Последнее время главным поставщиком новостей в Ярославле и его окрестностях остаётся политическая сфера. Наша сегодняшняя статья – о другом. Она – о прекрасном: об искусстве и культурном наследии. Правда, совсем уйти от политики всё же не получится. Ибо в современной жизни без её определяющего начала никуда. Но относительно темы нынешнего разговора она всё же вторична. Речь пойдёт о реконструкции исторического центра Ярославля. Как известно, деньги на это выделила мэрия Москвы. Спасибо Сергею Семёновичу и Дмитрию Юрьевичу! Всё-таки не зря наш врио Губернатора славится своими связами «наверху»! Фронт работ определён. Перечень объектов озвучен. Конечно, дарёному коню в зубы не смотрят. И 600 миллионов на дороге не валяются. Но те объекты, на которые планируется потратить эту немалую сумму, с самого начала оставляют чувство лёгкого недоумения. Свалившийся московский транш почему-то решили направить на благоустройство Советской площади и прилегающей к ней территории. Хотя её состояние и без реконструкции вполне себе удовлетворительное, а в городе имеются куда более неотложные работы. Ряд памятников вообще нужно спасать, притом вчера. Поэтому возьмём на себя смелость и рискнём назвать другие объекты, достойные неотложной финансовой помощи. На наш взгляд, не менее ценные. И уж точно более очевидные.
На что ПОТРАТЯТ деньги
Но в начале – всё-таки о том, на что потратят «мешочек с золотом» от господина Собянина. Прежде всего, это церковь Ильи Пророка. За 103 миллиона рублей здесь проведут комплексные научно-исследовательские работы, разработают проект реставрации, обновят фасады и ограду, заменят внешнюю декоративную подсветку. Несколько меньше, 87 миллионов, потратят на работы в Кирилло-Афанасиевском мужском монастыре на площади Челюскинцев. На территории комплекса предстоит усилить фундаменты, отремонтировать фасады и крыши, выполнить гидроизоляцию, восстановить главы четверика и приделов одного из храмов, воссоздать колокольню. Реставрация также коснётся исторической усадьбы Матвеевских, расположенной ваккурат напротив монастыря, дома Сорокиной (двухэтажный особняк за церковью Ильи Пророка), зданий Правительства Ярославской области и Ярославской областной Думы на Советской площади (в обоих обновят фасады).
Конечно, не специалисту трудно оценить важность этих работ. Так что выразим сугубо обывательское предположение. Наверное, любой памятник должен поддерживаться в порядке и получать необходимый ремонт. Но поскольку культура до сих пор финансируется по остаточному принципу, приходится определять приоритеты. Посмотрим на указанный список. Ну ладно, храм Ильи Пророка. Всё-таки жемчужина «Золотого века» ярославской архитектуры, одна из «визитных карточек» нашего города. Памятник открыт для посещения и ежегодно собирает тысячи туристов. Издали церковь смотрится вполне респектабельно. Но при внимательном рассмотрении у здания видны определённые проблемы. Так что комплексное исследование с реставрацией ему не повредит.
Кирилло-Афанасиевский монастырь. Допустим. Целостный ансамбль конца 17 столетия является одним из трёх сохранившихся монастырских комплексов на территории города (Толгский монастырь – не в счёт, ибо исторически всегда находился за пределами городской черты). Реставрационные работы на территории продолжаются достаточно давно и требуют завершения. Усадьба Матвеевских. Хорошо. Памятник федерального значения, красивейшая постройка эпохи строгого классицизма. Последние годы здесь располагались коммунальные квартиры да многочисленные конторы. И комплекс давно пора привести в порядок. Но зачем тратить средства на ремонт «Белого дома» и здания областного парламента – откровенно непонятно! Возможно, какие-то косметические процедуры им не повредят (повторимся, мы не специалисты). Но с виду они смотрятся вполне презентабельно! Да и внутри, пожалуй, всё в порядке. Иначе высшая власть просто бы не стала там работать. Да и дом Сорокиной (филиал ЯХМ), в общем, тоже трудно назвать первостепенным объектом для приложения сил.
