Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

17.04.2024
Ярославль
1822
Зачем реорганизуют «Ярдормост»?
Внятного ответа на этот вопрос власти не дают. Ну никто же серьезно не рассматривает, что реальным мотивом реорганизации является повышение заработной платы сотрудникам. Но какие-то мотивы здесь точно есть. И они, скорее, скрытые от внешних наблюдателей. Как когда-то были скрытыми мотивы т.н. "транспортной реформы", выгодоприобретателями которой в итоге стали коммерческие структуры из Москвы и Питера. Может, и здесь есть похожая многоходовочка? Но для жителей нашего региона важно, чтобы автодороги были хорошими и качественными. Но этого мотива реорганизация явно не предполагает.
Зачем реорганизуют «Ярдормост»?

Команда губернатора Михаила Евраева не перестаёт удивлять. Последнее время это особенно касается стиля подачи новостей. Когда важнейшие события, требующие аккуратной подготовки общественного мнения, преподносятся одномоментно, как снег на голову. То исторический центр превращают в пешеходную зону, то ликвидируют онкологический диспансер во втором по величине городе области, то на целый год закрывают трамвайное движение, то вдруг поднимают стоимость проезда. Всё подаётся как свершившийся факт, как безальтернативная данность. Так и только так. Никакого обсуждения или, упаси Бог, дискуссии. Судя по всему, к тому же разряду относится и недавнее решение о реорганизации АО «Ярдормост» - крупнейшей дорожной компании, принадлежащей правительству региона. Последний раз подобное происходило ровно 10 лет назад, в 2014 году. И, по словам самих дорожников (разумеется, не тех, которые руководят отраслью, а тех, кто непосредственно находится на переднем крае работ), не принесла ничего особенно хорошего. История была не столь одиозной, как с объединением государственных АТП (что открыто признала неудачей даже сама исполнительная власть). Но никакого «повышения эффективности работы» точно не принесла. Рискнём предположить, что не стоит ждать её и сейчас. Между тем, дорожный фонд бьёт новые рекорды. А область ждёт весьма насыщенный сезон и очень большие объёмы различных работ, значительную часть которых берёт на себя как раз «Ярдормост». Так что его реорганизация сейчас выглядит ещё и несвоевременной. Особенно с учётом того, что в нынешнем сезоне серьёзный ремонт ждёт и местные дороги, где областная структура часто выступает подрядчиком (а нередко – просто закрывает «дыры», когда никто из частных компаний не выходит на торги). И на этом направлении уже есть проблемы. А «скамейка запасных», готовых, в случае чего, принять упавшее знамя, отнюдь не велика. Одним словом, куда выведут все эти кривые пути наше многострадальное дорожное хозяйство – пока большой вопрос. А время не ждёт, ибо сезон уже открыт.

 

Так легли карты

Работы-1.jpg           Для начала стоит обрисовать общий фронт дорожных работ. Хотя, признаться, сделать это довольно трудно, ибо он весьма широк. Так что придётся работать «крупными мазками». Тем не менее, основные акценты будут понятны. Во-первых, нельзя не отметить, что дорожный фонд Ярославской области бьёт новые рекорды. И уже к концу первого квартала 2024 г. он превысил 18 миллиардов рублей. К концу 2024 г. он станет еще больше (например, в прошлом году на аналогичный период он составлял 13,5 млрд. руб., а по итогам года получили все 18 млрд. руб.). Из них на региональные дороги выделено 9,4 миллиарда, в том числе без малого 3,3 миллиарда – на содержание. Для сравнения: в начале прошлого года последняя цифра была почти вдвое меньше – 1,73 миллиарда. Если же говорить непосредственно о ремонтных работах, то главным направлением здесь по-прежнему является национальный проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Перечень магистралей регионального значения, которые приведут в порядок за счёт его средств, указан ниже.

 Перечень автомобильных дорог регионального значения Ярославской области, запланированных к ремонту в 2024 году в рамках национального проекта «БКД»

№ п.п.

