Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.01.2021
Ярославль
1691
КРЕПКИЕ ТРАДИЦИИ ИЛИ СИНДРОМ ПРИВЫКАНИЯ
Вот никогда не было и вдруг опять... Неожиданно в конце декабря в Центральной России выпал снег. Неожиданно - это почти не шутка, поскольку и год назад снега толком не было, да и ноябрь и добрая половина декабря 2020 г. не отличались снежными бурями и сугробами. А тут вдруг и снег выпал, да еще и морозы начались с первой рабочей недели 2021 г. Прямо невезуха, какая-то, да и только. Так или примерно так наверняка рассуждали руководители городских служб еще совсем недавно. Но теперь рассуждать поздно, всем стало понятно, что готовности у муниципальных служб к оперативной и быстрой работе по уборке города от снега просто нет. И быть не могло. Не приведи господь, если в этом году будет так, что за один или за два зимних дня выпадает месячная норма осадков...
КРЕПКИЕ ТРАДИЦИИ ИЛИ СИНДРОМ ПРИВЫКАНИЯ

У нас есть традиция. Каждый год, 31 декабря… Впрочем, стоп. Почему только 31-го и только декабря? Скорее так. Каждый год мы ходим … по «старым граблям» зимней уборки улично-дорожной сети (УДС). В Ярославле она превратилась в хроническую проблему, всегда вызывающую справедливое недовольство горожан. С декабря по март жители, не щадя бранных эпитетов, возмущаются то нечищеными улицами, то скользкой проезжей частью, то горами снега на обочинах, то утопающими в снежной каше тротуарами. В лучшем случае – чем-то одним. В худшем – всем и сразу. Порой кажется, что эта традиция стала такой же укоренившейся, как слова из песенки про трёх белых коней, уносящих в «звенящую снежную даль». Настолько, что мы к ней уже привыкли. При этом, всякий раз складывается впечатление, что хуже быть уже не может. И в будущем сезоне ответственные лица наконец-то сделают соответствующие выводы. Однако наступает новый год. А негодование только усиливается. Ярким подтверждением тому стали прошедший декабрь и январские праздники. На их фоне прошлогодняя бесснежная и тёплая зима показалась недооценённым подарком судьбы. Притом, недооценённым и коммунальными службами, и управляющими компаниями, и самой мэрией областного центра. Все они явно оказались не готовы к настоящим снегопадам. И были вынуждены исправлять ошибки прямо в процессе уборки, упуская драгоценное время и утопая в волнах народного гнева. Ибо «резать по живому» всегда больнее. Да и последствия такой «хирургии» рискуют оказаться непредсказуемыми. Может быть, всё-таки пора переходить к терапевтическим мерам?

 

Получилось как всегда?

          Перед тем, как написать сегодняшнюю статью, мы провели небольшое «полевое исследование": в течение нескольких дней проехали по самым разным дорогам, дабы лично убедиться в их состоянии (притом, не только в Ярославле, но об этом – ниже), и «промониторили» социальные сети. В итоге у нас на руках оказались большая подборка фотографий и не менее внушительный список замечаний, предъявляемых жителями «Столицы «Золотого кольца» и гостями города. На их основе мы вывели ключевые проблемы уборки за последние дни. Как говорится, ничего личного. Только цифры и факты. Вкратце они сводятся к следующим пунктам.

       Снежный вал на пешеходном переходе.jpg   1. Основные нарекания по части содержания – неоперативное устранение снега и наледи на проезжей части, сужение проезжей части, образование зимней скользкости, несвоевременная уборка снега с обочин дорог, неудовлетворительное состояние тротуаров и пешеходных дорожек (выражаясь сухим официальным языком, хотя на самом деле здесь стоило бы употребить слово покрепче), наличие снега на заездных карманах и посадочных площадках остановочных пунктов (в ряде случаев) и автомобильных стоянках, повсеместное наличие снежных валов.

          2. В той или иной степени указанные замечания фиксировались на самых разных дорогах – как основных, так и «второстепенных», как в спальных районах, так и в центре города. Редкий случай, когда нарекания были даже по таким жизненно важным «артериям», как Московский проспект, проспект Фрунзе, Тормозное шоссе, проспект Октября, проспект Ленина, Которосльная набережная и другие. Список «проблемных» улиц второй и третьей категории и вовсе займёт ни одну страницу.

