Статистика частенько врёт. Это знают многие. Ещё больше известно о необъективности так называемой «официальной статистики» (тот ещё термин!). В оправдание этого порочного явления давно придумано множество объяснений. И сегодня на любое возражение: «простите, но вот тут не сходится» сразу же найдётся своё: «а вы посчитайте по другой методике». То есть оппоненту дают традиционный ответ в стиле «сам дурак», но в альтернативной интеллигентной форме. Сути это, впрочем, не меняет. И «официальная статистика» продолжает приукрашивать достижения, принижать недостатки, молчать о не удобном, и кричать об очевидном. Сей прискорбный факт дано перестал быть новостью и мало кого удивляет. Однако как быть, если даже официальная статистика вдруг показывает такие цифры, от которых волосы встают дыбом? Вариантов, на самом деле, всего два. Или убедить себя в том, что она не врёт (о чудо!). Или (коли лукавство всё-таки обнаружилось) гадать, насколько же хуже выглядит реальное положение вещей! И поражаться ещё больше. Похоже, что именно такая картина сложилась с бюджетом Ярославской области за 2015 год.
Ярким подтверждением тому служат некоторые любопытные цифры, появившиеся в первые недели наступившего года. Январь - традиционное время для всевозможных итогов. Пожалуй, даже лучшее, чем декабрь. Ведь именно в январе в начинающих отходить от затяжных застолий конторах и учреждениях потихоньку начинают подбивать реальные «балансы» и собирать уточнённые данные. И вот тут появляется много интересного. Например, по исполнению бюджета в части доходов и расходов, а также по итогам некоторых областных программ. Но обо всём по порядку.
1. Бюджет. Доходы. Где деньги, Билли?
Начнём с главного. Данные о предварительном исполнении бюджета уже опубликованы на сайтах регионального департамента финансов и областной Думы, и даже нашли частичное отражение в некоторых СМИ. Сначала – о доходах. Если коротко, то регион не выполнил план на 11.2%. По-русски, не досчитался 6 миллиардов 600 миллионов целковых. Теперь по пунктам. Хуже всего дела с поступлением акцизов. Не секрет, что Ярославский регион является уникальным в том смысле, что производит на своей территории практически все виды подакцизных товаров. Они всегда были мощным источником пополнения казны. А вот на этот раз подкачали. Общие доходы от акцизов составили только 69.4% от плана (потери более 4 миллиардов 300 миллионов рублей). Конкретно картина следующая:
- акцизы на пиво: 66.6% (не досчитались более 3 миллиардов 200 миллионов рублей);
- акцизы на «крепкий» алкоголь: 54.9% («минус» 700 с лишним миллионов от плана);
- доходы от уплаты акцизов на моторные масла: 58.8% (недобор порядка 16.5 миллионов).
Справедливости ради нужно отметить: указанные цифры – следствие скорее «внешних» причин. Ситуация с пивом – прямой результат государственной политики по увеличению сборов с производителей пенного напитка. Тут всё как по Черномырдину: хотели как лучше, получилось как всегда. Рост акциза на пиво в стеклянной таре привёл к тому, что «Балтика Ярославль» попросту начала отказываться от производства этой товарной номенклатуры. Отдав предпочтение, например, кеговому пиву для организаций общепита. Как следствие – снижение объёмов производства. Характерное, кстати, не только для нашей области. Такое же положение было, например, в Туле. С «крепким» алкоголем подкачал Ярославский ЛВЗ, у которого в начале декабря отобрали лицензию. В результате, в «хлебный» предновогодний месяц производство пришлось остановить. И ограничиться продажей имеющихся запасов готовой продукции. К слову – здесь наш регион тоже оказался не в единственном числе. Помимо ярославской «ликёрки» в «чёрный список» попали ещё 30 компаний. Ну а ситуация с нефтепродуктами – и вовсе следствие мировой конъюнктуры. Конечно, от областных управленцев тут почти ничего не зависит. Однако это не повод сидеть сложа руки. Как минимум потому, что последствия не ограничиваются сухими отчётами финансистов. А рикошетят напрямую в живых людей. Так, в прошлом году начались серьёзные проблемы на НПЗ имени Д.И. Менделеева в Тутаевском районе. Сейчас работа предприятия и вовсе приостановлена. А долг по зарплате приближается к 16 миллионам. Прибавьте к этому тот факт, что Менделеевский завод является градообразующим для довольно крупного посёлка Константиновский – и вы получите готовый «локальный кризис». Но в Правительстве области внимание на всё это обратили только в конце января. Во всяком случае, именно тогда прошло совещание с собственниками НПЗ. А раньше что же? Или взять ситуацию с ЛВЗ. Её, похоже, вообще «спустили на тормозах». Понятно, что «бодаться» с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка за возвращение лицензии и возобновление производства – дело непростое и неблагодарное. Но ведь даже попыток не было! Переговоры с владельцами, если и имели место, то прошли как-то уж совсем незаметно. И, следовательно, безрезультатно. По всей вероятности, не слишком эффективным было и взаимодействие с собственниками «Балтики». В общем, «плывём по течению».
