Так повелось, что Рыбинск не раз оказывался в центре политических событий областного масштаба, определяя политическую повестку всего региона. Недаром три первых губернатора в новейшей истории края вышли именно оттуда. Последнее время рыбинский пыл несколько подугас. Но может статься, что скоро второй по величине город края вновь станет центром отнюдь не местечковой борьбы. 21 ноября интернет-издание «Черемуха» выпустило большое интервью с бывшим мэром Рыбинска Денисом Добряковым, в котором он резко раскритиковал своего преемника (и отчасти даже протеже) Дмитрия Рудакова. На первый взгляд, такая критика могла показаться банальной попыткой потешить собственные амбиции и самолюбие. Но вряд ли реальное объяснение столь простое. Согласитесь, такие интервью в нашем предельно зашореном и зачищенном информационном пространстве не появляются просто так. Конечно, откровения Дениса Валерьевича могут преследовать (и отчасти наверняка преследуют) и сугубо личные цели. Но велика вероятность, что они являются предтечей новой аппаратной войны, затеянной кланами, в которые входят бывший и нынешний губернаторы Ярославской области Дмитрий Миронов и Михаил Евраев. Пока последний её выигрывает, притом довольно уверенно. Что наглядно подтвердили недавние кадровые назначения и отставки. Влияние Миронова на принятие управленческих решений федерального уровня, напротив, пока ограничено. Но было бы наивно полагать, что Дмитрий Юрьевич (точнее – стоящий за ним клан силовиков вкупе с мощным союзником в лице госкорпорации «Ростех») не захочет отыграться. И выступление Добрякова, похоже, является первой «пристрелкой цели» по окружению Евраева, куда, судя по всему, после нескольких месяцев решил переметнуться Рудаков. Первой, но далеко не последней. Увы, конечный смысл этого действа вряд ли продиктован заботой о развитии региона. Речь исключительно о сохранении собственного влияния и продвижении бизнес-интересов. Перефразируя классиков: не пользы ради, а корысти для. И единственное, что может разорвать этот круг – приход на реальные руководящие посты местных кадров.
Не стоит отрицать, что многие поначалу связывали с Дмитрием Рудаковым большие надежды. В том числе и мы, анализируя его сильные стороны как тогда ещё потенциального кандидата на пост мэра Рыбинска в статье «Краткий курс политической анатомии» от 23 февраля. Однако там же были перечислены и минусы политика. Среди прочего, мы указывали, что Дмитрий Станиславович порой несколько перебарщивает с патетикой и желанием представить свою работу в исключительно положительном свете. Хотя в этом деле важно не заиграться и найти «золотую середину». Несколько месяцев спустя сторонним наблюдателям всё отчетливее стало казаться, что Рудаков её так и не нашёл. Более того: по свидетельству жителей самого Рыбинска, новый мэр оказался человеком слова, но не дела. Он много, красиво и, в общем, правильно рассуждает о городских проблемах. Но пока что демонстрирует совсем невысокий уровень их непосредственного решения (за что и получил на низовом уровне кличку «Димка Болтун»). Речь, конечно, не идёт о каких-то глобальных проектах. Для них нужно время, а Дмитрий Рудаков пока что находится у руля совсем недолго. Разговор только о вопросах местного значения, за которые отвечает сама администрация города. Но даже в этом у 47-летнего градоначальника первый блин вышел комом. Так что критика Дениса Добрякова действительно была не беспочвенной. И тому есть объективные подтверждения.
Взять то же благоустройство дворов и общественных территорий. В общей сложности, на него было выделено более 315 миллионов рублей. Притом, львиная доля средств поступила из федерального и регионального бюджета. Как и по всей области, работы выполняли по двум проектам: «Решаем вместе» и «Наши дворы». По первому направлению всё было относительно пристойно. Благоустройство завершилось в нормальные сроки. Правда, и объектов было всего пять: четыре двора и территория «Стрелки» в Казанском микрорайоне. Отобраны они были ещё в прошлом году. Тогда же был сделан и ряд подготовительных мероприятий.
С «Нашими дворами», которыми занимались уже непосредственно при Рудакове, всё было куда сложнее. В общей сложности, в проекте было 39 объектов: 35 самих дворов, 3 площадки для выгула собак и 1 детский городок «Маленький Рыбинск». Общий срок завершения благоустройства, напомним, изначально был установлен до 1 октября (правда, потом его неоднократно переносили). Однако полностью закончить работы не удалось ни к этой дате, ни даже через месяц. Притом, лето с его хорошей и сухой погодой откровенно проспали: к началу сентября благоустройство закончили лишь в семи дворах. В итоге сроки были сорваны, а Рыбинск наряду с Ярославлем попал в «красную зону» по реализации проекта.
