Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

25.09.2024
Ярославль
553
Ни в коня корм. Ни в дорогах асфальт. Ни в правительстве организация.

Почему при строительстве дорог в Ярославской области никак не получается свести «дебет» с «кредитом»?

Ни в коня корм. Ни в дорогах асфальт. Ни в правительстве организация.

      Избитая фраза о том, что «благими намерениями выложена дорога в ад» как нельзя лучше подходит к ситуации, сложившейся сегодня с ремонтом дорог в Ярославской области. Казалось бы, все стартовые условия положительные: и денег дают много, и проекты сделаны заранее, и новая техника закупается (если верить сюжетам по ТВ), и рулит всем министр в чине вице-премьера. Но по факту получается, что целые разделы профильной государственной программы к сентябрю исполнены менее, чем на треть. Качество ремонта оставляет желать лучшего. Сроки переносятся. А организация и культура производства работ вообще не выдерживают никакой критики! Понятно, что поставщики большей части проблем – муниципалы. Особенно город Ярославль, где в этом году, похоже, в принципе завалили всё, что можно (и дороги, и проезды, и парки со скверами, и ремонт фасадов). Однако расхлёбывать эту кашу придётся областным властям. Поскольку именно они ответственны за общее освоение средств дорожного фонда вкупе с федеральными деньгами и исполнение работ по национальному проекту «БКД» (где тоже есть масса недочётов). Да и по собственным региональным проектам тоже есть проблемы. Не закончен ни один мост из числа запланированных. В том числе в Рыбинске, который губернатор обещал Президенту отремонтировать до конца 2024 года (его всё же будут завершать в 2025-м).  По нескольким объектам существенно изменены сроки. И даже из 200 с лишним разрекламированных «умных остановок» к осени на региональных дорогах поставили всего три. Так что свести «дорожный баланс» и увязать «дебет» с «кредитом» губернаторской команде пока что не получается. Не помогает ни переименование департамента в министерство, ни повышение статуса министра, ни реорганизация «Ярдормоста», ни собственный проектный институт. Может, дело всё-таки в самой «бухгалтерии»?


План, факт и «крайние обстоятельства»

2.jpg    Текущую ситуацию в дорожном хозяйстве региона весьма наглядно характеризует исполнение «профильной» государственной программы на территории Ярославской области. Конечно, здесь стоит оговориться, что отрасль имеет свою специфику. Какие-то работы могут быть физически выполнены, но не оплачены, и поэтому процент их исполнения может быть формально невысоким. Однако эту оговорку тоже стоит воспринимать с известной долей условности. Ведь если к определённому сроку какой-то раздел программы должен быть выполнен наполовину, а его реальное исполнение составляет 10%, то это не лезет ни в какие ворота даже с поправкой на особенности бухгалтерии дорожных работ.

       Чтобы было понятно, наглядно и конкретно, мы объединили основные направления расходов на дорожную деятельность и их исполнение за восемь месяцев нынешнего года (с января по август) в сводной таблице (смотрите ниже). С учётом того, что активный ремонтно-строительный сезон должен завершаться в сентябре, указанный период вполне объективно позволяет судить об организации работ, исполнительской дисциплине и слабых местах. Отметим, что общие расходы на год по госпрограмме составляют без малого 17 миллиардов 638 миллионов рублей. К 1 сентября в целом она была исполнена на 48%. Однако многие разделы были выполнены значительно хуже. Наиболее проблемные из них мы выделили красным цветом.

         Кроме того, отдельно нами отмечены ещё два раздела - субсидия на финансирование дорожного хозяйства и субсидия на комплексное развитие транспортной инфраструктуры городской агломерации «Ярославская» (выделены синим). Их показатели не намного ниже, чем средняя цифра по программе. Однако они невысоки сами по себе, и к началу осени явно должны быть большеМосква слезам не верит (плакат).jpgЭто также крайне важно для общего понимания ситуации. Конечно, по каждому из обозначенных направлений официальные лица наверняка назовут «объективные причины» и укажут «крайние обстоятельства», помешавшие достижению более достойного результата.

     Однако в последнем случае хочется вспомнить расхожую цитату из легендарной кинокартины «Москва слезам не верит». Там героиня Ирины Муравьёвой дала весьма точное определение «крайним обстоятельствам», терзавшим её виз-а-ви. Вот и в дорожной деятельности организаторам процесса порой не помешает поискать причины возникающих проблем в самих себе. Ну а мы вернёмся к проблемным направлениям и разберём их по отдельности.


