В последние недели Ярославскую область сотрясает большой скандал, связанный с именем бывшего чиновника областной администрации Александра Сенина и нынешнего депутата Ярославской областной Думы Бориса Немцова. Сенин, обвиненный последним в коррупционной деятельность активно взялся за реанимирование собственных чести и достоинства и обратился в суд с иском против обидчика.
В самый разгар судебных баталий Борис Немцов дал интервью нашему корреспонденту.
На Ваш взгляд, есть ли у Вас шанс выиграть суд у Александра Сенина?
- Абсолютно уверен, что есть. Дело в том, что Сенин уникальный бывший чиновник, у нас в России не осталось таких динозавров. Подобного коррупционного поведения больше нет. Некоторые прикрываются друзьями, но чтоб так напрямую жена владела 100% акций и выигрывала конкурсы в той сфере, которую он курирует, этого не бывает. Мне кажется, что дело очевидное. Тем более, мы очень тщательно подготовились, у нас огромное количество фактических материалов, мы знаем, как выросло благосостояние Сенина, четко указали статьи антикоррупционных законов, которые он нарушил. Но, поскольку это иск против российской оппозиции, которую я представляю, я не удивлюсь никакому решению суда.
В случае, если Сенин суд проиграет, будет ли это основанием для того, чтобы администрация Президента ускорила рассмотрение вопроса об отставке Губернатора Ярославской области Сергея Ястребова?
- Это не очень связанные вопросы. Это же не суд над Ястребовым. Его заставили выгнать Сенина. Он этого делать не хотел, и я сказал об этом в суде. Он профнепригодный губернатор, и не только потому, что покрывал Сенина. В области и городе катастрофа с коммуналкой - отключили горячую воду. Летом это некомфортно, но терпимо. Теперь представьте себе, если город зимой останется без газа? Чрезвычайная ситуация для любого губернатора. Господин Ястребов же не сказал по этому поводу ничего. Область при нем – банкрот, борьба за финансовые интересы области отсутствует. Повсюду царит тотальная цензура. Его точно снимут, вопрос только в дате. Мое заявление о преступной халатности в отношении губернатора Ястребова рассматривается в следственном комитете. Но с судом это не связано, суд - другая история.
Можно ли расценивать ситуацию с отсутствием горячей воды в Ярославле как паралич региональной и городской власти и почему?
- Это коммунальный кризис, причем глубокий. Если коротко, он обусловлен банкротством ТГК-2. Это банкротство частной коммунальной компании при полном бездействии и попустительстве власти. Если бы я был губернатором, давно бы нашел другого собственника этого ТГК, и провел все процедуры банкротства в течение лета. Но господин губернатор не может справиться с этой сложной административной, юридической, экономической, коммунальной задачей. Ее мог бы решить только серьезный, профессиональный, с характером губернатор. На самом деле роль главы региона очень велика, тем более, он несет ответственность за жителей. Он должен представлять в этой истории интересы людей, которые зимой могут остаться без тепла.
Как у человека, который имеет отношение, как к федеральной, так и региональной повестке дня, есть ли у Вас предположения, каких потенциальных кандидатов на пост губернатора Ярославской области можно рассматривать как реальных претендентов?
- Это Византия, на самом деле это решает Владимир Путин. Я думаю, есть какие-то пока неизвестные нам ребята. Область коррумпированная, бедная, с разрушенной коммунальной инфраструктурой, без инвестиций, депрессивная, с огромным джетным долгом. Здесь нужен кризис-менеджер. Я знаю одного человека, он живет в Ярославле, честный человек. Имеет управленческий опыт, и явно не будет воровать. Но имени его я называть не буду.
Кто из ярославских политиков Вам нравится? Кого Вы могли бы выделить как по уровню мышления, так и деятельности?
- Мне нравится Сергей Балабаев энергичный, умный, разбирается в вопросе. Из коммунистов - Эльхан Мардалиев у него обостренное чувство справедливости. Пусть наши взгляды и не совпадают, но я считаю его достаточно объективным человеком. Из "Единой России" – А.Крутиков. Он, по крайней мере, честнее и прямее своих товарищей по партии. Денисов – председатель комитета по бюджету. Кстати, профессиональный человек - главный финансист области Анатолий Федоров. И, пожалуй, довольно профессиональна, но, к сожалению, зависима Шапошникова. Она разбирается в вопросе, но ее уровня не хватает, чтобы разрешить, в частности, ситуацию с ТГК. Это вопрос федеральный, судебный, вопрос инвестиций, надо собственника искать нового.
В декабре 2016 года должны состояться выборы депутатов Государственной Думы РФ. Многие эксперты и наблюдатели рассматривают Вас как одного из самых серьезных претендентов на место федерального депутата от Ярославской области по одному из ярославских одномандатных округов. Вы будете участвовать в выборах и почему?
- Возможно, решение приму через год. Я считаю, если у Ярославской области будет федеральный депутат Немцов, для нее это будет хорошо, несмотря на то, что я в оппозиции. У меня нет никаких коммерческих интересов, я сюда приехал не деньги зарабатывать. Одна из проблем области - отсутствие мощных лоббистов на федеральном уровне. Даже мои оппоненты признают, что мои лоббистские возможности гораздо выше, чем у них.
