Если несколько лет назад таких были единицы, то сегодня, спрос породил массовые предложения дополнительного образования самого разного толка. Особую популярность в последнее время приобрели разнообразные школы раннего развития, и обучения иностранным языкам. Удивляться нечему, известно – лучшее вложение в ребенка - хорошее образование.
О сегодняшней ситуации в частном образовании, его перспективах и подводных камнях мы беседуем с руководителем ведущей частной языковой школы Ярославля «Интер-Лэнг» Анной Передреевой. Ей на практике удалось сравнить государственную общеобразовательную систему и работу частных школ. В свое время она сделала выбор в пользу последней и об этом не пожалела.
Вы открыли школу в 2007 году. Спустя семь лет спектр деятельности Вашей школы очень широк. Как удалось этого достичь?
- Наверное, надо жить этим. Для меня работа - основа моего существования. У меня, конечно, есть семья, дети. Я своего мужа уговорила бросить карьеру в Сбербанке, и теперь мы работаем вместе - он финансовый директор. А еще Павел делает клипы, поет, играет, вместе с ним пишем сценарии к лагерным сменам, праздникам.
Мои дети тоже здесь и когда мы открывали школу иностранных языков, старшей Алине было 4 года. Встал вопрос - куда ее пристроить и мои преподаватели предложили сделать детский центр «Почемучка». Мы не имели никакого опыта в дошкольном образовании. Но нам повезло. К нам пришли замечательные профессиональные преподаватели, методисты. «Почемучка» - это наша гордость, мы ее сделали сами от и до. Мы брали то, что считали лучшим, изучали программы для дошкольных учреждений, вносили дополнения. Благодаря наработанному опыту что-то изменяли и сейчас стоим на пороге написания собственной программы. Цель последних двух лет - создать свою программу с учебными пособиями. К этому надо идти планомерно, с наскока не получится. Это глобальное направление.
Нередко коммерсанты в дополнительном образовании предпочитают снять сливки и уйти, у Вас бизнес на качество и перспективу.
- Это так. Нам нужны качественные уроки. Проверяем это сами, у нас методисты систематически контролируют работу наших преподавателей. При наборе новых преподавателей, всех кандидатов честно предупреждаем о наших требованиях, что работать у нас не просто. Некоторые разворачиваются и уходят. Наша цель – подобрать таких преподавателей, для которых профессиональный рост стоит на первом месте.
Я всегда соискателю работы задаю вопрос - как вы видите свою жизнь через пять лет, что ждете от новой работы, чего хотите достичь? И очень часто сталкиваюсь с тем, что молодые люди не знают, чего хотят. Они идут с целью попробовать, но не стать профессионалом и реализовать себя как преподавателя. Несерьезное отношение порой расстраивает. Хочется стабильных кадров. Мы столько сил, времени, знаний вкладываем в своих специалистов совсем не для того, чтобы они искали себя в другом. С моей основной командой, мы шли осознанно, понимали, для чего работаем и сейчас не стоим на месте. Ездим на конференции, встречаемся с коллегами. Мы сюда не попробовать пришли. Мы занимаемся тем, что любим.
Старая команда сохранилась?
- Да, на сто процентов.
Сейчас рынок частных образовательных услуг переполнен предложениями, родителям сложно разобраться. Как вашей школе удается выживать в море конкуренции?
Мы не считаем, что конкуренция мешает. Да, бывает, идеи заимствуют, но это заставляет двигаться вперед, а не стоять на месте. А в остальном - если родитель грамотный, он разберется. Некоторые центры работают даже без лицензии, заявляя, что не оказывают образовательные услуги, а осуществляют надзор и присмотр за детьми. Есть в законе такая лазейка. Все наши школы имеют лицензии, нас постоянно проверяют различные структуры, которые этим занимаются.
У Вас много контактов с зарубежными партнерами?
- На самом деле не так много. У нас партнеры в Великобритании, Болгарии, Литве. В Великобритании есть школы, с которыми мы сотрудничаем несколько лет. В Болгарии и Литве мы целиком арендуем отели, на базе которых организуем свои лагеря. В этом году в Болгарии открываем третий сезон. Детские лагеря - это наша гордость, наша душа. Мы едем туда всей школой работать, собираем ящики инвентаря - все от ручек и карандашей до проекторов, аппаратуры. Обучение и развлечение - все наше. То же самое в Сосновом Бору, мы не продаем чужих лагерей, делаем свой. У нас создана интересная программа по стажировке кадров. В этом году ездили учиться в Новосибирск, прежде смотрели интересные проекты в Москве и по России. Открою секрет - сейчас строим свой лагерь. Это будет первый частный лагерь в нашем регионе. Первого июня следующего года планируем его открыть.
Не страшно было начинать?
- Страшно, меня даже отговаривали. С другой стороны кто-то должен это делать. Родители довольны, дети, которые пришли к ним учиться семь лет назад до сих пор с нами, а ребята, которые хотя бы раз побывали в наших лагерях, возвращаются к нам каждый год.
Насколько мировая политическая обстановка влияет на ваш бизнес?
- В этом году повлияла сильно на детский отдых, зарубежные программы. Но не на контакты, люди нас ждут, та же Литва, Болгария. С Великобританией сложнее. Туда был туристический тур как раз на пике присоединения Крыма. Я смотрела там новости BBC, которые начинались с русских танков и самолетов, идущих на Европу, и звонила домой, узнать, что действительно происходит в стране. Видела идеологическое запугивание. Было страшно говорить по-русски. Мы не знали, как станут к нам относиться. Но обычно, люди воспринимают все, не так, как нагнетается в новостях.
