Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

23.03.2022
Ярославль
1935
Широки фронты, да кругом ухабы... И диверсии

Как развязать дорожные узлы при затянутых поясах?

Широки фронты, да кругом ухабы... И диверсии

      Специальная операция на Украине продолжается уже месяц. Столько же действуют последовавшие за ней западные санкции. За это время россияне успели не то, чтобы принять их, но по крайне мере как-то свыкнуться с их присутствием. Во всяком случае, первый нерв постепенно проходит. Хотя в полной мере оценить последствия санкций можно будет лишь в перспективе. К сожалению, прямо или косвенно они сатронут не только промышленность, торговлю и общепит, но и многие другие сферы. В том числе и «главную российскую беду». Рискнём предположить, что жители Ярославской области ощутят это уже летом. И вот в чём парадокс. Суммы на нынешний сезон выделили беспрецедентные. Многие «направления», наконец, могли стать нормальными трассами. Но сметы (в большинстве своём) рассчитывали в 2021 году, при совершенно других расценках. Сейчас всё взлетело. Кое-где – в разы. Местами – необоснованно. И подрядчики крепко задумались над участием в конкурсах. Может статься, что выходить на ремонт будет просто некому, и список объектов придётся сокращать. А это значит – «резать по живому», рискуя получить масштабное недовольство населения. Ведь все дороги, улицы и дворы были озвучены заранее. Притом, всё это придётся делать за считанные месяцы до муниципальных и губернаторских выборов. Которые пока никто не отменял (хотя первые заходы на эту тему уже пошли). В общем, задача со звёздочкой. И как власти планируют её решать – пока абсолютно непонятно.

 

Широкий фронт работ

90lU3Aj7ZD4.jpg          Для начала предлагаем оценить масштаб дорожного фронта. Продолжая специальную терминологию, кампания 2022 года ожидается очень масштабной. Деньги выделены действительно беспрецедентные. Дорожный фонд сегодня составляет порядка 12 миллиардов рублей. Самые большие расходы по традиции идут на национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Его финансирование – более 6 миллиардов рублей. В общей сложности, работы запланированы на 69 объектах. Помимо собственно дорожного ремонта, речь идёт об установке светофоров, разработке проектно-сметной документации, мероприятиях по содержанию мостов и повышению безопасности движения, а также переходящих объектах (двухлетние контракты). Как и ранее, работы затрагивают как областные, так и муниципальные трассы. Для удобства восприятия, мы свели все данные в таблицах. Первая касается дорог региональных.

 Таблица 1. Объекты национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 2022 года (региональные дороги)

п.п.

Наименование дороги

Протяженность, км.

Стоимость работ

(по плану), руб.

1

Ярославль – Любим

4

101 000 000

2

Ярославль – Сабельницы

3,9

73 000 000

3

Кормилицино – Курба

3

66 588 456

4

Тутаев – Шопша

12,2

327 000 000

5

Данилов – Пошехонье (3 участка)

20 (12,5+2+5,5)

476 999 990

6

Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец

8

314 294 132

7

Углич – Некоуз – Брейтово

(2 участка)

22 (10+12)

230 000,000 + 135 587 700

8

Киндяки – Лом – Большое село

14,8

264 950 799

9

Борисоглебский – Буйкино

7,5

184 199 144

10

Углич – Маймеры (2 участка)

11,6 (2,3+9,3)

39 248 700 + 214 154 603

11

Рыбинск – Арефино

16

403 392 022

12

Петровское – Караш – Заозерье – Пречистое

6,6

131 000 000

13

Ляпино – Прусово

6,9

162 239 154

14

Ростов – Марково – Строганово (2 участка)

8,3 (4,2+4,1)

172 298 293

15

Обход г. Гаврилов-Ям

2,3

180 000 000

16

Новый Некоуз – Шестихино

10,9

В процессе торгов

17

Данилов – Шаготь

6,7

В процессе торгов

          Подчеркнём, что дороги «Новый Некоуз – Шестихино» (участок трассы «Углич – Некоуз – Брейтово») и «Данилов – Шаготь» – это дополнительные объекты, ремонт которых стал возможен благодаря образовавшейся экономии. Также в 2022 году запланировано завершение работ по двум участкам дороги «Тутаев – Шопша», недоделанных в прошлом сезоне (по этому поводу разгорелся большой скандал), и расторговка двухгодичного контракта на ремонт дополнительного 15-километрового участка дороги «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец». Эти объекты не включены в таблицу.

