Почему «квартирный вопрос» испортил не только москвичей?
В эти дни исполняется первый год с момента обновления «верхушки» областного ЖКХ. В начале февраля 2019 директором профильного регионального департамента стал выходец из солнечного Ставрополья Александр Николаев. Чуть позже в наши холодные широты прибыл его земляк Роман Гайнутдинов, с марта возглавивший ярославский Фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов. Позднее руководящие посты ведущих коммунальных предприятий («Северный» и «Южный» водоканалы, «Яркоммунсервис») заняли ещё несколько выходцев с юга России. Что позволило ряду СМИ заговорить о своеобразной «ставропольской группировке». Но начиналось всё именно с Николаева и Гайнутдинова. Первоначально их приход восприняли как волне рядовое событие в череде кадровых изменений. Были подозрения, что надолго они не задержатся. Как-никак, за первые два года губернаторства Дмитрия Миронова в департаменте ЖКХ успели смениться три руководителя. Но гости с юга не только прочно обосновались на берегах Верхней Волги, но и произвели настоящую «революцию». Впервые за 5 лет существования программы капремонта её исполнение оказалось весьма удовлетворительным. Во всяком случае, если смотреть на данные статистики. Но, как это всегда бывает, за бочкой мёда (хотя в нашем случае – скорее бочонком) последовал целый половник дёгтя. Новые руководители начали основательно закручивать гайки для жителей (и без того вконец измученных мусорными, отопительными и прочими поборами). Если так пойдёт и дальше, то Ярославскую область может накрыть новая волна митингов. Возможно, не столь глобальных, как с «московским мусором». Но тоже весьма ощутимых.
На самом деле, «революционные» перемены начались ещё на стадии кадровых назначений. Кандидатуры Александра Николаева и Романа Гайнутдинова согласовали буквально за считанные дни. Что само по себе удивительно. У предшественников ставропольцев на это уходили месяцы. Многие за данный срок даже не избавились от приставки «и.о.». А назначение на должность директора Фонда и вовсе предусматривает достаточно сложную процедуру. Возможно, объяснение кроется в том, что Николаева и Гайнутдинова считают креатурами заместителя Председателя областного Правительства Виктора Неженца. Который имеет, как говорят бюрократы, определённый аппаратный вес. Хотя всего за полгода до описываемых событий сам «вырос» из директора департамента строительства. Также стоит отметить, что через некоторое время после назначения гостей с юга свои посты в департаменте и Фонде оставили сразу несколько местных чиновников из числа старожилов. В том числе такие опытные кадры, как заместители директора департамента ЖКХ Алексей Метельков и Марина Уткина. С другой стороны, аналогичный пост занял ярославец Михаил Кузнецов, оставшийся без работы после ухода из мэрии областного центра зимой прошлого года. Как говорится, свято место пусто не бывает.
Как бы то ни было, благодаря или вопреки кадровым пертурбациям, 2019 год оказался переломным в плане реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). О чём красноречиво свидетельствуют цифры. Всего в плане было предусмотрено 982 вида работ в 707 МКД общей сложностью 1 миллиард 529,5 миллиона рублей. 470 из них касались разработки проектно-сметной документации (ПСД) для 264 объектов (без малого 71 миллион), 512 - непосредственно строительно-монтажных работы (СМР) в 443 домах (почти на 1 миллиард 459 миллионов). Структура работ представлена на диаграмме.
По итогам года были завершено 434 вида СМР (включая работы по замене лифтов) и подготовлено 436 комплектов ПСД. Исполнение программы составило 85% и 93% соответственно. По сравнению с предыдущими годами, когда работы по факту осваивали лишь на 50-60% (если учитывать постоянные переносы объектов), а то и вовсе на треть, свежие цифры действительно впечатляют. Притом, многие работы были завершены ещё осенью – не дожидаясь «контрольного» и абсолютно непонятного срока 15 декабря. А Ярославская область по итогам 3 квартала заняла вполне почётное 18 место среди 85 регионов страны. Несколько подкачала статистика по памятникам архитектуры: из 12 видов СМР сделали только 4. Зато в течение сезона удалось хорошо «подчистить» долги прошлых периодов по незавершённым работам. Таковых за два предыдущих года (2017-2018) набралось аж 129. Из них закончили 97 (75%).