Наименование автомобильной дороги

Протяженность участка, км

1

Участок автомобильной дороги Ярославль-Любим (км. 19+102 – км. 28+502) в Некрасовском муниципальном районе

9,500

2

Участки автомобильной дороги Семибратово – Вахрушево – Бакланово – Ново-Никольское – Семибратово (км. 0+000 – км. 2+251, км. 15+560 – км. 19+131, км. 19+131 – км. 19+795) в Ростовском муниципальном районе

6,486

3

Участок автомобильной дороги Данилов – Пошехонье (км. 61+789 – км. 72+392) в Пошехонском муниципальном районе

10,603

4

Участок автомобильной дороги Данилов – Пошехонье (км. 40+484 – км. 50+000) в Пошехонском муниципальном районе

10,516

5

Участок автомобильной дороги Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец (км. 302+245 – км. 307+671) в Пошехонском муниципальном районе

5,426

6

Участок автомобильной дороги Новый Некоуз – Родионово – п. Октябрь (км. 37+500 – км. 45+900) в Некоузском муниципальном районе

8,400

7

Участок автомобильной дороги Нагорье – Кубринск – граница с Московской областью в городском округе Переславль-Залесский

6,592

8

Капитальный ремонт участка автомобильной дороги Шолошево – Скалино (км. 3+300 – км. 8+447) в Первомайском муниципальном районе

5,147

9

Обход г. Гаврилов-Яма в Гаврилов-Ямском муниципальном районе

2,64

10

Участок автомобильной дороги Пошехонье – Кукобой – Бакланка (км. 57+736 – км. 65+120) в Первомайском муниципальном районе

 

7,4

11

Участок автомобильной дороги Углич – Клементьево (км. 1+88 – км. 11+800) в Угличском муниципальном районе

 

10

12

Участки автомобильной дороги Углич – Воскресенское (км. 12+000 – км. 20+700, км. 20+700 – км. 28+400, км. 28+400 – км. 34+897 ) в Угличском, Мышкинском и Некоузском районах

 

22,897

13

Участок автомобильной дороги Рыбинск –Большое Село в Рыбинском и Большесельском муниципальных районах Ярославской области (1 этап, км. 0+029 – км. 10+000)

 

 

10

14

Участок автомобильной дороги Рыбинск - Большое Село (2 этап, км. 10+000 – км. 19+627) в Рыбинском и Большесельском муниципальных районах Ярославской области

 

 

9,627

           Помимо собственно дорог, данный список также включает работы на 9 мостах. Пять из них ждёт планово-предупредительный ремонт. Это переходы через безымянный ручей на автомобильной дороге «Рылово – Безменцево» и Пужбольский ручей в Ростовском районе, через реку Сабля в Угличском районе, через реку Ухра в Даниловском районе и через реку Золотуха в Борисоглебском районе.

          Ещё 4 объекта ждут реконструкция или капитальный ремонт. Речь о мостах через реку Лахость на автомобильной дороге «Стогинское – Федчиха – Путилово» в Гаврилов-Ямском районе, через реку Согу в городе Пошехонье, через реку Коровку на автомобильной дороге «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец» в Рыбинском районе и через реку Нерль на автомобильной дороге «Нагорье – Берендеево» в городском округе Переславль-Залесский.

Рыбинск-Большое село.jpg          Отметим, что указанный список периодически меняется, и в него могут добавлять новые объекты, которые будут отремонтированы опережающими темпами за счёт финансовых лимитов 2025 года (аналогичная ситуация была и в прошлом году). В числе таких дорог, по которым буквально недавно завершились конкурсные процедуры, можно назвать трассы «Углич – Клементьево», «Углич – Воскресенское», «Рыбинск – Большое село», «Пошехонье – Кукобой – Бакланка». Во всех случаях победителями конкурсов стали хорошо знакомые ярославцам подрядчики.

          В первом и втором случае это АО «Группа компаний «ЕКС» (цена контрактов составила, соответственно, 325 и 982 миллиона рублей). Ей же достался второй участок трассы от Рыбинска до Большого села (цена контракта – 427 миллионов). Первый участок данной дороги за 295 миллионов уже начало делать АО «РУМСР». Наконец, первый этап работ на одной из самых северных магистралей региона от Кукобоя до границы с Вологодской области за 272 миллиона предстоит отремонтировать АО «Ярдормост». Как видим, суммы на работы заложены весьма приличные.