Не лучшая ситуация сложилась и с другим доходным источником из числа основных. Точнее - не просто основным, а самым главным. Речь о налоге на доходы физлиц (НДФЛ). В прошлом году он вообще вышел на первое место по значению для региональных бюджетов, обогнав налог на прибыль организаций (и Ярославская область – не исключение). Здесь исполнение, конечно, гораздо выше, но тоже «не ах» – 92.9% от плана и почти миллиард «недостачи» в казну. Что в некотором роде идёт вразрез с данными всё той же «официальной статистики» о небольшом, но всё-таки росте заработной платы в области. Впрочем, всё встаёт на свои места, если принять во внимание несколько дополнительных факторов. Например, зарплата сама по себе может расти, а вот число получающих её людей – напротив, сокращаться. О чём свидетельствуют хотя бы данные о росте безработицы (на 1 декабря 2015 на учёте состояли 10282 человека против 7958 человек на аналогичную дату прошлого года). Это же подтверждается положением целого ряда ярославских предприятий. Сокращения на «Автодизеле» и «ЯЗДА». Предбанкротное состояние ОАО «Раскат». Проблемы на том же НПЗ им. Д.И. Менделеева в Константиновском, НПО «Финго» в Семибратово, «Русьхлебе» и «Арсенале-Коммерц» в Ярославле. Серьёзное сокращение производства на крупных заводах строительной отрасли. Падение по лакокрасочной и химической промышленности. Всё это, естественно, отражалось на рынке труда. Кроме того, внутри некоторых отраслей рост зарплаты коснулся только отдельных категорий работников. Например, врачам её увеличили. А вот среднему медицинскому персоналу, напротив, даже не дотянули до «средней по экономике». Но в целом по сфере здравоохранения можно было бодро отрапортовать о выполнении плана! Это к вопросу о той самой «официальной статистике». То же самое касается, например, работников детских садов, сельских библиотек и так далее. Выводы по снижению поступлений от НДФЛ напрашиваются сами собой.
Но здесь чиновники тоже могли «прикрыться кризисом». А вот по тем статьям, за которые область отвечает непосредственно, отвертеться и списать всё на тяжёлую экономическую ситуацию, уже не получится. Между тем, здесь тоже не всё «Слава Богу». Госпошлину собрали только на 54.9% (не досчитались более 100 миллионов). А план приватизации (доходы от продажи материальных и нематериальных активов) и вовсе исполнили лишь на 12.3% (вместо 358.5 миллионов собрали только 44.1). Здесь спрашивать – только с себя!
