Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

12.07.2023
Ярославль
2567
Красивая надСТРОЙКА и SHATкий базис

Кто владеет Ярославской областью? Часть 8. Строительство и производство стройматериалов.

Красивая надСТРОЙКА и SHATкий базис

В Ярославской области кипят предвыборные страсти. И лишь экономика остаётся островком стабильности в бушующем море политических процессов. Сегодня мы снова бросаем якорь в этой гавани и продолжаем серию публикаций о ведущих предприятиях региона. На этот раз в центре внимания – строители и производители стройматериалов. Данную отрасль можно считать одной из ведущих, её доля составляет порядка 5% ВРП. Что почти в два раза больше, к примеру, всего сельского хозяйства. Дела идут бойко. Если верить официальным отчётам, жилья и дорог от года к году строят всё больше и больше. Соответственно, растёт и потребность в материалах. Что удивительно: вопреки законам экономики, увеличение квадратных метров отнюдь не ведёт к снижению их стоимости. Всё происходит с точностью до наоборот. В прошлом году Ярославль и вовсе занял первое место в стране по росту цен на квартиры. Но их покупают даже на таких условиях. Времена нынче нестабильные, а наши люди, наученные горьким опытом рыночных реформ, предпочитают конвертировать сбережения в максимально надёжные активы. Твёрже недвижимости ещё ничего не придумали. Вот граждане и несут свои кровные. Так что за благосостояние девелоперов можно быть спокойным. Впрочем, на деле всё не так радужно. Строительство не ограничивается одним только жильём. Если посмотреть глубже, в отрасли можно обнаружить немало проблем, связанных с текущим моментом, а далеко не все её представители почивают на лаврах. И чтобы остаться в строю, им также приходится изрядно попотеть.



Ударный стройотряд

                 Отдавая дань традициям, структуру нашего исследования мы сохраним. Но конкретные особенности отрасли, как всегда, будут уникальными. Особенно в плане динамики финансовых показателей за четыре года – с 2019 по 2022. Здесь сегодня особенно много интересного. Но обо всё по порядку. И для начала – ТОП-15 ведущих предприятий и организаций стройиндустрии.

Наименование

организации

ФИО руководителя

Владелец

Выручка  за 2021 год, млрд. руб.

Чистая   прибыль/  убыток за 2021 год,  млрд. руб.

Основной вид деятельности

1. АО "ГК "ЕКС"

Власов Алексей Евгеньевич

Власов

Алексей Евгеньевич

64,67

1,47

Строительство жилых и нежилых зданий

2. АО "Ярдормост"

Драный Дмитрий Николаевич

Ярославская область в лице департамента имущественных и земельных отношений

3,34

0,005

Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей

3. ООО "Астрон Билдингс"

Буххаймер Марк Эжен

БРИАНД АЭРО ГРУП, АСТРОН БИЛДИНГС ЭС.ЭЙ

2,54

0,381

Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей

4. АО "Мостостройиндустрия"

Талаев Гаджимагомед Сайпудинович

Bauer Maschinen Gmbh (Бауэр Машинен Гмбх), ЗАО «Мостостройинвест», Бердичевский Марат Леонидович, Кокота Иван Иванович, Жуков Сергей Николаевич

2,21

0,04

Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей

5. ООО "ЭКО"

Галагаев Илья Владимирович

Галагаев Илья Владимирович, Галагаев Иван Владимирович, Галагаев Роман Владимирович, Галагаев Владимир Иванович

1,95

0,555

Производство изделий из бетона для использования в строительстве

6. ООО «Угличское ДСУ»

Новиков Алексей Анатольевич

ООО "Стройэнергоактив" Евстегнеев Григорий Александрович

1,72

0,007

Строительство автомобильных дорог и автомагистралей

7. ООО «Капиталгруппстрой»

Сизов

Андрей Вячеславович

Сизов Андрей Вячеславович

1,53

0,042

Разборка и снос зданий 

8. ООО «Отечественный Комплекс Систем Ограждений»

Данилов

Юрий Вячеславович

Репик Алексей Евгеньевич, Данилов Юрий Вячеславович, Никитин Алексей Сергеевич

1,24

0,007

Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей

9. АО «Промтехмонтаж-Диагностика»

Морозов Валерий Владимирович

Структура собственников не раскрывается

1,22

0,016

Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей

10. АО «Норский Керамический Завод»

Сапегин

Алексей Владимирович

Структура собственников не раскрывается. Считается, что основным владельцем является Марченко Ю.И.

