Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

08.02.2023
Ярославль
2485
ПРОВЕРКА ОТЛИЧНИКА НА ВШИВОСТЬ

О первых 100 днях работы, ближайших перспективах и возможных рисках Артёма Молчанова на посту мэра Ярославля

ПРОВЕРКА ОТЛИЧНИКА НА ВШИВОСТЬ

         В начале следующей недели исполнится 100 дней с момента назначения Артёма Молчанова мэром Ярославля. В отличие первых месяцев работы Михаила Евраева за год до того, данный период был отмечен массой событий. Зимняя уборка, сбои в работе общественного транспорта, новая система организации школьного питания, кадровые перемены – список можно продолжать. Вопреки фамилии, Молчанов не отмалчивался, и выражал позицию по каждому из них. Порой весьма спорную. Но, по крайней мере, характеризующую его как управленца. В итоге первые впечатления от Артёма Владимировича оказались лучше, чем были от его предшественника Владимира Волкова. Пока у Молчанова не замечено шапкозакидательских настроений, ни обещаний «золотых гор», ни установки твердить «все хорошо» при любых возникающих проблемах. В нём чувствуется интеллект, а также важное умение слышать вопросы и отвечать на них. Чего нет у целого ряда других представителей команды Михаила Евраева. Впрочем, оценивать градоначальника эмоционально, тем более в категориях «хороший – плохой» - дело заведомо неправильное. Ибо судить нужно по соотношению сказанного и сделанного и по конкретным результатам. Пока они противоречивы. А доверие горожан не завоевано. Не будем испытывать иллюзий и насчёт самостоятельности Артёма Молчанова. Он – человек команды губернатора, и потому будет действовать в строго определённой системе координат. Между тем, время сейчас непростое. Цена ошибки возрастает в разы. И может, как минимум, стоить карьеры. Особенно с учётом современной русской традиции в случае чего вешать всех собак на глав районов и городов. Поэтому шапка Мономаха у нас реально тяжела, а риски велики. Да и активность прокуратуры последнее время не может оставаться незамеченной. Вывезет ли Артём Владимирович этот воз? Пока судить об этом сложно. Но хочется, чтобы вывез. Отнюдь не от больших надежд на нового мэра. Просто всех ярославцев достало 10 лет безхозяйственности и абсолютно потребительского отношения к городу. А у Молчанова хотя бы есть потенциал, чтобы переломить эту традицию (недаром ещё в школе он был отличником). Вопрос, сможет ли он его использовать.

 

Вопрос вопросов или о чём молчит Молчанов

 Lyudi_v_transporte_1.jpeg         За последние три месяца Артём Молчанов дал ярославским СМИ несколько развёрнутых интервью, в которых коснулся, в том числе, и актуальных городских проблем. Самым больным вопросом мэр предсказуемо назвал работу общественного транспорта. В новогодние праздники тот «пробил» очередное «дно», а в первый рабочий день 9 января средний выпуск автобусов составил 67%. Из 587 «плановых» машин на линию не вышли 195. Сейчас, по словам самого градоначальника, в среднем в Ярославле выезжает 85-86% транспорта. Это не просто хуже, чем до пресловутой реформы (тогда было 95%). Это даже хуже, чем при Владимире Волкове. Итог – постоянные сбои в работе, систематические нарушения расписания, часовые ожидания на остановках, гневные комментарии горожан в социальных сетях, депутатские запросы в надзорные органы, прокурорские проверки. Понятно, что в таких условиях делать вид, будто ничего не происходит, как минимум глупо. Тем более, что, несмотря на передачу полномочий по организации пассажирских перевозок в Ярославле на уровень областного правительства, новые конкурсы на автобусные перевозки объявили буквально на днях, и все обязательства по действующим контрактам пока несёт мэрия. Правда, реакция выходит какой-то половинчатой.

