Традиционному раунду вопросов и ответов на пресс-конференции предшествовало вступительное слово М.Евраева в стиле героя «Карнавальной ночи» - коротенько, минут на сорок. Притом, на сорок – это не фигура речи. Монолог действительно длился 41 минуту и больше походил на программное заявление, которого Михаилу Яковлевичу так не хватало в прошлом году на старте избирательной кампании. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. И если он сделает хотя бы треть от обещанного – это будет прорыв. И для области, и для Евраева лично. Если же нет – последствия будут самыми печальными, а для губернатора обернутся завершением карьеры. Получается, что глава региона решил сыграть ва-банк, максимально повысил ставки и сжёг за собой мосты. А главное - сам дал потенциальный повод для критики своим многочисленным оппонентам и противникам. Теперь у них есть возможность «препарировать» каждый шаг Михаила Яковлевича в формате «план – факт», ежедневно сверяя его «программные тезисы» с суровой реальностью. Справится ли глава региона с таким жёстким испытанием – большой вопрос. Ещё важнее – справится ли с этим сам регион, всё более превращающийся в арену межэлитных баталий.
Своё выступление Михаил Яковлевич начал с характеристики общего экономического и финансового состояния области. В частности, было отмечено, что «прошлый год мы закончили с профицитом», а также приняли бездефицитный бюджет на 2023 год. Правда, по последнему пункту губернатор сразу оговорился, что дефицит всё же есть. Но он «технический» – за счёт инфраструктурного кредита, который обязаны отражать. В целом же, «по всем показателям у нас всё неплохо» и «экономика развивается стабильно», «негативных процессов с безработицей нет», а зарплата выросла на 11,5%. Конечно, очень хотелось бы поверить в эту благостную картину. Но, к сожалению, данные не бьются почти по всем пунктам.
Во-первых, 2022 год Ярославская область всё же закончила с дефицитом. Во всяком случае, по состоянию на 27 декабря он составлял 3,5 миллиарда рублей. Об этом непосредственно писало информационное агентство «Ярновости» со ссылкой на Федеральное казначейство. Официальных изменений в бюджет региона после этой даты уже не вносилось. Так что за оставшиеся четыре календарных дня картина вряд ли изменилась. Во-вторых, о том, что бюджет на 2023 год также был принят с дефицитом в 2,1 миллиарда, прямо говорится в соответствующем региональном законе. Поэтому можно не затевать терминологическую дискуссию и спорить о том, какой дефицит считать «техническим». Факт остаётся фактом: расходы превышают доходы. Самое интересное, что ничего критичного или зазорного в этом нет. В аналогичном положении находится большинство субъектов ЦФО. А вот маленькая ложь (даже если это банальное заблуждение), как известно, рождает большое недоверие.
В-третьих, считать экономические показатели неплохими достаточно трудно, поскольку по большинству из них была отрицательная динамика. Во всяком случае, по итогам 11 месяцев, данные о которых официально опубликованы «Ярославльстатом» (по сравнению с аналогичным периодом 2021 года). В частности, Индекс промышленного производства составил 96,8%, оборот розничной торговли и общественного питания – 92,1%, реальная заработная плата – 96,7% (так что озвученное Михаилом Евраевым её повышение в номинальном эквиваленте по сути является просто красивой цифрой, тем более что те же коммунальные тарифы в совокупности выросли на 15,5%, а индекс цен на продовольственные товары составил 116,3%). Более подробно мы писали обо всём этом в статье «Приказано выжить» от 18 января 2023 года.
Если же и говорить о росте по отдельным направлениям, то он скорее обусловлен той же инфляцией, а также поступлениями от предприятий, получивших оборонный заказ (в нашей области таких немало). Плюс, свою лепту внесли особенности потребительского поведения в первой половине года (прежде всего – весной). Тогда люди старались «пристроить» свои сбережения (разумеется, у кого они были) и вкладывались, к примеру, в приобретение бытовой техники, электроники и даже недвижимости (притом, граждан не смущала даже резко подскочившая стоимость квадратного метра). Обеспечить же развитие региона в ближайшем будущем, по мнению губернатора, должны промышленность, АПК и туризм.
Именно эти сферы он назвал тремя локомотивами экономики, также добавив к ним строительство. Здесь тоже есть, над чем поспорить. В нашей сугубо индустриальной области сельское хозяйство локомотивом никогда не было (его доля в структуре валового регионального продукта – порядка 3%). Строительство тоже, хотя его вклад в ВРП чуть выше (порядка 5%). Туризм – тем более. Основной рост действительно всегда обеспечивала промышленность. И прежде всего – машиностроение, химия и нефтехимия. Но про эти отрасли глава региона как раз ничего не сказал. Зато отметил, что некоторые предприятия увеличили свои обороты в 2-3 раза.
