Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

02.10.2024
Ярославль
55
"Хартия" не вывозит

Или что мешает убрать мусор с ярославских улиц?

"Хартия" не вывозит

       Всё же есть в нашем древнем городе что-то от южной Италии. К сожалению, это не барочная архитектура и не великолепные театральные постановки (хотя всё это в столице «Золотого кольца» также имеется), а банальный мусор. Сегодня многие ярославские дворы и улицы утопают в нём, словно в каком-нибудь Неаполе 15 лет назад. Отходами завалены баки и контейнерные площадки на «Пятёрке» и в Дядькове, на «Суздалке» и в Брагине. Порой - целыми сутками. Но вывозить их, почему-то, не торопятся. Несмотря на то, что жители жалуются на обострившуюся проблему в течение всего года – как зимой, когда бардак ещё можно как-то оправдать (но не принять) замерзающими мусоровозами  нечищеными дорогами, так и летом (когда уже точно нет никаких препятствий для качественной уборки). За обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) по всей области уже шесть лет отвечает единый региональный оператор – ООО «Хартия». Вроде бы, фирма не бедная. Показывает ежегодную прибыль в сотни миллионов. Один восьмилетний контракт в нашем регионе в своё время оценили почти в 16 миллиардов рублей. Да и тарифы на вывоз мусора регулярно растут, притом довольно существенно. Но «мусорный кризис» лишь усугубляется. В сухом остатке получаем следующую нелицеприятную картину. «Хартия» не вывозит (в прямом и переносном смысле). Жители выражают справедливое недовольство. Областные и местные чиновники обещают навести порядок, но раз за разом оказываются бессильны (и даже обычно спокойный мэр Ярославля Артём Молчанов при обсуждении данной темы на встрече с народом начинает раздражаться). Растёт общая социальная напряжённость, снижается доверие к власти. Так что же мешает убрать мусор с ярославских улиц? И есть ли выход? Попробуем разобраться.

 

Куй железо не отходя от кассы!

          Для начала – немного «матчасти». Впервые ООО «Хартия» появилась в Ярославской области ещё в 2017 году, когда начала работать в Угличе. Немного позднее присутствием столичной компании также были отмечены Брейтовский муниципальный район и Дзержинский район Ярославля. Контейнеры-7.jpgОднако подлинный расцвет её деятельности начался с 2018 года. 23 мая по итогам проведенного конкурсного отбора областной департамент окружающей среды и природопользования и ООО «Хартия» заключили соглашение № 7, в соответствии с которым общество получало статус регионального оператора по обращению с ТКО. Согласно документу, с 1 сентября 2018 года на «Хартию» возлагалась обязанность по обеспечению сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов. Срок действия соглашения был установлен аж на восемь с лишним лет – до конца 2026 года. А цена контракта составила 15,87 миллиарда рублей.

         Сегодня компания также работает на территории Москвы, Московской, Тульской и Владимирской областей. Регионы весьма «хлебные», да и расположены вполне компактно. Как говорится: куй железо, не отходя от кассы. Финансовому положению фирмы можно только позавидовать. Согласно данным сайта «РБК компании», в 2019 году выручка ООО «Хартия» увеличилась почти втрое по сравнению с предыдущим периодом. И с тех пор постоянно возрастала. Более того, компания стабильно работает с прибылью, которая также ежегодно (кроме 2019 года) исчисляется сотнями миллионов рублей. Так, за 2023 год выручка «Хартии» была оценена в 14 977 846 000 рублей, а прибыль составила 549 632 000 рублей. В общем, не бедствуют господа.

РБК - финансовые показатели Хартии.png

         При этом, в Ярославской области ещё и регулярно повышается плата за вывоз мусора. И достаточно существенно. Так, буквально в первый полноценный год мусорной реформы (2019) рост составил сразу 27%. В дальнейшем он был менее резким, но всё равно чувствительный, и порой превышал официальную инфляцию. Проверить эти показатели не составляет большого труда, благо цифры есть в открытом доступе – предельный единый тариф устанавливается приказом Министерства тарифного регулирования Ярославской области.

         Если в начале 2019 года он был определён в размере 422,06 рубля за кубометр, то в настоящее время (с 1 июля 2024 года) составляет уже 641 рубль за кубометр. Как известно, при расчете конкретного размера оплаты жителей учитывается количество прописанных в квартире (доме) людей, норматив накопления твердых коммунальных отходов и собственно тариф. Пять лет назад ярославцы, проживающие в многоквартирных домах, платили 75,2 рубля в месяц. Сейчас эта цифра составляет 117,3 рубля с человека. Рост – 56%. Для жителей частных домов расходы больше. Сегодня они тратят за вывоз мусора 119,76 рубля с человека.