1,17

0,097

Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины

11. ООО «Коксохиммонтаж-Волга»

Земсков

Валерий Николаевич

АО "Трест Коксохиммонтаж", ООО "Коксохиммонтаж-Волга",

Земсков Валерий Николаевич

1,12

0,015

Строительство жилых и нежилых зданий

12. ООО «Строитель»

Аветисян

Эдвард Агванович

Аветисян Эдвард Агванович

1,1

-0,064

Производство товарного бетона

13. ООО «Ведич»

Завьялова Людмила Васильевна

Завьялова Людмила Васильевна, Кочетов Александр Георгиевич,

Поздняков Сергей Константинович

0,86

0,018

Строительство жилых и нежилых зданий

14. АО «Рыбинское УМСР»

Сдвижков Евгений Николаевич

Структура собственников не раскрывается

0,84

0,1

Строительство автомобильных дорог и автомагистралей

15. ООО "ГрандСтрой"

Сабитова

Елена Константиновна

Сабитова

Елена Константиновна

0,78

0,009

Строительство жилых и нежилых зданий

         Итак, кто же они – ведущие ярославские строители и производители стройматериалов? Если проанализировать таблицу, то можно выделить три большие группы, а последнюю разделить ещё на две-три группы поменьше. Первый большой пласт – это, собственно, строительные компании. То есть те, у кого в качестве основного или дополнительного вида деятельности значится «строительство жилых и нежилых зданий». Конкретно в нашем сегодняшнем перечне их пять. Самая крупная и известная – «Группа компаний «ЕКС». Она ведёт свою историю ещё с 1970 года, большую часть времени имея «прописку» в Москве. Однако в 2017 году организация сменила столичный юридический адрес на ярославский. Данный шаг совпал с началом активной работы нового губернатора Дмитрия Миронова.

ЕКС-1.jpg

         Уже со следующего 2018 года «ЕКС» начинает массово получать государственные заказы в нашем регионе. Притом, самые «вкусные». В частности, организация строила (или продолжает строить) такие знаковые объекты, как новый хирургический корпус областной онкологической больницы на улице Чкалова, детская поликлиника КБ № 2 на улице Попова, новое здание регионального управления Федеральной налоговой службы на Тутаевском шоссе в Ярославле, школа в селе Вощажниково в Борисоглебском районе, реконструкция моста через Волгу в Рыбинске. Помимо собственно строительства, компания активно занимается дорожным ремонтом. Именно она делала проспекты Машиностроителей и Авиаторов, Тутаевское шоссе, Добрынинский путепровод и целый ряд областных магистралей. Стоит ли удивляться, что обороты «ГК «ЕКС» стабильно высоки, и на сегодняшний день она занимает вторую строчку среди вообще всех ведущих предприятий региона.

Сизов (Капиталгруппстрой).jpg         Из собственно ярославских компаний стоит отметить ООО «Капиталгруппстрой» (её основным видом деятельности значится разборка и снос зданий, но это полноценная строительная организация). Его руководитель Андрей Сизов параллельно возглавляет «Ярославский совет строителей» (куда входят такие авторитетные люди в отрасли как, например, Владимир Матросов). По ощущениям, он смог наладить вполне рабочие отношения с властью. Во всяком случае, сегодня компания стабильно получает государственные подряды.

         К примеру, «Капиталгруппстрой» возводит новую школу на 350 мест в поселке Заволжье Ярославского района. До этого фирма также выиграла контракты на строительство школы на 500 мест в Ярославле на улице Большая Федоровская и детского сада в Норском. Кроме того, организация активно занимается жилищным строительством и даже выступает генеральным подрядчиком у таких гигантов как ГК «ПИК» (ЖК «Волга парк» во Фрунзенском районе) и ряда других. Помимо Ярославской области, «Капиталгруппстрой» работает и в соседних регионах. В частности, в Вологде.

         Далее в нашем списке идут ООО «Коксохиммонтаж-Волга», ООО «Ведич» и ООО «ГрандСтрой». Первая компания находится в промзоне Ярославского района недалеко от НПЗ (База Нечерноземья) и специализируется на строительстве зданий и сооружений из металлоконструкций. Хотя работает и на параллельных направлениях. В частности, пару лет назад освоила изготовление печей для термического разложения аммиака. В 2021 году на предприятии трудилось более 500 человек, завод выпускал 1000 тонн металлоконструкций в месяц.

         ООО «Ведич» - средняя строительная компания, достаточно давно работающая на ярославском рынке. По имеющейся информации, её объекты есть в Дзержинском и Заволжском районах областного центра. Недавно организация также построила школу № 91 в ярославском микрорайоне «Сокол» в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». 

