В Ярославской области началось рассмотрение проекта бюджета на будущий год. 7, 8 и 11 ноября его основные параметры обсудили во всех профильных комитетах Думы, на 15 число намечено голосование в первом чтении. В целом, проект бюджета выглядит вполне сносно и даже хорошо. Он разработан в благоприятном варианте социально-экономического развития региона. По сравнению с изначальной редакцией параметров казны нынешнего года растут и доходы, и расходы. Более 53% всех затрат традиционно направляются на социальную сферу. А собственные налоговые и неналоговые сборы планируются с ростом 8,6% от прогнозных поступлений 2024 года. Бюджет принимается с дефицитом, однако он относительно небольшой. И, если верить экономистам Правительства, обусловлен исключительно инфраструктурным бюджетным кредитом. Вместе с тем, беглый анализ статей вкупе с заключением Контрольно-счётной палаты Ярославской области (КСП) заставляет усомниться в бодрой оценке губернаторских финансистов. Сокращается финансирование объектов Адресной инвестиционной программы (АИП). Снижаются межбюджетные трансферты. К концу планового периода более чем в 3 раза вырастут рыночные заимствования. Одновременно произойдёт столь же существенное сокращение бюджетных кредитов. КСП отмечает значительный объём долговых обязательств. И подчёркивает риски не достижения прогнозируемых показателей потребительского и инвестиционного спроса, а также прогнозного значения реальных денежных доходов населения в связи с повышением инфляционного фона и ростом кредитной нагрузки. Понятно, что пока речь идёт только о первом чтении, а впереди ожидаются значительные корректировки. Однако перечисленных факторов (а также целого ряда тревожных сигналов нынешнего года) вполне достаточно, чтобы понять: благоприятный сценарий развития событий представляется не вполне реалистичным, а силы губернаторской команды – переоценёнными. И очень боязно: как бы потом не было мучительно больно…
Как известно, работа над проектом бюджета занимает несколько месяцев, и в конце года выходит уже на финальную стадию. Впрочем, подавляющее большинство обывателей может составить представление о главном финансовом документе только на этом, завершающем этапе, когда в открытом доступе появляются соответствующие цифры и документы. Посмотрим на них и мы. Итак, основные параметры казны на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов одобрили на заседании Правительства Ярославской области 30 октября. 1 ноября во второй половине дня бюджет внесли в Думу. Он содержит 32 текстовые статьи и 27 приложений. Согласно материалам к законопроекту формирование проекта областного бюджета осуществлялось по благоприятному варианту прогноза социально-экономического развития области.
По сравнению с проектом на 2024 год, внесённым в прошлом ноябре (также в первом чтении), и доходная, и расходная часть в нынешнем проекте увеличивается. Притом, весьма значительно. Почти в три раза повышается резервный фонд. Дорожный фонд остаётся примерно на уровне первой редакции проекта бюджета 2024 года (с незначительным сокращением). Однако ко второму чтению он наверняка будет увеличен. Принципиальное отличие от прошлогоднего документа – наличие дефицита.
Пока он скорее номинальный или технический и обусловлен наличием инфраструктурного бюджетного кредита. Да и сумма его откровенно невелика – 923 миллиона рублей. С другой стороны, бюджет на 2024 год принимали вообще с профицитом почти в 2,8 миллиарда рублей. Но по итогам 9 месяцев вышли на 6,7 миллиарда рублей дефицита. Так что штука эта непредсказуемая, и обращаться с ней надо осторожно. Сравнение показателей проектов бюджета на 2024 год и на 2025 годы отражено в таблице.