          Во-вторых, серьёзный акцент в нынешнем году сделан на так называемый ремонт крупными картами. От капитальных работ его отличает, к примеру, отсутствие замены бордюрного камня или обустройства тротуаров. Однако на многих трассах этого и не требуется. Зато давно пора заменить донельзя изношенный верхний слой асфальта. Данную задачу и призван решить вышеназванный вид ремонта.

          В предварительном плане около полутора десятков объектов регионального значения по всей области на территории Большесельского, Брейтовского, Гаврилов-Ямского, Некрасовского, Ростовского, Угличского и других районов. На указанные цели в текущем году выделено 450 миллионов рублей. И практически такая же сумма определена за счёт лимитов 2025 года. Если всё пройдёт гладко, программа позволит привести в порядок порядка 90 километров покрытия.

         

Хлопотное хозяйство

           Третий момент, на который необходимо обратить внимание – очень большой объём предлагаемых к ремонту местных дорог. В общей сложности, только из регионального дорожного фонда на их ремонт выделено более 7,2 миллиарда рублей. Эти средства распределяются через десяток субсидий и межбюджетных трансфертов. В частности, более 2 миллиардов предусмотрено на выполнение работ по национальному проекту «БКД» в городской агломерации «Ярославская» (Ярославль, Тутаев и Ярославский район).

          900 миллионов заложено на завершение капитального ремонта волжского моста в Рыбинске. 600 миллионов идёт на ремонт подъездных путей к объектам социальной сферы. 250 миллионов потратят на приведение в порядок грунтовых дорог и ещё почти 200 миллионов – на развитие транспортной инфраструктуры в сельской местности. 100 миллионов направят на ремонт территории муниципальных образовательных учреждений (детских садов). В общей сложности, работы затронут более 550 различных муниципальных дорог.

          Наиболее широкий фронт, понятное дело, будет в Ярославле. По информации директора ДГХ мэрии областного центра Ярослава Овчарова, общая сумма финансирования ремонта улично-дорожной сети города (включая средства местного бюджета) составляет 4 миллиарда 280 миллионов рублей, а в плане значится порядка 88 объектов (без учёта проездов к социальным учреждениям, которых около 40, и грунтовых дорог). Притом, часть объектов 2024 года была сделана ещё в прошлом сезоне.

          Так, в рамках национального проекта «БКД» в 2023 году расторговали 17 дорог. К началу апреля 8 из них ввели в эксплуатацию и 1 находится в стадии приёмки. В текущем сезоне по национальному проекту предусмотрен ремонт 17 светофоров и 13 участков улично-дорожной сети. Большой объём ремонта также идёт за счёт средств целевой областной субсидии. В прошлом году таким образом законтрактовали 25 объектов, из которых 17 к началу текущего сезона были введены. В 2024 году ожидается ещё около 10 «субсидийных» объектов

Ярославль-3.jpgЯрославль-4.jpgЯрославль-5.jpg          Среди новых дорог стоит назвать улицы Пушкина, Гагарина, Семашко, Комарова, Кузнецова, Волгоградскую, Советскую, Рыбинскую, Сосновую, Большую Павловскую, Большую Октябрьскую, Кооперативную, Московский проспект и проспект Фрунзе, Богоявленскую площадь, Дядьковский и Мышкинский проезды, Тепловой переулок и переулок Герцена, и другие. Но наиболее серьёзные работы ожидаются на проспекте Машиностроителей (где предусмотрено расширение до четырёх полос, обустройство разделительного ограждения, дополнительные светофоры, пешеходные переходы и остановочные павильоны), проспекте Октября, улицах Свободы и Победы. Все они были начаты ещё в прошлом году.

          Притом, исполнение таких двухгодичных контрактов вызвало справедливую критику общественности. Дело в том, что на многих улицах работы проводились уже поздней осенью (в том числе в дождь или при отрицательных температурах), и даже в декабре. В результате их качество, мягко говоря, оказалось не на высоте. Так, по весне «поплыли» плиточные тротуары (например, на улицах Карла Либкнехта и Подзеленье). Были вопросы по асфальтовому покрытию улиц Победы, Свободы, Флотской.