ПЕньков.jpg         Разумеется, власти по традиции объясняли повышение «объективными причинами». Ещё пять лет назад их перечислил Дмитрий Пеньков, на тот момент – директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. Вот его цитата на официальном портале регионального Правительства: «Размер платы населения рассчитывается исходя из норматива накопления ТКО и тарифа регионального оператора, включающего в себя сбор и транспортировку отходов, замену контейнеров и бункеров, а также расчеты с организациями, осуществляющими сортировку и захоронение мусора. За последние годы в регионе в разы увеличилось количество учтенных мест накопления ТКО. К примеру, количество контейнерных площадок с 3231 увеличилось до 5658, а контейнеров – с 9474 до 15243. Также прекращена эксплуатация заполненных и не соответствующих установленным требованиям полигонов, что повлекло изменение логистических потоков транспортировки». Но так ли вески эти причины и велики затраты «Хартии»? Давайте опять же посмотрим на конкретных цифрах.

 

Чем богаты?

Мусорный полигон в Переславле.jpg         Начнём с того, что полигон был закрыт только один – на территории тогда ещё Переславского района (147 километр федеральной трассы М-8). И произошло это ещё в середине 2017 года, то есть задолго до того, как «Хартия» стала региональным оператором. В прошлом году уже была завершена рекультивация свалки. К тому же, абсолютно непонятно, почему жители должны оплачивать закрытие одного полигона на краю области, и почему власти своевременно не могли предусмотреть для него соответствующую альтернативу? Одним словом, аргумент откровенно слабый.

         Далее – сбор и транспортировка отходов. Опять же, сравним цифры. По сведениям министерства лесного хозяйства и природопользования, в 2023 году региональным оператором было заключено 2188 договора на оказание услуг по обращению с ТКО и 62 договора на оказание услуг по уборке несанкционированных мест размещения отходов, рассмотрено 8245 обращения граждан, заключено 12 договоров с объектами размещения отходов и 4 договора с объектами обработки ТКО, обеспечены сбор и транспортирование ТКО собственными транспортными средствами и силами привлечённых операторов.

         Всего для организации сбора и транспортирования отходов на территории Ярославской области было задействовано 319 единиц мусоровывозящей спецтехники. По информации непосредственно регионального оператора, последний показатель был даже чуть меньше – 315 единиц. Мы нашли данные самой «Хартии» за 2019 год. Пять лет назад мусор вывозила 251 машина. Таким образом, прирост за столь длительный период составил всего 64 единицы. Не густо!

         Что касается «тары», то, по данным Правительства, на территории Ярославской области обслуживается 14476 контейнеров и бункеров, расположенных в жилом фонде (в том числе 808 контейнер для раздельного сбора ТКО) и 8 943 контейнеров и бункеров, принадлежащих юридическим лицам. Итого – 23 419 единиц. По версии «Хартии», их вновь несколько меньше – 23 218 штук. В 2019 году было 12 300, однако к концу года это количество увеличилось. Недаром Дмитрий Пеньков уже в июне говорил про 15 243 контейнеров (смотрите выше).

Контейнерный парк Хартии 2024.jpg         На этом направлении увеличение более существенное, чем по технике. Однако за пять лет рост оказался даже не двукратным. И это притом, что жилищный фонд региона сегодня – почти 15 300 домов (информация областного Министерства ЖКХ в преддверие грядущего отопительного сезона). Притом, речь, по всей вероятности, только про многоквартирные дома. В одном только Ярославле их порядка 4,5 тысяч. И около 2 тысяч дворовых территорий. При этом, на площадках в жилом фонде в обычных спальных районах на один дом редко приходится один контейнер (минимум два, но бывает и больше). Плюс – частный сектор. Плюс – предприятия и организации. Вот и считайте, достаточно ли нынешних 23 тысяч для нормального «обращения с ТКО».

         При этом, давно не слышно про какие-то масштабные инвестиционные проекты «Хартии». Поначалу вроде были сортировочная линия на полигоне под Угличем и модернизация предприятия «Чистый город» в Ярославле. Что-то говорили про «Скоково» и даже про новый мусороперерабатывающий завод. Но в итоге всё затихло. Это к вопросу о вложениях и затратах. Между тем, в Туле (как мы помним, это ещё один регион присутствия «Хартии») летом прошёл завершающий этап пуско-наладочных работ и прохождения процедуры тарификации инновационного комплекса по переработке отходов. Там, почему-то, это есть. А нам, судя по всему, придётся довольствоваться сортировкой.