         С одной стороны, Артём Молчанов собирает совещания, ругает перевозчиков, грозит им штрафами и даже критикует решение «Ярославского АТП» (принадлежит Правительству области и является главным перевозчиком по межмуниципальным направлениям, но также обслуживает 4 маршрута в областном центре) о переброске части своих автобусов из города в районы, требуя от региональных властей вернуть всё назад. С другой – критика касается, в основном, местных организаций. В то время, как главные претензии от граждан идут в адрес иногородних перевозчиков. Да и санкции ограничиваются лишь теми пунктами, которые прописаны в контрактах, а никаких принципиальных организационных решений не принимается.

 провкерка на вшивость.jpg        Скажем, у мэрии есть достаточные основания, чтобы расторгнуть договор с ООО «Первая пассажирская компания» и ходатайствовать о её включении в «чёрный список» недобросовестных исполнителей. Однако этого не происходит, хотя нареканий к питерской структуре – хоть отбавляй. Всё это позволяет предполагать, что гости из Северной столицы наверняка будут участвовать в новых торгах, и обязательно получат свою долю на рынке. По всей вероятности, «сверху» поступила команда им не мешать. И пока люди продолжают ездить на разваливающихся «пазиках» с хамоватыми водителями, городская администрация хранит гордое молчание.

         Ничего не говорится и о судьбе муниципальных транспортных предприятий – «Яргорэлектротранс» и «ПАТП-1». Здесь тоже двусмысленность. Так, Артём Молчанов оперативно провёл встречу с депутатом областной Думы от КПРФ Эльханом Мардалиевым, в адрес которого поступило обращение рабочих трамвайного депо с жалобой на низкие зарплаты и нарушение условий труда. В итоге с 1 февраля людям объявлено о повышении зарплаты и пересмотре коллективного договора, на предприятие закуплена новая спецодежда (общая сумма расходов на её приобретение вкупе с моющими средствами на первый квартал составляет 3 миллиона рублей), а в середине января заключен контракт на предоставление услуг химчистки.

lHjlC4gZKN0.jpg         В недавнем интервью изданию «76.ру» Молчанов заявил и о сохранении троллейбусного движения. «ЯрГЭТ» действительно выиграл конкурс, и будет обеспечивать пассажирские перевозки в течение года. Но что дальше? А главное – как планируется обеспечить эту работу? Износ троллейбусов составляет более 88%. Сам градоначальник признаётся, что в среднем на линию выходит где-то 70–75 единиц (на сайте самого «Яргорэлектротранса» указано 65), но в хорошем состоянии порядка 20. При этом, новой техники не закупается. Ни в одну программу по обновлению подвижного состава мы не заявились. А власти не могут «выбить» от поставщика даже 4 троллейбуса. С инфраструктурой тоже печаль. В Ярославле остаётся одно депо на улице Гагарина. Новый транспортный цех на Ленинградском проспекте до сих пор не построен. Машины на брагинские и центральные маршруты гоняют вхолостую через половину города. А у самого предприятия огромные долги. Так что оптимизм Артёма Молчанова, конечно, радует. Но основания для него абсолютно непонятны. Либо мы чего-то не знаем.

         С «ПАТП-1» ситуация ещё хуже. Конкурсы на право выполнения пассажирских перевозок по брутто-контрактам уже объявлены. И главное условие для перевозчиков – автопарк не старше 1 года. Самые молодые автобусы «первой пассажирки» приобретены в 2019 году. Соответственно, под обязательный критерий предприятие не попадает. Чтобы сохранить свою нынешнюю долю рынка, ему необходимо приобрести порядка 180 новых автобусов. Денег на это не заложено. Никаких других действий тоже не принимается. В конце января вице-спикер Муниципалитета Алексей Малютин в интервью изданию «Коммерсант» вообще высказал мнение, что «ПАТП-1» может переключиться на оказание услуг для новых перевозчиков – это хранение, обслуживание, ремонт». А водители «перейдут на работу к победителям конкурсов».