          Конечно, ремонт там ещё не закончился. И все «косяки» подрядчик будет переделывать за свой счёт. Но это, как минимум, потребует времени. Которое можно было бы провести с куда большей пользой. Тем более, что его не так много, а фронт работ приличный. Да и передвигаться по таким дорогам сейчас проблематично. Этот момент особенно важен потому, что в нынешнем сезоне также запланирован большой объём работ под лимиты 2025 года. И если с ними повторится аналогичная история, ни к чему хорошему это не приведёт.

          К слову, сейчас в регионе идут выездные проверки гарантийных дорог, которые продлятся до конца апреля. В общей сложности, на гарантийном обслуживании в регионе находятся 1657 объектов. Подавляющее большинство из них – тоже муниципальные. В случае выявления дефектов по традиции будут составлены акты обследования и выданы предписания подрядчикам со сроком устранения замечаний до 31 мая. Однако исполнители далеко не всегда готовы исправлять свои ошибки. И порой переделывают дороги ненадлежащим образом, либо не переделывают вовсе.

          В таком случае начинается длительная претензионная работа вплоть до судебных исков, рассмотрение которых может растянуться на достаточно длительное время. Так что заезженная «пластинка» представителей власти о «магических» гарантийных обязательствах работает далеко не всегда. И в этом плане муниципальное дорожное хозяйство особенно хлопотное. Просто в силу слишком большого количества объектов и разных заказчиков. Да и добросовестных подрядчиков на ремонт местных дорог у нас откровенно немного. А некоторым из них ещё и осложняют жизнь. Об этом – ниже.

 

Бедный, бедный «Ярдормост»

 Душко и Драный.jpg          На старте столь сложного дорожного сезона как гром среди ясного неба прозвучала новость о грядущей оптимизации АО «Ярдормост» - одной из ведущих профильных компаний, да к тому же принадлежащей Правительству Ярославской области, то есть находящейся в государственной собственности. О предстоящих переменах 10 апреля сообщили министр дорожного хозяйства региона Роман Душко и гендиректор компании Дмитрий Драный. Если коротко, то суть «преобразований» сводится к тому, что из 12 нынешних подразделений (11 филиалов плюс мостостроительный участок) создадут 4 дорожных управления и 21 производственный участок, которые будут отвечать за содержание и ремонт дорог. На каждый участок придётся около 350 километров.

          В качестве главных целей реорганизации указаны улучшение условий труда работников, оптимизация закрепления объектов за участками и консервация нерентабельных асфальтобетонных заводов. Результатами предпринятых мер чиновники видят рост производительности труда на 30%, развитие мер социальной поддержки и приобретение техники на сумму более 1 миллиарда рублей (планируется закупить более 140 единиц). В компании рассчитывают, что эти меры позволят наладить более оперативную координацию и повысить конкурентную способность.

          Откровенно говоря, практически по каждому пункту есть вопросы. Начнём с той же конкурентоспособности. Конечно, АО «Ярдормост» отнюдь не монополист на рынке дорожных работ региона. Однако именно ему неоднократно доставались контракты на содержание всей областной дорожной сети (последнее время договоры заключают на 2 – 2,5 года, а это миллиарды рублей). Кроме того, компания ежегодно получает подряды на выполнение капитального ремонта региональных магистралей «опорной сети». Активно работает «Ярдормост» и на муниципальных объектах. К примеру, ремонтирует ярославские и тутаевские улицы в рамках «БКД». Так что с конкурентными преимуществами здесь всё в порядке.

Ярдормост-1.jpgЯрдормост-2.jpg          Далее – об оперативной координации. Да простят нас авторы идеи, но это просто смешно. Напомним уважаемым читателям, что 10 лет назад 12 самостоятельных государственных «Автодоров» были объединены в единую структуру (именно так и был образован современный «Ярдормост», хотя сама головная организация действовала ещё с 1970-х годов). Тогда по этому поводу было сломано очень много копий, но исполнительная власть всё же провела свою линию. После чего начались постоянные жалобы на излишнюю централизацию и снижение оперативных возможностей. Проще говоря, каждый директор филиала, несмотря на громкий титул, оказался полностью зависим от вышестоящего руководства. И был вынужден согласовывать с ним каждую мелочь, чуть ли не до замены запчастей.