Сравнение показателей проектов бюджета Ярославской области на 2024 год и на 2025 годы
Показатель |
2024 (проект), млн. руб. |
2025 (проект), млн. руб. |
Разница, млн. руб. |
Доходы |
120 362,1 |
125 065,1 |
+4 703 |
Расходы |
117 587,6 |
125 988,8 |
+8 401,2 |
Дефицит (-) /профицит (+) |
+2 774,5 |
-923,7 |
-3 698,2 |
Дорожный фонд |
13 914,1 |
13 628 |
- 286,1 |
Резервный фонд |
700 |
2 000 |
+1 300 |
Совокупные расходы на отрасли социальной сферы (округлённо) |
63 500 |
67 500 |
+4 000 |
Совокупные расходы на отрасли производственной сферы (округленно) |
39 600 |
36 300 |
-3 300 |
Поступления из федеральной казны пока составляют лишь чуть больше 2,5 миллиарда. Однако эта цифра будет увеличена. Сейчас все ждут второго чтения по проекту федерального бюджета в Государственной Думе, после которого станут понятны основные финансовые лимиты, которые доведут до регионов. Оно намечено на 14 ноября. В свою очередь, собственные поступления на 2025 год определены в размере 122 миллиардов 493 миллионов рублей. Как отмечено в заключении КСП, налоговые и неналоговые доходы на очередной финансовый год планируются с ростом на 9,72 миллиарда рублей или на 8,6% от прогнозных поступлений 2024 года. Если же сравнивать прошлогодний и нынешний проекты основного финансового документа, то разница составит почти 12 миллиардов.
Главной статьёй будет налог на доходы физических лиц – 36 миллиардов 490 рублей в проекте бюджета на 2025 год. В прошлом ноябре прогноз поступлений от НДФЛ прогнозировался на уровне 28 миллиардов 123,7 миллиона рублей. Таким образом, мы видим существенное увеличение, которое вполне логично объясняется ростом заработной платы. Продолжится он и в будущем периоде. Тем более, что с 1 января на 16,6% повышается минимальный размер оплаты труда, установленный в сумме 22 440 рублей в месяц (сейчас – 19 242 рублей).
Также прогнозируется рост поступлений от акцизов (почти на 1,5 миллиарда), по УСН (более, чем на 2,5 миллиарда), по налогу на профессиональный доход (практически в два раза) и незначительное увеличение доходов от уплаты имущественных налогов. Поступления от штрафов оцениваются в размере 4 миллиардов 573,6 миллиона рублей. Год назад прогноз по данной статье составлял 4 миллиарда 320,8 миллиона рублей. Правда, фактическая собираемость оказалась значительно ниже.
В свою очередь, поступления от второго главного источника доходов – налога на прибыль организаций, напротив, сокращаются. Прогноз на 2025 год – 28 миллиардов 972 миллиона против 39 миллиардов 338,8 миллиона в 2024 году (по прогнозу в первоначальной редакции бюджета). Что тоже логично: предприятия повышают зарплату, увеличивается себестоимость и цена конечной продукции, что неминуемо сказывается на объёмах прибыли. Напомним, что по итогам 9 месяцев нынешнего года регион уже недополучил по данной статье около 7,5 миллиарда рублей.
Расходы областной казны в проекте главного финансового документа составляют без малого 126 миллиардов рублей. Большую часть составляет финансирование 31 государственной программы Ярославской области. На непрограммные затраты приходится 8,1 миллиарда рублей. Как и в предыдущие годы в качестве бюджетного приоритета определена социальная сфера – на её отрасли в общей сложности приходится свыше 53,5% всех расходов.
В частности, на госпрограмму «Развитие образования в Ярославской области» приходится 24% от всех программных затрат (28 миллиардов 292 миллиона), на «Развитие здравоохранения в Ярославской области» - 15,1% (17 миллиардов 755 миллионов), на «Социальную поддержку населения Ярославской области» - 12,1% (14 миллиардов 299 миллионов). Также значительная часть средств запланирована на исполнение госпрограмм «Развитие транспортного комплекса» (13,3%), «Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области» (11,7%) и «Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области» (7,4 %).
В соответствии с ведомственной структурой в 2025 году расходы областного бюджета будут осуществлять 35 главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). Наибольшие объёмы запланированы министерству дорожного хозяйства и транспорта (29,8 миллиарда), министерству образования (28,4 миллиарда), министерству здравоохранения (16,4 миллиарда), министерству труда и социальной поддержки населения (14,3 миллиарда), на которые в 2025 году будет приходиться более 70% всех затрат областной казны.
Одним словом, вырисовывается вполне оптимистичная картина. Однако заключение Контрольно-счётной палаты Ярославской области в значительной степени ставит этот оптимизм под сомнение. Несмотря на общий вывод о том, что законопроект «с учетом изложенных замечаний может быть рекомендован к рассмотрению Ярославской областной Думой», на 70 листах текста наглядно показаны все «узкие места» главного финансового документа. Прежде всего, КСП обращает внимание на риски недостижения прогнозируемых показателей в 2025 году в связи с прогнозируемой отрицательной динамикой достижения значений целевых показателей в году нынешнем.