Не менее спорным является и список объектов благоустройства. Согласно официальным данным, за счёт московского транша планируется отремонтировать следующие улицы:
· Которосльную набережную (от улицы Андропова до часовни иконы Казанской Божией Матери);
· Первомайскую (от Которосльной набережной до улицы Нахимсона);
· Почтовую;
· Волжский спуск;
· Революционную;
· Челюскинцев (обе стороны);
· Советский переулок;
· Революционный проезд;
· Народный переулок;
· улицу Кирова (от улицы Андропова до Советской площади);
· улицу Андропова (от улицы Кирова до Которосльной набережной).
Итого 11 улиц. В общей сложности заменить должны 31 тысячу квадратных метров асфальта. Также будут отремонтированы тротуары, установлен новый бордюрный камень, восстановлены газоны, высажены деревья. На всё про всё уйдет больше 173 миллионов рублей. Кроме того, планируется провести ремонт Советской площади и благоустроить Демидовский сквер. В последнем обустроят новые элементы ландшафта, отремонтируют фонтан, сделают оригинальное световое оформление и трёхмерное панно в виде плана города. Наконец, планируется замена плитки вокруг Успенского собора и установка специальных памятных знаков на границе зоны ЮНЕСКО.
По нашему скромному разумению, перечень улиц можно было сократить как минимум втрое. Оставили бы улицу Челюскинцев, Первомайскую и Революционную на пару с одноимённым проездом. Пожалуй, всё. Остальные попросту не нуждаются в срочном ремонте. Поскольку либо слабо загружены в плане транспорта, либо уже были отремонтированы относительно недавно. Конечно, отдельные ямы остаются и там. Но критичной ситуация не является. Разумеется, по сравнению с другими магистралями центра города (речь о которых пойдёт ниже). Так что финансовая помощь из столицы достойна лучшего применения. Абсолютно непонятен и смысл ремонта Советской площади. В этом также отсутствует острая необходимость. К тому же, выполнение работ в летний период на пике сезона создаст большие трудности для передвижения и парковки туристических автобусов.
Но апофеоз планов благоустройства – это Демидовский сквер. Кто-нибудь может объяснить, чем он плох сейчас? Вроде, вполне нормальное место для отдыха горожан. А уж если частично переложить плитку, заменить пару урн и добавить скамейки – будет вообще конфета! Но городить огород с новым освещением и обустройством каких-то декоративных элементов – задача явно не первой необходимости. Да и без панно люди как-нибудь обойдутся. Единственным по-настоящему нужным предложением выглядит замена плитки у Успенского собора. Та, что есть сейчас, просто позорище! Удивительно, что власти до сих пор закрывали на это глаза. Может, дело в том, что один из нынешних высокопоставленных чиновников мэрии в своё время руководил фирмой, которая делала этот, с позволения сказать, ремонт? Как бы то ни было, но площадь перед собором и тротуары у «Вечного огня» давно пора привести в божеский вид! А то, право, как-то не по-столичному!
На что МОЖНО БЫЛО ПОТРАТИТЬ деньги
Теперь о том, куда можно было потратить деньги, если бы во главе угла стоял вопрос необходимости (а не какой-то иной принцип, которым руководствовались власть предержащие при составлении списка объектов). Даже беглый анализ показывает, что объектов более чем достаточно. Хоть в очередь выстраивай. Что любопытно, большинство являются памятниками федерального значения. Но это скорее номинально. Достаточно сравнить их современный вид с фотографиями начала прошлого века.