        Грандстрой вокзал.jpgООО «ГрандСтрой» замыкает наш список. Здесь специализация - на промышленном строительстве. Среди заказчиков компании – АО «Кордиант», ОАО «РЖД», ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ».

         Следующая большая группа – организации, занимающиеся строительством, ремонтом и содержанием дорог. Это государственное предприятие в статусе акционерного общества «Ярдормост», а также частные «Угличское ДСУ» и «Рыбинское УМСР». При этом, повторимся, огромный объём дорожных работ выполняет и ГК «ЕКС», чисто юридически относящаяся к строительным компаниям. Более того: по имеющимся сведениям, именно она через цепочку других организаций владеет «Угличским ДСУ». Собственником данного предприятия ещё в июле 2018 года стала компания «Энергокапитал», связанная с «ЕКС». Сегодня владельцем дорожно-строительного управления значится ООО «Стройэнергоактив». Однако и у него, и у «Энергокапитала», и у ещё целого ряда других структур по сей день числится один и тот же учредитель. Так что «дорожный» рынок у нас в значительной степени монополизирован.

Ярдормост-1.jpg         «Ярдормост» в своём нынешнем виде начал работать при губернаторе Сергее Ястребове, когда под одним крылом объединили мостостроительный участок и 11 самостоятельных государственных «Автодоров» в районах области. Сегодня компания занимается ремонтом областных магистралей и мостовых сооружений, а также стабильно получает контракты на содержание региональной дорожной сети. «РУМСР» - также хорошо известная компания. Её многолетний руководитель – экс-директор ДДХ, экс-мэр Рыбинска, экс-депутат Ярославской областной Думы, но неизменный дорожник Евгений Сдвижков. На сегодняшний день компания выигрывает торги в Рыбинске, Тутаеве, Ярославле.

         Астрон-Билдингс-2.jpgТретья группа – производители строительных материалов. В ней, в свою очередь, можно выделить большую подгруппу производителей строительных металлических конструкций, изделий и их частей. К ней относятся ООО «Астрон Билдингс», АО «Мостостройиндустрия», ООО «Отечественный Комплекс Систем Ограждений», АО «Промтехмонтаж-Диагностика». Больше всех на слуху первое предприятие, основанное свыше 15 лет назад. В основе своей имеет шведские и люксембургские корни. Но из России уходить вроде бы не собирается и свою деятельность продолжает. Специализируется на производстве быстровозводимых зданий промышленного и коммерческого назначения (в этом смысле оно имеет сходство с ООО «Коксохиммонтаж-Волга»), а также создает системы вентиляции и производит строительные компоненты из стали.

 Норский керамический завод-2.jpg        Наконец, ещё три предприятия занимается выпуском минеральной продукции. Это «Норский керамический завод», специализирующийся на производстве кирпича (по имеющимся данным, связанные с владельцами завода структуры также занимаются жилищным строительством), принадлежащее семье Владимира Галагаева ООО «Эко» (выпускает газобетонные блоки, силикатную продукцию и прочие ЖБИ) и ООО «Строитель», основным видом деятельности которого является производство товарного бетона.

         Если говорить о территориальной принадлежности, то ведущие компании отрасли зарегистрированы, в основном, в Ярославле (9 организаций из нашего списка), но также представлены в Рыбинске, Тутаеве, Угличе, Переславле-Залесском и Ярославском районе. То есть достаточно широко. А вот с финансовым положением и общим вкладом в региональную экономику есть нюансы. С одной стороны, наш сегодняшний перечень возглавляет АО «ГК «ЕКС», которая, как уже было указано выше, занимает вторую строчку в списке всех ведущих компаний Ярославской области с оборотом более 500 миллионов рублей в год, и имеет стабильно растущую выручку в десятки миллиардов рублей. С другой – после «ЕКС» в списке строительных и дорожных организаций идёт «Ярдормост», занимающий только 52 позицию в общем перечне. А в целом, в ТОП-100 попали только 5 представителей отрасли – существенно меньше, чем в том же машиностроении или химии. А пять компаний нашего списка и вовсе находятся в середине или второй половине общего перечня, то есть показывают достаточно скромные обороты. Более подробно об экономике предприятий – во втором разделе.


Что нам стоит дом построить?

         Как сегодня живётся представителям строительной и дорожной отрасли? На самом деле, вопрос непраздный. И ответить на него однозначно очень сложно. Ибо на их финансовое самочувствие влияет достаточно много факторов. На первый взгляд, всё вполне благополучно. Если верить «Ярославльстату», объёмы жилищного строительства год от года только увеличиваются, несмотря ни на какие катаклизмы. Так, по итогам 2021 года на территории нашего региона ввели в эксплуатацию 758 тысяч квадратных метров жилых помещений. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года цифра увеличилась на 1,6%. В свою очередь, в 2022 году было построено уже 796,3 тысячи «квадратов», что на 4,8% больше, чем годом ранее.

