Небывалый снегопад с ледяным дождём, обрушившийся на Ярославль в начале недели и вызывавший сбои в работе общественного транспорта, вновь заставил задуматься о грядущей «транспортной реформе». До её старта в наступающем новом году осталось всего ничего. А вопросов у граждан пока только прибавляется. От того нынешнюю ситуацию с пассажирскими перевозками, которая ещё год назад казалась из ряда вон выходящей, начинают воспринимать уже почти спокойно, а необратимые перемены ждут с тревогой и даже с ужасом. Что интересно, ярославцев волнуют не только личные заботы (за сколько, как, на чём и куда будем ездить), но и судьба городских предприятий «ПАТП-1» и «ЯрГЭТ», для которых вписаться в новую систему координат будет весьма проблематично, если вообще возможно. Сегодня там трудится более полутора тысяч человек, для которых потеря или серьёзное сокращение транспортной работы будет практически равносильно потере работы собственной. Что создаст ещё большее напряжение в регионе, и без того склонном к протестным настроениям. Во всяком случае, в колокола уже начали бить даже профсоюзы. Не сказать, что власти хранят гордое молчание. Постепенно они открывают подробности грядущих событий. Вот только делают это очень медленно, крайне дозированно и не с того конца. А отсутствие своевременной и, что важно, достоверной информации рождает всё новые слухи, накаляя и без того нездоровую атмосферу. Смогут ли руководители города и области разорвать этот порочный круг до наступления «часа икс»? Пока неясно. Но чем раньше это будет сделано, тем будет лучше для всех.
В начале – небольшое лирическое отступление. В минувшие выходные и в ночь с воскресенья на понедельник в Ярославле выпало значительное количество осадков. К началу первого рабочего дня новой недели снежный покров увеличился на 10-15 сантиметров, после чего его несколько часов заливал ледяной дождь. Спору нет, погодные условия были трудными и создали немало хлопот для коммунальных служб. Но, господа, сейчас зима. И осадки нашей зимой случаются регулярно. Сказать по справедливости, бывали истории и похуже, когда метели бушевали, например, два дня подряд. Так что считать этот каприз погоды чем-то экстраординарным, наверное, нельзя.
Другое дело, что в Ярославле последнее время любой сюрприз от Матушки Природы превращается в ЧП городского масштаба. Не стал исключением и нынешний раз. Увы, запала мэрии хватило только на первый совсем небольшой ноябрьский снегопад. А с более сложным вызовом она справилась уже существенно хуже. Позволим себе не согласиться с мнением некогда главного критика дорожных работ в регионе, а ныне – респектабельного заместителя председателя Общественного совета при ДДХ Ярославской области Темура Абдуллаева о том, что «по сравнению с прошлыми годами ситуация выправилась». На наш взгляд, пока ничего принципиально не поменялось. Да и не могло поменяться, поскольку для этого объективно нет никаких предпосылок.
Судите сами. По информации самой мэрии, ночью с 11 на 12 декабря город чистили 37 человек (!) и 62 специальных машины, среди которых – 34 КДМ. Днём Ярославль убирали 58 единиц техники. По нормативу нужно 250-280. То есть опять «недостача» в четыре раза. Да, основные магистрали (проспект Фрунзе, Московский и Ленинградский проспекты, улицу Первомайскую и другие) действительно обработали рассолом и к утру они были проезжими. Но это, пожалуй, единственное отличие от прошлых лет. По крайней мере, по состоянию на понедельник. К тому же даже в такой ситуации в городе образовались 9-балльные пробки, встали трамваи и троллейбусы, автобусы не соблюдали расписание, произошли многочисленные ДТП, а окончательного коллапса удалось избежать, наверное, только потому, что из-за подъёма сезонной заболеваемости пассажирский траффик сейчас в принципе значительно уменьшился.