Взять, к примеру, ансамбль церквей Иоанна Златоуста и Владимирской Богоматери в Коровниках. Его справедливо называют едва ли не самым гармоничным и цельным памятником ярославского зодчества. Главный храм был построен в 1649-1654 годах, зимняя церковь – в 1669 году, колокольня – в 1680-е годы. За красоту и стройность её прозвали «ярославской свечой». В убранстве особенно привлекает богатый декор фасадов, в том числе удивительные по красоте наличники и поливные изразцы. Да одно расположение при слиянии Волги и Которосли чего стоит! Что ни говори, а русские зодчие – настоящие гении места! К церквям регулярно возят толпы туристов. Однако храмовый комплекс представляет не лучшее зрелище и нуждается в полноценной реставрации. Как и улица Златоустинская, по которой пролегает маршрут к памятнику. Ибо она «убита» даже по меркам частного сектора. Сама Коровницкая слобода (вернее – то, что от неё осталось) представляет собой интереснейший ансамбль, в котором сохранились дома 18-19 веков. Увы, в массе своей тоже непрезентабельные. Если привести их в порядок – получился бы отличный новый маршрут не хуже столичного Замоскворечья. Но вместо этого у нас предпочитают «подсвечивать» и без того светлый Демидовский сквер.
Или церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Та, что на обратной стороне тысячерублёвой купюры. Храм, построенный в 1687 году, до сих пор является одним из самых больших в городе (наряду с Успенским собором на Стрелке). Он соединяет в себе лучшие черты ярославской художественной школы. Это чуть ли не единственный для древней архитектуры пример 15-главого храма. Говорят, что в своё время американцы предлагали какие-то сумасшедшие деньги, чтобы выкупить эту жемчужину, разобрать её по кирпичикам, перевести за океан, собрать заново и демонстрировать на радость местной публике, не избалованной шедеврами градостроительного искусства. Наши не согласились. Но поддерживать церковь в надлежащем виде стало все труднее. Краски и знаменитый «бриллиантовый руст» выцвели и поблекли, ограда была частично утрачена, колокольня дала крен. Сегодня памятник, который знает и которым гордится вся страна, ждёт полномасштабных реставрационных работ. Но тратить московские деньги на него тоже не хотят.
Или знаменитый ансамбль Петропавловского парка на Красном Перекопе. Церковь Петра и Павла была построена в 1742 году по образу и подобию одноимённого собора в Санкт-Петербурге. Это единственный на Верхней Волге пример «петровского барокко». Храм, который возвели на средства владельцев Ярославской Большой мануфактуры Затрапезновых, был признан «федеральным» достоянием ещё Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года (так же, как церковь Иоанна Предтечи в Толчкове и ансамбль в Коровниках). И если сам памятник поддерживается в более-менее нормальном состоянии, то окружающий его парк представляет удручающее зрелище. А ведь это тоже поистине уникальный объект, включающий сложную систему прудов, классический усадебный дом, ворота, казармы для рабочих и другие сооружения. Увы, до наших дней от них остались практически одни развалины. Но кое-что спасти всё-таки можно. Вопрос – какой ценой? Ответ прост и снова упирается в деньги. В наши дни интерес к парку проявляют все кому не лень: от экс-председателя областной общественной палаты и действующего депутата Госдумы от «Единой России» А.Грибова до симпатизирующего «Зелёным» потенциального кандидата в Президенты Баташева. Но одним вниманием комплекс не воскресить. Особенно если оно не транслируется в реальные дела. А ансамбль жаль. Он мог бы стать настоящей туристической Меккой и дать старт новому развитию всего района.
К слову, на Красном Перекопе вообще множество уникальных объектов, представляющих собой плачевное зрелище. От такой вопиющей халатности государства волосы дыбом встают. Взять малоприметную улицу Зеленцовскую. На ней по соседству стоят два удивительных здания конца 17 – начала 18 веков. Особый интерес представляет дом купца Патеревского. Ярчайший пример зодчества переходного периода, ровесник знаменитых Митрополичьих палат на Стрелке. Естественно, федеральный памятник. Но вдумайтесь! Здание 17 столетия находится в полуразрушенном виде и печально взирает на дорогу выбитыми глазницами окон! Воистину, мы очень щедрая нация, раз разбрасываемся таким наследием.
Если не рассматривать все памятники города (а их полно – от Московского проспекта до Твериц), а ограничиться лишь зоной ЮНЕСКО и прилегающей территорией, то и здесь можно найти массу достойных объектов, нуждающихся в ремонте и восстановлении. Например, расположенная на перекрестке улиц Победы и Салтыкова-Щедрина церковь Никиты Мученика с удивительной ярусной колокольней конца 17 столетия. Одной из двух, сохранившихся в городе до наших дней. Все остальные были утрачены в советское время.
