Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

20.12.2015
Антропология
5773
Леонид Зайцев: У меня никогда не было лишних денег
ЗАО "Единство". Банальное название, правда? Не поймешь, то ли пародия на "Единую Россию", то ли прозрачный намек на "нашу силу". Тем не менее это действительно сильное предприятие. Одно из лидеров ярославской пищевой промышленности. Оно больше известно ярославцам как производитель тутаевских сосисок, колбас и прочих отличных мясных изделий под торговой маркой «Мясославль». А уж что-что, а мясную продукцию из Тутаева ярославцы знают. И знают ее как исключительно отличную и качественную. А о руководителе предприятия Леониде Зайцеве известно еще меньше, чем о ЗАО "Единство". Эту историческую несправедливость мы исправляем.
Леонид Зайцев: У меня никогда не было лишних денег

Беседа с директором крупнейшего по ярославским меркам перерабатывающего предприятия ЗАО «Единство» состоялась на территории принимающей стороны в Тутаеве. Это предприятие больше известно ярославцам как производитель тутаевских сосисок, колбас и прочих отличных мясных изделий под торговой маркой «Мясославль». 

logo Мясославль.png

Как и на любом уважающем себя производстве здесь встречает строгая охрана, внимательный персонал. Местный руководитель Леонид Алексеевич Зайцев непубличная персона, информации о нем, даже в пучине всезнающего Интернета практически нет. Однако это уникальный человек, сумевший в непростые 90-е с нуля создать производство. Как он сам признается, все решил случай. Сначала он наталкивается на статью «Коммерсанта» о плюсах и минусах молочного и мясоперерабатывающих производств, а позже узнает о продаже в конце 1994 года разорившегося цеха тутаевского райпотребсоюза. И недолго думая его приобретает. Это сейчас на производстве работает более пятисот человек, а начиналось все с пятнадцати.

Леонид Алексеевич, страшно было начинать практически на пустом месте? Не пожалели, что пошли по этому пути? Что оказалось самым сложным?

- Волков бояться в лес не ходить, жить то надо. Возможно, я не отдавал себе отчета в степени сложности этого мероприятия.

- Любое предприятие - это люди в первую очередь. Самое сложное - создать работоспособный коллектив, который мог бы решать поставленные задачи. Поначалу поражала абсолютная беспринципность людей, повальное воровство, с производства тащили без оглядки. Не укладывалось в голове - ты доверяешь человеку, а он этим пользуется. Но были и порядочные люди, на которых я мог опереться и они в свое время мне очень помогли. Проблема в том, что умных и по-настоящему заинтересованных делом людей не так много. Зачастую приходилось работать в сложных условиях, когда не с кем посоветоваться. Одна голова хорошо - две лучше. Решение предполагает наличие нескольких мнений для выбора лучшего. А таких людей, с которыми можно посоветоваться, обсудить проблему - мало. Я привык работать в команде, а создать достойную далеко не просто.

Что важнее в бизнесе рационализм или интуиция?

- Существует мнение, что интуиция - это ряд последовательных умозаключений, которые проскакивают настолько быстро, что мы не успеваем их осознать. Получается, это - логика. В первую очередь, важен здравый смысл и стремление интересоваться тем, что есть вокруг.

Вы не боитесь рисковать?

- Чтобы иметь результат, сначала нужно вложиться, что-то сделать. Риск не всегда бывает бездумным. Есть предварительный расчет и порой он на уровне чувствования, понимания. В свое время в молодости, я попробовал себя в роли челнока, съездил в Польшу, заработал первые 200 долларов, и тогда понял, что с голоду не умру и смогу организовать свое дело.

После окончания Ярославского политехнического института был опыт работы на крупных промышленных предприятиях, в том числе мастером на Ярославском заводе полимерного машиностроения. Позже перебрался на Тутаевский моторный завод решать жилищную проблему. Но вскоре возникло ощущение, что мои силы и возможности на этом предприятии не очень-то и нужны, а мои идеи никому не интересны. И я ушел. С началом перестройки работал в совместных предприятиях, у знакомых, но это все было не то. И тогда подался на «вольные хлеба».

Что стало решающим в судьбе Вашего предприятия?

- Главное - делать хорошо, чтобы людям нравилось. Для развития производства нужен рынок сбыта, но в первую очередь необходимо выпускать продукцию, которая приходится по вкусу лично мне, моей семье, знакомым. Если это так, она понравится и другим, ее можно продавать. А уж следующий этап - донести эту продукцию до людей.

Приходилось принимать рискованные решения, которые принесли неожиданный бонус?