В принципе, не помешает сделать это применительно к инвестиционному климату. Оправдание, что деловая активность снижается в масштабах всей нашей необъятной Родины справедливо, но несколько лукаво. Потому что удержать позиции по отдельным направлениям для области было вполне под силу. Но опять же, не сложилось. Самый яркий пример – инвестиционная программа ОАО «Газпром». Регион вылетел из неё как пробка из шампанского из-за накопившихся долгов перед газовым монополистом. Проблемы на этом фронте были и раньше, однако за последний год сумма достигла поистине астрономических пределов: 4.5 миллиарда рублей! Да, основным должником продолжала оставаться «ТГК-2». Но серьёзная доля пришлась и на бюджетные структуры. В том числе правительственную «ЯГК» и ряд муниципальных контор. Возможность разобраться с ними и навести порядок была исключительно во власти региона. Но увы… В результате – испорченные отношения с «Газпромом» и потеря десятков миллионов рублей. И западные санкции тут явно не при чём.
2. Бюджет. Расходы. Что вам «отрезать»?
Понятно, что снижающиеся доходы заставили скорректировать и расходные обязательства. Тут картина тоже совершенно невесёлая. Сократиться пришлось почти на 5 миллиардов 700 миллионов рублей. Планировали потратить 61.8 миллиарда, на выходе получили 56.1 миллиарда. «Обрезание» коснулось всех статей. Но наиболее существенными оказались следующие:
- национальная экономика (сокращение более 2 миллиардов 200 миллионов рублей – первое место);
- здравоохранение (уменьшение почти на 770 миллионов рублей – второе место);
- образование («срезано» порядка 465 миллионов рублей – третье место);
- общегосударственные вопросы («снято» более 250 миллионов рублей – четвёртое место);
- социальная политика (сфера недосчиталась без малого 200 миллионов – пятое место).
Это лишь главные примеры сокращения расходов. Но список можно продолжить, если собрать направления, по которым уменьшение расходов исчисляется не сотнями, а десятками миллионов (например, физкультура и спорт – более 90 миллионов, или культура – порядка 85 миллионов). Не хочется употреблять лексику «левых» политических сил, но бьют-то действительно по самому больному! Поддержки лишили тот самый реальный сектор экономики (за исключением разве что сельского хозяйства, где по итогам 2015 года получились довольно неплохие показатели) и «социалку». А где тонко, там, как известно, рвётся! Тут стоит учесть ещё один момент. Расходы на нынешний 2016 год запланированы даже в меньшем объёме, чем вышло по итогам года 2015-го. Примерно на полтора миллиарда. И тут вспоминаются слова депутата Сергея Балабаева, который ещё при обсуждении проекта основного финансового документа в конце ноября - начале декабря спросил областных чиновников: «Как регион в принципе будет исполнять свои обязательства?». Ведь казна еле-еле сводила концы с концами и при 60-миллиардных расходах. А тут будет менее 55. Невольно призадумаешься: а действительно, как?
3. Исполнение государственных программ. А вы, друзья, как ни садитесь – всё в музыканты не годитесь!
Когда кто-то не потратил энную сумму денег, потому что её просто нет, это можно понять! Но когда возникают проблемы с освоением имеющихся средств, притом средств весьма приличных, это уже за гранью разумного. Но именно такая ситуация сложилась по двум областным программам – «Развитие дорожного хозяйства и транспорта» и «Обеспечение доступным и комфортным жильём». Удивительно, но факт! Обе программы уже успели обсудить в областной Думе. Оценка оказалась весьма нелицеприятной. Оно и понятно. На транспорт и дороги планировалось потратить 4.6 миллиарда рублей. Однако по факту мероприятия программы оказались выполнены лишь на 3.8 миллиарда. А оплачено оказалось и того меньше – чуть менее 3.2 миллиарда. Одна кредиторская задолженность перед исполнителями работ составила 783 миллиона рублей. Возникает резонный вопрос: почему в программе образовалась такая огромная дыра? Оправдания чиновников пошли по вполне предсказуемой схеме: поздно провели торги – поздно вышли на объект – поздно начали работы – не успели оплатить! К тому же, реконструкция некоторых объектов запланирована на два года (очевидно, и оплата произойдёт по факту). А отдельные дороги не были оплачены из-за претензий по качеству. Всё красиво! Но вот незадача… В программе были обозначены объекты, работы на которых завершились в 2015 году. Притом завершились вовремя и без всяких претензий. Такие примеры есть в Ярославском, Рыбинском или Борисоглебском районах. Почему они оказались не оплачены? Вопрос открыт. Не менее серьёзное замечание – по освоению средств. И даже Бог с ними, с муниципальными образованиями, хотя тот же Ярославль освоил всего 12 миллионов из 100 с лишним. Но местные власти не впервой тормозят с реализацией региональных субсидий. Проблема эта хроническая и решать её надо «хирургическим» путём.
