13 декабря в регионе вступят в силу законы, преобразующие нынешние районы в округа, а также ликвидирующие городские и сельские поселения. Тем самым, будет дан официальный старт реформе органов местного самоуправления, итогом которой станет резкое сокращающие количества муниципальных образований на территории Ярославской области, не говоря уже обо всех административных, политических и финансовых переменах. Понятно, что подготовка к реформе началась раньше. Сами законы были приняты ещё в сентябре. В районах успели «нарезать» новые избирательные округа и утвердить количество депутатов будущих представительных органов. Их выборы пройдут 6 апреля 2025 года. После чего народным избранникам предстоит назначить и новых глав. И вот здесь начинается самое интересное. Поскольку корпус муниципальных руководителей претерпит значительные изменения. Точнее, этот процесс уже начался - внутриполитический блок областного правительства начал подбор кандидатов на грядущие высокие посты. Одних «соискателей» уже завели на должности заместителей глав нынешних районных администраций. Других ещё только готовят к предстоящей миссии. Однако в значительном количестве случаев выбор выглядит весьма и весьма странным. Странным, если не сказать больше. Потенциальные будущие руководители либо слишком юны, либо не являются местными (что имеет первостепенное значение для успешной работы на земле), либо в принципе не имеют опыта муниципальной службы. На память приходит недавний пример Александра Тарасенкова в Переславле-Залесском, который не закончился ничем хорошим: городская Дума не согласовала кандидатуру «залётного» специалиста, сам он так и не избавился от приставки «и.о.» и в итоге через год был заменён на местного уроженца Дмитрия Зяблицкого. И что-то подсказывает, что в скором времени такие примеры могут стать массовыми. Понятно, что кадровая чехарда сейчас лихорадит сам ярославский «Белый дом». Но распространять её ещё и на места – явно неудачная идея. Которая может привести к очень неприятным последствиям и полноценному кризису управления.
Новая политическая карта местности
Для начала отметим, что проведение муниципальной реформы с ликвидацией поселений и переходом на одноуровневую систему органов местного самоуправления не является чем-то обязательным. Во всяком случае, пока. Соответствующий федеральный законопроект, внесённый Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым ещё в декабре 2021 года, до сих пор не принят. Более того: в октябре его не рассмотрели даже во втором чтении. А по состоянию на конец сентября к документу поступило более 740 поправок. И хотя аналитики сходятся во мнении, что проект всё же обретёт статус полноценного закона до конца нынешнего года, говорить об этом ещё рано. И даже в случае вступления документа в силу его положения предусматривают переходный период до 2028 года. Таким образом, Москва никого никуда не торопит. Стало быть, проведение вышеуказанных преобразований в случае с нашим регионом является чисто местной (точнее, губернаторской) инициативой.
Справедливости ради стоит отметить, что в данном вопросе мы были отнюдь не первые. Рассказывая о грядущих преобразованиях в начале октября, министр регионального развития Ярославской области Евгений Чуркин отметил, что уже более 20 регионов России полностью внедрили одноуровневую модель. А перед стартом реформы в Правительстве региона изучали опыт Вологодской, Костромской, Тверской, Пермской, Тамбовской, Смоленской и Московской областей. С другой стороны, есть и обратные примеры субъектов, которые даже не начинали этот процесс.
Например, это касается наших соседей в Ивановской области. Там никакой ликвидации поселений нет и в помине. И пока ведутся лишь очень осторожные разговоры о возможности реализации некоего пилотного проекта в Палехском районе. Да и в той же Вологодской области до сих пор сохраняется три «классических» района (Вытегорский, Шекснинский и Череповецкий) с поселениями, хотя большинство муниципальных образований действительно имеют статус округов. Так что их опыт, возможно, изучали, но, видимо, не до конца. Или изучали только тот, который у нас выгоден для текущего политического момента.
В Ярославской области «артподготовка» к будущим переменам началась весной нынешнего года. И проходила, скажем так, не вполне гладко. Поскольку «на ура» инициатива была встречена далеко не везде (смотрите нашу статью «Финализец местного самоуправления» от 2 мая 2024 года). Серьёзное непринятие поначалу было, например, в Тутаевском и Ростовском районах. Определённое сопротивление оказывали даже в маленьком Пошехонье.
Однако «выездные агитбригады» из Правительства, по всей вероятности, сделали своё дело. До конца лета в регионе повсеместно прошли публичные слушания и заседания местных представительных органов. А в начале осенней сессии областная Дума один за другим приняла написанные как под копирку 16 законов о преобразовании муниципальных районов в муниципальные округа (с одновременной ликвидацией поселений). Разумеется, реформа влечёт за собой целый ряд административных, организационных и политических изменений. Начнём с первых.