         Если это личное мнение самого Малютина – это одно дело. Но если это пробная попытка озвучить официальную позицию городских властей – хозяйским такой подход не назовёшь. В данном случае Артёму Молчанову не помешает вспомнить историю своих предшественников, когда Виктора Волончунаса обвиняли в ликвидации трамвайного, а Владимира Волкова – троллейбусного депо в центре. Пополнить ряды «ликвидаторов», фактически уничтожив «ПАТП-1» - так себе перспектива. Особенно в преддверие больших выборов.

         Наконец, весьма интересна позиция градоначальника насчёт будущей транспортной реформы. С одной стороны, он не исключил риски в её реализации. С другой – заверил, что услуга будет оказана в любом случае, а город будет участвовать в процессе, даже не будучи заказчиком. Что конкретно имел в виду Артём Владимирович в последнем случае – не понятно (полномочия будут у области, заказчиком выступит департамент транспорта, а контролёром исполнения контракта – новое государственное казённое учреждение). Возможно, это попытка «подстраховать» своего бывшего шефа Михаила Евраева и подтверждение готовности нести все риски вместе. Возможно – попытка успокоить страсти вокруг общественного транспорта. Возможно – что-то ещё. Но как бы то ни было, заявление сильное. Посмотрим, насколько оно будет соответствовать действительности будущей весной и летом.

 

«Болевые точки» на теле города

DNcGUqpdQt2ksCRtEmZxMuOFHP2zP1FOhI4JIrCV-BAzsgR6yEy9lSrBgESD2t5S8r_SxIuQeU7dRf9414aMrq68.jpg         Среди других многочисленных проблем, на которых мэрии и лично Артёму Молчанову предстоит сосредоточить внимание, особенно стоит отметить три: уборка дорог и общественных пространств, нормализация градостроительной политики и вопросы благоустройства, организация питания в школах и детских садах. В плане решения первой задачи нынешняя зима выдалась более чем показательной. Дороги первой и отчасти второй категории стали убирать лучше, чем в предыдущие пару-тройку лет. Что признают даже убеждённые критики мэрии. При этом, денег на содержание не добавили. А закупки новой техники хоть и были, но назвать их масштабными никак нельзя. Выходит, дело в банальной организации процесса. Могут же, когда захотят!

         Определённые надежды внушают и планы возврата к централизованной уборке силами муниципального «Горзеленхозстроя». Разумеется, с соответствующими полномочиями и материальной базой. Во всяком случае, когда аналогичные функции были у «Спецавтохозяйства» (в лучшие годы этой организации) - схема работала нормально. Сейчас её жизнеспособность подтверждает уборка областных дорог силами государственного АО «Ярдормост». Совершенно иная ситуация сложилась с парками, тротуарами и особенно дворами. Полагаем, что рассказывать о ней подробно нет смысла – каждый наверняка лично сталкивался с этой проблемой. Свои трудности были и у автомобилистов, и у пешеходов. Но если попытки привести тротуары в порядок хотя бы предпринимались (правда, реакция была далеко не оперативной, а качество работ – далеко не всегда удовлетворительным), то взаимодействие с управляющими компаниями выстроить пока не удалось.

 NOvbd_lYbIdSoMsYZmSJ41CLKz0O_Y-vLtWV9ZTAzN1S7Vw3uqlTQD4LdorSs987QzmQkO8lr3nMjwktfSAIaa02.jpg        Только за новогодние выходные по работе управдомов поступило 45 обращений, 31 из которых касалось уборки дворов. В ответ на это мэр поручил главам районов еженедельно проводить совещания с управляющими компаниями. Полученная информация будет стекаться в департамент городского хозяйства, а в случае недобросовестной работы оперативно передаваться в контрольные органы для привлечения к ответственности. То, что на это обратили внимание – конечно, хорошо. Однако в оперативности при такой сложной цепочке возникают большие сомнения. А главное – зачем идти столь сложным путём при наличии таких структур, как Муниципальная жилищная инспекция и Управление контроля в сфере благоустройства, которые могут напрямую бдить за управдомами? Так что пока на этом направлении остаются лишь благие намерения.

