Не всегда ожидание от встречи бывает оправданным. Идешь на интервью к директору культурно-зрелищного центра, а сталкиваешься с интереснейшим человеком, чьи взгляды на жизнь добавляют новых красок в стереотипное представление о «людях государевых».
Имя заслуженного артиста России Игоря Сидоренко хорошо знакомо театралам не только в Ярославле. Он работал в Брянском драматическом театре и Тверском ТЮЗе, вместе с труппой Волковского академического объездил полмира, снимался в кино. И вдруг резкий поворот - он принимает предложение стать директором культурно-зрелищного центра «Миллениум». К этому «тысячелетнему подарку» у многих было весьма скептическое отношение. Однако время идет и КЗЦ занимает все большое место в культурной жизни нашего отдельно взятого региона. А его директор Игорь Сидоренко абсолютно уверен в светлом будущем своего детища и, по его словам, практически не вспоминает о своей актерской карьере.
- Для меня самого это – загадка. Я все ждал, когда наступит ностальгия, но так и не дождался. В моей жизни порой случаются серьезные повороты, открываются новые перспективы, и мне это очень нравится,- говорит Игорь Александрович.
Он родился в небольшом подмосковном городке Клин, имеющем колоссальные культурные традиции. С этим местом связаны имена Гайдара, Тонеева, Менделеева, Чайковского. Там, в доме-музее Петра Чайковского, еще ребенком, он впервые услышит игру на знаменитом «Becker» известного российского пианиста и дирижера Михаила Плетнева, пение прославленной оперной певицы Ирины Архиповой.
Мама Игоря, Александра Васильевна, инженер по профессии, в душе – чуткая, творческая натура, она неистово любила театр и музыку, и кто такие Верди и Россини ее сын узнал еще совсем маленьким ребенком.
- Мы жили с соседями, и, чтобы я не погружался в «коммунальный рай», мама купила по тем временам совершенно роскошный проигрыватель. Сначала я слушал сказки, а потом настал черед оперных и балетных произведений. Я до сих пор помню эти огромные красивые коробки, собранные в прекрасную коллекцию. Мамиными стараниями у нас дома была большая библиотека, и я не мог оторваться от книг. По той же причине я не слыл прилежным учеником. Даже на уроках литературы читал не то, что требовалось по программе. Что и говорить - физика и математика оставались для меня терра инкогнито, - вспоминает Игорь Сидоренко.
Свой первый спектакль, будущий заслуженный артист, поставил в трехлетнем возрасте. Из старой юбки мама сшила ему занавес, рампу он смастерил из кубиков, а в качестве актеров были привлечены все бывшие под рукой игрушки. С детства он занимался спортом, плаванием, бальными танцами, с удовольствием выходил на сцену театрального кружка. Здесь его первая роль - 60-летний начальник цеха в спектакле Геннадия Мамрина «Парадный вход». Зрители поверили 16-летнему парнишке, его персонаж казался правдивым и настоящим.
- Руководитель нашего кружка объявила, что театром мне нужно заниматься профессионально. Это была интересная, чуткая на таланты дама, в прошлом студентка ГИТИСА. Почти все, кому она прочила актерскую карьеру, смогли в этом реализоваться. Театр был для меня великим, прекрасным и невероятно недоступным. После восьмого класса поступил в строительный техникум, и это сейчас мне очень помогает жить. Я легко разбираюсь в чертежах и понимаю, что такое консоль и прочие строительные премудрости. Параллельно играл в театральной студии, - вспоминает Игорь Александрович. - Мы выступали со спектаклями в Москве, нас смотрели педагоги столичных ВУЗов, так я попал на прослушивание к известному актеру театра и кино, театральному педагогу Юрию Катину-Ярцеву.
Однако хрустальной мечтой Игоря Сидоренко оставался МХАТ. Сюда он подает документы, игнорируя приглашение в Щукинское, но проваливается. На следующий год уже практически став студентом ГИТИСА неожиданно принимает решение поехать в Ярославский театральный институт. Забирает документы из Москвы и поступает на курс Владимира Воронцова в Ярославле. Правда учебы в ГИТИСе ему избежать не удастся. Спустя 20 лет он закончит здесь режиссерский факультет.
- Я получил лучшее в России по тем временам театральное образование. Владимир Александрович Воронцов, (сегодня - режиссер Камерного театра) был руководителем нашего курса. Он предъявлял к нам высочайшие требования, да и все наши педагоги были великолепными профессионалами. Мы оказались первым набором ВУЗа, и за нашими успехами следили очень пристально.
После окончания института и службы в армии Игорь Сидоренко поступает в труппу Брянского драматического театра. Это были трудные 90-е годы, но актеры продолжали творить, много и интересно работать. Там начинающий артист впервые ощутил, всю «прелесть» выездных спектаклей, когда каждый был актером, монтировщиком и костюмером в одном лице. В день приходилось давать по три-четыре спектакля. Там он научился эффективно распределять время, познакомился с потрясающе талантливыми людьми, которые остаются его друзьями до сих пор. Потом была работа в Тверском ТЮЗе, и Волковском академическом театре.
