На прошлой неделе в Ярославле отметили 50-летний юбилей «Золотого кольца России». Торжественная дата выпала на вторник, 21 ноября. Именно в этот день полвека назад в газете «Советская культура» была опубликована первая статья журналиста Юрия Бычкова из серии публикаций, посвящённой историческим городам Центральной России. Вместе с тем, что такое «Золотое кольцо»? Известный с детства маршрут, представляющий огромную ценность в масштабе всей страны, но по сей день не имеющий какого-то официального статуса. Объединение территориально близких, но вместе с тем разных по своей истории городов. Культурный феномен и одновременно идея для развития бизнеса. Одним словом, явление сложное, многогранное и противоречивое. Вместе с тем, «Золотое кольцо» - это безусловная фишка. Притом, фишка не заимствованная где-то за кордоном, а сугубо отечественная. И от того столь привлекательная. При грамотном позиционировании, бренд «Золотое кольцо» может не только повысить статус российской провинции, но и принести в местные бюджеты неплохие деньги. А Ярославль, провозглашённый столицей легендарного туристического маршрута, должен возглавить этот процесс и снять «первые сливки». Справятся ли с этим нынешние руководители города – большой вопрос. Первый блин получился так себе: несмотря на старания СМИ, торжества прошли как-то не по-праздничному скромно. А отдельные мероприятия вообще были «высосаны из пальца» и оттого смотрелись откровенно смешно! Если так пойдёт дальше – дело вряд ли выгорит, а хорошая и живая идея будет низведена до уровня лубочной самодеятельности, созданной на потеху скучающих столичных гостей.
Путь к празднованию круглой даты был долог и тернист. Первые торжества мэр столицы «Золотого кольца» Владимир Витальевич Слепцов назначил ещё на 19 августа. И даже потребовал к этому сроку завершить основные работы в зоне ЮНЕСКО. В том числе – знаменитый общественный туалет в Демидовском сквере. Увы, масштабная реконструкция не была закончена и через месяц. Туалет вообще открыли во второй половине ноября. А про обещания постарались поскорее забыть. Торжества, правда, всё равно провели: и гастрономический праздник «Пир на Волге», и фестиваль колокольной музыки «Преображение» и ярмарку «Ярославский базар». Но всё это ярославцы и гости города видели и раньше (даже «Пир на Волге» проводился уже второй раз). Так что привязка к юбилею легендарного маршрута смотрелась слегка «притянутой за уши». Хотя справедливости ради стоит сказать, что некоторую особую атмосферу создать всё-таки попытались. Силами специалистов «Горзеленхозстроя» на площади у часовни Александра Невского были разбиты тематические клумбы, посвящённые городам «Золотого кольца». Смотрелись они действительно ярко и празднично. Вообще, было ощущение, что зеленхоз был единственным городским учреждением, реально пахавшим всё лето. Притом, пахавшим на совесть! А каким трудным было это лето, помнят все.
Но вернёмся к торжествам. 19 августа был подписан, прости Господи, протокол о намерениях создания Союза городов знаменитого маршрута. Вот такой бюрократический шедевр. Его появление на свет, разумеется, широко осветили во всех региональных и даже федеральных масс-медиа. Правда, учредительное собрание Союза состоялось только три месяца спустя, во вторник 21 ноября. Который снова назвали Днём «Золотого кольца». Видимо, «Днём-2». Или, может быть, «судным днём». Кому как нравится. Главное, что эта путаница не сбила с толку глав исторических населённых пунктов, которые вновь дисциплинированно собрались в Ярославле. Глядя на протокольные фотографии, на языке вертелась строчка из песни Высоцкого: они стояли молча в ряд, их было восемь. Именно столько городов вошли в состав новорождённого объединения. Девятым на снимке был ультрамарафонец Дмитрий Ерохин, осиливший в честь праздника 11-суточный забег и смотревшийся на фоне обремененных властью людей как-то особенно подтянуто. Всем мэрам вручили символические «паспорта путешественников» с отметками о посещении Ярославля. Выглядело забавно: восемь солидных мужчин в строгих костюмах, натужно улыбаясь, показывают на камеру какие-то напоминающие официальные документы. Будто они и не главы вовсе, а школьники, получившие аттестат зрелости. Дмитрий Ерохин, кроме паспорта, получил ещё и первую медаль свежесозданного Союза. В общем, точно «выпускной вечер»! Даже со своими медалистами. Золотыми.