         Вторая проблема – строительство и благоустройство. Тут целый блок вопросов. Ещё в начале ноября (смотрите статью «Здравствуйте, я – новый мэр» от 09.11.2022) мы писали, что от Молчанова однозначно ждут наведения порядка в историческом центре города. С одной стороны, здесь очень сложная задача – заставить собственников зданий привести их в надлежащий вид (возможно, в помощь будет новое начинание Михаила Евраева, о котором он говорил в ходе своей встречи с журналистами 24 января, но только при условии системной работы). С другой – в крайне неудовлетворительном состоянии находятся здания муниципальной собственности. Приводить их в порядок должна сама мэрия. И здесь впору говорить о целой муниципальной программе.

Мордор.jpg         Сюда же относится и приведение в порядок центральных улиц. Необходимо разобраться с вечно гуляющей плиткой на Стрелке и Волжской набережной, убрать убогие ларьки с улицы Кирова, завершить работу по размещению наружной рекламы, облагородить декоративные элементы и так далее. Отдельный пласт работы – недострои и «заброшки». Артём Молчанов уже обратил внимание на ярославский «Мордор» - печально знаменитую высотку на Октябрьской площади. В ближайшее время её вновь попытаются выставить на продажу. В качестве вариантов там планируют разместить административное здание, бизнес-центр или гостиницу.

         По всей вероятности, развитие сети отелей вообще может стать одной из задач мэрии на данном направлении. Во всяком случае, Михаил Евраев уделяет туризму в Ярославской области совершенно особую роль (хотя на наш взгляд, несколько завышенную). И столица «Золотого кольца» по определению должна идти в авангарде процесса. В том числе и в плане развития инфраструктуры. Не зря же Молчанов вспомнил и о гостинице на Стрелке рядом с Митрополичьими палатами. Главное, чтобы всё это не диссонировало с историческими памятниками.

 Застройка.jpg        Помимо центра, не стоит забывать и про спальные районы. Пока что там отлично идёт только жилищное строительство. По всему остальному город заметно отстаёт, хотя определённая положительная тенденция в последние годы наметилась. Ещё до прихода Артёма Молчанова построили школу в микрорайоне «Сокол», а сейчас достраивают в Брагино на улице Пашуковской. После долгих лет наконец-то приступили к возведению школы на Большой Фёдоровской. В нынешнем году должна быть запущена поликлиника на Липовой горе. Вновь заговорили о строительстве Дома культуры в Дзержинском районе. Но дел ещё непочатый край. Особенно это касается Заволжского района, где надо делать буквально всё – от новых образовательных учреждений до полноценного общественного пространства. Разговоры на эту тему уже начались. Посмотрим, как далеко они зайдут.

         Наконец, серьёзный резонанс получило изменение системы организации питания в школах и детских садах. Ранее монополистом в этой сфере выступал ООО «Комбинат социального питания», хозяином которого считается депутат областной Думы, сын экс-губернатора региона Максим Вахруков. Однако с начала 2023 года департамент образования мэрии Ярославля решил поменять условия контрактов, возложив на поставщика расходы по оплате коммунальных услуг, дезинфекции и дератизации на пищеблоках образовательных учреждений. В связи со значительным ростом затрат, «Комбинат» посчитал такие условия кабальными. И в городе началась чехарда с новыми конкурсами. Провести их до 1 января, как водится, не успели. В итоге на первые три недели мэрии пришлось заключать прямые контракты. «Комбинату социального питания» оставили только 18 школ (в основном, в центре города), а в 58 начали работать другие подрядчики – ООО «Агрофирма-Ярославль» и ООО «Гамма». Аналогичное перераспределение произошло и в детских садах. К новым фирмам сразу возникло много замечаний. Нарушения в оказании услуг питания были выявлены на первой же неделе с 9 по 13 января. В частности, жалобы были зафиксированы в школах № 59, 8, 14, 16, 35, 1-й и 2-й гимназиях и других.