          3. На самом деле, первые претензии к качеству уборки возникли не в новогодние праздники, а существенно раньше – ещё в декабре. Особенно снежными выдались 17 и 25 числа. Те, кто вышел на работу в последнюю субботу 2020 года, смогли воочию оценить состояние дорог и тротуаров. Многие из них оставались в таком состоянии в течение всего дня, а то и существенно дольше. Исчерпывающие фото-подтверждения есть во всех социальных сетях и во многих СМИ.

          4. Мероприятия по содержанию УДС сопровождались постоянным нарушением нормативов. Прежде всего, ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». В нём чётко указаны не только обязательные виды работ в зимний период, но и чёткие сроки их выполнения. И если требования по расчистке проезжей части от снега и льда ещё худо-бедно старались соблюдать (правда, только на основных магистралях, да и то не повсеместно), то с остальными была масса проблем.

ГОСТ в картинках1.jpg

          Скажем, обочины положено очищать в течение 4-7 часов, а тротуары – за одни сутки. Однако любой из читателей наверняка приведёт массу примеров, когда эти требования попросту игнорировались. Или взять те же снежные валы. В принципе, их наличие допускается в течение достаточно продолжительного периода времени. Однако их нельзя оставлять ближе 10 метров от пешеходных переходов, ближе 20 метров от остановок общественного транспорта и на тротуарах. Что также соблюдалось далеко не везде.

          5. Бросалась в глаза и повсеместная нехватка спецтехники. Согласно официальной информации на сайте мэрии, а также комментариям директора ДГХ Ярослава Овчарова, в праздники на улицах города работали 30-40, а в лучшем случае – 60 машин (комбинированные дорожные машины, погрузчики, самосвалы, тракторные щётки). Это катастрофически мало. По нормативу Ярославль должны убирать более 250 единиц техники. Одних КДМ требуется почти 70, а самосвалов – 80 штук. Некоторые специалисты называют ещё большее количество необходимого автопарка – под 300 единиц.

Мэрия (2).jpg

Мэрия (3).jpg

             

Конечно, нужно быть очень наивным, чтобы надеяться на 100% соблюдение ГОСТ. Но почти 10-кратная разница – это явный перебор. Показательно, что директор подрядной организации в лице муниципального бюджетного учреждения «Горзеленхозстрой» Андрей Степанов ещё в первые дни года обещал корректировать план уборки в зависимости от погодных условий. Но, похоже, что никакой существенной корректировки не последовало. Во всяком случае, чисто визуально. Хотя снегопады за праздники были не раз. Впрочем, возможно мы что-то не доглядели. 

          Дворы Ярославля (1).jpg6. Помимо муниципалов, немало справедливых и обоснованных претензий звучало и к другим хозяйствующим субъектам. Прежде всего – к управляющим компаниям. Дворы (которые в массе своей находятся именно в ведении управдомов) пребывают в куда более удручающем состоянии, нежели дороги. Кое-где снег не убирали вообще с первых дней зимы. Притом, «кашу» оставляли и на проездах вдоль домов, и на подъездах к социальным учреждениям. И дело не только в припаркованных машинах (днём в спальных районах их не очень много). Дело – в организации процесса. Точнее – в её отсутствии. Потому что если экономить на дворниках (в праздничные дни их работа оплачивается по двойному тарифу) и не вызывать трактора – то о какой организации может идти речь?

     Парковка у Космоса.jpg     7. Те же претензии звучат и в адрес «частников» применительно к тротуарам и автомобильным стоянкам. Всемирная паутина предоставляет богатую подборку фотографий на этот счёт. К примеру, парковки у ТЦ «Космос» в Брагино и у магазина «Магнит» на улице 8 марта или тротуар на проспекте Фрунзе у автобазы СЖД и ЯЭРЗ. И ладно бы, речь шла о нищих организациях, едва сводящих концы с концами. Но здесь, согласитесь, другая история. И договориться на уборку прилегающей территории хотя бы один раз, наверное, не составит для них большого труда.

          Такой мы увидели картину к исходу новогодних каникул. Стоит отметить, что примерно с 5-6 января мэрия активизировала уборку города. И к первому рабочему дню нового 2021 года основные магистрали во всех районах всё-таки были в проезжем состоянии. Снежный вал у остановки.jpgОднако из-за затянувшегося вывоза снега с обочин везде «сократилось» количество полос. В результате с утра 11 января Ярославль встал в куда большие пробки, чем в обычный понедельник. Более тщательная расчистка произошла уже ко вторнику. Так что сказать, что городские власти совсем не реагируют на жалобы, всё-таки нельзя. Другой вопрос, насколько оперативно происходит их отработка. К примеру, многие «второстепенные» улицы и даже целые микрорайоны (например, «Резинотехника») к 11 января так и остались не чищенными. Немало проблем остаётся и с тротуарами, и с выездом из дворов. А с наступлением 20-градусных морозов снежная каша превратилась в ледяные торосы. Которые, к сожалению, наверняка прибавят работы ярославским травмпунктам.