Новый комплекс в Туле-1.jpg

         К слову, на объектах обработки в прошлом году было отсортировано 32 255,71 тонн вторичных материальных ресурсов, что составляет 8,5 % от массы собранных ТКО. А уж так называемый раздельный сбор мусора – и вовсе история с особым цинизмом. Знаменитые оранжевые контейнеры по их содержанию ничем не отличаются от остальных. Формально они есть и даже как-то используются. 

Уборка оранжевого контейнера.jpg

Но по факту никто ничего не разделяет. А если и разделяет, то грузчики при сборе не раз были «пойманы» на опустошении таких контейнеров «в общую кучу». Во всяком случае, примеры соответствующих жалоб от населения периодически появлялись в публичной плоскости. Так что и здесь правит бал Его Величество Формализм. 

        

За что и доколе?

Контейнеры-5.jpg          Вообще, жалобы граждан насчёт уборки и вывоза мусора все минувшие годы стали пугающе постоянным явлением. В году нынешнем они и вовсе появляются с завидной регулярностью. Притом, уже в независимости от времени года. Поводы разные: нарушение графика вывоза, качество работы (когда при опустошении контейнеров в машины оставляют грязь или часть отходов на площадке или проезжей части), состояние самих площадок, начисление оплаты за фактически не оказанную услугу. Печальную статистику подтверждают и в Государственной жилищной инспекции Ярославской области.

         Так, в ходе одного из июньских заседаний профильного комитета областной Думы руководитель регионального госжилнадзора Оксана Гладун (в настоящее время – уже с приставкой «экс») рассказала, что с 1 января в ГЖИ поступило почти 200 обращений по ненадлежащему содержанию контейнерных площадок. 40 из них на текущую дату находились на рассмотрении. Немало жалоб касалось и непосредственно «Хартии». На тот момент их было 55 (с начала года): 23 – по начислению и 32 – по периодичности вывоза мусора. И это притом, что Государственная жилищная инспекция – отнюдь не основной «контролёр» работы регионального оператора. По закону, главным образом за ним должны надзирать федеральные органы, прежде всего - «Росприроднадзор» и «Роспотребнадзор».

         Конечно, часть вопросов в сфере обращения с ТКО ввиду специфического российского законодательства выведено за рамки ответственности региональных операторов. К примеру, территория тех же контейнерных площадок должна убираться силами либо местных властей (если земля муниципальная), либо управляющих организаций (УК, ТСЖ, ЖКС). Но иногда мусор на них могут оставлять сотрудники самой «Хартии». Допустим, не слишком аккуратно выполняя свою работу. Как быть в таких случаях? Проводить расследование, всякий раз изучая запись с камер видеонаблюдения?

Контейнеры-3.jpg         Не слишком ли много бюрократии и детального разграничения полномочий? И, самое главное, почему в этом случае должны страдать простые граждане, которые исправно оплачивают как вывоз мусора «Хартии», так и содержание придомовой территории своим управдомам! Отдельная песня – это отсутствие возможности мусоровозов подъехать к контейнерам в зимний период. Например, из-за нечищеных дорог или из-за снежных валов на самих контейнерных площадках. Это уже ни в какие ворота не лезет! Неужели региональный оператор (имея такие сборы от населения), управляющая компания и местная администрация не могут договориться между собой? Или снова «не наши полномочия»?

         Показательно, что на необходимости наладить межведомственное взаимодействие не раз говорили руководители города и области. Просьбы, поручения и требования звучали с завидным постоянством. Вот, например, цитата губернатора Михаила Евраева в публикации на сайте областного Правительства от 21 июня 2022 года: «Когда снег идет, жители же не делают заявки, дороги тоже убираются не по заявкам. Эта работа происходит в плановом режиме. Так же должно быть и с контейнерными площадками. Вопрос с финансированием решим. Город должен перейти к уборке контейнерных площадок, которые находятся на общественных территориях, не по заявкам от жителей, а на постоянной основе».

         А вот сюжет «Городского телеканала» от 24 октября 2023 года, слова мэра Ярославля Артёма Молчанова: «Сейчас мы проговорили, что необходимо провести некоторые связи между теми, кто занимается вывозом мусора, между теми, кто утилизирует мусор и между теми, кто содержит контейнерные площадки. Такую организационную работу проведем, я не вижу в ней никакой сложности. Ну, если необходимо эти контакты еще сделать плотнее, мы это сделаем». Судя по продолжающимся обращениям и их количеству, видимо, не сделали. Хотя отчёты о жалобах в той же мэрии заслушивают регулярно, и даже содержат для этого целый «Центр городского управления». Однако воз и ныне там. Вот они, новые технологии в действии!