 обедня.jpg        Они касались задержки доставки питания, замены меню, предоставления нечищеных овощей (администрации школы пришлось решать проблему на месте силами самих педагогов), холодной еды. Кое-где сотрудникам пришлось закупать часть продуктов самостоятельно. Был случай, когда питание не предоставили вовсе. На волне широкого общественного резонанса Артём Молчанов объехал несколько школ, однако проблем не обнаружил. Как говорится, кто бы сомневался. Ибо представить, чтобы членов административной комиссии во главе с градоначальником накормили нечищеной картошкой или холодной гречей, весьма проблематично.

         Контролирующие органы (а проверяли школы и детские сады все, кому не лень) оказались отнюдь не столь оптимистичны. К 31 января прокуратура Ярославской области выявила более 100 нарушений и завела более 60 дел на должностных лиц новых поставщиков питания. А региональное Управление Следственного комитета России сообщило о возбуждении уголовного дела по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья детей. Были выявлены нарушения, которые «привели к образованию и обнаружению в готовых продуктах питания, изготовленных в производственном цехе коммерческой организации, бактерии группы кишечной палочки».

         Как сообщили изданию «Коммерсант» в департаменте образования мэрии, в итоге 59 школ заключили договоры с ООО «Комбинат социального питания». 5 школ подписали контракты с ООО «ВладимирЭкоПит». Однако, согласно выписке из ЕГРЮЛ, у этих компаний общий учредитель. Наконец, ещё по 10 школам победителем конкурса признали ООО «Военсервис». Но по инициативе ФАС его внесли в список недобросовестных поставщиков, признав уклонившейся от заключения контракта. И теперь подрядчиком станет вышеупомянутое «ВладимирЭкоПит». По садикам конкурсные процедуры ещё не завершены. Пока там четыре поставщика. Помимо «Комбината» и «ВладимирЭкоПит» это также упоминавшаяся фирма «Агрофирма-Ярославль» и один индивидуальный предприниматель из Сергиев-Посада.

         Во всей этой истории так и осталось непонятным, зачем понадобилось перекраивать систему? Тем более, что в результате все, по большому счёту, остались «при своих». Если это попытка отстранить от дел структуру Максима Вахрукова, то она не удалась (правда, позиция самого Максима Сергеевича тоже оказалась странной: если условия контрактов кабальные – почему «Комбинат» всё равно заявился на конкурсы и выиграл большинство контрактов?). Если главной целью было повышение конкуренции, и, как следствие, рост качества услуг, то этого не произошло. Если речь о попытке пролоббировать чужой бизнес – то «маржа» оказалась смешной. В общем, сплошные тайны, покрытые мраком. От которых, в конечном счёте, вновь пострадали простые ярославцы. И репутация самого мэра.

 

Короля делает свита

KJlV4yAJvdp3NkRJC4Hw3Weh79npgaUjsE7Aezqz8QYVkglnU1Dd-9SN_T1hA6tLMpUsdKwHcty-blnvO2qvULoa.jpg Степанов.jpg        Напоследок – о кадровой политике и вообще окружении Артёма Молчанова. Прежде всего, отметим, что, в отличие от Михаила Евраева, тянуть с кадровыми назначениями на вакантные места новый градоначальник не стал. Пожалуй, лучшим приобретением стал Николай Степанов, занявший пост вице-мэра по вопросам ЖКХ. В представлении он не нуждается – в городской администрации работал ещё при Викторе Волончунасе. Должность для него тоже не новая – ранее он занимал её в течение четырёх лет. В мэрию вернулся с должности первого заместителя директора областного департамента ЖКХ. 