Правда, в качестве единственного примера столь взрывного роста Евраев привёл лишь кофе-цикорный комбинат «Аронап» в Ростове. Который, в общем, никогда не относился флагманам нашей промышленности. Он производит цикорий, другие напитки (чай, кофе, какао, кисель) и другие сухие продовольственные смеси. За эти производственные показатели можно только порадоваться. Но это скорее единичный пример, который губернатор почему-то перенёс на всю промышленность. Безусловно, мы не отрицаем точечный рост производственных показателей предприятий, работающих на оборонку, либо вписавшихся в процесс импортозамещения (ПАО «Автодизель», Ярославский шинный завод, «ОДК – Сатурн», Ростовский оптико-механический завод и так далее). Скажем, тот же «Сатурн» заявил о 6% приросте по объёмам реализованной продукции. Но, во-первых, это вряд ли можно считать заслугой руководства Ярославской области (разве что лишь в плане расширения перечня системообразующих предприятий, но и здесь в большей степени наверняка постарались их «материнские компании»). А во-вторых, о кратном увеличении оборота, про который заявил Михаил Евраев, речи в любом случае не идёт. В промышленности вообще нет никакого роста (смотрите приведённые выше данные по ИПП). Да и в наступившем году пока прогнозируется спад, пусть и не очень большой.
Ситуация с туризмом иная. Здесь действительно готовятся к реализации самые крупные на сегодняшний день инвестиционные проекты на общую сумму более 70 миллиардов рублей (Коприно, Переславль-Залесский, Угличский район и другие). А это – и новые рабочие места, и дополнительные налоги. По словам губернатора, турпоток существенно вырос. За прошлый год регион посетили порядка 8 миллионов туристов. В том числе более 2 миллионов оставались у нас с ночёвкой (плюс 35%). В общей сложности, гости оставили порядка 9 миллиардов рублей. Безусловно, с точки зрения имиджа Ярославской области и пополнения бюджета всё это здорово. Особенно в плане развития внутреннего туризма. Однако здесь тоже есть ряд вопросов.
Прежде всего, непонятна методика подсчёта гостей. Есть экспертные оценки, согласно которым расчёт строится на основании общего количества проданных билетов в музеях или бронирований в отелях и ресторанах, в том числе одним и тем же туристом. В результате получается двойной, тройной и так далее подсчёт, а наш туристический поток выходит почти такой же как в Санкт-Петербурге (8,08 млн. туристов за 2022 г.). Скажите, вы в это верите? То-то и оно! Число гостей, остающихся на ночлег, выглядит более правдоподобно. И, скорее всего, оно действительно растёт. Однако «ковидные» запреты 2020-2021 годов и специальная военная операция сильно ограничили туристические поездки за границу, поэтому многие россияне отдыхали в России. И поехали они том числе и к нам.
Но велика ли в этом заслуга Правительства области? Наверное, правильнее говорить об общей конъюнктуре рынка. Поскольку условия для более широкого и разнообразного приёма гостей ещё только создаются, о чём и было сказано выше. Насколько удачной окажется их реализация – покажет время. Если получится – мы действительно станем одним из самых привлекательных туристических регионов России, и команда Михаила Евраева по праву сможет записать это в свой актив. При этом, важно поддерживать и существующие бренды, объекты и маршруты, а также не переборщить со стоимостью отдыха, потому что отдельные объекты сегодня стали дорогим даже для искушённых москвичей.
Наконец, строительство. Губернатор рассказал о том, что в прошлом году плановые показатели по вводу жилья оказались перевыполнены, построено почти 800 тысяч «квадратов» и теперь нужно выходить на планку 1–1,5 миллиона. При этом, упор должен быть сделан на комплексное развитие территорий с учетом социальной инфраструктуры. Последний посыл – абсолютно правильный. Но всё дело в том, что звучит он едва ли не со времён губернаторства Сергея Вахрукова. А вот реализуется, мягко говоря, так себе. И если в спальных районах областного центра (главным образом, в Дзержинском и Фрунзенском) за последние годы действительно начали строить новые детские садики, школы и даже одну поликлинику, то тот же Ярославский район в этом плане безнадёжно отстаёт.