Кроме того, на основных магистралях не были почищены остановочные карманы, из-за чего люди были вынуждены проявлять чудеса акробатики и прыгать из автобусов в лужи или сугробы (кому как повезёт) То же самое касалось подходов к пешеходным переходам, которые надёжно закрылись снежными брустверами. В прибордюрной полосе сплошь и рядом были снежные валы шириной в метр и больше. Но отдельной песней, конечно, стали тротуары. В интервью ИА «Ярньюс» заместитель мэра Николай Степанов признал, что механизаторов не хватает, а в ночные и утренние часы в городе работали всего 16 тракторных щеток.
Также чиновник добавил, что «мэр утром провел совещание, поручил привлечь другие щетки, в том числе с городских предприятий. Сейчас мы усиливаем, в течение дня должны расчистить». Но и в течение дня особого результата видно не было. Более того: там, где прошлась щётка – стало ещё хуже, потому что образовавшееся пространство тут же залила вода, превратив его в натуральный каток. Никакой Советской площади не нужно. А выполнить следующее действие и пролить образовавшуюся наледь рассолом наши доблестные коммунальные службы то ли не догадались, то ли не успели, то ли успели, но не везде. Впрочем, чего ждать от 16 тракторов и менее 140 рабочих на пике уборки 600-тысячного города.
Ну а хуже всего оказалась ситуация во дворах. Опять же, в самой администрации признали, что к 7-8 утра результата уборки не было (хотя дворники должны выходить на работу около 6 утра). Про проезжую часть и говорить нечего. Скажем больше: в отдельных спальных районах, судя по объявлениям на подъездах, расчистку анонсировали только к среде, то есть на третий день. Конечно, дворы – это зона ответственности управляющих компаний. Но, во-первых, доли самых крупных из них находятся в собственности мэрии Ярославля. А во-вторых, у властей достаточно рычагов воздействия. Было бы желание. Так что лукавить и перекладывать ответственность не стоит.
К чему мы заострили на этом внимание. Да очень просто. Повседневная практика показывает, что в городе не могут решить даже текущих проблем (притом тех, которые повторяются из года в год). Но с апломбом берутся за такой глобальный проект, как «транспортная реформа». Притом, уже имея за плечами негативный опыт и массовое недовольство горожан. Сегодня им снова обещают «золотые горы». Но по факту не дают чётких ответов даже на самые насущные вопросы. И от этого становится тревожно. Потому что следующий обильный декабрьский снегопад в новой системе координат реально может привести к параличу всей системы.
Как, на чём, куда и за сколько?
Именно эти вопросы применительно к общественному транспорту сегодня всё чаще задают пассажиры. И конкретики по ним, увы, по-прежнему немного. Относительная ясность есть разве что по подвижному составу. Как известно, на автобусное сообщение в рамках «реформы» в будущем году планируется потратить порядка 4,9 миллиарда рублей. При этом, по словам директора областного департамента транспорта Татьяны Черемных, для перевозки пассажиров в Ярославле и Ярославском районе прогнозируется приобретение 673 новых автобуса (вместе с резервом), в том числе 389 машин среднего, 225 единиц большого и 59 единиц малого класса. По данным группы «Общественный транспорт Ярославля» в социальной сети «ВК», весь парк городских пассажирских перевозчиков сегодня составляет 773 единиц.
Если вычесть из них троллейбусы, трамваи и маршрутные такси, получится 588 автобусов. Из них, опять-таки по информации портала, средний класс представлен 364 машинами, большой – 206, малый – 18. Таким образом, после запуска реформы произойдёт сокращение первой группы, небольшое пополнение второй и существенный (трёхкратный) рост третьей, самой неудобной. «Общественный транспорт Ярославля» проанализировал ситуацию в других городах, где уже введены брутто-контракты. И пришли к выводу, что в большинстве из них автобусы, наоборот, стали более вместительными. В Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке и Твери микроавтобусов или нет вовсе, или они составляют незначительную долю. Ярославль, увы, идёт по обратному пути.