В первую очередь это касается потребительского и инвестиционного спроса. В частности, из трёх показателей, характеризующих потребительский спрос в 2024 году, прогнозные показатели достигнуты только по показателю «оборот розничной торговли». Аудиторы отмечают, что недостижение прогнозного значения реальных денежных доходов населения в 2025 году возможно в связи с повышением инфляционного фона и ростом кредитной нагрузки населения. В условиях высокой неопределенности и ужесточения финансовой политики население может проявить более сдержанную позицию при использовании своих сбережений, даже несмотря на прогнозирование увеличения реальных располагаемых доходов населения по итогам в 2024 года.
В то же время, в будущем году прирост доходов снизится на 3 процентных пункта – со 105% до 102%. И это – ещё при благоприятном варианте, на который ориентирован проект бюджета. В случае реализации консервативного прогноза цифра будет ещё ниже (смотрите статью «Только было поднялись с колен, как провалились в яму» от 16 октября). А рост коммунальных тарифов (ожидаемое значение с 1 июля будущего года – 11,9%) и цен на товары и услуги будет опережать предполагаемый среднемесячный объём доходов (особенно это будет касаться пенсионеров и бюджетников). Притом, ощутимое повышение стоимости коммунальных услуг не удастся компенсировать более низким ростом цен по другим позициям.
В части инвестиционного спроса ожидается, что динамика инвестиций в основной капитал замедлится с 7,8% в 2024 году до 2,1-3,3 % в 2025-2027 годах. Одним из факторов, оказывающим влияние на рост инвестиций в основной капитал, является жесткая денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ. Напомним, что всего за год ключевая ставка ЦБ увеличилась сразу на 6 процентных пунктов – с 15% в октябре 2023-го до 21% в октябре 2024-го. Также КСП отмечает, что некоторое влияние на инвестиционный спрос в среднесрочной перспективе может оказать сокращение прямой государственной поддержки: доля бюджетных средств в структуре инвестиций в основной капитал с 2023 по 2027 год сократится с 14,9 % до 12,9%.
Беспокойство аудиторов вызывает также увеличение рыночных заимствований области, которые к концу планового периода вырастут по сравнению с началом текущего 2024 года более чем в 3 раза - с 11 миллиардов 165,8 миллиона рублей до 34 миллиардов 916,6 миллиона рублей. При этом, предусматривается значительное (в 2,4 раза) сокращение бюджетных кредитов – с 41 миллиарда 993,8 миллиона до 17 миллиардов 432,3 миллиона рублей. Кроме того, Контрольно-счетная палата отмечает риски в обеспечении устойчивости бюджета, связанные с существенным объёмом долговых обязательств.
Определённые нюансы имеются и по конкретным статьям расходов. Взять тот же дорожный фонд. Он остаётся практически на уровне прошлого года – 13 миллиардов 628 миллионов (с незначительным снижением менее 300 миллионов рублей) и однозначно будет увеличен уже ко второму чтению. С другой стороны, потребность в затратах на выполнение капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог только регионального значения в соответствии с утвержденными нормативами затрат составляет 39 миллиардов 263 миллиона рублей. Соответственно, реальный объём дорфонда составляет только 34,7% от потребности.
Во-вторых, в 2025 году прогнозируется существенное (до 30%) увеличение стоимости строительных и инертных материалов. Что, при сохранении итоговых затрат на уровне нынешнего года, неминуемо приведёт к сокращению объёма конкретных работ. В-третьих, власти утверждают, будто следующий сезон пройдёт под эгидой развития дорог местного значения. Но если посчитать все субсидии, предусмотренные на дорожную деятельность муниципальных образований, и сравнить их с показателями прошлого года (разумеется, также с первым чтением проекта бюджета), то сравнение вновь будет не в пользу будущего периода.
Если на 2025 год муниципалам пока обещают 4 миллиарда 288,5 миллиона рублей, то в этом сезоне выделяли на полтора миллиарда больше – 5 миллиардов 833 миллиона рублей. Особенно сильно (в три с лишним раза) на сегодняшний день сокращена субсидия на комплексное развитие транспортной инфраструктуры городских агломераций Ярославской области (проще говоря, это мероприятия национального проекта «БКД»). В 2025 году (в текущей редакции проекта бюджета) из неё в принципе исключены Тутаев и Тутаевский район, а на улично-дорожную сеть Ярославля предусмотрено только 460 миллионов.