Обычно на праздники принято резать ленточки и что-нибудь открывать. На этот раз традицию тоже не изменили. Организаторы мероприятия решили, что Союзу городов «Золотого кольца» обязательно потребуется собственная штаб-квартира (как любой солидной организации, типа ООН или ЮНЕСКО). Которая и была торжественно открыта в Доме дружбы «Ярославль-Пуатье» на Богоявленской площади. Выбор места, мягко говоря, удивил. Всё-таки продвижение старинных русских городов на площадке французского (!) центра (к тому же, работающего там достаточно давно) выглядит несколько странным. Хорошо, что в «Золотое кольцо» не входит Смоленск. А то, не дай Бог, встретились бы под одной крышей глава местной администрации и потомок наполеоновского солдата (предок которого два века назад побывал на территории западной твердыни отнюдь не с туристическими целями). Тут и до международного скандала недалеко! Спасибо, что штаб-квартиру не разместили в каком-нибудь доме русско-польской или русско-татаро-монгольской дружбы. Как известно, ясновельможные паны прошли огнём и мечом непосредственно по ярославским, костромским и прочим ближним местам. А последователи Чингисхана ряд городов будущего «Золотого кольца» и вовсе спалили. Конечно, мы шутим и утрируем. Но всё же с выбором места для продвижения национального проекта можно было и заморочиться. И ладно бы, мест не было. Так вроде достаточно. Тот же КЗЦ «Миллениум».
К слову, в штаб-квартире для мэров городов «Золотого кольца» были оборудованы собственные рабочие места. Зачем и для чего - так и осталось непонятным. Представьте. Приезжает, допустим, к суздальскому главе какой-нибудь инвестор и предлагает, скажем, построить загородный кемпинг. А глава ему и говорит: а давайте проедем в Ярославль, у меня там рабочий кабинет, обсудим все детали! Так что ли? Это, конечно, тоже шутка. Но необходимость рабочих мест на удалении 60, 100, а то и 200 километров от родных пенат не может не веселить. Что касается Владимира Слепцова, то у него итак есть вполне приличный кабинет на улице Андропова, 6.
Кстати, именно ему вполне предсказуемо выпала великая честь стать первым президентом Союза городов «Золотого кольца». Ну а что, справедливо. В конце концов, Владимир Витальевич успел поработать сразу в двух пунктах маршрута! Да и Ярославль теперь – город столичный. Надо уважить!
Из других событий Дня «Золотого кольца», помимо торжественного приёма в Ярославском художественном музее, стоит отметить чествование 20 семейных пар из Ростова, Переславля, Владимира, Суздаля, Иванова, Костромы и Сергиева Посада, полвека проживших вместе и завершение уже упомянутого 11-суточного забега по названным городам. И то, и другое мероприятие можно только приветствовать. Правда, чествование «золотых» пар регулярно проходило в Ярославле и в предыдущие годы. И, дай Бог, будет проходит в годы последующие. Ибо «золотая» свадьба остаётся значимым событием сама по себе!
Забеги тоже стали в Ярославле хорошей традицией. В их честь за несколько дней до праздника на Стрелке даже открыли так называемый «Нулевой беговой километр». Правда, в Ярославле уже есть один «Нулевой километр «Золотого кольца», расположенный в центре бульвара на Революционной улице. Так что получилась путаница: какой из них «нулевее»? К тому же, беговой знак на деле представляет собой стилизованную крышку люка. Хочется верить, что не настоящего. А то страшно за спортсменов. Не провалились бы. Сам люк уже гордо окрестили новым арт-объектом. Хотя новизна эта относительная. Во всяком случае, в центральной части Ярославля есть и другие канализационные коллекторы с символикой «Золотого кольца». Эх, всё-таки креативные у нас коммунальщики!
Шутки-шутками, но картина празднования полувекового юбилея маршрута «Золотое кольцо» получилась какая-то безрадостная. Поневоле напрашиваются сравнения с советским временем, когда в городах легендарного маршрута проходила масштабная реставрация памятников и открывались новые объекты. Тот же знаменитый главный туристический комплекс (ГТК) в Суздале или Речной вокзал в Ярославле. В них чувствуется размах и масштаб. А что предлагают нынешние власть предержащие? Придуманные медали и крышки от люков! Мелковато и грустно. Да и в областном бюджете будущего года на поддержку туризма закладывают смешные 40 миллионов рублей (во всяком случае, в первом чтении утвердили именно эту сумму). Хотя развивать индустрию гостеприимства у нас призывают буквально со всех высоких трибун. Её даже в губернаторскую стратегию «10 точек роста» включили.
