Имя Стаса Майнугина сегодня хорошо известно в Ярославле и далеко за его пределами. Первым по пути известности пошел его отец-Вадим Викторович - доктор медицинских наук, детский хирург и одновременно - джазовый пианист и композитор, организатор известного ярославского джазового ансамбля «Плюс один». В его послужном списке - выступления с ведущими зарубежными и российскими исполнителями, гастроли в России и других странах.
Стас Майнугин, его сын - практикующий хирург, сегодня больше известен как саксофонист, автор музыки для театра и кино, исполнитель. Он сам пишет музыку, слова, и называет себя популяризатором джазовой музыки.
Со Стасом Майнугиным наш сегодняшний разговор о творчестве, амбициях и профессиональной деятельности.
Что для Вас в приоритете профессия музыканта или врача?
- На сегодня скорее музыка. Впрочем, смотря, что рассматривать как профессиональную деятельность. Для американцев, где человек зарабатывает свои основные деньги, что он рассматривает как бизнес - то и профессия. От музыки, конечно, доход относительно стабильный. Да, я работаю в отделении сосудистой хирургии больницы №10 Ярославля. До этого некоторое время в Рыбинске хирургом. Сейчас, на самом деле, немного времени занимает медицина. Мне бесконечно этот вопрос задают - что важнее. У меня нет однозначного ответа. Когда у меня встал вопрос выбора, я перелопатил груду литературы об известных людях, у которых было, к примеру, как у Собинова, два крупных жизненных пути. Леонид Витальевич Собинов - адвокат или певец? А Сент Экзюпери кто больше - летчик или писатель?
Как отец повлиял на выбор профессии?
- Ну как минимум генетически. На самом деле непосредственно папа со мной никогда не занимался. Мы с ним вместе никогда не работали, но было время, когда я приходил к нему в больницу на дежурства, будучи студентом. Насколько себя помню, считалось, что стану доктором, не рассматривалось других альтернатив. Я, спустя время, понимаю, может, и были другие более подходящие варианты для меня. Но история не знает сослагательных наклонений.
На каких музыкальных инструментах играете?
- Если брать профессиональную игру на саксофоне - тенор и сопрано, недавно купил альт. При кажущейся похожести они отличаются. Я в принципе играю на рояле. На уровне - аккомпанировать и сочинять музыку, закончил музыкальную школу по классу фортепьяно. Но я не пианист, больше сочиняю для театра, кино.
Почему выбор пал на саксофон?
- В школьном ансамбле я начал играть на электрооргане, а тогда был ренессанс твистов, стиляг, появились «Браво», «Секрет» - и везде в составе были саксофоны. Мы решили, что надо найти саксофониста, не нашли, но появился инструмент. Некоторое время он у меня дома лежал, потом я попробовал на нем играть, так и закрутилось. Друг отца Владимир Воробьев руководил молодежным биг-бендом, в котором я себя попробовал. Предел мечтаний был играть второго тенора по нотам, потом первый раз - соло.
Вы в большей степени сочинитель или исполнитель?
- Мне всегда нравилось сочинять музыку, занимаюсь этим со времен музыкальной школы.
У меня есть большой проект, где я на русском языке пою, сам пишу песни. Это авторская песня, но не бардовская. Есть какие-то заказные работы. Мне сейчас на заказ писать интереснее - мотивации больше. Реквием Моцарт ведь тоже на заказ писал или Гершвин «Американца в Париже».
Для меня занятие музыкой не самоцель, а возможность реализовать какие-то идеи. Я знаю тех, кто исполняет и пишет музыку для себя и этим довольны. Но это не мой вариант.
Вы амбициозный человек?
