Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

09.03.2022
Ярославль
2344
ЖИЗНЬ В ОСАДЕ. НО МЫ ПРОРВЕМСЯ. ХОТЯ И СТАНЕМ БЕДНЕЕ.

О перспективах ярославской экономики на фоне глобальных антироссийских санкций

ЖИЗНЬ В ОСАДЕ. НО МЫ ПРОРВЕМСЯ. ХОТЯ И СТАНЕМ БЕДНЕЕ.

       Что будет с отечественной экономикой, и как она сможет пережить новые санкции, введённые на фоне военного конфликта с Украиной? Сейчас эти вопросы волнуют каждого. Увы, чёткого и понятного ответа на них нет. Несмотря на большое количество всевозможных мнений, оценок и комментариев. Да и быть не может – слишком высока сегодня неопределённость. Картина меняется каждый день. К 5 марта в России свернули инвестиционные проекты, прекратили поставки и даже остановили производства десятки компаний, которым принадлежит более 200 мировых брендов. Демарш коснулся практически всех отраслей бизнеса: от украшений, одежды и продовольственных товаров до бытовой техники, автомобилей и самолётов. И если без кристаллов «Сваровски», часов «Картье» и даже «яблочной» продукции прожить можно, то простой тех же автозаводов выглядит куда серьёзнее. Разумеется, последствия санкций ощутили и в Ярославской области. Хотя на фоне ряда других регионов (в том числе соседей по ЦФО) у нас пока относительная стабильность. Наши предприятия также зависят от иностранного оборудования и страдают от разрыва логистических цепочек. Но в плане сбыта продукции в значительной степени ориентированы на внутренний рынок. К тому же, некоторые из них ощутили санкционное давление значительно раньше, чем 24 февраля. И отчасти успели перенастроить свою работу. Так что с высоты сегодняшнего дня положение представляется тяжёлым, но всё же не апокалиптическим. Другое дело, что нас в любом случае ожидает рост цен на всё и вся вкупе с сокращением предложения привычных товаров. В перспективе не исключены и вынужденные простои, и кризисы целых отраслей (например, в сфере строительства или автосервиса). А самое главное – всем предстоит привыкнуть жить в абсолютно новых экономических реалиях. Они теперь всерьёз и надолго. И чем раньше произойдёт эта «перестройка», тем лучше.

 

Вас – орда, а нас – рать!

          Сразу отметим, что наша сегодняшняя статья – скорее рассуждение о возможных экономических сценариях, а не строго научный анализ ситуации. Для последнего нужно обладать всей полнотой данных о финансово-производственных показателях ярославских предприятий и организаций. А они недоступны для свободного использования (особенно с учётом того, что целый ряд наших хозяйствующих субъектов трудятся в сфере ВПК). Поэтому нам остаётся исходить из официальных заявлений менеджмента, информации из открытого доступа и простого анализа на основе здравого смысла. Который подсказывает, что работу ярославской промышленности сейчас будут определять три главных фактора, тесно связанных между собой: сбыт готовой продукции, зависимость от иностранных поставок (сырьё и технологии для изготовления товара, а также оборудование, запасные части и расходные материалы для самого производства) и транспортно-логистические вопросы.

                Если судить по официальным заявлениям, то к началу весны ситуация на ярославских заводах представлялась вполне штатной. Согласно комментариям, собранным журналистами издания «Коммерсант» в статье «Свои риски несём сами» от 5 марта, сокращения персонала и изменения режима работы не планировали ПАО «ОДК-Сатурн», АО «Русская механика», ПАО «Славнефть-ЯНОС», ПАО «Ярославский радиозавод» и целый ряд других организаций.

Сатурн.jpgНПЗ (2).jpg              Конечно, подобные заявления можно расценить как попытку снизить напряжение, возникшее на фоне событий последнего времени. Однако данные об отсутствии как минимум массовых увольнений подтверждаются областной службой занятости населения: к высвобождению на ближайшие два месяца заявлены порядка 500 человек, в режиме простоя и неполного рабочего времени находятся около 250 работников. Для сравнения: весной 2015 года численность заявленных на высвобождение сотрудников составляла 3335 человек на 200 предприятиях.

            Теперь разберём несколько конкретных примеров из числа ведущих игроков ярославской промышленности. На наш взгляд, санкционное влияние в меньшей степени ощутят предприятия, выпускающие продукцию для оборонного комплекса и работающие в ИТ-сфере. Последние получили достаточно серьёзные льготы, среди которых - ежегодная грантовая поддержка перспективных разработок, нулевая ставка по налогу на прибыль до 31 декабря 2024, освобождение от проверок, а также финансовая помощь для улучшения жилищных условий и повышения зарплаты специалистам аккредитованных IT-компаний.

