтохозяйтство» и «ПАТП-1». «Яргорэлектротранс» в прошлом году смог улучшить ситуацию. Но уравнивание стоимости проезда с маршрутками с 1 января и сокращение субсидии, судя по всему, быстро вернут всё на круги своя. Одним словом, проблем много.

Разумеется, в городе произошли и положительные изменения –строительство детских садов в микрорайоне «Сокол», масштабный ремонт дорог (пусть и с опозданием), благоустройство исторического центра (хотя его организация до сих пор оставляет желать лучшего). Но всё это происходит в основном за счёт федеральной и региональной казны и благодаря административному ресурсу областной власти. Так что участие Владимира Витальевича в финансировании этих проектов весьма опосредовано. А вот планирование – это уже городская задача. И судя по названным выше проектам, с этим у мэрии полный провал. Что удивительно, чиновники зачастую сами роют себе яму. Зачем устанавливать жёсткие сроки и тем более озвучивать их в СМИ? Вас же никто не тянет за язык! Но нет. К слову, это касается не только замены маршруток или обновления ларьков. Та же самая история была и с ремонтом дорог (если дата окончания контрактов - 1 октября, зачем называть промежуточные сроки, которые всё равно никто не выполнил?), и с благоустройством (например, обещание закончить работы в Демидовском сквере до 19 августа).

паровоз 1.jpgБольшие вопросы вызывает и «авторитарный» стиль работы новых руководителей. Конечно, в нашей стране без жёсткого спроса никуда. Но когда этот спрос начинает граничить с волюнтаризмом, а руководящие указания даются без учёта элементарных экономических показателей и временами даже против здравого смысла – это уже совсем другой коленкор. Последствия не заставляют себя ждать. В мэрии до сих пор продолжается кадровая чехарда. Без перемен в высшем командном составе городской администрации не проходит, наверное, не один месяц.

Конечно, никто не требует от Владимира Слепцова сразу решить все проблемы. От предыдущих руководителей ему досталось слишком проблемное хозяйство. И за год кардинально изменить ситуацию невозможно. Но здесь важно хотя бы не создавать новых проблем. А по этому поводу, как мы видим, есть большие вопросы. Остаётся надеяться, что Владимир Витальевич сможет решить их на втором году службы. В компании депутатов нового муниципалитета. И при поддержке нового Губернатора.

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?