Кроме того, много вопросов было по качеству проектной документации и самого ремонта. Среди проблемных дворов называли адреса по улице Рапова, 11, Волочаевской, 19, Рокоссовского, 8, Радищева, 77. Упомянутое издание «Черёмуха» запустило среди подписчиков своей группы во «ВКонтакте» опрос «Довольны ли вы качеством ремонта дворов?», в котором приняли участие более 300 человек. 20% респондентов отметили наличие нареканий, а 6% и вовсе заявили, что проведённое благоустройство никуда не годится, и только испортило пространство у дома. Таким образом, о тех или иных проблемах сказали больше четверти опрошенных. Что вряд ли позволяет считать выполнение программы успешным и эффективным.
Или возьмём другой показательный пример и нашу вечную беду – дороги. Здесь сроки были сорваны уже от слова «совсем». Хотя все средства были выделены «сверху», а все объекты были местными (то есть, по идее, должны были иметь ПСД и являться хорошо знакомыми для местных властей). Тем не менее, из 5 улиц, которые должны были сделать по целевой субсидии регионального дорожного фонда к 1 октября, на указанную дату ремонтировали только одну. На остальных, если верить контрактам, работы к тому времени даже не начинали. Примерно то же самое было с ремонтом за счёт средств федерального бюджета (порядка 100 миллионов). 5 улиц начали делать только в конце сентября, а сам контракт рассчитан до середины декабря. Хотя о каком качестве можно говорить в таком случае – непонятно.
Не выполнили и новую программу ремонта подъездных путей к социальным учреждениям (вновь за счёт областных денег). К концу ноября из 11 проездов закончили только 8. Незавершёнными остаются Северный проезд в заволжском микрорайоне Слип, а также участки улиц Смирнова и Севастопольской в Переборах. Два из них, по всей вероятности, до конца года так и не сдадут, судьба третьего остаётся под вопросом. Но сам факт работ в «пожарном порядке» в середине последнего осеннего месяца, когда выпавший снег уже не тает – это, конечно, нечто.
Пока ничего не выходит у Рудакова и с отоплением. Город вновь не получил паспорта готовности к новому отопительному сезону. Но это ещё не самое страшное, поскольку аналогичная история повторяется с 2019 года и сама по себе не так критична. Гораздо хуже то, что ситуация нынешнего года уже сейчас выглядит страшнее, чем в прошлом. Хотя тогда казалось – куда уж хуже. Раскопан уже буквально весь город. Жалобы от жителей сыпятся сотнями, если не тысячами. А температура в квартирах колеблется плюс-минус 20 градусов. Не ледник, конечно, но при «минус» 10-15 за окном не слишком комфортно. Особенно за такие деньги!
При этом, концессионер в лице «Рыбинской генерации» не больно то спешит исполнять свои обязательства. Отремонтированных сетей – просто мизер. Да и возвращать многочисленные раскопы в благопристойный вид, похоже, собираются далеко не везде. В результате дошло до того, что Дмитрий Станиславович даже заговорил о возможном расторжении концессионного соглашения. Правда, год назад об этом говорил и его предшественник Денис Добряков. Но «сказать» и «реально сделать», как вы понимаете, это не одно и то же. Расстояние между этими понятиями в данном вопросе – как до Луны. Так что у Рудакова и здесь пока всё ограничивается только словами.
Наконец, очень много вопросов к команде Дмитрия Станиславовича. И дело даже не в том, что он решил сменить едва ли не весь руководящий состав городской администрации. В конце концов, все руководители подбирают окружение «под себя». Хотя некоторые, в своё время, исходили не только из принципа личной преданности, но и из профессиональных качеств, и потому оставляли немалую часть старых кадров. Главное, что вызывает возмущение самих рыбинцев – массовый приход к управлению «варягов». Так еще совсем недавно было в Ярославле и ничем хорошим это не закончилось. Притом, принцип их отбора непонятен, а те самые профессиональные качества, как минимум, сомнительны.
Скажем, среди ближайших соратников нового мэра – первый заместитель Иван Дубино и руководитель аппарата администрации Андрей Блинков. Оба знакомы Рудакову по Санкт-Петербургу (с которым связана большая часть трудовой биографии Дмитрия Станиславовича). А последний ещё и работал непосредственно в «Россетях», да к тому же родился в Череповце в 1975 году (всё, как Рудаков).