          Естественно, всё это не могло не отразиться на скорости принятия решений и их качестве. Сейчас же организацию укрупняют ещё больше. Притом, обратите внимание на будущий расклад. В настоящее время «Ярдормост» имеет филиалы в Большесельском, Брейтовском, Гаврилов-Ямском, Даниловском, Любимском, Мышкинском, Некоузском, Первомайском, Переславском, Пошехонском и Тутаевском районах. То есть представительство распределено по региону достаточно равномерно. Взамен власти предлагают лишь четыре дорожных управления: Мышкинско-Некоузское, Даниловское, Гаврилов-Ямское и Ярославское.

          Три из них сосредоточено в непосредственной близости от областного центра. В то же время, огромные «кусты» в южной, северной и центральной частях региона оказываются «не окучены», либо завязаны на единственную контору, до которой – десятки километров. Сама контора, в свою очередь, завязана на «головной офис». В итоге вместо одинарной централизации компания рискует получить двойную. А целые районы могут оказаться на положении «бедных родственников», которым будут оказывать внимание по остаточному принципу. Что касается производственных участков, то они вряд ли смогут полноценно заменить филиалы – у них слишком разный статус и возможности. Да и в принятии самостоятельных решений они, опять-таки, ограничены.

          Пока не очень понятен и смысл закрепления дорог за конкретными участками. Рискнём предположить, что если в плане содержания это ещё может сработать (как это работает уже сейчас, только опять-же в исполнении филиалов), то в части ремонта – не факт. Во всяком случае, сейчас на какой-нибудь серьёзный объект (типа большой региональной дороги или списка улиц в крупном городе) постоянно задействуют мощности нескольких филиалов «Ярдормост». Порой – безо всякой территориальной привязки. Условно говоря, где-нибудь в Ярославском районе может работать Большесельский или Первомайский филиал. Кто может гарантировать, что то же самое не будет происходить после формирования участков?

 АБЗ.jpg         И последнее. В качестве «плюшек» реорганизации власти сулят закупку техники и улучшение условий труда. Но, простите, что мешает делать это сейчас, без всяких лишних телодвижений? Тем более, что в плане техники это опять-таки уже происходит: появляются новые машины, вводятся АБЗ (асфальто-бетонные заводы). При этом, заявленная консервация мощностей грозит обернуться ростом напряжённости на рынке труда, особенно в небольших районах, где с работой и так проблематично. И тогда социальный эффект может стать уже прямо противоположным заявленному.

          Что же касается роста заработной платы, то и здесь усматривается определенное лукавство. Хотя бы потому, что сейчас она и так довольно скромная – порядка 56,8 тысячи рублей в месяц (а годом ранее и вовсе была 43,7 тысячи). Чуть выше, чем средняя зарплата по области. Напомним, что в Ярославле в начале весны даже дворникам предлагали 60 тысяч. А механизаторы и водители получали свыше 70 и даже 90 тысяч. Притом, из куда более проблемного городского бюджета. Так что прикрывать оптимизацию некоей заботой о людях не стоило. От слова «совсем». Но какие реальные цели стоят за реорганизацией сказать пока сложно. Не исключено, что и коммерческие. А может еще какие-то. Но об это мы узнаем существенно позже. Точно не ранее конца этого дорожно-строительного сезона.

          Одним словом, реорганизация одного из крупнейших и добросовестных подрядчиков (которую, к тому же, должны завершить за этот год) на старте сложного ремонтного сезона выглядит, как минимум, сомнительно. А как максимум, кажется безрассудством. Добавьте сюда другие проблемы (не слишком оперативное проведение закупочных процедур на местах, низкое качество работ, неэффективный контроль и другие) – и положение на дорожном фронте может оказаться совсем непростым, и даже опасным. Между тем, на кону – реализация национального проекта. Плюс – целая серия муниципальных избирательных кампаний в сентябре. Поэтому ставки высоки, а власти региона явно идут ва-банк. Насколько оправданным окажется такой подход? И не выйдет ли «вторая российская беда» в отдельно взятом субъекте снова на первый план? Ответы на эти вопросы мы узнаем уже через несколько месяцев. А пока остаётся только запастись терпением.

 

          ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?