И вообще, насколько в сезоне «2015» оказались учтены все те минусы и нарекания к подрядчикам и заказчикам, которые в изобилии были в сезоне «2014»? И про которые не говорил только ленивый. Мы попытались проанализировать: насколько подход к дорожному хозяйству в этом году отличается от подхода года прошлого? Исправлены ли ошибки? Появилось ли что-то положительное? Или по-прежнему остались только застарелые проблемы?
Начнём с хорошего. За год некоторые плюсы всё-таки есть. И первый плюс – это кадры. Которые, как известно, решают всё. Пусть этот тезис не покажется вам смешным. Определённые изменения по сравнению с прошлым годом тут на самом деле есть. По крайней мере, если судить о руководящем составе дорожной отрасли Ярославской области. Судите сами. В марте директором департамента дорожного хозяйства назначается Олег Круглов. Несмотря на относительно молодой возраст (37 лет), он долгое время работал в этой сфере, притом прошёл путь от «рядового» до директора достаточно крупного предприятия. Опять же, имеет профильное вузовское образование. Времени для его оценки с профессиональной точки зрения, конечно, было совсем недостаточно. Однако базовый набор Круглова в любом случае выглядит лучше, чем у его предшественника – Алексея Андронова, который пришёл из сферы ЖКХ (уже при Ястребове возглавлял профильный областной департамент, а до этого был заместителем директора ДГХ мэрии Ярославля и даже руководителем «Специализированной службы по вопросам похоронного дела»). Отрасль от дорожного хозяйства такая же далёкая, как Земля от Луны. В департаменте Андронов, правда, всё равно остался – на должности первого зама (до этого её, кстати, занимал Круглов – вот такая рокировочка получилась). Что лишний раз подтверждает: система своих не сдаёт. Тем не менее, факт смены первого лица это не отменяет.
Сменился директор и в ГКУ «Ярдорслужба» (которая выступает главным заказчиком и одновременно главным контролёром всех работ). В апреле нынешнего года кресло руководителя этого учреждения занял Владимир Соловьёв, имеющий 30-летний стаж работы по специальности и даже возглавлявший областной дорожный департамент в период с 2008 по 2011 годы. До этого времени (с 2014) «Ярдорслужбой» «рулил» Олег Бирюков. Отношение к отрасли он имел, да вот только не к авто-, а железнодорожной. В течение нескольких лет трудился на СЖД (в частности, возглавлял автобазу «Северянки»). А ещё ранее на хозяйстве в «Ярдорслужбе» был некто Валерий Пенкин, человек в области широко известный и в представлении (хотя бы как экс-директор ДГХ мэрии областного центра) не нуждающийся. Так что произошедшие в 2015 году кадровые перемены, скорее всего, к лучшему.
Второй плюс - мероприятия по контролю качества. Да, наша область по-прежнему бесконечно далека от 100% качественных смет, ГОСТ-овских материалов, технологичности работ, и, как следствие, идеальных дорог. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом кое-что всё-таки сдвинулось с мёртвой точки. Продолжаются общественные и депутатские проверки. В прошлом году их было восемь. В этом - только на середину лета уже шесть. По крайней мере, если верить официальным публикациям Думы и «Ярдорслужбы». К тому же, с этого года к проверкам стал гораздо активнее подключаться председатель областного Правительства Александр Князьков. Да, для него это скорее имиджевый вопрос, чем попытка по-настоящему «спросить за работу». Ведь государственный автодорожный гигант «Ярдормост», созданный в ноябре прошлого года и выигравший большинство конкурсов – его идея. Однако внимание к дорожному вопросу со стороны, по сути, первого лица области всё-таки обязывает подрядчиков соблюдать хотя бы некоторые правила поведения. Поскольку в противном случае это самое почти первое лицо будет выглядеть нелепо (дескать: проверяешь-проверяешь, а асфальт всё равно трещит по швам и сходит со снегом). А имидж свой надо беречь. Вдруг скоро пригодиться? Для решения каких-нибудь более глобальных задач, например?
В определённом смысле «зачесалась» и мэрия Ярославля. В начале нынешнего года случилось поистине эпохальное для региона событие. Компания «Автодор» была включена в список недобросовестных поставщиков. Такое решение было принято Управлением федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 17 февраля. Теперь в течение двух лет «Автодор» не имеет право участвовать в аукционах на выполнение государственных и муниципальных заказов. Конечно, это не единственная фирма на рынке дорожных работ. И не самая первая по количеству нареканий (хотя их тоже было немало). Но всё же прецедент создан. Так что теперь власти могут более смело применять эту меру воздействия. Если захотят, конечно. Не менее (а то и более) показательный пример – уголовное дело в отношении Вагинака Погосяна, создателя крупного холдинга, в который входят несколько компаний, занимающихся ремонтом и содержанием магистралей. Думается, что большинству ярославцев это имя, ставшее в какой-то мере нарицательным, известно. Дело возбудили в конце прошлого года. По версии следствия, Погосян присвоил себе почти два десятка миллионов рублей, выделенных из областного бюджета на противогололедную обработку Юбилейного моста в Ярославле. Полгода разбирательств закончились вердиктом Фемиды: полтора года лишения свободы с отбыванием основного наказания в колонии-поселении и лишение права заниматься деятельностью, связанной с ремонтом и содержанием улично-дорожной сети сроком на 3 года. Суровость или мягкость приговора – вопрос также дискуссионный. Но сам пример тоже показателен.