Впрочем, и без малого класса к подвижному составу есть вопросы. Напомним, что в качестве «пилотного проекта» будущей «реформы» ещё с лета у нас действует обновлённый 176 маршрут, который обслуживает ООО «Первая пассажирская компания» (ярославское подразделение компании «Питер Авто») на машинах марки «Волгабас». Конечно, вид новых автобусов на фоне нашей суровой действительности радует. Однако пассажиры, которым «посчастливилось» воспользоваться ими в час пик, выражают всё больше недовольства (комментарии есть в социальных сетях). Автобус невместительный, места для сидения можно сосчитать по пальцам (да и расположены они неудобно). Нормально стоять можно разве что на единственной площадке. Которая, по замыслу конструкторов, в первую очередь предназначена для инвалидов и детских колясок. Да и срок службы подвижного состава характеризуют как не слишком длительный (якобы, серьёзные проблемы начинаются уже после трёх лет эксплуатации). Повторимся, мы не претендуем на исчерпывающие технические знания и приводим лишь информацию из открытых источников. Тем более, что проблемы с удобством и вместимостью есть и у других марок. К примеру, у того же «ЛИАЗ 429260», которых достаточно много в городе.
Также не будем забывать, что все новые автобусы будут закупать сами перевозчики, и уже потом получать возмещение из бюджета в рамках государственного контракта. Сами машины, при этом, останутся у них в собственности. Точно так, как в своё время было с региональным оператором по обращению с отходами ООО «Хартия» (только там приобретали мусоровозы и новые мусорные контейнеры). При этом, полностью заменить весь общественный транспорт планируется с начала апреля до конца мая. Такие сроки в ходе недавней прямой линии озвучил губернатор Михаил Евраев. В этой связи возникает вопрос: кто из потенциальных перевозчиков потянет такие объёмы?
Парк действующих участников рынка (притом, хоть у муниципального «ПАТП-1», хоть у иногородних ООО «ППК», «Трансмагистраль» и «Автомиг», хоть у местных частников) сегодня находится в достаточно плачевном состоянии и точно не отвечает главному требованию о том, что автобусы должны быть не старше одного года. Конечно, технику можно приобрести в лизинг, и потом рассчитываться по нему за счёт средств контракта. Но на оформление кредита нужно время, да и дадут его не всем. К тому же, подобная схема хороша, когда речь идёт о частичной замене транспорта на нескольких маршрутах, но не во всём городе.
Поэтому насчёт двух месяцев берут большие сомнения. Это, мягко говоря. Дай Бог, чтобы мы ошибались. Но скорее всего, процесс затянется на куда больший период. И хорошо, если вообще завершится 2023 годом. Ну и, конечно, встаёт ещё один вопрос: зачем вообще переходить на брутто-контракты и тратить миллионы рублей ради «чужого дяди», если на эти деньги можно купить те же сотни автобусов, но уже в государственную собственность – для того же «ПАТП-1» или «Ярославского АТП»? На него власти ответа не дают. И вряд ли дадут. Хотя ответ, в общем, лежит на поверхности.
Остальные вопросы, вынесенные в подзаголовок, остаются куда более туманными. Какой будет стоимость проезда – пока неизвестно. В настоящее время над этим колдуют в профильном департаменте и информацию не разглашают. Разговоры ходят разные, в том числе крайне тревожные - о том, что стоимость проезда может увеличиться аж до 50 рублей. Считать их совсем лишёнными основания нельзя, потому что, к примеру, «ЯрГЭТ» заявил в качестве экономически обоснованного усреднённого тарифа для трамвая и троллейбуса цифру порядка 56 рублей. Конечно, экономически обоснованный тариф всегда выше установленной для пассажиров цены. Но тем не менее. Остаётся надеяться, что в предвыборный год у властей хватит ума не вводить столь резкое повышение стоимости билетов (с нынешних 28 рублей).
Когда пассажиры станут платить больше, тоже неизвестно. Если верить озвученным Михаилом Евраевым планам, это может произойти с 1 июня (когда у нас, якобы, закончат обновление подвижного состава). Но могут потянуть и до выборов, тогда стоимость повысится, к примеру, с 1 октября. Не будем гадать. Принципиально важно, что повышение в любом случае состоится. Отдельного внимания заслуживает новость, что в областном Правительстве намерены продвигать безналичные системы оплаты. Здесь тоже отсутствуют точные сроки. Единственное, что обещают власти – сделать всё постепенно.