         И напоследок - пара слов по ситуации в самой «Хартии». По всей вероятности, в компании присутствует значительная текучка кадров. Во всяком случае, на сайте «Хэдхантер» (НН) опубликовано немало самых разных вакансии – от юриста и бухгалтера до водителя и грузчика. При этом, средний балл по отзывам невысокий – 3,4 из 5. Многие отзывы имеют и более низкие показатели. В качестве примера можно привести слова одного из бывших сотрудников (водителя) с того же сайта. Как раз из Ярославля. При этом, отзыв свежий (июнь 2024 года). Орфография и пунктуация автора сохранены:

работник хартии1.jpg         «Техника в основном 2018 года и вся очень устала, большинство кабин загажены. Ездят до последнего. Обслуживания практически нет. Графики мусоровозов очень раздуты. Работа тяжëлая, своë сделай ещё и вдобавок накидают бесплатных, отношение диспетчеров и начальства к водителям некорректное с большим знаком минус. При увольнении пытались вычесть деньги за спецодежду, к слову, хуже спецовки не видел, самая дешëвая синтетика».

         Другие люди также жаловались на переработку и сверхурочные (притом, без оплаты), несоответствие зарплаты заявленным в объявлениях параметрам, плохое отношение руководителей, а также подтверждали текучку. Всё это, конечно, не добавляет очков региональному оператору. Если посмотреть конкретные цифры по зарплате, то, например, водителю в Ярославле предложено от 78000 до 150000 рублей, слесарю по ремонту автомобилей – 53500 рублей (притом, алогичная должность в Туле оценивается уже в 70000), грузчику по вывозу ТКО – 52000 рублей.

         И вроде бы не сказать, что это мало. Но сегодня такие доходы для мужчин неконкурентоспособны. Водитель на рейсовом автобусе в Ярославле спокойно «поднимает» сотню в месяц, а в каком-нибудь «Магните» - и все 120 тысяч. А дорожный рабочий в «Горзеленхозстрое» в сезон официально имеет 60 тысяч в месяц. Проще говоря, в других местах мужики могут заработать больше, чем в «Хартии». В итоге кто-то уходит в другие организации, кто-то уже ушёл на СВО, и людей не хватает. А заместить пустующие вакансии «Хартия», судя по всему, не может. Или не хочет. Отсюда – дефицит кадров. Что, разумеется, не может не отражаться и на графике вывоза мусора.

         На самом деле, проблема представляется даже более глубокой, чем банальная величина зарплаты. Рискнём предположить, что, заключая соглашение в далёком 2018 году, региональный оператор рассчитывал на длинный контракт со стабильным финансовым обеспечением при низкой инфляции и стабильном рынке труда. Однако уже более двух лет нет ни того, ни другого. При этом, соглашение не изменить. А сохранить миллионные прибыли очень хочется. Вот «Хартии», очевидно, и приходиться выкручиваться. То есть тупо сокращать подвластные им издержки: меньше ездить и меньше тратить свои ресурсы, в том числе по зарплате. Во всяком случае, в Ярославле сегодня картина представляется именно такой. Ничего личного, просто бизнес. Но для рядового потребителя услуг это означает только одно: никаких сервисов и никакого качества, выходящего за рамки понимая самой «Хартии», не будет. Вот такая «мусорная реформа» в действии.

        В сухом остатке получается, что люди платят всё больше и больше, а сервис не улучшается, или даже становится хуже. Количество жалоб остаётся велико, но власти не в состоянии что-то изменить. И лишь срываются на нервы, как было на недавней встрече Артёма Молчанова с жителями в Кировском районе. Наверное, в таких обстоятельствах своё слово пора сказать надзорным и правоохранительным органам. Для начала – вышеупомянутым «Росприроднадзору» и «Роспотребнадзору» (ибо нарушения налицо). А если они окажутся слабоваты и неубедительны – уже антимонопольной службе, прокуратуре и следственному комитету. В конце концов, согласно одной крылатой фразе, «добрым словом и пистолетом (в данном случае – правовыми санкциями) вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом». Раз уж простых слов у нас не понимают, и по-хорошему никак не получается.

Аль Капоне1.jpg

 

 

         ИВАН ТИХОНОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?