Строительство-2.jpg         Кроме того, весной 2022 года Ярославль оказался на первом месте в стране (!) по росту годовых цен на жилье. За 12 месяцев цены на квартиры в новостройках областного центра увеличились почти в два раза (если быть совсем точным – на 96%) - с 61,3 тысячи 120,2 тысячи рублей за 1 квадратный метр. По крайней мере, таковы данные исследования сервиса «Циан.Аналитика» для «РБК.Недвижимость». Согласно проведённому анализу, Ярославль лидировал по темпам годового роста цен на жилье в новостройках среди 50 российских городов с населением более 500 тысяч человек. Соответственно, если количество новых домов увеличивается, а стоимость квартир в них растёт, застройщики должны быть в шоколаде.

         Та же логика, по идее, обязана действовать и с дорожниками. Скажем, в 2021 году только по национальному проекту «БКД» в Ярославской области ввели в эксплуатацию 64 объекта и привели в нормативное состояние 250 километров региональных и муниципальных трасс. В прошлом сезоне количество объектов по нацпроекту возросло до 72, а километраж увеличился до 324. Однако динамика показателей выручки за 2019-2022 годы и прибыли за 2021-2022 годы, обобщённых нами в таблице ниже, показывает, что дела идут хорошо не везде и не у всех

Наименование организации

 Выручка  в 2019 г., млрд. руб.

 Выручка в 2020 г., млрд. руб.

 Выручка  в 2021 г.,  млрд. руб.

 Выручка  в 2022 г.,  млрд. руб.

Прибыль  в 2021 г., млрд. руб.

Прибыль  в 2022 г., млрд. руб.

1. АО "ГК "ЕКС"

33,41

44,15

64,67

78,8

1,47

2,5

2. АО «Ярдормост»

3

2,88

3,34

4,3

0,005

0,002

3. ООО «Астрон Билдингс»

2,09

2,66

2,54

2,7

0,381

0,288

4. АО «Мостостройиндустрия»

1,84

2,23

2,21

нет данных

0,04

нет данных

5. ООО "ЭКО"

1,43

1,31

1,95

2,6

0,555

0,87

6. ООО «Угличское ДСУ»

0,525

1,39

1,72

2,1

0,007

0,004

7. ООО «Капиталгруппстрой»

0,806

1,14

1,53

1,7

0,042

0,088

8. ООО «Отечественный Комплекс Систем Ограждений»

0,66

0,737

1,24

1,8

0,007

0,183

9. АО «Промтехмонтаж-Диагностика»

0,268

0,333

1,22

0,508

0,016

0,012

10. АО «Норский Керамический Завод»

0,783

0,774

1,17

1,4

0,097

0,451

11. ООО «Коксохиммонтаж-Волга»

0,874

0,904

1,12

0,816

0,015

0,196

12. ООО «Строитель»

1,87

0,93

1,1

0,81

-0,064

0,0086

13. ООО «Ведич»

0,7

0,6

0,86

1,06

0,018

0,074

14. АО «Рыбинское УМСР»

0,51

0,56

0,84

1,49

0,1

0,286

15. ООО «ГрандСтрой»

0,54

0,66

0,78

0,5

0,009

0,01

         Для начала отметим, что из 15 представленных в нашем списке организаций одна (АО «Мостостройиндустрия») не представила данные за 2022 год, поэтому мы исключим её из нашего анализа (впрочем, данная компания не слишком показательна). По остальным 14 представителям дорожной и строительной индустрии ситуация следующая. Если сравнить выручку трёхлетний период, то к 2021 году по сравнению с 2019 её нарастили 13 компаний.

         При этом, 8 из них планомерно наращивали оборот от года к году не допуская снижения, а 5 допустили «просадки» в 2020 или в 2021 году по сравнению с предыдущим периодом. Правда, не слишком существенные. И лишь 1 компания – ООО «Строитель» в 2021 году показала меньшую выручку по сравнению в 2019 годом. Притом, снижение оказалось довольно приличным – сразу на 40%

         Если сравнить с 2019 годом самые свежие показатели выручки уже за 2022 год (то есть проследить динамику за четырёхлетний период), то здесь в аутсайдерах окажутся уже три компании – упомянутое ООО «Строитель» (на этот раз снижение будет уже в два с лишним раза), ООО «Коксохиммонтаж-Волга» и ООО «ГрандСтрой». Правда, это не помешало всем трём предприятиям в том же 2022 году увеличить прибыль (а ООО «Строитель» удивительным образом даже вышло из убытков). Наконец, 4 предприятия из 14 снизили выручку в 2022 году по сравнению с 2021-м (динамика за двухлетний период) – АО «Промтехмонтаж-Диагностика», ООО «Коксохиммонтаж-Волга», ООО «Строитель», ООО «ГрандСтрой». Таким образом, прошлый год кое-кого подкосил.