Ещё летом у нас имелось в общей сложности 96 муниципальных образований. А именно: 3 городских округа (Переславль-Залесский, Рыбинск, Ярославль) и 16 муниципальных районов, включающих 10 городских (Гаврилов-Ям, Данилов, Любим, Мышкин, Пречистое, Пошехонье, Ростов, Тутаев, Углич и посёлок Лесная Поляна Ярославского района) и 67 сельских поселений. Теперь поселений и районов не будет, и останется только 19 округов. В том числе лишь 2 городских (Ярославль и Рыбинск) и 17 муниципальных. Притом, Переславль-Залесский, как не соответствующий критериям урбанизации, был переведён в число последних.
Соответственно, вместо ликвидированных поселений появятся структурные подразделения в единой окружной администрации (условно их называют территориальными управлениями или территориальными отделами). Бывшие главы поселений теоретически могут продолжить работу в качестве их начальников. Однако будут исполнять данные обязанности уже исключительно в качестве наёмных работников, подчинённых главе округа, а не выборных должностных лиц. Разумеется, будут пересмотрены и штаты бывших поселенческих администраций.
В принципе, территориальные подразделения могут быть наделены статусом юридического лица (наподобие нынешних министерств в структуре Правительства Ярославской области). Это позволит обеспечить им хотя бы относительную самостоятельность в решении вопросов местного значения на вверенных территориях и избавит их от необходимости согласовывать каждую копейку с главой округа. Однако прописывать или нет соответствующие положения в уставах – предстоит решать местным представительным органам. И мнения на этот счёт сегодня разные.
Что касается новых представительных органов окружного уровня (собраний депутатов, муниципальных советов), то работа по их формированию, по сути, уже началась. Понятно, что в связи с ликвидацией поселений, в каждом из которых были свои маленькие «парламенты», количество народных избранников радикально сократится. Правда, точные параметры этого сокращения до конца неизвестны. Похоже, даже кураторам реформы.
Вышеупомянутый Евгений Чуркин в интервью газете «Рыбинские известия» 5 октября рассказывал, что из 1206 действующих депутатов представительных органов муниципальных районов, городских и сельских поселений останутся только 369 депутатов представительных органов муниципальных округов. А уже 10 октября на заседании Совета председателей представительных органов муниципальных образований при областной Думе он же отмечал, что количество депутатов сократится до 285 человек. Довольно серьёзное расхождение, не так ли? Впрочем, главное понятно: депутатский корпус уменьшится в разы.
При этом, если сравнивать действующие районные и будущие окружные собрания (так сказать, равновеликие величины), то число парламентариев намерены, пусть незначительно, но увеличить. Например, Муниципальный Совет Тутаевского района сегодня состоит из 18 депутатов. А будущий представительный орган Тутаевского муниципального округа предполагается в составе 21 человека. В действующем Собрании представителей Большесельского муниципального района 15 народных избранников, которое в скором времени предполагается увеличить до 16. На одного человека (с 17 до 18) намерены расширить и представительный орган Гаврилов-Ямского района. И так далее.
Сами выборы запланированы на 6 апреля 2025 года. А ещё 29 октября года нынешнего «Единая Россия» дала старт традиционному предварительному голосованию по определению кандидатов в кандидаты для участия в грядущей кампании. Так что в начале ноября на местах шёл активный подбор претендентов. Говорят, что не везде процесс проходил спокойно. Что, впрочем, не удивительно: при всём невеликом статусе муниципального депутата конкуренция за мандат существенно возросла, а амбиции и интересы местного истеблишмента никуда не делись. Праймериз пройдут в 16 районах области и завершатся 12 декабря.
К слову, нынешние районные собрания представителей формировались из числа глав и депутатов поселений, то есть как бы «автоматически», без проведения отдельных выборов. Теперь же для создания окружных советов предстоит полноценная избирательная кампания. Притом, выборы пройдут ещё и по многомандатным округам. Для той же «Единой России» это не очень хорошо. Одно дело – обеспечить результат своему кандидату в одномандатном округе по принципу «победитель получает всё» (как, например, в Ярославле). И совсем другое – провести по округу сразу три, четыре, а то и пять представителей, не оставив шансов ни одному из конкурентов. Особенно там, где относительно высоки «фонды» оппозиции (например, в Борисоглебском, Даниловском, Пошехонском, Рыбинском, Ярославском районах и по ряду других территорий). Так что рассчитывать на лёгкую победу и работать по инерции, спустя рукава, «партии власти» не стоит. Борьба будет сложнее. Тем более, что оппозиция (какой бы условной она не была) сегодня представлена, главным образом, именно в поселениях. И потому с их ликвидацией будет кровно заинтересована пробиться на ступеньку выше.