Исполнение расходов по государственной программе «Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области» за 8 месяцев 2024 года

Направления расходования средств на дорожную деятельность

Плановое значение расходы государственной программы (в целом на 2024 год), млн. руб.

Исполнение расходов государственной программы  на 30.08.2024, млн. руб.

Процент исполнения

1. На объекты регионального значения, в т.ч.:

9 377,3

4 888,4

52,1%

мероприятия по содержанию, включая текущий ремонт

3 557,4

2 402,5

67,5%

ремонт дорог регионального значения, проектно-изыскательские работы

3 003,8

2 130,4

70,9%

проект реконструкции Московского проспекта со строительством транспортных развязок и мостового перехода через р. Волгу в составе обхода центральной части г. Ярославля

360,8

0,0

0%

мероприятия по обеспечению транспортной безопасности

29,5

10,4

35,4%

реконструкция и капитальный ремонт мостовых сооружений (мосты через р. Лахость, р. Согу, р. Нерль)

419,2

14,9

3,5%

обустройство АПВГК, установка камер фото- и видеофиксации

2 006,6

330,2

16,5%

2. На объекты местного значения, в т.ч.:

7 760,8

3 348,2

43,1%

замена остановочных комплексов на а/д регионального и местного значения

199,5

0,0

0%

субсидия на финансирование дорожного хозяйства

500

232,9

46,6%

субсидия на приведение в нормативное состояние подъездов к объектам социального назначения

600

173,7

28,9%

субсидия на содержание дорог г. Ярославля (мосты, разметка, карточный ремонт)

208,4

60,2

28,9%

субсидия на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов (по поручениям)

2 347,1

1 243

53%

субсидия на комплексное развитие транспортной инфраструктуры городской агломерации «Ярославская»

2 252,7

1 023,1

45,4%

субсидия на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и реконструкции дорожного хозяйства

5,1

0,0

0%

субсидия на капитальный ремонт  моста через р. Волгу в г. Рыбинске

850

2,2

0,3%

иной межбюджетный трансферт (грунтовые а/д)

250

139,4

55,8%

иной межбюджетный трансферт (на ремонт территорий образовательных учреждений)

100

25,6

25,6%

приобретение дорожной техники для муниципальных образований

448

448

100%

3. Прочие затраты

499,8

239

47,8%



На совести региона

1.jpg        Начнём с региональных объектов. Если верить информации министерства дорожного хозяйства, то текущем году в общей сложности должны привести в порядок 183 километра магистралей областного значения. Если говорить про ремонт и содержание, то к началу осени здесь всё неплохо, а исполнение составляло порядка 70%. Однако по ряду направлений имелись существенные провалы (смотрите таблицу). Мы готовы не брать во внимание проект реконструкции Московского проспекта с транспортными развязками (это не что иное, как Карабулинка). Там своя хитрая система взаиморасчётов с федералами, а упор пока сделан на третий мост через Волгу. Можно закрыть глаза и на транспортную безопасность ввиду её крайне незначительного финансирования (29,5 миллиона). Тем более, что хотя бы треть от этой суммы всё-таки потрачено.

АПВГК-1.jpg       А вот с мостами и постами получилась откровенная лажа. Под постами мы имеем ввиду строительство автоматических постов весового и габаритного контроля (АПВГК). Сюда же относится и обустройство элементов фото- и видео фиксации нарушений правил дорожного движения. Как обещали в Правительстве региона, до конца текущего года на дорогах области должен заработать 21 АПВГК. В начале лета их было 5, к началу осени функционировало 6. По остальным 15-ти (то есть больше двух третей) «велись работы». Формально их оплата проходит в декабре. Так что «бухгалтерское» исполнение ещё может выправиться. Но успеют ли завершить сами работы к этому сроку – большой вопрос.

   Что же касается аренды 300 камер фото- и видеофиксации, то эта задача в принципе не была выполнена вплоть до конца лета. Торги по данной услуге то ли не состоялись, то ли состоялись, но заключённый контракт был расторгнут. Сути это не меняет, поскольку результата всё равно нет. Показательно, что и АПВГК, и камеры в своё время были с помпой разрекламированы на уровне губернатора. И, очевидно, должны были стать особым поводом для гордости. Как видим, пока не вышло.