Сама по себе идея, конечно, передовая. 21 век, новая реальность и всё такое. Но как быть тем пассажирам, у которых нет ни смартфонов с мобильным приложением, ни банковских карт? К примеру, отдельным пожилым людям. Ещё один вопрос – каким образом при новой системе пассажир сможет подтвердить оплату проезда? Насколько мы понимаем, билеты (чеки) терминалы выдавать не будут! А сообщения о списании средств на карту или в приложение порой приходят далеко не сразу. И как быть, если вдруг появится суровый контролёр из нового казённого учреждения? Что ему предъявить? Удивительно, но власти почему-то упорно обходят эти вопросы стороной. Хотя от простых пассажиров они звучат всё чаще.
Наконец, маршруты. Здесь аналогично – тёмный лес. Известны лишь отдельные примеры (скажем, в ходе упомянутой прямой линии с губернатором было сказано о модернизации движения автобуса № 1) и то, что областной департамент транспорта сейчас готовит новую маршрутную сеть. И каждый житель региона может внести свои предложения. Сообщения можно направить по электронной почте, через социальные сети и портал Госуслуг. Где-то мы это уже проходили… Прямо, дежавю какое-то. Что ж, остаётся верить, что этот негативный опыт хотя бы постараются учесть. Хотя веры, скажем прямо, немного.
Не меньшее беспокойство вызывает и судьба двух транспортных предприятий в статусе акционерных обществ, пока что принадлежащих городу – «ПАТП-1» и «Яргорэлектротранс». Известно, что после многочисленных перипетий (особенно за последние 5-6 лет) их финансово-экономическое положение находится в крайне расстроенном состоянии, а сами они лежат на одном боку. К началу декабря на балансе «первой пассажирки» числилось около 200 автобусов (в рейсы ходило, конечно, меньше), из которых 38% были полностью проамортизированы. Остальной парк держится исключительно за счёт ремонтов, а не благодаря новым приобретениям – последний раз автобусы для «ПАТП-1» закупали в 2019 году.
Но теперь предприятие то и дело не может расплатиться по лизинговым платежам. Формально 9 месяцев текущего года оно закончило с прибылью. Однако при этом у него имеется огромная кредиторская задолженность свыше 190 миллионов рублей. Так что «в плюсе» акционерное общество, по сути, только на бумаге.
В «ЯрГЭТ» всё ещё хуже. Прибыли нет даже на бумаге: за три квартала 2022 года предприятие показало убытки в 37 миллионов. На балансе предприятия 104 троллейбуса и 68 трамваев. Но на ходу – только 74 и 44 машин соответственно. Износ техники существенно выше, чем в «ПАТП-1»: по трамваю – 76%, по троллейбусу – 88%. И если перспектива обновления автобусов реальна, то замена тех же троллейбусов в 2023 году точно не предвидится.
Хотя помнится, что ещё в 2020 году в рамках инвестиционного соглашения взамен ликвидированного депо на Городском валу мэрия должна была приобрести 10 новых машин. Увы, сегодня нет ни техники, ни нового цеха по обслуживанию «рогатых» на Ленинградском проспекте (контракт с подрядчиком был расторгнут, а сам проект завяз в судах). Более того: в ноябре в Ярославле ликвидировали несколько маршрутов электротранспорта. Правда, давно существующих исключительно формально (тем не менее, о развитии с таким подходом точно говорить не приходится). Зато с нового года в областном центре уже вполне реально снимут как минимум 5 машин на самых востребованных троллейбусных маршрутах № 5, 8 и 9. В итоге время ожидания транспорта увеличится примерно на 15%.