Как говорится, что хорошо – то хорошо. Особенно с учётом того, что на этот раз все цифры действительно «бились» (в отличие от предыдущей пятилетки). По всей вероятности, этому способствовало несколько факторов. В том числе предпроектное обследование объектов, установление единых правил для всех подрядных организаций и ужесточение условий договоров. Похоже, что в Фонде учли и неоднократные пожелания «готовить сани летом». Впервые за всю историю программы аукционы на выполнение работ 2020 года (108 видов) состоялись ещё в декабре года 2019. Вроде бы, этот простой и понятный принцип должен был соблюдаться с самого начала. Но по факту это произошло только сейчас. Наконец, чиновники перестали страдать «шапкозакидательскими» настроениями (чем грешили как при Сергее Ястребове, так и при Дмитрии Миронове) и утвердили относительно скромный план на 20-й год – 472 вида работ в 405 домах. Пусть так. Зато шансы на его выполнение существенно повышаются. А это куда лучше, чем заявить наполеоновские темпы, но в итоге выпустить весь пар в свисток.
Одним словом, выражаясь в терминах самого капитального ремонта, «парадный фасад» действительно «привели в порядок». Но, как известно, красота требует жертв. И сразу вслед за этим последовал «остужающий душ», подразумевающий целый букет весьма жёстких норм и требований для жителей. Во-первых, после четырёхлетнего моратория (когда сумма минимального взноса на капитальный ремонт не изменялась и составляла 6 рублей 37 копеек с квадратного метра) вновь была введена ежегодная индексация оплаты. В 2019 году сумма составила 7 рублей 45 копеек, в 2020 – уже 7 рублей 80 копеек. В свою очередь, к 2021 году с «квадрата» придётся платить 8 рублей 14 копеек. Таким образом, за три года тариф увеличится почти на 28%. Конечно, до регионального мусорного оператора местному Фонду капремонта далеко (расценки на услуги ООО «Хартия» только за один год были повышены почти на 30% с учётом январской и июльской индексации). Но для граждан это, увы, слабое утешение. Интересно, что Правительство области определяет размер взноса самостоятельно. Хотя в ряде регионов (к примеру, в Калининградской области) эти полномочия даны на откуп местным парламентам.
Во-вторых, гайки предложил закрутить уже сам Фонд вместе с департаментом ЖКХ. Под занавес осенней сессии были подготовлены принципиальные изменения в Закон «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области», принятые в первом чтении на декабрьском заседании Думы. Суть основных изменений сводилась к трём позициям. Прежде всего, авторы предложили установить 15-дневный срок, в течение которого должны быть подписаны акты приёмки работ. В настоящее время этот период никак не регламентирован. Вторая инициатива касалась жителей новостроек. Для них было предложено собирать деньги на капитальный ремонт через три года после сдачи дома. Действующая редакция предусматривает наступление такой обязанности только через четыре с половиной года (а федеральное законодательство вообще позволяет не платить взносы до тех пор, пока дому не исполнится пять лет). Наконец, в-третьих, срок перехода из так называемого «общего котла» на специальный счёт увеличивается с трёх месяцев до одного года.
Понятно, что все перечисленные поправки расширяют возможности Фонда, но ухудшают права собственников. Ведь в случае их принятия региональный оператор смог бы существенно быстрее «закрывать» выполненные работы и контролировать куда большие суммы денег, нежели сейчас (хотя и в настоящее время речь идёт о сотнях миллионов рублей ежегодно). Показательно, что сам законопроект был внесён группой областных депутатов во главе с председателем думского комитета по ЖКХ Александром Тарасенковым (то есть технически авторами нововведений считались парламентарии). Очевидно, что исполнительная власть, прекрасно понимая непопулярность предлагаемых мер, решила «подстелить соломки» и «не подставляться». И, в общем, правильно сделала. Ибо споры получились бурными.
Особенно много копий было сломано по поводу предложения о сроках перехода на специальные счета. О том, что данный способ востребован и пользуется популярностью, говорят цифры: в Ярославской области более 50% средств находятся именно на спецсчетах. Понятно, что в Фонде такой статистике оказались совсем не рады. И с приходом нового директора «лавочку» постарались максимально «прикрыть». Притом, борьба приобрела невиданный доселе размах (вплоть до публичной демонстрации компрометирующих сведений в отношении частных компаний). В качестве аргументов в свою пользу, в Фонде говорили о проблемах с утверждением краткосрочного плана и обеспечением собственной финансовой устойчивости, а также о большом количестве жалоб граждан на некачественные работы и другие козни подрядчиков.