Мост через Лахость.jpg        Не слишком ладно в этом сезоне идут дела и с мостами. Практически повсеместно отмечено отставание от графика и перенос сроков окончания работ. Это касается и моста через реку Лахость в Гаврилов-Ямском районе (должны были закончить в середине октября, по факту ремонт уже смещён на два месяца), реку Согу в Пошехонье (объект обещали закончить в июле, но в августе там ещё вовсю продолжались работы), реку Коровку в Рыбинском районе. Последние два моста делали в течение двух лет, а на «коровкинском» ещё и выявили существенные недостатки.

        Единственным оправданием здесь может быть тот факт, что указанные объекты делает АО «Ярдормост». А родное региональное Правительство, как учредитель, буквально рвёт его на части, бросая то на один, то на другой «оголённый» участок дорожного (и не только) фронта. В итоге областное предприятие вынуждено ремонтировать региональные и городские дороги, делать благоустройство общественной территории, браться за дворы и даже ввязываться в капитальное строительство социальных объектов. В общем, работать «на разрыв аорты» фактически без право на отказ. Так что здесь претензию справедливо адресовать скорее учредителю.

Рыбинский мост-2.jpg      Более показательна история с реконструкцией моста через Волгу в Рыбинске. Этот объект проходит по другому разделу, но мы всё же упомянем его здесь. Помнится, как в ходе недавней встречи с Президентом Владимиром Путиным губернатор Михаил Евраев публично обещал главе государства «полностью завершить работы по ремонту моста в этом году». Однако 24 сентября в ходе заседания Думы при очередной корректировке бюджета депутатам было доложено о переносе 250 миллионов рублей на капитальный ремонт объекта на будущий 2025 год. Правда, парламентариев тут же заверили: работы на самой переправе всё-таки завершат вовремя, а четверть миллиарда будет предназначена на ремонт подходов к сооружению.

     Однако это выглядит казуистикой и лукавством. Во-первых, без нормальных подъездов к мосту полноценное использование последнего вряд ли представляется возможным. А грядущие работы по-прежнему могут провоцировать пробки. А во-вторых, судя по текущему состоянию переправы (чисто визуально), своевременное окончание работ в обещанные сроки представляется не без труда. Впрочем, мы не знаем всех возможностей подрядчика. Не исключено, что он сделает мощный рывок и уложится-таки в график. Но вообще, рыбинцы уже порядком устали от затянувшейся реконструкции.


Не в коня корм?

         Теперь - к местным объектам. Здесь всё значительно сложнее. При этом, в нынешнем сезоне муниципалам через различные субсидии предоставлен небывалый объём помощи из областного бюджета – почти 7,8 миллиарда рублей. На эти средства предстояло сделать 500 различных объектов. Однако к началу осени сложилась чёткое убеждение, что многие муниципалы попросту не в состоянии нормально «переварить» этот объём. Вспоминая старую русскую поговорку – не в коня корм. Притом, хуже всего сработали в областном центре. Но обо всём по порядку.

       Начнём с субсидии на финансирование дорожного хозяйства. Её размер – 500 миллионов рублей. Это – традиционная мера поддержки, которая ежегодно предоставляется всем муниципальным образованиям, кроме Ярославля (у него своя персональная субсидия). Деньги местные власти тратят по своему усмотрению – хоть на уборку, хоть на ремонт, хоть на безопасность. За восемь месяцев субсидия была использована менее, чем на 47%. Это откровенно немного. Тем более, что обычно соответствующее соглашение с областью о выделении средств подписывают ещё ранней весной.

Победы-1.jpg    Далее – субсидия на приведение в нормативное состояние подъездов к объектам социального назначения. Общий объём – 600 миллионов рублей, предоставляется также всем. Совокупное исполнение к началу осени – 28,9%. Это откровенный провал. Главным образом, здесь вина Ярославля. Из 51 включённого в план проезда к 1 сентября отремонтировали только 11. Городские власти попытались оправдаться, что по части объектов уже прошли конкурсные процедуры, а некоторые вообще будут делать в рамках двухгодичных контрактов. Но это вновь выглядит иезуитством. Озвучили план – так извольте выполнять! «Подписываться» на «опережающее развитие» никто не заставлял. Тем более, что начинать ремонт в октябре-ноябре – всё равно, что бросать деньги на ветер. В общем, не вытягивает Столица «Золотого кольца».