Что это, ностальгия по Северной столице? Или по «ребятам с нашего двора»? Если так, то критерий так себе. Притом, Блинков уже успел заслужить критику депутатов Муниципального Совета во время доклада о сокращениях в администрации. Да и Дубино пока не похож на кудесника в ЖКХ.
Два других вице-мэра пришли из Москвы. Заместитель по молодёжной политике (зачем вообще нужная эта должность - ?) Михаил Погорелов (на фото слева) ранее работал в Федеральном агентстве по делам молодёжи. Заместитель по экономике Евгений Крюков (второй справа на второй фотографии) трудился в Правительстве Москвы, ВТБ и Россельхозбанке. Сразу возникает вопрос: простите, а что они забыли в Рыбинске, да ещё и на вторых ролях. При всём уважении ко второму по величине городу края, это – колоссальное понижение. И что-то подсказывает, что решение о назначении указанных специалистов вряд ли обусловлено гениальными дипломатическими способностями Рудакова. Скорее всего, причина в чём-то другом.
К слову, сам Дмитрий Станиславович до возвращения в Рыбинск был известен как заместитель генерального директора ПАО «Россети Северо-Запад». Но в начале года его фамилия на сайте компании уже не значилась. С чем это связано – тоже не ясно. И таких «тёмных пятен» в текущем составе чиновников городской администрации как-то уже слишком много. А на фоне грядущих сокращений рядовых сотрудников ширящийся состав непонятных руководителей вызывает закономерный ропот горожан.
Таким образом, зёрна критики Дениса Добрякова упали на вполне подготовленную почву. Главный вопрос – зачем это было сделано? Истинные цели знает только сам Денис Валерьевич (а возможно, до конца не знает даже он). Поэтому мы в любом случае можем рассуждать о мотивах только в формате предположений, не более того. И просим уважаемых читателей воспринимать возможное изложение логики событий именно так. А логика, на наш взгляд, может быть следующей.
В своё время в кулуарах ходили разговоры о том, что Денис Добряков может перебраться из Рыбинска в Ярославль и получить там высокий руководящий пост. Либо мэра областной столицы (вместо Владимира Волкова), либо даже Председателя регионального Правительства (вместо Дмитрия Степаненко). Вроде бы, даже имелась соответствующая договорённость с врио губернатора Михаилом Евраевым. Сейчас это уже не проверить (хотя такие назначения, само собой, не могут происходить без согласия главы региона). Важно, что ни одно, ни другое назначение не состоялось. Добряков ушёл в отставку. Но, по одной из версий, сделал это не просто так, а по просьбе бывшего губернатора Дмитрия Миронова в обмен на обещание сделать Дениса Валерьевича следующим главой Ярославской области. И одно время экс-мэр Рыбинска действительно не исключал участие в предвыборной гонке. А главное – не исчезал из политического пространства региона.
Но не случилось ни участия в выборах губернатора, ни даже в конкурсе по выборам мэра. В сентябре Михаил Евраев одержал уверенную победу на «зачищенном поле» при полном отсутствии реальных конкурентов (правда, при минимальной явке). В ноябре мэром областной столицы был назначен его ближайший соратник и бывший заместитель Артём Молчанов. Получается, что Миронов как помощник главы государства по кадрам пока не оказывает определяющего влияния на решение кадровых вопросов на самом верху. И явно проигрывает аппаратную борьбу Евраеву и стоящей за ним группе влияния (прежде всего, в лице первого заместителя руководителя Администрации Президента Сергея Кириенко).
Михаил Яковлевич, напротив, что называется, вошёл в силу. Это подтверждает не только назначение Молчанова, но и целый ряд важных изменений в Правительстве области. Прежде всего – назначение новых руководителей ключевых департаментов (строительства и охраны окружающей среды, которые являются распределителями бюджетных средств по важнейшим государственным программам) и отставка ключевого вице-премьера Виктора Неженца – креатуры Дмитрия Миронова, курирующего важнейший блок дорожного хозяйства, строительства, ЖКХ, энергетики, тарифов и благоустройства. Евраев явно убирает последних «мироновцев», которые мешают ему полностью контролировать наиболее капиталоёмкие отрасли. Возможно – даже вопреки договорённостям с Мироновым держать их до последнего.
Кстати, в нашей статье «Ну, если что, я никогда не виноват!» от 21 сентября мы прогнозировали и скорый уход Виктора Станиславовича, и ряд других кадровых перемен (в частности, возвращение во власть Юрия Бойко). Усиление Михаила Евраева наверняка почувствовали и на местах. В итоге в его «лагерь», судя по всему, перешли такие ключевые главы, как Дмитрий Юнусов (который до этого был в прекрасных отношениях с прошлой командой, особенно с вице-премьером Максимом Авдеевым – ещё одним представителем ближнего окружения Миронова) и Дмитрий Рудаков.