 

А как у них?

          Для чистоты эксперимента мы решили посмотреть, как убираются дороги в других частях области. Возможно, там похожие проблемы и жители Ярославля не одиноки в своих бедах? Для примера взяли улично-дорожную сеть Рыбинска и региональные трассы. Однако там ситуация оказалась существенно лучше, нежели в «Столице «Золотого кольца». В новогодние праздники второй по величине город края смотрелся на порядок опрятнее. 

Рыбинск. Улица Крестовая. Вид 1..jpgРыбинск. Волжская набережная. Вид 1..jpgПравда, позднее появилась новая проблема (если не сказать – катастрофа). 12 января Рыбинск остался без тепла, воды и света. Но это – уже другая история. Что же касается дорог, то к середине первой декады второго зимнего месяца основные магистрали были убраны от снега, а в центральной части – почищены даже до бордюра. К примеру, на той же улице Крестовой не наблюдалось ни гор, ни валов. Волжская набережная выглядела немного хуже, однако дорожное полотно было полностью чистым. Даже с нормальными парковочными карманами. Во всяком случае, улица точно не шла ни в какое сравнение со своей ярославской виз-а-ви, фотографии которой в районе Арсенальной башни опубликовал руководитель регионального исполкома ОНФ в Ярославской области Игорь Ямщиков (правда, после публикаций общественника её тоже привели в порядок). Вычищенной оказалась и ведущая от набережной к вокзалу Рыбинская улица Луначарского. Одним словом, впечатления вполне приятные.

        Уборка в Рыбинске (2).jpgПри этом, по информации с официального сайта городской администрации, ещё в конце ноября город убирали 32 единицы техники (резонно предположить, что в последующие периоды их было по крайней мере не меньше). Столько же трудились в Ярославле 5 января, после всех снегопадов. Это притом, что протяжённость дорог Рыбинска – порядка 370 километров, а Ярославля – около 760, то есть вдвое больше. Согласитесь, разница ощутима. Во всяком случае, математически. Впрочем, во втором по величине городе также есть примеры совершенно неубранных «второстепенных» улиц (допустим, Кирова или участок улицы Карякинской рядом с недавно благоустроенным одноимённым парком). Чистота также не распространяется на многие дворы и межквартальные проезды, которые по-прежнему утопают в снежной каше. И в этом плане местным властям, коммунальным службам и управляющим компаниям ещё есть куда стремиться.

          Вполне достойно в праздники выглядели и областные магистрали. Полностью убрали от снега трассу «Ярославль-Рыбинск». Вычищены были и обочины, и остановочные карманы. Пристойно смотрелась дорога до Тутаева на левом берегу Волги. Ивановское направление и даже выезд из Брейтова тоже были в порядке. На работах ежесуточно было задействовано до 200 единиц техники. Впрочем, когда требовалось усиление, его оперативно обеспечивали. Скажем, после снегопада 25 декабря область убирали уже 447 машин. Конечно, кто-то может возразить: дескать, и финансирование у региона в разы больше. Отчасти это действительно так. Стоимость годового контракта на содержание сети дорог областного значения (не только зимнее, но и летнее) составляет более 2 миллиардов рублей. Однако здесь есть сразу три нюанса.

         Трасса Ярославль-Рыбинск. Тутаевский район..jpg Во-первых, фронт работ в области существенно шире. Протяжённость региональных магистралей составляет 6,3 тысячи километра. То есть в восемь с лишним раз больше, чем в городе. Во-вторых, генеральный подрядчик «Ярдормост» несёт повышенную нагрузку. В силу своего статуса (акционерное общество в полной государственной собственности) ему часто приходится брать дополнительную работу на таких условиях, на которые не пошёл бы ни один частник. К примеру, выполнять ямочный ремонт «в долг». Только вдумайтесь: за работы 2020 года (порядка 100 миллионов рублей) с предприятием рассчитаются только в феврале 2021. А расходы на новые работы (которые в теории можно начинать даже в первом квартале) в бюджете и вовсе не предусмотрены. Это значит, что «Ярдормосту» снова придётся искать «внутренние резервы». В том числе за счёт мероприятий по содержанию УДС. Тем не менее, даже в таких условиях работы ведутся куда лучше, нежели в Ярославле.