Зайцев и Медведев.jpg

- На самом деле они все такие. К примеру, шесть лет назад мы затеяли строительство и организовали производство оборудования для пищевой промышленности, затратили кучу денег. Но вопрос оказался несколько сложнее, чем виделось изначально. Я всегда считал Ярославль промышленным центром, но найти здесь специалистов машиностроителей оказалось непросто. У каждого производства своя специфика. Люди, которые были хороши на своем заводе, у нас оказались неспособны ни на что. С одной стороны, мы понесли убытки, тратили прибыль с колбасного производства, но с другой , это можно рассматривать, как инвестиции в разработку нашего оборудования - вклад в будущее. Надеюсь, машиностроение и дальше будет у нас развиваться, тем более наше предприятие единственное, которое делает подобную продукцию в стране. Наши основные конкуренты - заграничные производители, которым по 150 лет, нам же еще 6 лет.

Как родилась идея заняться машиностроением?

- Мне стало обидно, мы же не хуже буржуев, и ничего сверхъестественного в этом деле нет. В свое время мы делали реконструкцию колбасного производства, построили новый корпус, и задались вопросом - каким оборудованием его оснастить. Отечественного достойного качества тогда практически не было. Закупали импортное. Были в Польше, Германии, Австрии, Италии. В каждой стране своя специфика - мировое разделение труда. Германия специализируется на мясоперерабатывающем оборудовании, в Америке оно несколько другого плана, рассчитанное на монопродукт. В Германии универсальное производство на несколько наименований, итальянцы специализируются на упаковочном оборудовании.

Получается, запуская свое производство, от всех взяли понемногу?

- Иначе невозможно. Нам предложили купить лицензию на производство оборудования трех типов за 2,5 миллиона евро. Я решил, что мы своими силами гораздо дешевле и быстрее разработаем. Конечно, мы не изобретали велосипед, от мирового опыта не нужно отказываться, но ко всему стоит относиться критически, где можно - улучшать, где нет – не ухудшать.

Значит ли это, что вы можете соперничать с западными производителями?

- Импортная продукция в нашей стране представлена очень широко. К тому же у западных предприятий нет никаких заградительных пошлин, у них много преимуществ. Сырье и электроника дешевле, чем у нас. Деньги тоже дешевле. Они могут взять кредиты под полтора процента годовых, тогда как мы берем под значительно большие. Но без этого не сделать шаг вперед. Деньги - это инструмент. У нас нет таких заработков, чтобы складывать в кубышку.

У Вас богатый опыт в производственной сфере, что по-Вашему, нужно для процветания перерабатывающих предприятий в России?

- Навести порядок в стране. Основная причина, что в промышленности дела обстоят не лучшим образом, лежит в несколько иной плоскости. Мы живем не в вакууме, и пока в обществе будут приниматься решения, которые не нужны людям, порядка не будет.

Порой чиновники считают себя очень умными и принимают очень глупые решения.

Большинство россиян, и в первую очередь чиновники, должны не формально, а реально отчитываться о своих тратах, где они взяли деньги на дорогие приобретения. Когда это начнет работать, вороватые и беспринципные люди не пойдут во власть. Возможно, там окажутся думающие профессионалы. Если не будет условий для безудержного воровства, вероятно и решения, принимаемые аппаратом, будут направлены на то, чтобы сделать лучше для всех. А дальше все будет постепенно налаживаться.

К слову о решениях. Система импортозамещения, не слишком давно появившаяся в нашей стране, - прекрасная идея, но реализация на местах оставляет желать лучшего.

- У нас многое нередко доводят до абсурда. Мы шесть лет назад начали делать оборудование и его продавать, но задумали это гораздо раньше. По мановению волшебной палочки ничего не появится, нужны годы работы.

В нынешних условиях выживать мясоперерабатывающим предприятиям очень непросто. Дорожает сырье, снизилась покупательская способность. Чтобы хоть как-то оставаться на плаву некоторые производители меняют состав продукта, делая его дешевым и менее качественным. Как удается вам справляться с трудностями?

- Действительно, сейчас очень сложные времена. Мы год прибыли не получаем, работаем, чтобы обеспечить заработную плату и налоги. До введения санкций европейскую свинину, польскую, датскую мы закупали у поставщиков по 90 рублей за килограмм. У наших сельхозпроизводителей сырье стоит в два раза дороже - 180-200 рублей за кг. Сейчас хорошо живут те, кто выращивает птицу. Они могут быстро нарастить поголовье, к тому же, мясо птицы питательно. Но у нас основное сырье - говядина и свинина.

Маневрируем, пытаемся решить нерешаемую задачу - сделать мясную продукцию без мяса, но не получается. Чтобы сделать хороший мясной продукт необходимо хорошее сырье. Тогда себестоимость продукта, а соответственно и цена оказывается слишком высокой. А потребителю нужны дешевые продукты. Но дешевая колбаса не бывает с мясом. Сейчас непростой период. Делать хорошо - люди не покупают – слишком дорого, а делать плохо - совесть не позволяет. К сожалению, в последние годы людей отучили от хорошего качественного продукта. В Германии самая дешевая вареная колбаса стоит от 8 евро за кг, получается более пятисот рублей, а хорошая - от 15 евро.