В свою очередь, говоря о чисто математическом увеличении объёма строительства, надо понимать – зачем это нужно? Миллион квадратных метров Ярославская область не давала никогда (в отличие, скажем, от таких соседей по ЦФО как Белгород, Воронеж или Липецк, не говоря уже про Подмосковье). Последние годы мы стабильно находимся в диапазоне 700-800 тысяч. Значительную долю в этом объёме занимает индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). А наращивать показатели нужно, прежде всего, за счёт многоквартирных домов (о чём сказал и Михаил Евраев). Поэтому есть сильное подозрение, что на новое жильё просто может не быть спроса. Тем более, что по прогнозам строительный рынок в 2023 году войдёт в стадию падения.
В Москве, Санкт-Петербурге, «столичных» областях и некоторых других мегаполисах это уже началось. Люди перестали покупать квартиры в таком же объёме, который был даже год назад (не говоря уже о более дальней ретроспективе). Даже несмотря на доступность ипотеки и начавшееся снижение цен. Во-первых, у граждан нет денег (тем более, что за 2021-2022 годы стоимость квадратного метра резко увеличилась). Во-вторых, дают о себе знать общая неопределённость и тревожные ожидания населения. Проще говоря, люди боятся покупать недвижимость, не зная, что будет завтра. Начинают появляться проблемы и у застройщиков, сдвигаются заявленные сроки ввода домов. Поэтому рассчитывать на существенное увеличение объёмов строительства в таких условиях вряд ли правомерно. По крайней мере, в среднесрочной перспективе.
Достаточно много внимания в своей речи губернатор уделил инвестициям. И здесь есть очень интересный нюанс. После ухода иностранных компаний и серьезных проблем у крупного частного бизнеса, возможности для серьёзных инвестиций, по большому счёту, остались только у федерального бюджета, крупных банков и государственных корпораций. С первым источником всё понятно. Михаил Яковлевич прямо заявил, что регион будет принимать активное участие в федеральных программах, в том числе новых (к примеру, развитие ЖКХ на сельских территориях). Недавно прошли встречи с вице-премьерами Маратом Хуснуллиным и Дмитрием Чернышенко, а также министром строительства Иреком Файзуллиным. Договорились о развитии мобильной связи, строительстве новых спортивных объектов (на 2024-2025 годы – минимум четыре: ФОК в Любиме, стадион в Борисоглебском, ледовая арена в Рыбинске, бассейн «Лазурный в Ярославле) и реставрации храмов (Иоанна Предтечи в Толчкове, Петропавловского собора, храма Петра Митрополита в Переславле). Всё это хорошо. Но как быть с оставшимися двумя источниками?
Здесь начинается самое интересное. Поскольку задача искать инвестиции фактически поставлена главам районов. Подчёркиваем: не заместителям губернатора, не профильным департаментам, и даже не промышленным предприятиям, а чиновникам муниципального уровня! Но ни один банк и ни одна госкорпорация попросту не дадут ни одному главе никаких денег. И даже не пообещают их. В лучшем случае, их дадут или пообещают под конкретного губернатора (как это было при том же Сергее Вахрукове или Дмитрии Миронове, и практически не было при Сергее Ястребове). В свою очередь, роль самого губернатора заключается в том, чтобы связать в единую цепочку бизнес-план предприятия или организации с возможностью возврата денег инвестору. В том числе под гарантии региона. У глав районов нет ни соответствующей репутации (уровень мелковат), ни соответствующих возможностей (какие гарантии, если район – дотационный).
Так что смысл заявления Михаила Евраева не вполне понятен. На что губернатор делает расчёт, когда ставит такую задачу? И что ожидать самим главам, если на выходе будет ноль? Увольнение в связи с утратой доверия? Или же подобный посыл даётся в надежде на то, что из 16 районов области и 3 городских округов хоть в одном, да и выгорит? Верится в это с трудом. Во всяком случае, ранее поиском серьёзных инвестиций ещё со времён Анатолия Лисицына всегда занимались исключительно региональные структуры на Советской площади. С тех пор принципиально ничего не изменилось. Следовательно, муниципалы скорее будут делать видимость активной работы. Но это больше похоже на спектакль. И рассчитывать на результат при таком подходе вряд ли возможно.
Среди главных инфраструктурных проектов Михаил Евраев назвал строительство и ремонт дорог, благоустройство дворов и развитие транспорта. Надо отдать должное, что по первым двум направлениям прошлый год был прорывной. В области сделали порядка 500 километров региональных и муниципальных трасс, перевыполнив план на 50%, и благоустроили 318 дворов (без учёта отдельных спортивно-игровых комплексов и площадок для выгула животных). Правда, качество работ местами оставляло желать лучшего, кое-что придётся доводить до ума уже сейчас, а с некоторыми подрядчиками распрощались досрочно. Но всё это было и раньше.