Кто еще может принять участие в выборах депутатов ГосДумы РФ по одномандатному округу?
- Откуда я знаю? Амбициозных людей много.
Каковы Ваши оценки состояния уголовного дела Евгения Урлашова? Скоро ли может состояться суд, по Вашему мнению? Возможен ли оправдательный приговор суда в отношении Урлашова? Может ли он, в принципе, вернуться в ярославскую политику?
- Я считаю, что это дело политически мотивированное, политический заказ, и потому оправдательный приговор был бы чудом. А чудеса случаются редко. Это трагедия и для Урлашова, и для города. Я считаю, что в случае с Урлашовым надо настаивать на суде присяжных, потому что он всенародно избран, и суд над ним общественно значимое, резонансное событие. Я не адвокат Урлашова, не прокурор и не следователь, но я знаю одно - судить его должны люди в Ярославле. Тем более вся его деятельность и то, что ему инкриминируется, совершено в Ярославле, а не в Москве, в Басманном суде, где ему продлевают арест. Пойдет ли он снова в политику, трудно сказать. Он парень сильный, и политик харизматичный. Это во многом зависит, от того сломается он или нет, и какой он получит срок. Ходорковский отсидел 10 лет. В принципе, он не живет в России, но он занимается общественной деятельностью. Есть люди, которых трудно сломать, наверное, Урлашов такой, вероятно, он будет заниматься политикой.
Каковы Ваши оценки состояния уголовного дела Юрия Ласточкина? Как скоро состоится суд, и возможен ли оправдательный приговор в отношении Ласточкина? Если «да», сможет ли, на Ваш взгляд, он побороться за пост губернатора Ярославской области?
- Хуже его знаю, чем Урлашова, но в целом, все то же самое. Думаю, судить его должны присяжные. Готов за того и другого поручиться, хоть Ласточкин и из другой партии. Я считаю, что это расправа. Они же не убийцы, почему им отказано в домашнем аресте? Возможно, Ласточкин и стал бы губернатором. Но теперь он вряд ли будет назначен. Очевидно, что его арест согласован с верхами, это такая внутривидовая борьба.
Ваша дочь Жанна работает на телеканале РБК. Как Вы оцениваете ее работу? Ей вообще нравится работать на телевидении?
- Я субъективен по отношению к своим детям, но объективно считаю, что она стала лицом канала РБК. Я ей горжусь. Она очень усидчивая, быстро схватывает, тщательно готовится к программам и ее финансово-экономическое образование сильно ей помогает. Она делает уникальные программы. Когда началась война на востоке Украины, и стало понятно, что может возникнуть так называемая Новороссия, Жанна начала изучать непризнанные республики - Приднестровье, Карабах, Осетию, Абхазию, что с ними сейчас. Блестящие программы, из которых следует, что любая непризнанная страна - это страна несчастья, горя для людей и экономики. Когда Украина подписала соглашение с Евросоюзом, Жанна стала делать программу, о странах, которые вошли в ЕС. Выяснилось, что у многих из них удвоился ВВП. Выросла безработица, увеличилась миграция, и при этом резко поднялась экономика. Жанна не просто ведущая, она склонна к аналитическим исследованиям. Ей близки мои взгляды, но поскольку сейчас в России независимого телевидения не существует, ей это мешает. Это тяжело для современного телевизионного журналиста. На телевидении, включая РБК, есть цензура и это очень плохо.
Какие увлечения, хобби есть у Вас?
- Я решил создать свое СМИ в фейсбуке. Год назад, когда стал депутатом, у меня не было такого увлечения, но узнав, что в Ярославской области тотальная цензура, я решил провести эксперимент - создать свое СМИ. Сейчас у меня больше семидесяти тысяч подписчиков и самое тиражное издание из всех ярославских. Я много занимаюсь спортом, в основном ОФП - общефизической подготовкой - бегаю, подтягиваюсь. Кроме того увлекаюсь адреналиновым спортом - кайтом и серфингом. Причем на кайте научился кататься не так давно. У меня вся жизнь адреналиновая, и спорт тоже. Чтобы бороться, нужно быть здоровым. Больным нельзя победить. Люблю читать мемуары. Когда меня задержали за участие в мирной акции в поддержку узников Болотной и посадили на 10 суток, я в тюремной библиотеке нашел переписку Сталина с Черчиллем. Они, бесспорно, выдающиеся люди, каждый по своему (хотя, конечно, массовые репрессии и убийства Сталину простить нельзя), но, несмотря на сухость и дипломатический этикет, было очевидно, что они относились друг к другу с гигантским уважением. Читал Муссолини, например. Знаете, чем фашизм отличается от нацизма? Нацизм - приоритет нации, фашизм - это приоритет государства. Есть «я», все враги, рейтинг - 146 процентов, кто против - пятая колонна. Вот так.
Чем занимаетесь в свободное время?
- Сплю, занимаюсь спортом, читаю книги и сижу в компьютере.
Интервью взяла Анастасия Леонидова