После формирования муниципальных советов свежеизбранным депутатам предстоит избрать и глав округов. Понятно, что выбор будет весьма и весьма ограничен, а фаворит определён заранее и поддержан губернатором. Вот здесь-то и начинается самое интересное. Поскольку в целом ряде муниципальных образований произойдут изменения, а потенциальных кандидатов на высший пост в системе местной исполнительной власти уже потихоньку заводят в районные администрации. Как говорится, процесс пошёл.
Пожалуй, наиболее спокойно и при этом разумно смена власти произошла в Любимском районе. Ещё в августе его многолетний глава (руководил районом с 2004 года) 68-летний Александр Кошкин досрочно ушёл в отставку по собственному желанию. Никакого давления на Александра Викторовича не оказывалось. По имеющимся сведениям, покинуть свой пост он хотел ещё пару лет назад. На смену Кошкину, который стал советником губернатора, пришёл Алексей Дмитриев. Сначала – в качестве первого заместителя, а затем – уже в статусе полноправного главы (кандидатура была единогласно поддержана 7 ноября на заседании Собрания представителей).
Алексею Викторовичу 52 года, он – местный. Долгое время трудился в сфере образования, а последние 15 лет был директором Любимского аграрно-политехнического колледжа. С 2012 года избирался депутатом Собрания представителей района. Возглавлял местное отделение «Единой России». Правда, до нынешнего года Дмитриев никогда не работал в исполнительной власти. Но зато политически подкован и хорошо знает местную специфику. Так что серьёзных вопросов по данной кандидатуре нет. А вот дальше всё было куда менее однозначно. В середине ноября свой пост оставил и руководитель Пошехонского района, 57-летний Николай Белов. Он тоже старожил – был главой с 2010 года, а до этого пять лет возглавлял администрацию районного центра. Теперь он также советник губернатора (интересно, кто-нибудь вообще считает их количество). В последнее время район был обласкан региональной властью, особенно в части строительства дорог и благоустройства. Однако Николай Николаевич так и не смог найти подрядчика для строительства бани, которую жителям обещают уже третий год. Возможно, это сыграло какую-то роль в принят ии соответствующего кадрового решения.
Смену Белову нашли аж из Белгородской области. Сначала первым заместителем, а потом и исполняющим обязанности главы стал уроженец Черноземья Евгений Иголка. Он родился в 1985 году. Занимался бизнесом. Правда, имеет и административный опыт – был главой поселения и заместителем главы района, курировал сферы экономики, АПК, развития сельских территорий, защиты окружающей среды. Но опять-таки – всё у себя на малой Родине. Что заставило Иголку отправиться в наш пошехонский «стог сена» - остаётся только гадать. Без ответа остаётся и вопрос о том, неужели на пост руководителя отдалённой территории не нашлось никого из местных кадров? Впрочем, что говорить о муниципальных образованиях, если даже в Правительстве области логика кадровых назначений в последнее время совершенно непонятна.
Буквально через считанные дни после Белова с должности ушёл третий аксакал ярославской политики – 68-летний глава Большесельского района Владимир Лубенин. Также местный уроженец, вверенной ему территорией руководил с 2008 года. Одно время было предположение, что на смену ему придёт Алексей Березин, длительный срок возглавлявший Благовещенское поселение района, а последние месяцы работавший первым заместителем районного начальника. Однако в середине ноября в местную администрацию завели альтернативную кандидатуру.
Им стал Алексей Шутов, 1990 года рождения, родом из посёлка Семибратово Ростовского района. Друг и соратник областного депутата Антона Капралова. С ним вместе они начинали свою политическую деятельность в молодёжном крыле «Единой России» в родном районе, избирались местными депутатами. Потом карьера Капралова пошла в рост, он пошёл в Ярославскую областную Думу и дослужился до поста заместителя председателя регионального парламента. А Шутов остался в Семибратове, где более 10 лет возглавлял муниципальную «Службу хозяйственного обеспечения администрации сельского поселения».
С этой должности он и был взят сначала заместителем, потом – первым заместителем, а со вчерашнего дня – исполняющим обязанности главы Большесельского района (притом, данные изменения произошли в течение считанных дней). Наверное, с работой местного хозяйства как такового Шутов знаком. Однако против него играет отсутствие должного управленческого опыта (директор муниципального учреждения в поселении и руководитель района – далеко не одно и то же), местных корней (а большесельцы – народ консервативный), а также молодой возраст и, как следствие, отсутствие авторитета у местных кадров.