Гудкевич.jpgМоисеева.jpgПуговишников.jpg

            Ещё одним заместителем градоначальника – по социально-экономическому развитию – стала Елена Гудкевич, до этого 15 лет проработавшая в региональном УФАС. Начальником управления потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии стала Варвара Моисеева, ранее работавшая в департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области.На пост председателя КУМИ вернулся Денис ПуговишниковСтецюк1.jpgА пресс-секретарём градоначальника назначили корреспондента телеканала «Первый Ярославский» Алёну Стецюк.

         Показательно, что все новые (или старые новые) сотрудники – ярославцы. И, по крайней мере, часть из них действительно являются профессионалами. Таким образом, глава города проявил в данном вопросе куда большую последовательность, чем губернатор (оставивший или набравший на ключевые руководящие посты всё-таки иногородние кадры). Между тем, как мы отмечали ещё три месяца назад, окружение Молчанова в известном смысле позволит судить о нём, как о руководителе: оставит больше ярославцев – будет один вектор суждений, приведет «своих» – получится другой. Не зря же говорят, что короля делает свита. К тому же, подбор правильной команды может стать инструментом повышения эффективности работы всего городского хозяйства и социальной инфраструктуры. И, как следствие, «страховкой» лично для Молчанова.

         Нельзя сказать, что Артём Владимирович рубит с плеча и в плане сокращений в мэрии (компания по «оптимизации» численности государственных и муниципальных служащих была объявлена Михаилом Евраевым в сентябре прошлого года). Во-первых, ему удалось получить небольшую отсрочку в этом вопросе. В то время, как целый ряд сотрудников Правительства или районных администраций покинули свои рабочие места ещё в декабре, сокращения в мэрии пройдут только с 1 апреля. Во-вторых, они коснутся только 25% служащих аппарата городской администрации и муниципальных учреждений. Безусловно, 350 штатных единиц – это очень много. Однако не далее, как в октябре, речь шла о более чем 900 сотрудниках. Да и в других муниципальных образованиях процент был значительно выше. Так что всё относительно.

Молчанов и Евраев.jpg         Впрочем, здесь могла иметь место некая договорённость с главой региона. Который не может не понимать, что массовый исход сотрудников мэрии при наличии целого букета проблем станет очень плохим «подарком» начинающему градоначальнику. Как бы то ни было, в областном центре явно чувствуется особый подход к этому щекотливому вопросу. И что-то подсказывает, что, в конечном счёте, всё закончится новым набором людей. А возможно – даже созданием новых структурных подразделений. Ибо кадры по-прежнему решают всё. А нагрузка на многие ключевые подразделения городской администрации, вопреки расхожему мнению, действительно значительная.

         Такими оказались первые 100 дней Артёма Молчанова на посту мэра Ярославля. Они были отнюдь не безоблачными. Градоначальник и его окружение не смогли избежать ошибок, и не раз попадали в эпицентр резонансных событий. А свобода действий Артёма Владимировича, точно по Семёну Альтову, определялась «длиной цепи», конец которой прочно закреплён в Белом доме. С другой стороны, явного отторжения (как при Владимире Волкове) работа нового главы города не вызывает. Более того: в нём чувствуется некая внутренняя потребность сделать эту работу хорошо. Пусть даже в пределах возможного. Есть и первые успехи (уборка магистральных улиц, кадровые назначения). Удалось подобрать ключ даже к представителям оппозиции (опять же, в отличие от Волкова, Молчанов, по крайней мере, не избегает общения с ними и держится весьма корректно). Всё это даёт некую надежду (пока очень смутную), что новое «дно» мы не «пробьём». Впрочем, главные испытания для Артёма Молчанова ещё впереди. Поэтому окончательные выводы о его работе стоит делать как минимум через 365 дней. Разумеется, в том случае, если к тому моменту в Ярославле в очередной раз не сменится власть.

  

         ВИКТОР ПАРФЕНОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?