           К тому же, продукция ярославских фирм указанной отрасли (к примеру, «Тензор» или «Алан-ИТ») сегодня ориентирована на внутренний рынок. Что касается предприятий ВПК (к ним можно отнести «Ярославский радиозавод», «Ростовский оптико-механический завод», рыбинский «Судостроительный завод «Вымпел», отчасти то же ПАО «ОДК-Сатурн» и другие), то импортозамещение в военной сфере достигло 100% ещё в 2018 году. И сейчас армия и органы безопасности точно не будут переориентироваться на иностранных поставщиков.

 

Приказано выжить!

           Сложнее будет ситуация в машиностроительной отрасли и производстве, ориентированном на автомобильный рынок. Однако на фоне остановленных заводов «Фольксваген», «БМВ» и «Мерседес» в Калуге, Калининграде и Подмосковье у нас ещё всё не так страшно. Во-первых, потому что продукция наших предприятий завязана главным образом на производство грузовиков, автобусов и сельскохозяйственной техники, а не легковых автомобилей. Во-вторых, опять-таки ориентирована на российский и белорусский рынок. В-третьих, отчасти диверсифицирована. В-четвёртых, подавляющее большинство ведущих заводов в Ярославской области являются частью крупных государственных или частных корпораций (ГК «Ростех», «Группа «ГАЗ»), которые наверняка получат поддержку от государства.

i-5.jpg          Скажем, тот же ПАО «Автодизель» (ЯМЗ) помимо широкой линейки двигателей производит коробки передач и сцепления и поставляет свою продукцию на «Уральский автомобильный завод», «ЛИАЗ», «МАЗ», «БелАЗ» и другим известным производителям. К тому же, у предприятия уже есть опыт работы в условиях санкций. Ранее завод выпускал двигатели для микроавтобусов «Мерседес Спринтер», активно сотрудничая с немецким автоконцерном. Однако в 2018 году группа «ГАЗ», куда входит и Ярославский моторный завод, попала «под раздачу» со стороны США. Производство пришлось свернуть. Но ничего, выжили.

          Это создаёт залог некой стабильности. По крайней мере, на первое время. Во всяком случке, генеральный директор предприятия Андрей Матюшин на первом заседании штаба по обеспечению социально-экономической стабильности в регионе в условиях санкций не выразил каких-то серьёзных опасений: «Те продукты, которые мы выпускали ранее, продолжаем выпускать в том или ином объеме. У нас конкурентоспособное производство и много заказчиков. Это тот фактор, который поможет справиться с непростой ситуацией. Я довольно оптимистично настроен на то, что будет происходить дальше».

         Другое дело, что сами отечественные автопроизводители могут испытывать трудности из-за поставок импортных узлов и агрегатов. Если прямой канал от производителя будет прикрыт надолго, придётся либо перестаивать логистику и искать обходные пути (к примеру, через Китай или Турцию), либо переходить на аналоги (при наличии). Безусловно, это потребует времени и отразиться на стоимости. Но с этим, увы, уже ничего не поделаешь. По всей вероятности, будут пересмотрены отношения и с западными контрагентами. Скажем, у того же ЯМЗ – 160 официальных дилеров, в том числе в Германии, Польше, Болгарии, Молдавии, Эстонии. И пока их судьба не вполне понятна.

70_0_s1.jpg        ПАО «ОДК – Сатурн» производит авиационные двигатели (в том числе для самолётов семейства «Ил» и «Ту»), промышленные и морские газовые турбины. Кроме того, в 2019 году на базе предприятия было открыто крупнейшее в России производство лопаток для газотурбинных двигателей. Хочется верить, что на фоне демарша «Boeing» и «Airbus» отечественное авиационное направление получит возможность для перезагрузки. Ну а энергоустановки – вообще одно из самых перспективных направлений.

ВолгАэро.jpg            Единственное беспокойство вызывает судьба ЗАО «ВолгАэро» - совместного предприятия ПАО «ОДК-Сатурн» и компании «Сафран Авиационные Двигатели» группы компаний Сафран (Франция). Оно было создано ещё в 2004 году и специализируется на выпуске деталей двигателя SaM146 для российского самолета Sukhoi Superjet 100, а также производит детали двигателей для самолётов всё тех же «Боинга» и «Эйрбаса». Однако в Минпромторге РФ уже пообещали ускорить импортозамещение Sukhoi Superjet. А «Сафран» (к слову, как и другие крупнейшие французские компании) не заявила о намерениях покинуть российский рынок. Тем более, что это не рекомендовал делать сам господин президент Пятой республики. Так что пока никаких сигналов не поступало. Что будет дальше, поживём – увидим!