С Юнусовым, правда, история сложнее. Да, он получил должность директора департамента общественных связей. Однако все понимают, что она является второстепенной. А сам переход Дмитрия Рафаэлевича на государственную службу с муниципальной, по имеющейся информации, был обусловлен большим количеством накопившихся в районе проблем и вопросов, в том числе по линии правоохранительных органов. Так что, возможно, его просто «выводили из-под удара». Но тем не менее.
Что касается Рудакова, то он, будучи креатурой Добрякова, по всей вероятности, какое-то время пытался подыгрывать и одним, и другим. К примеру, этим можно объяснить победу в конкурсе на ремонт моста через Волгу, который достался ГК «ЕКС»: конкурс был запланирован достаточно давно, когда отрытого противостояния ещё не было. Но, очевидно, имелись некие договорённости. После осенних событий с выборами и назначениями представители «старой команды», видимо, поставили перед Дмитрием Станиславовичем вопрос ребром: либо с нами, либо против нас. Похоже, что Рудаков сделал выбор в пользу Евраева. Хотя наверняка давал обещания в соблюдении интересов «старой команды», когда его выводили на пост мэра. Судя по всему, эти договорённости были нарушены. А Рудаков даже ввязался в конфликт с предприятиями «Ростеха» на фоне мобилизации (правда, тогда главу весьма ощутимо одёрнули, и сейчас он старается нормализовать отношения с «Ростехом», уж больно велико значение ростеховских предприятий в Рыбинске, чтобы не учитывать их интересы). Евраев, очевидно, также не захотел соблюдать баланса политических сил.
Теперь мяч на стороне поля «старой команды». И по логике вещей, «империя» должна нанести «ответный удар». Рискнём предположить, что теперь конфликт с Евраевым будет идти по линии эскалации. Сначала будут «бить» по дальним подступам (Рудаков, возможно – Тарасенков и кто-то из других глав), потом – по ближнему окружению (заместители и руководители ключевых ведомств), а затем – уже по самому губернатору. Главным полем битвы на данном этапе может стать транспортная реформа. Под неё явно будут «копать». Возможно - с привлечением силовиков. Само собой, это будут делать не из большой любви к Ярославлю и желания улучшить работу общественного транспорта, а ради «политических дивидендов» и для того, чтобы оставить в городе старых столичных перевозчиков («Автомиг» - ?). Соответственно, «новая команда» будет пытаться их убрать и завести своих («Питер Авто» - ?).
В общем, обычная межэлитная борьба. Как правило, в ней побеждают действующие губернаторы. Но команда бывшего главы региона опирается на достаточно мощный ресурс и чувствует себя вполне свободно. И даже вольготно. Может быть, свободнее самого Михаила Евраева. В такой ситуации у него остаётся только один способ остаться на коне – не подставлять самого себя и работать, работать, работать. Чтобы показать все свои управленческие качества и высокую эффективность. Теоретически, это может выгореть в истории с третьим мостом через Волгу, в которой Михаилу Яковлевичу явно будут помогать «сверху». Но по другим вопросам это будет куда сложнее. Прошедший год ясно показал, что Евраев – далеко не самый передовой управленец. И та же транспортная реформа наверняка подтвердит это снова. Ибо в ней уже сейчас, задолго до её официального старта, видится «двойное дно» с «правильными» компаниями и целями в виде банального передела рынка и «правильным управлением» бюджетными средствами. Ничего нового. То же, что и раньше. Только теперь – с другими действующими лицами.
Интересы региона при этом, увы, будут на самом последнем месте. И в этой связи вновь встаёт вопрос о местных кадрах. Саму ситуацию в принципе они вряд ли изменят. Но хотя бы смогут соблюсти некий баланс. Как ни парадоксально, на эту роль может претендовать всё тот же Добряков. Он местный, достаточно эффективный, и имеет поддержку наверху. Он, повторимся, не покинул политическое пространство региона. У него достаточно высокая узнаваемость и авторитет. Ну и, само собой, большие личные амбиции. Так что выступление в «Черемухе» может означать для него переход к новому этапу собственного позиционирования. Как он будет развиваться – пока непонятно. Но Денис Валерьевич вряд ли ограничится одним шагом. Это не укладывается ни в представление о его собственном характере, ни в указанную выше логику. Так что, судя по всему, продолжение следует. Будем следить за развитием событий.
ИВАН ТИХОНОВ