         Помимо всего вышеперечисленного, в рамках работ по БКАД реконструируют 5 мостов, а также разработают проекты на ремонт дороги «Шолошево – Скалино» в Первомайском районе и моста через реку Сога в Пошехонье. В общей сложности, на региональные объекты «БКАД» потратят свыше 5,4 миллиарда рублей, а протяжённость ремонтируемых дорог составит более 160 километров. Фронт работ на дорогах местного значения тоже весьма велик. Как и прежде, он затрагивает Ярославль, Тутаев, Тутаевский и Ярославский районы. Полный перечень с разбивкой по муниципальным образованиям представлен в Таблице 2.

 Таблица 2. Объекты национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 2022 года (муниципальные дороги) 

п.п.

Наименование дороги

Протяженность, км.

Стоимость работ

(по плану), руб.

г. Ярославль

1

Ленинградский проспект от ул. Волгоградская до ул. Строителей

1,7

103 236 820

2

Улица Пожарского от ул. Гоголя до ул. Технопарковая

3,5

174 892 130 

3

Проезд Ухтомского от ул. Свободы до ул. Полиграфическая

0,4

8 200 000

4

Улица Лизы Чайкиной от ул. Воинова до дома № 7 по ул. Л. Чайкиной

0,2

6 300 000

5

Тормозное шоссе от ул. Корабельная до ул. Марголина

1,8

77 200 000 

6

Проспект Толбухина от ул. Большая Федоровская до пр. Октября

3,2

131 700 000

7

Улица Батова от Тутаевского шоссе до улицы 23-я линия пос. Брагино

0,6

7 600 000

8

Улица Большая Любимская

1,2

10 468 000

9

Улица Урочская от дома № 43 по ул. Урочская до пр. Авиаторов

0,16

6 500 000

10

Улица Ударная от ул. Малая Техническая до ул. Попова

0,25

6 800 000

11

Улица Лесная от ул. Овинная до дома № 55 по ул. Лесная

0,77

13 100 000

12

Улица Малая Техническая от пр. Фрунзе до ул. Низовая

0,65

13 800 000

13

Улица Первомайская от пл. Богоявления до ул. Волжская Набережная

1,6

30 192 000

14

Улица Слепнева от Московского пр. до Суздальского шоссе

1,06

18 600 000

15

Улица Старая Костромская от Суздальского шоссе до ул. Пожарского

0,5

18 000 000

16

Улица Тверицкая Набережная

3,4

64 320 000

17

Улица 1905 года от ул. Большая Норская до дома № 15 по ул. 1905 года

0,4

7 800 000

18

Улица Голубятная (включая разворот маршрута общественного транспорта)

1,2

17 430 000

19

Улица Согласная

0,35

10 570 000

20

Улица Рылеева (участки от ул. Центральная пос. Ивняки до пер. Софьи Перовской)

1,85

12 860 000

21

Улица 1-я Вокзальная от ул. Дегтяревская до ул. 1-я Рабочая

1,5

14 500 000

22

Улица Механическая

0,5

5 400 000

г. Тутаев и Тутаевский район

23

Улица Моторостроителей от проспекта 50-летия Победы до ул. Советская

0,58

48 300 000

24

Улица Соборная от ул. П. Шитова до ул. Ярославская

0,47

25

Улица Ленина пос. Константиновский Тутаевского района

0,4

6 825,00

Ярославский район

26

ЯОКБ-Красный Бор – д. Алешково

1,34

55 500 000

         Сюда же входит установка 5 светофоров и обустройство барьерного ограждения на Московском проспекте в Ярославле. Общая протяжённость ремонтируемых по «БКАД» местных дорог – порядка 22 километров. На работы выделено около 925 миллионов рублей. Впрочем, это далеко не всё, что получат муниципалы. Прежде всего, их ждёт новая крупная субсидия в размере 600 миллионов рублей. На эти средства должны привести в порядок подъездные пути к объектам социального назначения (школы, детские сады, больницы, поликлиники, учреждения культуры и т.д.). Всего – 192 проезда общей протяжённостью 32 километра. Распределение объектов показано в Таблице 3. 

Таблица 3. Распределение средств на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог местного значения, обеспечивающих подъезды к социальным учреждениям

п.п.

Муниципальное образование

Количество объектов

Сумма средств, руб.

(по заключенному соглашению)