     Показательно, что ровно на тот же процент – 28,9% Ярославль освоил и ту самую «персональную» субсидию на содержание улично-дорожной сети (текущий ремонт, разметка, уборка). Из 208 миллионов за 8 месяцев город потратил чуть больше 60 миллионов. Конечно, есть слабая надежда, что мэрия просто экономит деньги на грядущее зимнее содержание в четвёртом квартале (оно считается с октября). Правда, верится в это с трудом. Но другого внятного объяснения столь низкому освоению средств на столь насущные потребности у нас нет.

       Следующее направление - межбюджетный трансферт на ремонт территорий учреждений образования и здравоохранения. Это 15 детских садов и 9 больниц в разных городах и районах. На работы предусмотрено по 100 миллионов рублей. К концу лета был завершён ремонт в 14 объектах, притом детских садов (муниципальными объектами считаются только они, так как медицинские учреждения у нас государственные) – только 8. Здесь показательным является не только низкий процент работ, но  и то, что завершать их придётся осенью. А это создаст лишние неудобства для педагогов, родителей и самих малышей.

    Наконец, субсидия на комплексное развитие транспортной инфраструктуры городской агломерации «Ярославская». Другими словами, это работы в рамках национального проекта «БКД». Здесь исполнение за 8 месяцев – чуть больше 45%. Тоже немного. И вновь подкачал Ярославль, поскольку 90% всех работ приходится именно на него (и лишь по одной дороге – на Тутаев и Ярославский район, притом, в Тутаеве ремонт завершён ещё в начале июля). В общей сложности, по «БКД» в региональной столице должны сделать 30 улиц.

Рыбинская.jpg     На текущий момент в эксплуатацию ввели 13. Ещё на 16 объектах улично-дорожной сети по-прежнему ведутся работы, а последний до сих пор проходит процедуру торгов. Притом, по информации мэрии, из тех дорог, которые находятся в работе, лишь на половине исполнение составляет более 85% (на улицах Флотской, Карла Либкнехта, Свободы, 3-й Жилой, 2-й Транспортной, 5-й Вокзальной, проспекте Октября и улице Пушкина). На улице Победы, Рыбинской и Московском проспекте его оценивают от 64 до 84%. На проспекте Фрунзе идёт демонтаж бортового камня и фрезерование. На улице Большой Павловской – ремонт тротуара и подготовка к асфальтированию. Нового покрытия ждёт и улица Семашко. А на улице Советской и перемычке от проспекта Октября до Полушкиной рощи – и вовсе подготовительные работы.

     Как известно, самые крупные объекты «БКД» делают в течение 2 лет. Но даже этого времени оказалось недостаточно. Скажем, проспект Октября, улицы Победы и Свободы по контракту должны были закончить до 31 августа. Однако на сегодняшний день они не приняты. И если в последнем случае выполнены хотя бы основные работы, то на двух оставшихся магистралях ремонт ещё продолжается. Не стоит забывать и про время на устранение технических замечаний, сделанных при производстве ремонта. А их было немало. Хотя, наверное, всё же меньше, чем количество нареканий по организации и культуре производства работ. 

Островки безопасности.jpg

     Зачем-то они были начаты одновременно в нескольких местах. В итоге те же тротуары разрыли, и оставили в таком состоянии на несколько недель, а то и месяцев. А доделывать не спешили, что вызывало ещё большее недовольство ярославцев. В итоге нехватку бригад на улице Свободы признал даже региональный министр дорожного хозяйства Роман Душко. Особенно серьёзную критику вызвали так называемые «островки безопасности». Автомобилисты отметили, что они значительно заузили проезжую часть и создали массу неудобств при передвижении по и без того загруженной центральной городской магистрали.

    Директор департамента городского хозяйства мэрии Ярослав Овчаров тогда объяснял, что «островки» необходимы по требованиям безопасности движения. А финансовые и организационные затраты на альтернативные варианты (отбойники, заборы, троссовое ограждение) не сопоставимы с расходами на сооружение из бетона и щебня. Спорить с подобными аргументами сложно. В конце концов, именно мэрия выступает заказчиком работ. Жираф большой – ему видней. Однако мы уверены, что найти компромиссное решение всё же было можно. Согласились же власти изменить новую разметку у Ярославского моторного завода (правда, пока не изменили), на которую также жаловались автомобилисты.