Поэтому когда придёт время согласовывать кандидатуру будущего главы в Собрании представителей, уроженца Ростовского района могут и не поддержать. Тем более, что на эту должность там хватает и своих претендентов. Впрочем, всё будет зависеть от того, как себя проявит и как будет работать сам кандидат. А вот судьба ещё одного потенциального соискателя на пост районного начальника совсем туманна. Речь о Ярославе Шилове, 1994 года рождения, уроженце Рыбинска, ныне – областном депутате от партии «Новые люди».
Есть сведения, что его пророчат на должность главы Борисоглебского района, где ему предстоит сменить Айнаш Кислякову. Конечно, в работе последней было очень много ошибок – и политических, и хозяйственных. Найти общий язык с местной элитой она тоже не смогла. В результате на последних выборах большинство мест (7 из 10) в Муниципальном Совете райцентра заняли представители оппозиции от «Справедливой России» и КПРФ. Но альтернативный Айнаш Абдикадыровне вариант выглядит ещё хуже.
Несмотря на то, что Шилов – представитель известной в ярославских политических кругах фамилии (родной дядя был областным депутатом, директором регионального департамента АПК и заместителем губернатора), он ни дня не работал в исполнительной власти, а в законодательной трудится чуть больше года – с конца сентября 2023-го. Да и региональное отделение «Новых людей» возглавил за считанные месяцы до избрания в Думу - весной того же года. Но на днях оставил этот пост. Так что ни управленческого, ни особого политического опыта он не имеет.
Между тем, район, в который его хотят делегировать (если это действительно произойдёт) – сложный. Здесь нужно решать массу хозяйственных вопросов – от ремонта дорог до строительства спортивных объектов, и при этом быть «мастером компромисса» ввиду сложных межэлитных взаимоотношений. Получится ли это у Ярослава Шилова? Верится в это с трудом. Просто потому, что он вряд ли будет принят местным истеблишментом и согласован на уровне Собрания представителей в будущем году. В результате есть риск повторения переславской истории с Александром Тарасенковым. Зачем руководству внутриполитического блока Правительства второй раз наступать на те же грабли – история умалчивает. Но выводов, увы, похоже, не сделано. Повторимся – если Шилова действительно назначат в борисоглебскую администрацию.
К слову, о возможной смене глав во всех указанных районах (кроме Пошехонского) «Клуб социологов» не так давно писал в одной из своих публикаций. Так что наш прогноз сбылся. По всей вероятности, перемены также могут ждать Мышкинский и Тутаевский районы. Есть вероятность, что их главы – Ольга Минаева и Ольга Низова в будущем году не продолжат свою работу. Показательно, что на место первой ещё недавно пророчили советника второй -
Виталия Бортякова, 1995 года рождения, обладателя бесконечного числа дипломов о высшем образовании. При этом, ничем по-настоящему серьёзным в Тутаевском районе Бортяков не руководил (если не считать информационный центр «Берега», где, в общем-то, справлялись и без него). Да особо там и не жил (будучи ярославцем). Кроме того, портфолио юного «управленца» сильно омрачила дружба с руководителем одной из муниципальных структур Владимиром Пшеничниковым, ставшим фигурантом резонансного уголовного дела. В итоге несостоявшегося главу так и не согласовали. Но сам факт возможности этого согласования (и выбора самой кандидатуры) весьма показательный.
Наконец, нельзя исключать и уход главы Ярославского района Николая Золотникова. Однако достоверных сведений тому нет. Пока здесь всё на уровне слухов и предположений, комментировать которые у нас не принято. Тем не менее, имеющихся на сегодняшний день кадровых перестановок уже достаточно для определённых выводов. Увы, пока неутешительных. Потому что старые проверенные кадры уходят, а им на смену в массе своей направляют или неопытных, или слишком молодых, или неместных.
Понятно, что областному правительству нужны лояльные главы на местах, особенно в контексте грядущей муниципальной реформы. Но перевешивает ли это качество всё остальное? Выбранные кандидатуры (опять же, в большинстве своём) пока что ничем особым себя не проявили. И польза от них представляется сомнительной. Во всяком случае, с позиции сегодняшнего дня. А вот проблем может быть много. Вплоть до полноценного кризиса управления в отдельно взятых районах (округах). Что, в связи с той же муниципальной реформой, совсем никуда не годится. Ибо даст эффект, прямо противоположный ожидаемому в кулуарах «Белого дома». Понимают ли это на Советской площади? Пока непонятно. Очевидно, для ответа на этот вопрос должно пройти время. Однако существующие кадровые тенденции уже серьёзно настораживают. Местное самоуправление у нас и так превратилось в сплошное поле для экспериментов. Так может, не стоит добавлять к ним ещё и кадровую чехарду?
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