1

Большесельский район

3

4 337 041

2

Борисоглебский район

6

5 639 111

3

Брейтовский район

4

2 779 823

4

Гаврилов-Ямский район

6

11 951 756

5

Даниловский район

7

11 460 129

6

Любимский район

4

4 960 790

7

Мышкинский район

5

4 441 399

8

Некоузский район

5

6 439 023

9

Некрасовский район

7

8 937 848

10

Первомайский район

3

4 719 046

11

Пошехонский район

7

6 057 976

12

Ростовский район

12

29 798 730

13

Рыбинский район

11

12 271 051

14

Тутаевский район

7

26 528 715

15

Угличский район

7

21 373 572

16

Ярославский район

15

31 628 808

17

Переславль-Залесский

4

27 070 127

18

Рыбинск

11

88 385 170

19

Ярославль

68

291 219 885

e-S78wEIXqU.jpg        Другая субсидия – традиционная, её дают каждый год всем муниципальным образованиям, кроме областного центра. Она также предназначена для выполнения работ на дорогах местного значения. Но перечень объектов и виды работ в данном случае определяют уже непосредственно главы городов, районов и поселений. По своему усмотрению. Размер субсидии – 500 миллионов рублей. План – порядка 200 объектов протяжённостью 87 километров. Наконец, целевые дотации выделят на ремонт муниципальных дорог в Рыбинске, Переславле-Залесском, Угличе, Ростове, Мышкине, Борисоглебском, Некрасовском и Ярославском районах. Также помним про «персональную» субсидию для Ярославля в размере 200 миллионов – на содержание улично-дорожной сети. В свою очередь, на содержание региональных дорог потратят ещё порядка 3,5 миллиарда рублей.

         Не будем забывать, что помимо дорог в регионе предстоит и широкомасштабное благоустройство дворов с общественными территориями. Их делают по программе «Формирование современной городской среды муниципальных образований Ярославской области». План на 2022 год – 135 объектов. Финансирование – 465 миллионов рублей. Однако с лёгкой руки врио губернатора Михаила Евраева, в неё включили ещё 225 дворов, 91 спортивно-игровую площадку и 23 площадки для выгула и дрессировки животных (проект «Наши дворы»). Это ещё плюс 1 миллиард 750 миллионов рублей. Мы подробно писали об этом ранее, в том числе с разбивкой по районам (смотрите статью «Клуба социологов» от 16 февраля 2022 года «Ловушка для губернатора или долг платежом красен»). В общем, планы поистине наполеоновские. Но это – в теории. А что на практике?

 

Фланговые удары и внутренние диверсии

          В реальности всё куда сложнее. По большому счёту, более-менее нормально дела обстоят только с региональными дорогами. К середине марта по ним полностью завершилась контрактация (кроме двух дополнительных объектов). Хотя подрядные организации по отдельным объектам были определены ещё раньше. Скажем, контракты на ремонт дорог «Ляпино – Прусово» и «Ростов – Марково» - Строганово заключили ещё в сентябре (соответственно, с ООО «УМПРЭО» и АО «ГК «ЕКС»), а на ремонт трассы «Данилов – Пошехонье» - в ноябре прошлого года (с АО «Ярдормост»). Соответственно, уже сейчас на многих дорогах стартовали подготовительные работы.

         Так, по информации областного департамента дорожного хозяйства от 18 марта, продолжалось обустройство основания дорожной одежды и водопропускных труб на новом участке обхода города Гаврилов-Ям. На трассе «Ляпино – Прусово» выполняли расширение проезжей части и расчистку полосы отвода. На дорогах «Данилов – Пошехонье», «Углич – Маймеры» и «Борисоглебский – Буйкино» велась вырубка кустарника и ремонт водопропускных труб, на «Углич – Некоуз – Брейтово» и «Тутаев – Шопша» – вырубка древесной растительности. В целом, работы шли на 11 объектах.

hfjk_EAqpUU.jpg

           С муниципальным хозяйством всё гораздо хуже. И именно его судьба сегодня вызывает наибольшие опасения и тревогу, поскольку данные объекты оказываются сразу под несколькими «фланговыми ударами». Во-первых, из-за огромного объёма работ затягиваются предшествующие торгам обязательные процедуры. По состоянию на 15 марта более половины муниципальных проектов даже не получили заключения государственной экспертизы. Однако 50% - это «средняя температура по больнице».

         Скажем, на ту же дату из 192 проездов к социальным учреждениям в экспертизе продолжали находиться 106. А проектно-сметная документация по программе «Наши дворы», согласно имеющейся у нас информации, и вовсе поступила в «Яргосстройэкспертизу» лишь 10 марта (хотя в соответствии с официальной «дорожной картой», к этому времени все заключения уже должны были быть получены). Соответственно, к середине месяца количество «одобренных» проектов составляло порядка 10-15% от общего количества. Конечно, сейчас власти обещают завершить процесс до 1 апреля, чтобы поскорее приступить к торгам. Но это в любом случае уже поздновато. Ибо, повторимся, объёмы работ колоссальные.

i.jpg         Во-вторых, забуксовать могут сами конкурсы. Может статься, что на них попросту никто не заявится. Дело в том, что расчёты велись по тарифам 2021 года. И с тех пор стоимость строительных и инертных материалов изменилась кардинально. Кое-где - в два-три раза. Скажем, тот же битум планомерно дорожал ещё в прошлом сезоне, поднявшись с 13 до 36 тысяч рублей за тонну. Сейчас он оценивается примерно в 39 тысяч. Цена щебня, по словам директора департамента дорожного хозяйства Романа Душко, выросла до 3000 рублей (хотя в прошлом году закладывалась на уровне 1100 рублей). Притом, это не дефицитный гранитный материал из Карелии (который в приоритетном порядке направляется на строительство трассы «Казань – Екатеринбург», из-за чего уже в прошлом сезоне наблюдается его дефицит), а местный продукт из ярославских карьеров, который даже не всегда соответствует ГОСТ.