          В-третьих, областной центр отнюдь не брошен на произвол судьбы. В региональной казне для него уже не первый год закладывают целевую субсидию. Чего нет больше ни в одном муниципальном образовании, включая тот же Рыбинск. На этот раз сумма составила 200 миллионов рублей. Так что деньги на работы в городе есть. Другое дело – насколько эффективно они расходуются. Но этот вопрос резоннее задать соответствующим органам. Тем более, что это уже сделал председатель фракции КПРФ в областной Думе Александр Воробьев, направивший запрос в прокуратуру. Как говорится, жираф большой – ему видней!

         Мэрия (6).jpg Что получается в сухом остатке? И есть ли выход из замкнутого круга ежегодных проблем с зимней уборкой в Ярославле? Практика и наши наблюдения показывают, что есть. Притом, вполне очевидный. Всё просто. Сам подход, когда уборкой занимается муниципальное предприятие, представляется правильным. Во-первых, его эффективность доказана на уровне области. Во-вторых, под рукой у мэрии всегда будет «палочка-выручалочка» в виде собственной структуры, которая никогда «не соскочит» при первом форс-мажоре. Чего нельзя сказать о частнике. Однако такую структуру тоже необходимо поддерживать в рабочем состоянии. Прежде всего – закупать новую технику. Её дефицит очевиден даже непосвящённым людям. А специалисты уже давно хватаются за голову, ибо работать на изживших ресурс и дышащих на ладан машинах невозможно. Вывод: в МБУ «Горзеленхозстрой» необходимо обновление парка. И чем раньше, тем лучше. В «ПАТП-1» же получилось. Здесь всё то же самое.

          Во-вторых, необходим более жёсткий контроль. Притом, не только и не столько со стороны мэрии. Потому что когда какое-нибудь «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» следит за работой такой же муниципальной службы, это как минимум выглядит странно, а как максимум – отдаёт профанацией. Нужен другой уровень. Если хотите, даже областной. Региональная казна «спонсирует» город. Соответственно, Правительство области имеет полное право спросить за эти деньги. Не надо махать шашкой. Достаточно обеспечить элементарный порядок. От этого выиграют все.

          В-третьих, активнее должны быть и граждане. Как бы непопулярно это не звучало, но давайте признаем: сегодня эта активность в массе своей сосредоточена в социальных сетях. Однако гневный пост в «Фэйсбуке» не гарантирует убранного двора или вычищенной улицы. Конечно, мы не призываем брать лопаты и самим разгребать проезжую часть. У нас капитализм. И работы должны выполнять те, кто получает за них жалование. Так строить из себя «тимуровцев» вовсе необязательно. Но и часами изливать недовольство в «Интернете» - тоже не выход. Гораздо эффективнее потратить время на звонок в Единую дежурно-диспетчерскую службу по телефону 40-40-40 и оставить заявку. Поверьте, это реально работает. Возможно, не так быстро и не так хорошо, как хотелось бы. Но это точно лучше, чем сотрясать воздух (да простят нас активные пользователи сети). Хотя иногда и лопату можно в руки взять, хотя бы в собственном дворе.

         Дворы Ярославля (2).jpg То же самое касается взаимодействия с управляющими компаниями. Чистить дворы – их прямая обязанность, оплаченная нашими средствами. Ресурсы и возможности для этого тоже есть. Безусловно, требовать с коммунальщиков выполнения своей работы – занятие утомительное и не самое приятное. Но лучше потратить нервы один раз, чем делать это ежедневно, рискуя завязнуть у собственного подъезда или поцарапать машину соседа в узкой колее. Во всяком случае, на наш взгляд. Впрочем, мнения могут быть разные. Как писал классик, каждый выбирает по себе. Однако сложившуюся традицию неубранных дорог в любом случае пора прервать. Всем нам (включая представителей власти вкупе с управляющими и коммунальными организациями) пора избавиться от «синдрома привыкания». И чем раньше, тем лучше. 

 

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

 

Опрос
Как Вы относитесь к правительственному законопроекту, который внесен на рассмотрение ГосДумы РФ, и по сути вводит обязательные QR-коды для посещения публичных мероприятий, включая проезд на железнодорожном и авиационном транспорте?