Также непонятно, какое место и какая роль отводится «ЯрГЭТ» в связи с концессионным соглашением по трамваям, которое вот-вот намерены заключить с одной из столичных компаний. Напомним, что по данному соглашению концессионер должен построить трамвайное депо, диспетчерский пункт, 8 тяговых подстанций, 45,3 километра трамвайных путей (включая создание контактной сети, кабельных линий и распределительных устройств), приобрести 47 односекционных трамваев и 17 единиц специальной техники. Общая стоимость строительства и реконструкции объектов оценивается в 14 524 696 848 рублей, стоимость подвижного состава – в 3 975 576 000 рублей.
Сегодня «ЯрГЭТ» работает как с трамваями, так и с троллейбусами. В настоящее время областной департамент транспорта проводит конкурс на организацию пассажирских перевозок трамваями и троллейбусами на будущий год. В областном центре по-прежнему будет действовать 4 трамвайных и 7 троллейбусных маршрутов. А денег за выполненные рейсы обещают даже больше. Троллейбусный контракт может составить 292 миллиона рублей, трамвайный – 180,4 миллиона. И скорее всего, оба они вновь достанутся «Яргорэлектротрансу». Вроде бы, страховка на ближайшее время есть. Но что дальше? Весьма любопытными в этой связи выглядят слова начальника управления городского пассажирского транспорта мэрии Сергея Волканевского на встрече с представителями профсоюзов на прошлой неделе. Он заявил, что «ЯрГЭТ» будет сохранен до 2025 года. А до конца первого полугодия того же года должны появиться все вышеназванные объекты концессии. Что это? Простое совпадение? Верится слабо.
Не сильно лучше ситуация и с «ПАТП-1». Контракт по перевозке у него действует до 31 марта 2023 года. В первом квартале следующего года запланирован конкурс по новым контрактам и предприятие, по словам чиновников, «рассматривает вариант участия». То, что «рассматривает» - это, конечно, хорошо. Вот только с текущей «кредиторкой», изношенным подвижным составом и проблемами с лизингом бороться за результат будет очень непросто. В любом случае, рассчитывать на то количество маршрутов, которое «первая пассажирка» обслуживает сегодня, в наступающем году вряд ли придётся. А сокращение транспортной работы непременно обернётся сокращением всего остального.
В связи с передачей полномочий по транспортному обслуживанию населения область вроде как готова взять оба предприятия на свой баланс. После чего выделить средства на финансовое оздоровление. Но когда это произойдёт? Какими будут эти средства? И достаточно ли их будет для поддержания «транспортного цеха» на плаву? Пока всё это остаётся неизвестным. Между тем, все перечисленные вопросы важны не только с точки зрения сохранения одной из старейших в стране трамвайных и троллейбусных систем или развития городских предприятий. Любое предприятие – это люди. В «ПАТП-1» и «ЯрГЭТ» в общей сложности трудится почти 1600 работников. И сегодня им точно не позавидуешь.
Председатель профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Маргарита Батяева уже отметила, что у сотрудников нет понимания, будут ли сохранены их предприятия в будущем: «Многие уже уходят с ПАТП-1, переходят на другие места работы. Люди чувствуют это, неизвестно что будет в ближайшем будущем. Из департамента мы слышим только, что идет работа над Концессией и более ничего. Остаются одни догадки, это не совсем правильно». Таким образом, грядущая «транспортная реформа» ещё и провоцирует негативные факторы на рынке труда.
Одним словом, первые строчки в новостях в течение будущего года для начинания Михаила Евраева обеспечены. И пока этот контент прогнозируется скорее негативным. Получится ли поменять полярность - во многом, зависит от самого автора «реформы» и от его окружения. Повысить качество работы после привлечения иногородних перевозчиков в прошлом году не вышло. Наоборот, они получили больше всего критики. Сейчас задача куда сложнее. И оценивать её будут ещё жёстче. Притом, не только пассажиры и остальные участники процесса, но и политические конкуренты Михаила Яковлевича. Так что на кону – нечто большее, чем просто новая система транспортных перевозок или передел рынка.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ
P.S. Кстати, если Вы хотите выразить свое отношение к грядущей транспортной реформе общественного транспорта и уборке города Ярославля от снега, пройдите наш онлайн-опрос, это не займет много времени - https://sst.gl/Online.