         В связи с этим абсолютно непонятно (в том числе представителям власти), с чего так взлетела его цена? И что-то подсказывает, что колебание курса валют, конъюнктура рынка или последствия санкций здесь не при чём (во всяком случае, не в таких пределах). Нельзя исключать, что налицо, по всей вероятности, банальная спекуляция. Этакая «внутренняя диверсия». Однако пока приходится иметь дело с тем, что есть. Отчасти повлиять на эту историю можно. Скажем, регионы уже обратились в Москву с просьбой внести изменения в одно из постановлений Правительства страны в целях корректировки стоимости работ по направлению «ремонт» в пределах 30%. А на уровне области хотят ввести авансовые платежи подрядчикам, чтобы они могли заранее рассчитываться с поставщиками и делать запас материалов по фиксированной цене. Федералы уже дали понять, что не против такой схемы.

8M1j6nqWgGw.jpg         В теории никто не отменял и административных методов. Когда можно собрать местных производителей стройматериалов за круглым столом на Советской площади и попытаться договориться о снижении цены. К примеру, в Москве это уже сделали. Как-никак, речь о реализации национальных проектов. Государственное дело! Понятно, что владельцы ряда наших карьеров находятся не на территории Ярославской области, а в столице. Так ведь и врио губернатора у нас оттуда. Почему бы не проявить личные качества и не подключить все управленческие возможности? Это так, в качестве предложения.

         В противном случае, вариантов развития событий всего два. Ответственным исполнителям программ и проектов придётся или повышать сметную стоимость работ, или сокращать перечень объектов. Первое маловероятно – денег итак выделено больше обычного, а все дополнительные поступления придётся согласовывать с федерацией (что в условиях неформального распоряжения регионам о сокращении расходов на 30% выглядит несбыточной мечтой). А вот второе вероятно вполне. Более того, это уже происходит.

         В Ярославле первоначальный список национального проекта «БКАД» на 2022 год уже уменьшился на 7 объектов. Из него исключили улицы 3-ю Новодуховскую, 5-ю Вокзальную, Врачебную, Парниковую и Пригородную, а также Мышкинский и Школьный проезды. Это при том, что некоторые из указанных объектов требуют незамедлительного ремонта. «Похудел» и изначальный перечень проездов к социальным учреждениям: в конце прошлого года их было свыше 230, теперь осталось 192 (в основном, сокращение произошло опять-таки в Ярославле). Не исключено, что изменится и количество запланированных к благоустройству дворов. Полагаем, что первая ясность в этом вопросе может наступить уже в мае, после раунда апрельских торгов.

         Впрочем, немало в данном вопросе будет зависеть и от местных глав (в той части, где заказчиками работ будут муниципальные образования). В том числе, назначенных уже при Михаиле Евраеве. Перечень объектов в небольших районах невелик. Кое-где имеются местные подрядчики, с которыми при желании всегда можно договориться. Так что здесь – простор для творчества и реализации управленческого потенциала. А создавшаяся ситуация станет для руководителей хорошей «проверкой на профпригодность». Особенно показательным должен стать Рыбинск.

         Вчера там назначили нового и.о. главы – Дмитрия Рудакова. Прогноз, данный «Клубом социологов» в статье «Краткий курс политической анатомии» от 23 февраля 2022 года, полностью сбылся. Предыдущий руководитель Алексей Рябченков пошёл на повышение и получил пост директора областного департамента ЖКХ (очевидно, в качестве «отступных»). А Рудаков стал главным претендентом на пост мэра второго по величине города региона.

         Но в целом, задача будет крайне непростой. Для всех. Общественный запрос на дороги и благоустройство очень велик. И граждане крайне болезненно воспринимают исключение «их» объектов из плана работ. Что лишь усиливает социальное напряжение. Чтобы этого не допустить, или хотя бы минимизировать этот неприятный эффект, нужно постоянно держать руку на пульсе, маневрировать, ориентироваться по ситуации и принимать оперативные решения. Для многих управленцев данный период действительно станет настоящим экзаменом на прочность. А вот как они его выдержат – покажет самое ближайшее время.

 

 

         ИВАН ТИХОНОВ


Опрос
Одобряете ли решение Президента РФ В.Путина о проведении военной спецоперации на территории Украины?