Похоже, что затянуть пояса придётся и в сфере капитального строительства. Так, проектом Адресной инвестиционной программы (АИП) по сравнению с утвержденным перечнем на 2025 год предусмотрено сокращение финансирования объектов на общую сумму более 700 миллионов рублей или на 12,9 %. По сути, из учреждений социальной сферы в наступающем сезоне будут строить всего два новых объекта (не считая объектов ЖКХ) – стадион в посёлке Борисоглебский и спортивный зал МОУ «Улеймская средняя школа» Угличского района. Плюс – доделывать то, что начали (или пытались начать) ранее. В частности, школы в Ярославле и Угличе, ледовую арену в Тутаеве, баню в Пошехонье и другие объекты.
При этом, необходимые как воздух поликлиники в посёлке Красный Бор Ярославского района, в Рыбинске и в Заволжском районе Ярославля или школы в Покровском сельском поселении Рыбинского района, Дзержинском, Заволжском и Кировском районах Ярославля пока остаются «в подвешенном состоянии». Нет ясности и по срокам начала строительства третьего моста через Волгу. Проектная документация готова и проходит государственную экспертизу. Но деньги из федерации, насколько мы понимаем, ещё не выделены. Возможно, что-то изменится после 14 числа. Напомним, что стоимость моста оценивается в 27 миллиардов рублей. И львиную долю средств должен обеспечить бюджет страны.
Однако пока что на 2025 год «на проектно-изыскательские работы на реконструкцию Московского проспекта со строительством транспортных развязок и мостового перехода через р. Волгу в составе обхода центральной части города Ярославля» в рамках Адресной инвестиционной программы заложено лишь 40 миллионов рублей из областного бюджета. Ещё 4 миллиарда должна выделить Москва, но данные средства запланированы только через год и в общем объёме строительства составляют всего одну седьмую часть. Понятно, что их хватит только на начальный этап работ. Потом они просто закончатся, и придётся добавлять.
Для сравнения: капитальный ремонт волжского моста в Рыбинске оценили более, чем на 3 миллиарда. Притом, это совершенно иные работы (с нуля сооружение никто не строил), сам мост значительно короче, да и цены даны из расчёта на 2022 год. Есть ещё один момент. Если федерация не выделит денег в 2025 году, работы начнут только в 2026-м. А сам мост должен появиться до конца 2027 года. И эта дата на контроле в Администрации Президента. Но за два года столь сложное сооружение сделать нереально. Тут вон маленькую сельскую школу за тот же срок достроить не могут. Одним словом, по наиболее мощному проекту Михаила Евраева из числа капитальных строек пока очень много вопросов.
Также стоит отметить, что на фоне общего повышения расходов в первой редакции проекта бюджета по ряду государственных программ всё же имеется сокращение затрат. По некоторым – весьма существенное. Это та же госпрограмма «Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области» (минус почти 1,3 миллиарда по сравнению с проектом бюджета на 2024 год), госпрограмма «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» (сокращение на 984 миллиона), госпрограмма «Содействие занятости населения Ярославской области» (уменьшение на 235 миллионов), госпрограмма «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области» (снижение почти на 223 миллиона). Госпрограмма «Развитие культуры в Ярославской области» «похудела» на 134 миллиона, а обеспечение госпрограммы «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» «обрезали» почти на 146 миллионов рублей. Согласитесь, весьма важные направления.
Повторимся, пока все цифры рассчитаны только для первого чтения проекта бюджета. Естественно, впереди будут корректировки, уточнения и поправки. Возможно, они снимут часть вопросов и нивелируют скепсис финансовых аудиторов и экспертов-экономистов. Окончательное рассмотрение бюджета запланировано на 6 декабря. Однако рассчитывать на чудо, наверное, всё же не стоит. Равно, как и на «золотой дождь» из федерации. Там сейчас хватает своих проблем. Конечно, рисовать апокалиптические картины не стоит – их не будет. Но и излишний оптимизм в условиях общей рецессии экономики всё же неуместен. Поэтому с ним нужно поосторожнее. В противном случае есть риск получить «пир во время чумы». А в условиях СВО, муниципальной реформы и грядущих выборов это далеко не лучшая стратегия. Хочется верить, что власти это всё-таки понимают.
ИВАН ТИХОНОВ