ДСУ-1.jpg         Далее посмотрим прибыль. Здесь у нас динамика только за два года. Но и она достаточно интересная. Из 14 предприятий увеличить доходы смогли 10 (включая ООО «Строитель», которое в 2021 году единственное сработало в убыток). А вот 4 компании прибыль снизили. Это АО «Ярдормост», ООО «Астрон Билдингс», ООО «Угличское ДСУ» и АО «Промтехмонтаж-Диагностика». Правда, «в минус» не ушёл никто. Но, несмотря на это, за последние два года те или иные проблемы (либо с уменьшением выручки, либо со снижением прибыли, либо с сокращением и того, и другого) испытывали представители всех направлений отрасли – и строители, и дорожники, и производители стройматериалов.

         ЛОжкин стройка.jpgНа наш взгляд, это может быть связано с рядом факторов. Во-первых, в 2021-2022 году существенно подорожали материалы, используемые при работах. Цены по отдельным позициям взлетели в разы. Скажем, тонна простого щебня подорожала вдвое (в среднем, с 800 до 1500 рублей), а тонна битума – втрое (до 39 000 рублей). Особенно ощутимо данные скачки отразились на дорожных компаниях. Сметы на ремонт магистралей были составлены заранее, а корректировки не было вовсе, либо она оказалась незначительной (были примеры, когда компании даже судились с заказчиками и выигрывали процессы по поводу резко увеличившихся затрат на работы при сохранении прежних расценок).

         Крайне непростая ситуация сложилась и для производителей металлических изделий. В марте 2022 года отечественная металлургическая отрасль попала под санкции Евросоюза, что обернулось падением внешнего спроса. Также произошло снижение максимальной наценки на металлопрокат с 20% до 12%. Отсюда – уменьшение выручки и прибыли. Само собой, рост цен на материалы сказался и на жилищном строительстве. Особенно на тех фирмах, которые вели относительно небольшие объёмы в эконом-классе.

         Затраты возросли, а увеличивать и без того взлетевшую стоимость квартир ещё больше было смерти подобно. Также не будем забывать, что весной прошлого года была резко повышена ключевая ставка. В итоге спрос на покупку недвижимости в ипотеку с апреля по май 2022 года, по данным Банка России, сократился на 69%. Что опять-таки обернулось проблемами в строительном секторе и вызвало снижение спроса на металл.

         Во-вторых, несмотря на то, что жилищное строительство занимает львиную долю в общей структуре отрасли, одним только жильём она всё же не ограничивается. Есть ещё социальные объекты, промышленная, коммунальная, транспортная инфраструктура. А на этом направлении как раз произошло снижение. По данным «Ярославльстата», объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» за прошлый год составил только  98,6% (в сопоставимых ценах) к уровню предыдущих 12 месяцев. Более того: на объектах, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, по которым должно осуществляться финансирование из федерального бюджета и областной казны, использование инвестиций за 2022 год составило 1,73 миллиарда рублей, или всего 48% от предусмотренного объёма.

         Конечно, сейчас прошлогодняя «болтанка» несколько поутихла. Однако есть подозрение, что её отголоски ещё долго будут влиять на положение дел в отрасли. Кроме того, достаточно приличные (пока что) затраты бюджета на строительство дорог и социальных объектов, скорее всего, можно объяснить предвыборным периодом. Однако после 2024 года они, по всей вероятности, будут в значительной мере свёрнуты. Ибо приоритеты в расходах у государства уже сейчас несколько иные. Также не стоит забывать, что реальные доходы населения не поспевают за инфляцией и ростом цен. Поэтому в ближайшей перспективе стоит ожидать снижение спроса и на недвижимость. Собственно, в мегаполисах он уже произошёл. В итоге относительно безбедно продолжат существовать разве что крупные федеральные компании. В то время, как региональным предприятиям и организациям придётся затянуть пояса и искать новые пути выживания. В противном случае, они будут вынуждены прекратить свою деятельность. Так что спешить завидовать строителям и дорожникам рано. Ибо за привлекательной внешней «надстройкой» сегодня зачастую скрывается весьма непрочный «базис».

        

ВИКТОР ПАРФЁНОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?