          Несколько сложнее представляется ситуация на ПАО «Тутаевский моторный завод», значительная часть продукции которого поставляется на «КАМАЗ». Как известно, сотрудничество с отечественным автоконцерном прекратила фирма «Daimler Trucks». В конце февраля она приняла решение прекратить поставки компонентов ПАО «КАМАЗ» и остановить сборку грузовиков на совместном производстве «ДК Рус». Вместе с тем, «ТМЗ» производит не только автомобильные, но и промышленные, тракторные и другие специальные двигатели, а также коробки передач и судовые электроагрегаты. Да и генеральный директор «КАМАЗА» Сергей Когогин дал понять, что у компании есть план действий в новых условиях, согласованный с Правительством.

 Шинный.jpg          Из не машиностроительных отраслей, завязанных на автопроизводство, опасения могли возникнуть в отношении ПАО «Ярославский шинный завод». Тем более, что, по официальной информации Правительства Ярославской области, в 2021 году продукция предприятия поставлялась в 19 стран, в том числе в ЕС (Словакия, Болгария, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия и Италия). Однако у «ЯШЗ» достаточно широкая линейка продуктов и клиентская база. А на днях завод и вовсе сообщил о готовности трудоустройства граждан на рабочие вакансии. Значит, работа и заказы есть.

 

Равнение на 13 год или новая индустриализация

          Что касается других отраслей ярославской промышленности, то здесь беспокойство вызывает судьба нашего филиала пивоваренной компании «Балтика» (завод «Ярпиво») и развитие ПАО «Славнефть-ЯНОС». В первом случае датская «Carlsberg Group», которой принадлежит отечественный концерн, ещё несколько дней назад приняла решение о приостановке инвестиций и экспорта в Россию. При этом, в официальном заявлении самой «Балтики» говорится, что компания «продолжает свою операционную и коммерческую деятельность, адаптируя процессы и планы к наступившим изменениям».

Ярпиво.jpg         В компании уверяют, что решение «Carlsberg Group» касается поставок импортного пива. В то время, как производственно-сбытовая цепочка в самой России в значительной степени локализована, а большинство поставщиков и клиентов находятся на территории страны. Хочется верить, что оборудование не подкачает, а пивовары на самом деле смогут обойтись отечественными солодом, хмелем и другими компонентами для изготовления пенного напитка. И его любители не пострадают от иностранных санкций. Как и бюджет, куда, как известно, перечисляются значительные средства от акциза на пиво.

         Что касается нефтепереработки, то здесь могут быть следующие проблемы. Дело в том, что в российской нефтяной отрасли запущена масштабная программа модернизации. В значительной степени она завязана на иностранные технологии и комплектующие, поскольку уровень импортозамещения в стратегической сфере отечественной экономики пока не столь высокий, как хотелось бы. Соответственно, на фоне санкций эта работа может быть свёрнута или, по крайней мере, замедлена. По мнению экспертов, больше всего в данном случае пострадают активы ПАО «НК «Роснефть». Ярославский «Славнефть-ЯНОС» принадлежит как раз ей (совместно с ПАО «Газпром нефть»).

         В октябре прошлого года на нашем предприятии как раз началась подготовка к строительству комплекса глубокой переработки нефти стоимостью 67 миллиардов рублей. Работы должны быть закончены к 2024 году. Мы точно не знаем, насколько они завязаны на импорт. Но если процесс подразумевает использование заграничных технологий и комплектующих, резонно предположить, что в него будет внесена корректировка. Насколько серьёзная – утверждать сложно. Поэтому остаётся верить в лучшее. Во всяком случае, Европа не намерена отказываться от наших энергоносителей. И под этим соусом от «партнёров» можно потребовать ответной любезности в части технологий. Хотя, как показали последние события, ЕС легко забывает про деловой этикет в угоду политической целесообразности.

стройка.jpg         По всей вероятности, трудные времена ждёт и строительный рынок. Притом, это касается и жилищного строительства, и дорожного хозяйства, и благоустройства. Сейчас цены на жильё остаются достаточно высокими ввиду значительного спроса (те граждане, у кого есть сбережения, пытаются сохранить их, вкладываясь в приобретение жилья). Однако в ближайшее время (по мнению экспертов, уже к лету) свободная ликвидность иссякнет, а ипотечные кредиты из-за подъёма ключевой ставки ЦБ станут неподъёмными для большинства населения. Соответственно, спрос пойдёт на спад. И стоимость квартир как минимум стабилизируется, а то и упадёт. Хотя ждать какого-то радикального снижения вряд ли стоит, ибо застройщики продолжают нести существенные издержки из-за резкого удорожания материалов и транспортных расходов.