Итак, с плюсами разобрались. Теперь минусы. Их, к сожалению и по традиции, гораздо больше. Что в дорожном хозяйстве области по-прежнему остаётся проблемой?
Первый минус – это, собственно, размер дорожного фонда. Немного статистики. В 2015 году он составил 4 миллиарда 274 миллиона рублей. Для сравнения: в 2014 году сумма была 4 миллиарда 401 миллион, а в 2013 году - вообще более 4 миллиардов 800 рублей (данные взяты из Закона Ярославской области «Об областном бюджете» на очередной финансовый год). То есть тенденция к снижению – налицо. Хотя некоторые регионы, в том числе соседние Вологодская, Тверская и даже традиционно депрессивная Ивановская области в нынешнем году объёмы дорфонда, напротив, увеличили. Притом, наш фонд с начала года ещё и «похудел» на 200 миллионов рублей. По предложению всё того же Правительства оттуда были сняты и в последствие перераспределены на ряд социальных расходов деньги от штрафов за нарушения ПДД. Так что к лету дорожный фонд был немногим более 4 миллиардов. Но чиновники любят играть с цифрами. При утверждении последних изменений в бюджет региона в дорфонд были добавлены 459 миллионов федеральных денег. Это те самые средства, о которых в конце прошлого года говорил Владимир Путин, выступая перед Федеральным Собранием с предложением удвоить объёмы строительства дорог в субъектах страны. Сумма, вроде бы, немаленькая. Казалось бы - радоваться надо! Но, как это обычно бывает, тут таится ряд «подводных камней». Во-первых, «живых» денег в область ещё не поступило. Перевод их зависит от ряда условий. Главное из которых – выделение регионом средств на компенсацию расходов по организации пригородного железнодорожного сообщения. Деньги эти в ярославской казне заложены, но не в полном объёме. А во-вторых, федеральные средства «окрашенные» и распределяются строго целевым образом: на строительство и реконструкцию буквально трёх конкретных объектов. Притом, одна дорога будет реконструирована в рамках инвестиционного проекта в сфере АПК и имеет значение скорее для бизнеса, чем для населения. К тому же, другие субъекты тоже получат деньги из Москвы. Так что участие властей региона в привлечении этих средств, в любом случае, чисто номинальное.
Допустим, первый минус можно считать «теоретически-созерцательным». Из разряда: «денег всегда хочется больше, чем есть сейчас». Тогда, пожалуйста, второй минус – «экономически-прикладной». И касается он работы того самого ГП «Ярдормост», объединившего в прошлом году 11 областных ГУП «Автодор». Объединением, кстати, занимался тот самый О.А. Круглов. Тогда ещё в должности первого зама директора ДДХ. А курировал весь процесс Князьков. Если кратко напомнить историю вопроса, то идею создания единого большого госпредприятия чиновники подавали под соусом повышения эффективности работы, экономии бюджетных средств и, самое главное, будущих побед в конкурсах и аукционах на право проведения этих самых работ. То есть новое большое ГП должно было стать этаким лидером всей дорожной отрасли. Произошло это? Судите сами.
Если брать содержание дорог, то 37% областной сети «Ярдормост» в начале года отдал на субподряд сторонним организациям. Так что его филиалы не выполняют даже двух третей работы. Притом, в число «субчиков» попали и те структуры, к которым ранее были серьёзные замечания. В частности, это фирма Сергея Шмелёва и, по некоторым данным, одна из организаций, входящая в холдинг всё того же Вагинака Погосяна. Что же это получается? Создавая новое большое госпредприятие, с пеной у рта доказывали жителям области, что оно потеснит всех подрядчиков, зарекомендовавших себя с не лучшей стороны. Но не прошло и трёх месяцев, как руководство этого же предприятия само отдаёт им работы на субподряд. Где логика? Видимо, аргументы здесь какие-то особенные, широкой публике неизвестные.