Или Крестовоздвиженский храм на улице Кооперативной, в своё время бывший центром Большой Железной слободы. Он был завершен в 1688 году и освящен знаменитым ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем. Церковь закрыли в 1930 году. До настоящего времени она дошла в сильно искаженном виде.
Похожей оказалась и судьба храма Петра Митрополита, ныне оказавшейся на территории мукомольного завода на Которосльной набережной. Церковь построили в 1657 году. А в 18 веке её прихожанином был первый ярославский генерал-губернатор Алексей Мельгунов. Все они нуждаются в комплексной реставрации. Особенно широк фронт работ по второму и третьему храмам. Опять же, о наследии «золотого века» нашей архитектуры!
Список не ограничивается одними культовыми постройками. В центре остаётся немало зданий, которые находятся буквально в аварийном состоянии. Скажем, часть «старого» гостиного двора 1780-х годов на улице Нахимсона. Строение узнаваемо по характерным аркам. И снова – памятник федерального значения. В считанных метрах от него расположен комплекс бывшей кондитерской фабрики. Сейчас его пытаются привести в порядок, но работы идут не быстро. Здание находится в крайне неприглядном виде. А ведь это первое, что видят люди, поворачивая на Богоявленскую площадь от Спасо-Преображенского монастыря. Среди прочих можно назвать доходный дом Сакиных во дворах на улице Собинова (один из считанных образцов неоготического стиля), дом Пастухова на улице Некрасова (рядом с УМВД), дом Несытовой на Которосльной набережной (в двух шагах от гостиницы «Юбилейная»), дом Романова на улице Пушкина (рядом с 1-й поликлиникой). Да что дома – ремонта требуют целые участки «исторических» улиц. Например, Салтыкова-Щедрина, начиная практически от главного корпуса педуниверситета и до перекрёстка с улицей Чайковского. К слову, ту же площадь Челюскинцев (где Демидовский сквер) нужно приводить в порядок полностью, а не избирательно. Коль уже за неё всё равно взялись! А то рядом с «Вечным огнём» дышит на ладан старинный особняк бывшего подворья Толгского монастыря (также признан аварийным). А между Митрополичьими палатами и Ильинско-Тихоновской церковью (там, где планировали построить гостиницу) за забором до сих пор стоит обгоревшее полуразрушенное здание, которое портит вид этой части Волжской набережной.
Что касается дорог (о чём мы писали выше), то альтернативный перечень легко может быть создан и здесь. Если снова ограничиться только центральной частью, то в него могут попасть улица Чайковского (особенно на участке от ТЦ «Аура» до проспекта Октября), Первомайская (особенно в районе бульвара), Республиканская, Терешковой, Победы, Комсомольская и другие. Это лишь некоторые примеры, наиболее показательные. Что любопытно - ни одна из названных дорог не попала в план ремонта в рамках разрекламированного проекта «Безопасные и качественные дороги» на этот год. Хотя многие из них являются главными транспортными артериями Кировского района. Одним словом, есть куда приложить силы и средства.
Не подумайте ничего плохого. То, что москвичи решили дать денег (или москвичей попросили дать денег) на благоустройство исторического центра Ярославля, само по себе похвально. Но, повторимся, вопрос в приоритетах. Чем руководствовались составители списка памятников, попавших в заветный список, сказать трудно. Возможно, все они находятся на виду и на их фоне легче получить лишнюю порцию пиара. Так сказать, прочувствовать размах. Возможно, через них проще «освоить» деньги. Возможно, причина в чём-то ещё. Гадать и предполагать можно до бесконечности. Главное не в этом. Просто любая акция должна приносить пользу не только её устроителям, но и объекту, на который она направлена. В противном случае, эффект может быть громким, но совершенно не тем, на который рассчитывали. Похоже, что у нас это становится традицией.
ИВАН ТИХОНОВ