Впрочем, здесь сразу нашлись скептики. В числе которых особенно выделялся депутат муниципалитета Ярославля, председатель профильной комиссии по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка и бывший руководитель Фонда Олег Ненилин. Он последовательно критиковал предложение об увеличении сроков перехода на спецсчета, приводил опыт Москвы (где, наоборот, стимулируют данный способ организации работ по капитальному ремонту) и ставил под сомнение аргументы насчёт финансовой устойчивости регионального оператора. По словам Ненилина, в 2019 году на спецсчета перевели 105 миллионов рублей, тогда как резерв Фонда должен составлять порядка 300 миллионов. С подачи Олега Евгеньевича вопрос об изменениях в законопроект даже обсудили на заседании возглавляемой им комиссии, по итогам которого городские депутаты не только усомнились в целесообразности их принятия, но и направили «старшим товарищам» в областной парламент решение с предложением создать рабочую группу для обсуждения пакета поправок. Вот такой разгул демократии!
Правда, здесь стоит учесть, что сам господин Ненилин – лицо заинтересованное. Возглавляемый им «Центр организации капитального ремонта» специализируется именно на организации работ по спецсчетам. И в случае принятия поправок рискует потерять жирный «кусок пирога». Впрочем, вне зависимости от особенности бизнеса экс-директора Фонда понятно, что людей в любом случае ограничивают в возможности распоряжаться собственными деньгами (что предусмотрено опять-таки на федеральном уровне). А данные о многочисленных обращениях граждан вкупе с обвинениями подрядчиков в завышении смет, выполнении некачественных работ и дезинформации жителей являются сильными, но всё же недостаточными аргументами. По крайней мере, до тех пор, пока Фонд сам не начнёт выполнять свою работу без сучка и задоринки. До прошлого года с этим были постоянные проблемы. Так что в данном ключе массовый переход на спецсчета выглядел вполне закономерным и сознательным.
Другие ограничительные меры также выглядели достаточно надуманными. Чем не замедлила воспользоваться оппозиция. Активизировавшиеся депутаты от КПРФ Шакир Абдуллаев, Валерий Байло, Денис Дёмин и Дмитрий Яковлев внесли несколько поправок (впоследствии к ним присоединились ещё несколько товарищей по партии), фактически нивелирующих законопроект. Коммунисты предложили оставить действующий период перехода на спецсчета (3 месяца), существующий срок уплаты взносов с момента ввода жилого дома в эксплуатацию (4 года и 6 месяцев) и предусмотреть на подписание актов не 15, а 30 дней. Две последние поправки даже поддержали большинством голосов на заседании думского комитета по ЖКХ 28 января. Что явилось ещё одним удивительным событием в этой сложной истории. Последнее время оппозицию «зажимают» даже по несущественным вопросам (типа выделения средств на замену окон или установку лавочек). А тут – более чем принципиальный момент.
С другой стороны, если исходить из принципа шахматного гамбита, уступка требованиям оппозиции выглядит вполне логичной. Если бы жителей новостроек (в массе своей – глубоко закредитованных) нагрузили теми же ранними взносами на капремонт, то вкупе с повышением тарифов это могло бы привести к обострению социально-политической ситуации и спровоцировать акции протеста. Что абсолютно не нужно областной власти. Особенно на фоне эйфории от послания Президента и подготовки к дополнительным выборам в Государственную Думу (взамен выбывшего Александра Грибова).
А так, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы. Страсти улеглись. Противники «умылись». А инициатива по спецсчетам всё равно прошла. Да, для того, чтобы выиграть «партию», пришлось пожертвовать «малым». Но главное предложение Фонда оказалось принято. В контексте активной работы нового руководства отрасли ЖКХ в прошлом и начале нынешнего года, есть сильное подозрение, что оно будет не последним. Выиграют ли от этого жители, и не скроется ли за «парадным фасадом» банальное желание установить тотальный контроль над собранными средствами в одних руках – вопрос. Возможно, ответ на него станет понятен уже в нынешнем году.
ИВАН ТИХОНОВ