- У меня есть стремление самореализоваться, развиваться, но для меня это не амбиции. Мне важно, чтобы люди созидали, даже если просто на уровне постройки дачного домика. У меня много разных проектов - студийные, концертные. Я открыл свое музыкальное агентство, занимаюсь организацией фестивалей, концертов. Из последних - новоорлеанский джазовый фестиваль в Ярославле. Это был совместный проект с американским посольством. Мы сделали концерты в Твери, Иваново, Ярославле, Рыбинске и Угличе. У меня много работы, как у исполнителя. Я мистерию написал в семи частях, и мы ее презентовали в мае. Есть у нас проект называется «Лига наций». В нем участвует музыканты разных национальностей, этнической и религиозной принадлежности. Мы их раз в полгода собираем и делаем большие турне. Где мы только не были - самые экзотические места - Апатиты и Кировск, за Полярным кругом.
Вы играете только джаз?
- Нет (в тот же момент Стас включает запись гимна молодежной команды «Локомотива», где музыка и слова написаны им).
Вы спортивный болельщик?
- Нет, просто мне нравится все, что делается хорошо. Было время взлета нашей хоккейной команды, я ходил на все матчи. Даже научился уже взрослым кататься на коньках, чтобы в хоккей играть.
Как давно Вы пишете стихи?
- Я все пишу по необходимости, специально не занимаюсь этим.
Вы этому учились, или все-таки божий дар?
- Понимаете, ничего не бывает на пустом месте, мера одаренности все равно нужна. Но если нет знаний, будет трудно. Я всегда много читал, люблю поэзию, но больше знаком с русской, причем не только поэтами первого плана. Из серебряного века ценю Николая Гумилева. Для меня очень близки вещи, которые он излагает. Есть люди однозначно гениальные. В первой половине двадцатого века я знаю двоих - Маяковский и Хармс. Не обязательно должно быть только эмоциональное восприятие музыки или поэзии. Я уже смотрю, как сделано, форма. Таких мощнейших прорывов кроме них никто не делал. Причем у Маяковского плохих стихов в принципе нет. Мы можем не разделять просоветскую пропаганду, но сделано гениально. Так же как Хармс - человек с особым видением. Гениев невозможно копировать. Не появилось второго Чарли Паркера и второго Маяковского, и не нужно - не достанешь. Надо по-другому смотреть на природу музыки или мира.
Какие Ваши ближайшие планы?
- Концерты в Иваново, потом фестиваль «Пташка», дальше – Тихвин - там записал диск, надо его доработать. Потом играем в Рыбинске концерты, в Ростовском Кремле. Дальше летим на фестиваль аква-джаз в Сочи - международный проект. Потом концерты в Москве, Ярославле, Иваново и на фестиваль в Нижнем Новгороде.
Вы в отпуске бываете?
- Как раз это время я в отпуске.
Ставите ли вы перед собой какие-то масштабные цели, лет на десять вперед?
- Хочешь насмешить бога - расскажи ему про свои планы. Я знаю, что бы мне хотелось сделать. Записать альбом со своими новыми русскоязычными песнями. Хочу перевести их на английский, не перевод, а сделать адаптацию текста. У меня есть опыт исполнения пары моих песен в Америке на английском, и это понравилось публике. На самом деле я - попсовик самый натуральный, занимаюсь попсой. Попса- это все, что может воспринимать массовое сознание. Все что я делаю, укладывается в массовую культуру. Для этого не надо обладать суммой навыков и знаний, как в элитарном искусстве, и оно не является в полной мере субкультурным.
Что Вами движет?
- Чтобы двигаться в жизни вперед нужно выйти из зоны комфорта. У меня ведь все было, как у всех - квартира, машина, семья, кандидатская. Но всегда хотелось чего-то другого, видимо, были внутренние подвиги к этому. Я трудно принимаю решение, если принял - выполняю. Изменил свою жизнь, и тогда начал много сочинять музыки, стихов, стал играть по-другому. Сыпалось, как из рога изобилия. У меня появилось, о чем сказать. Многие хотят сказать, но не знают о чем.
Анастасия Леонидова