Но больше пугает не освоение федеральных денег. Точных данных на этот счёт нигде не прозвучало. Но по всей вероятности, не освоено несколько десятков миллионов рублей. Их придётся вернуть в Москву. А при таком раскладе новой субсидии федеральный центр может и не дать. И косвенно это уже подтверждается. По всей вероятности, откладывается софинансирование строительства Карабулинской развязки. По крайней мере, иначе объяснить отмену мэрией Ярославля аукциона на разработку проектной документации на сооружение крайне сложно. Так что с Карабулинкой, судя по всему, мы опять пролетаем. Понятно, что всё это вызывает недовольство не только среди обывателей, но и у представителей политического истеблишмента. Некоторые даже поговаривают о возможном нецелевом характере использовании денег. Но разбираться здесь – дело компетентных органов. Пока что это лишь предположение.
Немногим лучше и ситуация в строительной отрасли. По плану на программу хотели потратить 2.5 миллиарда рублей, а израсходовали лишь 1.8. Пожалуй, плюсами её реализации можно было бы считать довольно большой объём введённого жилья (717 квадратных метров при планируемых 700) и досрочное выполнение очередного этапа расселения аварийных домов. Но по обоим пунктам есть вопросы. Во-первых, более 80% «квадратов» построены исключительно на частные средства, так что государство тут особо ни при чём. Во-вторых, 37% от всей площади составляют индивидуальные дома. На многоквартирные, соответственно, приходится чуть более 60%. А заносить в общий список людей, достроивших и зарегистрировавших собственную дачу, с точки зрения глобальных задач в масштабах области, вроде как, не совсем корректно! И даже смешно. Тем более, что строительство нескольких широко разрекламированных и по-настоящему крупных жилищных комплексов по-прежнему буксует. Самый яркий пример – ЖК «Преображенский», на северной окраине Брагино. Там до сих пор не решены проблемы с теплообеспечением и планированием территории. Новый план-график обещают представить только к марту. А ведь как хорошо начинали! Что касается аварийного жилья, то, несмотря на бодрые цифры, по области остаётся ещё куча домов, попросту не включённых в эту программу. А многим из тех, кому повезло туда попасть, всё ещё приходится ждать своей очереди. Которая, к тому же, нередко отодвигается. Есть претензии и по качеству уже построенных под расселение домов (например, в нескольких посёлках Рыбинского района). Но самые серьёзные проблемы - по отдельным категориям граждан (как говорят сами чиновники). Ветеранов Великой Отечественной войны обещали полностью обеспечить жильём к 70-лтию Победы. К концу года квартиры дали только 69 пожилым людям из 168. То же самое по детям сиротам: в очереди 1044 человека, жильё предоставили 285. Список можно продолжать – льготников ещё много.
Но знаете, что самое интересное во всём перечисленном? Нет, это даже не катастрофические цифры. В конце концов, ситуация в регионе за последние годы стабильно катится колобком под горку. Теоретически можно и привыкнуть . Самое интересное, что, отчитываясь несколько дней назад о выполнении антикризисного плана за 2015 год, представители Правительства были бодры и веселы! И, похоже, искренне считали, что справились с выполнением большинства мероприятий. Если это так – снимаем шляпу, посыпаем голову пеплом и умываем руки. Потому что получается как в старой кинокартине «В бой идут одни старики». Помните фразу героя Быкова: «Всё нормально! Падаю!». Вот и у нас также…
ИВАН ТИХОНОВ