Между тем, перспективы бренда «Золотое кольцо» огромны. И при его грамотном продвижении региональный туризм может получить новую жизнь! В том числе с соответствующим финансовым обеспечением. Недаром господин Ротшильд после посещения одного из городов сказал: «Вы по золоту ходите!». Так чем же мы хуже заграничных капиталистов? Тем более, что предпосылки для развития есть. Во-первых, идею празднования Дня «Золотого кольца» поддержали в Министерстве культуры России, а сам маршрут был признан национальным проектом. А это даёт надежду на федеральную помощь. В том числе (хочется верить) в твёрдой валюте. Во-вторых, особый статус городов «Золотого кольца» может быть закреплён на законодательном уровне. По крайней мере, в Государственной Думе уже создана рабочая группа по этому вопросу. Новый закон позволит предоставить льготы для предпринимателей, работающих в туристической сфере, или компенсировать часть затрат на поездки по историческим городам маршрута для «рядовых» граждан, или сделать что-то ещё. В любом случае это поспособствует созданию единого подхода и внесёт некоторую упорядоченность в процесс реализации турпродукта. Пока что все города действуют «наособицу», как бы сами по себе.
К слову, закон позволит определить и точное количество «пайщиков-концессионеров», то бишь самих «золотых» мест. Пока что с этим тоже путаница. В «классическом» виде в маршрут входит 8 городов: Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Владимир, Суздаль, Иваново и Кострома. По другой «классификации» к «Золотому кольцу» также относят Углич, Тутаев, Плёс, Гороховец, Муром, Гусь-Хрустальный, Юрьев-Польский и другие города. А недавно в списке «окольцованных» населённых пунктов появились даже Калуга и Касимов (Рязанская область). Если посмотреть их расположение на карте, получится уже не кольцо, а какой-то додекаэдр! На наш взгляд, подобное расширение списка и включение в него столь разных по своей истории и культуре городов ведёт к выхолащиванию самой идеи «Золотого кольца». Не говоря уже о том, что предложенный перечень не имеет ничего общего с маршрутом, пройденным Юрием Бычковым полвека назад. Впрочем, вопрос остаётся дискуссионным. Так что не будем ставить в нём окончательную точку – предоставим это культурологам, историкам, архитекторам и прочим учёным мужам.
В-третьих, тема «Золотого кольца» продемонстрировала достаточно удачное взаимодействие власти и бизнеса. Возьмите тот же гастрономический фестиваль «Пир на Волге» (в этом году приуроченный к юбилею маршрута). Тот же проект «Паспортный стол «Золотого кольца». Или те же рестораны, сделавшие 21 ноября праздничную скидку 21% на свои блюда. «Купечество» сказало своё слово. И, очевидно, не осталось в долгу. А чиновники не ударили в грязь лицом перед дорогими (а порой и взыскательными) гостями. Если этот тандем получится сохранить – будет хорошо!
Наконец, стоит учесть ещё один момент, напрямую не связанный ни с бюджетными вливаниями, ни с глобальными инвестициями, ни с организационными процедурами. Если хотите, этот момент – идеологический. «Золотое кольцо», без сомнения, является супер-известным брендом. И получение Ярославлем статуса «столицы» (при всей его мифологичности и умозрительности) потенциально приведёт к увеличению туристического потока именно в наш город. У нас итак есть, что посмотреть и чем заняться (благо, событийный туризм последние годы развивается весьма неплохо). Но упоминание областного центра ещё и в качестве «центра» легендарного маршрута однозначно добавит Ярославлю популярности. А вслед за этим придут и новые туристы, и дополнительные деньги. В данном ключе спрос сам будет рождать предложение.
Одним словом, несмотря на забавное, а местами откровенно «топорное» проведение самого Дня «Золотого кольца» (да простят нас организаторы за столь резкие слова), само направление принципиально правильное. Бренд однозначно нужно развивать. И развивать из «столицы». Любое упоминание, кроме некролога, в данном случае будет на пользу. А чтобы дело пошло в разумном и понятном направлении, остаётся добавить немного организации, капельку настоящего креатива и чуточку финансов. Ибо без них даже такое дорогое и красивое украшение, как «Золотое кольцо», может быстро померкнуть. В любом случае, всё это под силу нынешней мэрии. Было бы желание. И возможность увидеть и услышать очевидные вещи! Глядишь, тогда мы точно станем настоящими властелинами «кольца».
ВИКТОР ПАРФЁНОВ