Московский-2.jpg   Сегодня переходящее знамя критики принял Московский проспект. По сути, проблемы там те же. Фирма экс-хоккеиста Ильи Горохова вроде бы работает, но людей явно недостаточно. Процесс идёт хаотично. Обещание не вести работы в утренние и вечерние пиковые часы не выполнено. Как и попытка завершить асфальтировку до 1 сентября. В результате всё лето и начало осени полосы главной городской магистрали оставались зауженными (а то и вовсе перекрыты), ещё больше увеличивая и без того вечные пробки. Сейчас головную боль автомобилистам создают ещё и пластиковые отбойники, повсеместно установленные на «срезанном» асфальте у выпирающих над поверхностью колодцев, и превращающие езду в ад из-за необходимости регулярно менять полосы. Самое же удивительное состоит в том, что укладка нового асфальта происходит крайне медленно. Хотя весь сентябрь погода преподносит дорожникам поистине царский подарок. В общем, организация работ никакая. Хотя за контрактные сроки (15 октября) рабочие пока что формально не вышли.

Пробки на Московском.jpg    Ну и под занавес - замена остановочных комплексов. Их можно считать ещё одним пиар-проектом Правительства. Притом, значительно круче, чем АПВГК с камерами. Напомним, что остановки будут брендированными  («Яостановка») и «умными» (в смысле, с камерами видеонаблюдения и светящимся табло). В общем, немного нужно в наши дни, чтобы прослыть умным. Шутка. Всего таких комплексов будет 210 в городах и ещё 16 – на региональных дорогах. На работы выделено порядка 200 миллионов рублей. Освоено ноль. Поскольку к осени были готовы лишь 3 остановки на областных трассах. На дорогах местных установку обещали начать с сентября.

Яостановка.jpg      Уже на стадии проекта было ясно, что затея так себе. Во-первых, в конструкции применяются элементы из стекла. Что наверняка сразу привлечёт внимание вандалов. Во-вторых, комплексы плохо приспособлены к нашим погодным условиям, прежде всего – в плане защиты от ветра, дождя и снега. В непогоду они будут продуваться и, скорее всего, окажутся не очень комфортными. Наконец, в-третьих, здорово смущает стоимость такого удовольствия. Исходя из общего количества остановок и суммы затрат, обойдётся оно примерно в 1 миллион за штуку. При этом, обычные бетонные павильоны стоят порядка 150-200 тысяч. То есть в 5-6 раз дешевле. Да, они менее эстетичны. Зато дёшевы, надёжны и практичны! А с учётом того, что сегодня во многих местах павильоны отсутствуют вовсе, выбор представляется вдвойне очевидным.

плитка.jpg     Откровенно говоря, вся затея представляется банальной возможностью дать заработать конкретному подрядчику. Во всяком случае, есть такое предположение. Возможно, оно ошибочное. Но право на существование имеет. Тоже самое, к слову, касается и банальной плитки. Вы заметили, что сейчас ей устилают буквально всё – от бывших «народных троп» в парках до тротуаров на магистральных дорогах? Мы точно не знаем производителя, однако он – не ярославский (во всяком случае, по большинству случаев). А параметры самой плитки «под конкретное производство» якобы были заложены ещё в проектной документации, то есть заранее. И это тоже очень похоже на возможность дать заработать определённым «интересантам».

       Одним словом, в части решения застарелых проблем на ярославском дорожном фронте – по-прежнему без перемен. Несмотря на существенное увеличение бюджета, подрядчиков не хватает, а планированию и организации работ у нас так и не научились. Из-за чего срываются сроки и страдает качество. При этом, «государственных» исполнителей гоняют в хвост и в гриву, а частникам спокойно дают «подхарчиться». Результат – благое и нужное дело вызывает у жителей негатив, а свежепринятые работы приходится исправлять уже через несколько месяцев. Видимо, разруха всё-таки в головах. Тех, которые планируют и отвечают за весь процесс. Но здесь своё слово должны сказать уже не дорожники, а другие специалисты.

                                    

                                                                                                                                                                  ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

 

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?