Но мы стараемся держать планку, когда можно давать колбаску своим детям и не беспокоиться. У меня двухлетний внук с удовольствием ест наши сосиски, и я не переживаю - знаю, из чего и как они сделаны.

На сегодняшний день Вы директор многопрофильного предприятия, которое включает в себя машиностроительное подразделение производящее оборудование для пищевой промышленности, мясоперерабатывающее предприятие. А недавно вы занялись еще и розничной торговлей. С какой целью?

- В большинстве своем сетевики работают беспринципно и выкручивают руки товаропроизводителям. Они могут разорить в два счета любое предприятие. Были такие прецеденты, когда производители начинают работать с торговой сетью, а спустя некоторое время ее руководство поднимает бонусную ставку с 5 до 25%. Если не хотите - выкидываем из сети. Люди остаются без сбыта, работники без зарплаты и предприятие гибнет. Сети, к сожалению, занимают все больше места. Они предлагают потребителям, как правило, более дешевый товар, не всегда хорошего качества. В сетевом магазине найти хорошую колбасу невозможно, за редким исключением. Кроме того, закрываются маленькие магазинчики, с которыми мы работали. Чтобы не стать заложниками этой ситуации, мы решили развивать собственные торговые точки, конкурировать за счет создания своих магазинов, где людям можем показать, какая колбаса должна быть.

Расскажите немного о себе.

- Я родился в городе Борисоглебск Воронежской области, отец инженер, мама - врач. Потом долго жили в Западной Сибири, Тольятти. Заканчивал десятый класс в Ярославле. Все мои грехи остались в прошлой школе, полгода продержаться нетрудно, поэтому в ярославской школе я слыл прилежным учеником. В детстве мечтал стать летчиком, но отец еще в 5 классе мне объяснил, что я должен поступить в политехнический ВУЗ.

Вы не публичный человек, почему? Не любите пиариться?

- Что такое пиар? С одной стороны, тщеславие, с другой (у артистов), – попытка привлечь внимание к творчеству. С тщеславием я борюсь, не считаю, что это благо. А извлечь выгоду из самопиара я не знаю как. Но мы занимаемся пиаром нашего предприятия. Недавно принимали участие в выставке по импортозамещению. Понятно, что от нее новых покупателей для нашей продукции не будет. Эта выставка больше для чиновников, чтобы они поняли, что не зря кушают свой хлеб. Но и для нас – это возможность заявить о себе, что мы есть и готовы к сотрудничеству.

Какого стиля управления придерживаетесь?

- Коллегиального. Я внимательно выслушиваю мнение своих коллег, когда оно у них есть. Но когда за мнение выдают бредни, которые однозначно пустые и ни к чему не приведут, я такое слушать не люблю.

Получается, Вы вынужденный диктатор?

- Ну не совсем. Я не диктатор, если у человека есть мысли, возникает дискуссия, ищем вместе решения.

Ваше жизненное кредо?

- Я делаю для людей как для себя. Никогда не делай другим того, что не хочешь, чтобы сделали тебе.

Ваше хобби?

- Слушаю симфоническую музыку, фортепьяно. Музыкального образования у меня нет, просто нравится. Выбираю музыку в зависимости от настроения. Самый популярный «попсовый» композитор - Рахманинов его всегда можно слушать, когда совсем грустно – Брамс. Замечательно, по настроению, - реквием Верди. Еще хожу на охоту, но недавно. Друзья меня поздно к этому делу приобщили.

Что Вас там привлекает?

- Интересно, находишься на природе, можно подумать, подышать свежим воздухом. Но не просто сидишь на вышке, а с целью - зверя поджидаешь. Можно и просто так в лес выйти на пенек сесть - эффект тот же. Но на охоте интересней. Это и азарт - когда издалека попадешь в зверя, и удовольствие первобытное. Фотографию люблю, у меня много фотоаппаратов. Но это по настроению.

Чего Вам не хватает?

- У меня никогда не было лишних денег, мне их всегда не хватает. Я всегда удивлялся людям, у которых что-то в кубышке лежит. Мне всегда есть, куда их потратить.

В плане развития производства?

- И по жизни тоже. Даже для того, чтобы музыку послушать надо идти в хороший концертный зал, в Ярославле крайне редко бывают хорошие оркестры. В Москве или Питере не всегда получается быть, проще порой уехать за границу. А хороший оркестр –это все. Или собрать у себя качественную музыкальную систему тоже немыслимых денег стоит. Качество звука зависит от многих составляющих - вплоть до проводов, которые используются.

Вы максималист?

- Наверное, да. Но не всегда получается сделать так, как надо. Иногда можно и лучше.


Интервью взяла Анастасия Леонидова

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?