Ситуация сказалось на родителях, которые теперь боятся отправлять детей за границу. У нас по Великобритании и Болгарии было много заявок. Когда начались военные действия в Украине, стали массово расторгать договора, боялись, начнется война. Самый пик был в мае. Я читала в Интернете, что детское направление летнего отдыха и образования в этом году пострадало как никакие другие, и детский туризм сократился более чем на 60 % из-за нестабильности.
Каковы перспективы частных школ иностранных языков в нашей стране?
- Их много, они востребованы. Пока общеобразовательные школы не могут предложить обучение иностранному языку должного уровня, частные школы будут нужны. Количество же их не уменьшится, пока растет спрос. Спрос рождает предложение.
Есть ли в Вашей школе преподаватели - носители языка?
- Нет, только русские. Найти хорошего носителя проблематично. Можно быть носителем языка и не быть педагогом, таких, как правило, много. Они могут быть в своей жизни кем угодно - садоводом любителем, к примеру, и вдруг - приехали преподавать английский язык. Такое есть. Если ты русский, не значит, что ты можешь приехать, к примеру, в Америку и стать там учителем. Хорошего носителя в Ярославле найти сложно. Кроме того, носитель полезен для людей с достаточно высоким уровнем знаний языка. А при начальном уровне или маленьким детям - не вижу в этом необходимости.
Удается ли Вам реализовываться как историку?
- Я пишу программы для наших лагерей. Работаю как методист, и здесь мои знания истории очень пригодились. Например, для лагеря в «Сосновом бору» писали большую программу о кладоискателях, опять же копнули исторические пласты. И сейчас в нашем Городском лагере проходит программа «Киномания», в основу которой мы взяли историю появления отечественного и зарубежного кинематографа, чем не история?
Бываете ли в отпуске?
- Иногда вырываемся. У нас есть ноябрьские каникулы. Лето - особое время, отдыхать некогда. Иногда в лагеря выезжаю в качестве воспитателя, обкатать программу и понять, есть ли недоработки, на что нужно обратить внимание. Летом езжу в Болгарию. Там очень большая ответственность, много детей. Каждый заезд - 92 человека, организация питания, проживания, купания в море, экскурсий и обучение. Болгарию держу под личным контролем, если туда не уеду, с ума сойду.
Вы счастливы?
- Я безумно счастливый человек, занимаюсь любимым делом.
В свои 36 лет Анна успешная бизнес-леди, генеральный директор крупной образовательной структуры. А начиналось все, как и у многих - с ярославского педагогического университета, факультета истории и английского языка.
Ее дедушка - преподаватель истории, бабушка - учитель русского языка и литературы. Видимо, она пошла в них, поскольку родители никакого отношения к педагогике не имели. С детства девушка мечтала стать учителем истории, ей безумно хотелось преподавать. Вспоминает, с каким удовольствием на практике рассказывала детям о разных исторических процессах.
После университета Анна устроилась, вместе с подругой, в школу учителем английского, поскольку в историках в то время не было нужды. И сразу ощутила на себе всю прелесть межпедагогических интриг.
По ее словам словам, было довольно сложно, и как ни парадоксально, не с детьми, а со взрослыми, коллегами. Молодые активные новички сразу пришлись не ко двору. Они хотели работать по новому, ставили спектакли на английском, и были бельмом на глазу для тех, кто не хотел ничего делать. Зарплата за две ставки и классное руководство в то время - тысяча рублей и 150 рублей - губернаторская надбавка молодым специалистам. Она была призвана удержать молодые кадры в школе. Но Анну не удержала. Последней каплей стала премия в 50 рублей, после которой, опытные коллеги перестали с новым «англичанками» разговаривать.
Нужно было искать что-то свое. Случайно, будучи в Москве, Анна наткнулась на вывеску школы иностранных языков, побывала там и поняла, нужно открывать свою школу. Взялась за работу и оказалась «в потоке». Неожиданно для себя добилась встречи с учредителем крупной ассоциации школ иностранных языков, попала на конференцию этой ассоциации и удивилась высокому уровню развития частного образования.
- Меня поразило, насколько профессионально люди работают, наше государственное образование с этим и рядом не стоит, - серьезные методические центры, профессиональный преподавательский состав, - вспоминает Анна, - Я приобрела у них методическую базу, прошла обучение, но мы никогда не работали под их именем. Франшиза сковывает. А у меня было свое представление, как надо работать, я четко понимала, чего хочу. После конференции я начала собирать команду, и безумно благодарна людям, которые пришли к нам тогда работать, начинать с нуля. Сейчас исходная методическая база сильно изменена - жизнь идет вперед, и мы приобрели опыт.
В последнее время владение иностранным языком превратилось из роскоши в необходимость. Возможность свободно общаться на языке чужой страны позволяет чувствовать себя более свободным - путешествовать, обучаться на языковых курсах за рубежом, трудоустраиваться в международные компании. Это понимают взрослые, и прекрасно, когда это осознают их дети. Ведь отличный результат в образовании, так или иначе, невозможен без желания приобрести знания.
Анастасия Леонидова