          Ещё сложнее представляется ситуация у дорожников, работающих по государственным программам. Здесь беспрецедентное удорожание стоимости инертных (песок, щебень) и других (битум) материалов (по отдельным позициям – в два-три раза) накладывается ещё и на их дефицит. Между тем, объём работ нынешнего сезона на порядок выше, чем годом ранее. Только по программе «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области» запланировано благоустройство 135 территорий и 225 дворов в рамках нового губернаторского проекта. В прошлом году их было 156. По национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предстоит отремонтировать 16 региональных (в прошлом году было 13) и порядка 30 муниципальных (ранее было 20) трасс. И это – не считая ремонта подъездных путей к социальным учреждениям. А сметы составлены по расценкам прошлого года. В связи с этим, уже сейчас раздаются полуофициальные призывы пересмотреть программы и скорректировать перечень объектов. В противном случае, уже летом регион может столкнуться с тотальным неисполнением заявленных показателей.

Прохоров1.jpg         Из оставшихся направлений со значительными трудностями столкнутся официальные дилеры иностранных автоконцернов и автосервисы как таковые (запасные части и расходные материалы пока есть, но их стоимость уже растёт на 30-40%), различные службы доставки товаров, отдельные направления розничной торговли и общественного питания. Здесь всё будет зависеть от сроков санкций и степени зависимости от западных компаний. Ну и, само собой, нас всех ждёт существенное удорожание всего и вся. А уровень жизни граждан серьёзно упадёт. По мнению ярославского экономиста, преподавателя ЯрГУ им. П.Г. Демидова Александра Прохорова, через 6 лет мы будем жить в два раза беднее, чем в 2013 году (последний период, когда реальные доходы россиян не падали).

         Похоже, что теперь мы действительно будем сравнивать всё с 13 годом. Прямо, как во времена СССР (с той лишь разницей, что там речь шла про 1913). Впрочем, если продолжать проводить параллели, то за 13 годом должен последовать и свой «НЭП» (с неизбежной «серой» экономикой, но вместе с тем, и ростом внутреннего рынка), а далее – «новая индустриализация». Нам придётся наладить жизнь в условиях импортозамещения, диверсифицировать внешнеторговые связи и сделать наши промышленность и АПК более самостоятельными.

         Отчасти это уже происходит с приснопамятного 2014 года. Сельское хозяйство сделало значительный рывок вперёд. Производство сыра и птицы увеличилось на 25%, говядины – на 10%. Химическая промышленность растёт на 5-7% в год. Мы наладили собственное производство 186 позиций для оборонно-промышленного комплекса. Доля отечественного программного обеспечения при госзакупках выросла до 70%. К тому же, никто не отменял глобальный характер экономики. И вводя санкции в отношении России, Запад остаётся зависимым и от нас.

         Это касается не только экспорта привычных углеводородов и других полезных ископаемых, но и минеральных удобрений, ряда химических веществ (к примеру, метанола), автомобильных шин, неона и других товаров. Ну и само собой, не будем забывать, что останавливая свою работу на территории нашей страны, иностранные компании понесут колоссальные убытки. Скажем, для группы «Renault» Россия является вторым по значимости рынком. Наверное, именно поэтому французы едва ли не единственные из западных автоконцернов не спешат покидать нас.

         Само собой, никто не собирается злоупотреблять успокоительной риторикой. Увы, мы ещё слишком завязаны на Запад. Понятно, что будет сложно. Очень сложно. И вновь придётся затянуть пояса. Хотя, казалось бы, куда уже. Однако очередной кризис должен полностью переформатировать нашу экономику и заставить понять, что прежнего мира и прежних отношений уже не будет. Маски сброшены. «Партнёры» доказали, что для них политика действительно является концентрированным выражением экономики. И чтобы выжить, нам придётся стать по-настоящему независимыми и научиться отстаивать свои интересы. Жёстко, чётко и принципиально. Да, мы полностью отвыкли от этого за последние 30 лет. Но всему когда-то приходит конец. И, как показывает история, наша страна и наш народ проявляют свои лучшие качества именно в период испытаний. Дай Бог, так будет и на этот раз. Прорвёмся!

 

 

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?