- Каждую роль хочется сыграть хорошо. Это экзамен, и каждый раз его сдаешь заново, какой бы ты ни был народный или заслуженный. Всякий раз должен выйти и доказать, что ты имеешь право называться актером. Тебе должны поверить, а иначе - зачем все? Когда говорят - публика не понимает, это - не так! Она понимает и очень чувствует фальшь, порой на инстинктах. Как говорил Владимир Александрович Воронцов - Я никогда не смогу вам объяснить, как сделать, но всегда скажу, когда вы неправы,- рассказывает Игорь Александрович.- Мне повезло в жизни, я много чем занимался. Актерскую стезю выбирал сознательно, понимая, что это принесет невероятное удовольствие и интерес. Так и было, но однажды пришло осознание, что мне этого мало. Я достиг своей планки и не знал куда дальше двигаться. От роли к роли я повторялся, это устраивало режиссеров, но мне хотелось ощущений, эмоций, жизненного заряда. Я преклоняюсь перед артистами, которые в отклике зрителей каждый раз находят нечто новое, для которых каждая новая роль - открытие, целая вселенная. А мне вдруг стало этого мало.
Игорь Александрович, страшно ли было соглашаться на довольно ответственную должность руководителя крупного учреждения?
- Я полагаю, в то время от меня исходили флюиды страха. Быть тридцать лет актером, хорошо заточенным под эту профессию, любить ее, и полностью все изменить! Это не просто страшно. Но думать об этом было некогда, сидеть в кресле не приходилось. Начало работы - время бесконечной суеты, я изучал все помещения, забирался на крышу и в подвал. КЗЦ - новое учреждение культуры, нужно было набирать штат, вести документацию, организовывать мероприятия, сроки были сжатыми.
Есть ли подобные культурно-зрелищные центры за границей?
- Такой формат сейчас очень популярен во всем мире. Первый раз увидел подобный центр культуры в Токио, куда ездили с гастролями Волковского. Я нигде не встречал более продуманного, технологичного, какого-то космического оснащения. Возможно, в Большом театре частично это есть, но пока в плане объема, удобства я с подобным не сталкивался нигде. Хотелось бы наш центр сделать таким же, но для этого нужно вложить колоссальные средства.
Помогает ли Вам актерский опыт?
- Мне легко - в Ярославле у меня много добрых знакомых. Когда стал директором, рядом оказались люди, готовые прийти на выручку. Мне очень важна поддержка моих коллег из Волковского, ТЮЗа, Ярославской филармонии, мы вместе делаем некоторые проекты. Будучи актером, много где бывал, знаком со многими коллективами. А сейчас в качестве директора знакомлюсь с театральным руководством. Это невероятно интересно. Недавно к нам приезжали потрясающие режиссеры Московского ТЮЗа - Генриетта Яновская и Кама Гинкас. Ждем приезда театра Вахтангова.
Может ли КЗЦ «Миллениум» составить конкуренцию ярославским театрам?
- Никогда. Мы ни у кого не собираемся отбирать хлеб. Главное, чтобы наше учреждение было интересно своими гранями. На мой взгляд, сейчас недостаток в классических постановках. Поэтому в КЗЦ приглашаем тот же Санкт-Петербургский ТЮЗ со спектаклем «Доходное место», в классических декорациях, с классическими костюмами и текстом, и никаких сомнительных мизансцен. Я думаю, театр – это океан. В нем может быть все - прилив пошел, появились какие-то взвеси, медузы. Потом схлынуло, или его штормит, или штиль. Но он прекрасен всегда - он самоочищается. Но я не ставлю задачу сделать еще один театр в Ярославле. Для меня важно понимать репертуарную политику, чтобы, не мешая другим, привозить те проекты, которые будут у нас пользоваться спросом. На площадках КЗЦ, на мой взгляд, должно быть как можно больше жанров. Поэтому здесь мы принимаем классический и современный балет, драматические и музыкальные спектакли. Нужно использовать наши преимущества, в том числе, самую большую оркестровую яму, где можно усадить полный состав оркестра. Благодаря этому мы смогли провести гастроли театра «Новая опера».
А как с акустикой?
- С этим сложновато, при строительстве центра были использованы не те материалы. Но при необходимости можно использовать подзвучку. Даже в старых европейских оперных театрах иногда так работают. Но можно обойтись и без этого. Дмитрий Коган привозил в КЗЦ свой проект - «Пять великих скрипок», он играл без подзвучки, это было его категорическое условие. Скрипки звучали вживую, и слышно было замечательно. Сейчас он вновь хочет привезти нам новый проект. В КЗЦ выступал Марис Лиепа, и скоро он привозит новый проект, посвященный Майе Плисецкой. Что касается эстрадных шоу - здесь под них все заточено. В малом зале мы проводили несколько джазовых программ. У нас есть потрясающий ослепительно белый «Steinway» - рояль, сделанный на заказ. Он - бесспорный фаворит всех приглашенных музыкантов, у него потрясающий звук.
Вы не так давно в роли директора, многому ли еще нужно учиться?
- Да, поэтому осенью я пойду учиться в академию имени Пастухова на отделение менеджмента и управления. Я осознал, что всю жизнь надо начинать с начала, и не книжки на математике читать, а предметом заниматься. Рано или поздно все пригодится. Мне нравится, что жизнь преподносит мне разные сюрпризы, заставляет о многом задуматься, интересно простраивает мою судьбу. Тем более я богатый человек не только работой. Я счастлив в семье, у меня трое замечательных детей, трое внуков.
Жалеете ли о чем то?
- Нет, все происходит неслучайно. Я думаю, у меня сильные небесные покровители и они очень точно меня ведут по жизни. У меня есть теория - когда плывешь по течению жизни нужно все-таки быть несколько инертным. Не стоит сильно барахтаться, можно не туда свернуть. Но как только поворот, нужно очень точно понимать, куда плыть. Если повернуть не туда, будет не просто. Мы пришли на эту землю, чтобы быть счастливыми, а дискомфорт в работе, жизни, с близкими - разрушителен, значит не туда свернул.
Беседовала Анастасия Леонидова