Если мы возьмём мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту, то «Ярдормост» здесь действительно выиграл большинство конкурсов. Тем не менее, целый ряд важных дорог всё равно достался не ему. Ладно ещё, что работы в рыбинском районе делает ОАО «РУМСР» Евгения Сдвижкова, в Ростовском – «Угличское ДСУ» Александра Никитина, а в Даниловском районе трудятся вологжане. Это как раз подрядчики с положительной репутацией. А вот ремонт дороги «Ляпино-Прусово» и часть ивановской трассы на Гаврилов-Ямском направлении делают фирмы, связанная с небезызвестным Эдуардом Авдаляном. Сколько было замечаний по его объектам годом ранее, думается, никому напоминать не нужно. Тем не менее, он снова выигрывает конкурсы. Внимательный читатель, конечно, может сказать про 44 закон, падение цены и так далее. Так-то оно так. Но ведь есть и практика, скажем так, политического влияния на результаты конкурсов. Когда надо. При наличии желания. Если его нет – вопрос закрыт. Но в любом случае, даже если отвлечься от политики – зачем было громко заявлять об исключительных данных «Ярдормоста» при участии в конкурсах, когда их всё равно выигрывают другие хорошо известные всем люди? Зачем тогда вообще было затевать реорганизацию «Автодоров»? А может, здесь есть чей-то экономический интерес? Гадать можно долго. Вопрос остаётся открытым.
Третий минус тоже связан с «Ярдормостом». С «эффективностью» мы разобрались выше. С «экономией бюджета» дела, похоже, тоже не очень-то получаются. Во-первых, в бюджет этого года на предприятие уже заложили 110 миллионов рублей. По нашим данным, деньги пошли на закупку АБЗ и техники. Во-вторых, «Ярдормост» планирует брать ещё и 120-миллионный кредит, на который закупит недостающие машины и заготовит песко-соляную смесь. Это нужно для осенне-зимнего содержания улично-дорожной сети Ярославля. Об этом воткрытую на недавнем внеочередном заседании муниципалитета говорил генеральный директор предприятия Виктор Лифанов. В общем, опять картина маслом. ГУПы объединяли, мощный холдинг создать хотели, но ни денег, ни техники всё равно не хватает. Кстати, как говорят, машин не достаёт и в районах. Либо находятся они в крайне плачевном состоянии. В общем, пока что «Ярдормост» отнюдь не выглядит панацеей в решении дорожных проблем.
Четвёртый минус – непосредственная организация работ со стороны подрядчиков. Сильно лучше она не стала. Основную массу конкурсов, слава Богу, научились проводить заранее. Как минимум – до мая. Чтобы с началом тёплого сезона и до дождей дорожники могли нормально заниматься работой. Но что мы видим на деле? Практически повсеместный срыв сроков! Опять же, если верить данным проверок общественного совета при областном ДДХ, из пяти объектов только на одном подрядчик укладывается в график. На остальных к моменту выезда было сделано от 50 до 20% работ. При этом на некоторых дорогах срок сдачи заканчивался буквально через считанные дни. Подрядчики кивали то на задержку материалов, то на рассогласованность с коммунальщиками, то на погоду (хотя она в мае-июне была совсем неплохая). Впрочем, всё это – проблемы самих подрядчиков. Всё прописано в договорах. И за невыполнение условий контракта придётся платить штрафы. Хорошо бы ещё, чтобы их собирали «по всей строгости».
Ну и, наконец, пятый минус. Условно обозначим его как «негативный общественный фон». Это, например, апрельская акция по развешиванию на проблемных дорогах Ярославля плакатов с именами горе-подрядчиков и стоимостью ремонтов. Она вызвала очень широкий резонанс и даже дала повод для дополнительных проверок. Сюда же относится и периодическое рассмотрение «дорожного вопроса» в Думе и в муниципалитете. Притом, рассмотрение довольно жёсткого, так сказать, с оргвыводами. Здесь же и всё то же уголовное дело в отношении Погосяна, которым заинтересовались не только правоохранители, но и некоторые депутаты. Притом, гораздо в более широком плане. Например, Сергей Балабаев предложил губернатору уволить с гражданской службы А. Князькова и О. Круглова. И даже вынес на суд коллег соответствующий проект постановления. История началась 15 мая, когда на внеочередном заседании Думы Балабаев сообщил парламентариям о том, что, по его информации, департамент дорожного хозяйства направил в суд ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Вагинака Погосяна в связи с примирением сторон. И попросил уточнить эту информацию у присутствовавшего в зале председателя Правительства области. Александр Князьков тогда заявил, что ему подобная информация неизвестна. Вместе с тем, по данным самого депутата, 7 мая этот документ всё-таки был направлен в суд. Таким образом, по словам народного избранника, Князьков предоставил недостоверную информацию, чем нарушил Устав региона и закон «О депутате областной Думы». В действиях чиновников Балабаев усмотрел и другие нарушения. Месяц спустя губернатор направил ему письмо, где объяснил, что не нашел оснований для увольнения чиновников. Постановление Думой пока не рассмотрено. Хотя какой будет результат предугадать не сложно. Тем не менее, вопрос формально не закрыт.
Одним словом, подводя итог нашему анализу, можно сказать, что некоторый сдвиг по части второй российской беды, в регионе, безусловно, наметился. Улучшение в плане качества работ тоже есть. Но пока что это, говоря военным языком, всего лишь «перехват стратегической инициативы». Даже не выигранное сражение. А до полной победы в дорожных войнах области пока ещё очень далеко.