Понятно, что в новом сезоне планы будут гораздо скромнее. Скажем, тех же дворов ожидается только 116, плюс 26 площадок. Но будет и кое-что интересное. К примеру, губернатор анонсировал отдельную программу благоустройства для населённых пунктов в отдалённой сельской местности. Или масштабное обустройство пунктов весогабаритного контроля (общий объём работ оценивают в 2 миллиарда рублей) – для повышения сохранности дорог. При том, на них будут использоваться какие-то инновационные высокоинтеллектуальные камеры, которые позволят распознать нарушителя даже при закрытом номере. До чего техника дошла! Ну а если серьёзно, то о необходимости строительства таких пунктов говорили уже лет десять. Сейчас дело, наконец, сдвинулось с мёртвой точки. Выгодно оно и финансово, ибо собранные штрафы будут поступать в дорожный фонд и в итоге направляться на те же ремонты.
Но самым грандиозным, по замыслу главы региона, должен стать транспортный проект. Сначала – в Ярославле и Ярославском районе, потом – по всей области. Мы не раз говорили о его основных направлениях, так что не будет останавливаться на них подробно. Напомним лишь то, что новая реформа в идеале подразумевает полную замену подвижного состава (на первом этапе – уже к июню), долгосрочные брутто-контракты, электронную оплату проезда, автоматизированный учёт и контроль движения, реализацию трамвайной концессии.
В свою очередь, все возможные риски и реальные тревоги населения озвучивались столь же неоднократно. Это соблюдение расписания вкупе с увеличением интервалов движения, изменение класса автобусов, сокращение маршрутов, гипотетическая ликвидация троллейбусов, банкротство существующих муниципальных предприятий общественного транспорта, и так далее. Как будет по факту – покажет только время. Ждать осталось не так долго. Но если дело не выгорит, это станет главным поводом для критики Михаила Евраева. И в перспективе реально может стоить ему губернаторского кресла. Тем более, что отдельными вопросами «транспортного цеха» уже заинтересовалась прокуратура, а первая попытка главы региона в позапрошлом году исправить ситуацию закончилась неудачей.
К слову, он ровным счётом ничего не сказал о работе иногородних перевозчиков, приглашённых им ещё осенью 2021-го, которых сегодня больше всех критикуют пассажиры. А жаль. Было бы очень интересно услышать оценку высшего должностного лица региона по этому вопросу. Зато было сказано про уборку улиц. Нынешней зимой это, пожалуй, вторая по актуальности тема. По мнению Евраева, убирать стали лучше (в части дорог первой и даже второй категории это действительно стоит отметить). Но эксцессы ещё есть. И для их устранения требуется время и техника, которую уже закупают. В общем, тоже не поспоришь. Но про работу управляющих компаний и уборку тротуаров Михаил Яковлевич снова промолчал. Хотя основные нарекания были именно по ним. И с этим нужно что-то делать.
Возможно, решить этот вопрос позволит новый формат межведомственной коммуникации, анонсированный Евраевым во время встречи. По его словам, будут созданы некие штабы по всем основным направлениям работы (ЖКХ, строительство, образование и так далее) и комиссии по благоустройству, которые будут трудиться в еженедельном формате и смотреть – где и что надо поправить. Разбираться обещают со всеми проблемными случаями. В максимально короткие сроки. За неисполнение будут предусмотрены жёсткие санкции. А в случае с муниципальными чиновниками – ещё и увольнения. В качестве отдельного пункта желательно было бы выделить работу по содержанию фасадов зданий, особенно в Ярославле. Если получится мотивировать собственников правильно содержать дома, то это будет большой плюс. Да и в целом идея вполне логичная. Лишь бы она не ограничилась декларацией, а все обещанные санкции не закончились банальными предупреждениями. В противном случае, как говорится, весь пар уйдёт в свисток.
Ну а чтобы получать информацию непосредственно от населения, губернатор обещал организовать постоянные встречи с жителями на уровне своих заместителей, директоров департаментов и глав районов. Правда, такие встречи теоретически и так предусмотрены в расписании каждого более-менее серьёзного начальника. Вопрос лишь в их формате и периодичности. Что принципиально нового хотят здесь ввести – пока непонятно. Во всяком случае, график на первый квартал уже опубликован, и там встреч не очень много. В большинстве случаев – по одной в месяц.
Одним словом, сказано многое, а сделать предстоит ещё больше. Посмотрим, насколько Евраев-оратор будет соответствовать Евраеву-практику. Ибо теперь он должен быть заинтересован в этом соответствии никак не меньше, чем жители региона. Полагаем, что первые оценки – получилось справиться с поставленными целями или нет – можно будет дать уже через несколько месяцев.
ИВАН ТИХОНОВ