Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

07.03.2018
Ярославль
2050
«РЕШАЕМ ВМЕСТЕ»: КНУТ И ПРЯНИК ДМИТРИЯ МИРОНОВА
Еще в конце 2017 г. у региональных властей была полная ясность на предмет того. что явка на президентских выборах будет низкая. Причины понятны, но что делать с целевыми показателями, которые администрация Президента выставила регионам в качестве разнарядки - 70 на 70 (70% - явка, 70% голосование за лидера кампании)? Выход был найден оригинальный и весьма нетривиальный - программа "Решаем вместе". Голосование (соцопрос) по этому инициативному проекту пройдет 18 марта 2018 г. (совпадение однако) практически там же где и выборы - в непосредственной близости от избирательных участков. Но получится ли выполнить большевистскую продразверстку?
«РЕШАЕМ ВМЕСТЕ»: КНУТ И ПРЯНИК ДМИТРИЯ МИРОНОВА
Среди пока что немногочисленных «фишек» главы нашего региона проект «Решаем вместе», пожалуй, занимает почётное первое место. Он реализуется второй год подряд. Проходит во всех районах. К участию активно привлекают жителей (для чего даже придумали малопонятный для этих самых жителей термин «инициативное бюджетирование»). А все имеющиеся в наличии СМИ обеспечивают агрессивную рекламу. Впрочем, одними масс-медиа дело не обходится. Губернаторская программа с самого начала не была обычным воплощением «теории малых дел» на территории одного отдельно взятого региона. В прошлом году «Решаем вместе» работала в качестве полноценной составляющей кампании самого Дмитрия Миронова. А сегодня она используется как своеобразная пиар-технология по увеличению явки на президентские выборы. Только вместо политтехнологов выступают областные и местные депутаты – миссия сбора наказов и оформления заявок по проекту возложена именно на них. Параллельно парламентарии пытаются совместить приятное с полезным и набрать политические очки на собственные выборы в сентябре 2018 г. А в администрации региона делают выводы: кому стоит оказать высокое доверие и поддержку, а кому – нет. Кто справился с задачей и активно поработал с населением – тот молодец, достоин включения в список от «партии власти». А кто недотянул – извини, подвинься. И окончательное решение на сей счёт будут принимать сразу после 18 марта.


Учите матчасть!

5.jpgСтруктура проекта «Решаем вместе» ничуть не изменилась с прошлого года и по-прежнему состоит из четырёх направлений. Это ремонт сельских домов культуры, благоустройство парков и скверов, реализация местных инициатив и формирование современной городской среды. Первые два пункта, наверное, не нуждаются в комментариях. ДК – они и в Африке ДК. Собственно, как и парки со скверами. Они же являются самими «дешёвыми» с точки зрения бюджетных расходов (см.ниже). Третий раздел подразумевает решение разных малых дел. Скажем, установку новых окон, замену коммуникаций или ремонт помещений в школах и детских садах, приобретение техники и оборудования для больниц и учреждений культуры, обустройство небольших игровых площадок, опиловку деревьев, монтаж заборов и т.д. Всё это не слишком бросается глаза. Но требуется постоянно. И ни одно бюджетное учреждение не может без этого обойтись. Так что с точки зрения пиара дело беспроигрышное. Наконец, последнее направление – благоустройство так называемых общественных территорий. То есть мест массового скопления граждан. Это те же парки и скверы, а также зелёные зоны, бульвары, набережные, площади. Сюда же в качестве особой подпрограммы относится ремонт дворов (на них отдельно дают 100 миллионов из дорожного фонда).
На всё про всё в этом году выделяется 682 миллиона рублей – чуть больше, чем в прошлом (тогда было 650). Свыше 223 миллионов от этой суммы даёт федеральный бюджет: 3,3 миллиона предназначено на ремонты муниципальных учреждений культуры, почти 5,5 миллионов – на парки и скверы, порядка 215 миллионов – на городскую среду. Местные инициативы финансируются исключительно из региональной казны. Наглядно распределение денежных средств по направлениям представлено на диаграмме.
диаграмма.jpg

Отбор местных инициатив идёт через депутатские поправки. Особенностью этого раздела, как и раньше, остаётся строго целевой характер расходов. Условно говоря: на замену лампочек в сельском ДК деньги потратить можно, а на ремонт местной дороги (пусть даже самой маленькой) – уже нет. Объекты городской среды должны отбирать сами жители. Притом, в несколько этапов. Сначала в январе проходило так называемое предварительное голосование (завершилось 31 числа). Всего в нём приняли участие 177 тысяч человек во всех муниципальных районах и городских округах региона. У людей была возможность выбрать тот или иной объект из списка, либо предложить что-то своё. Проекты, получившие наибольшее количество голосов, прошли во второй этап и были включены в бюллетень для итогового голосования. Которое по счастливому совпадению будет организовано аккурат в день выборов 18 марта. В феврале для каждого из проектов были разработаны так называемые фор-эскизы. Это маленькое, но крайне ответственное поручение доверили студентам ЯГТУ под чутким руководством главного архитектора области Михаила Кудряшова.
Эскиз-1 (Переславль).jpgПравда, некоторые «проекты» шокировали и местную власть, и экспертное сообщество, и даже неискушённых в градостроительной политике людей. Как это произошло, например, в Борисоглебском районе, где творения будущих архитекторов назвали фантастическими и не учитывающими исторические реалии. Но всё это детали, которые не должны затмевать собой общей картины великого замысла. После 18 числа остаётся сущая малость. До 30 марта пройдёт заседание комиссии по утверждению объектов к реализации. Далее запланированы конкурсы и непосредственные работы. Которые, если верить сайту «Решаем вместе», продолжатся до 1 октября (а если верить прошлогодним реалиям – продлятся ещё минимум месяц, а то и полтора). Наконец, 1 ноября будет готова сводная информация об итогах проекта. Вот, собственно, и вся «матчасть». Переходим к «полевым» работам.


Тест на профпригодность

Встречи (1).jpgРабота по исполнению местных инициатив началась загодя. Как было сказано выше, задачу по их сбору и воплощению в жизнь возложили на депутатов областной Думы. А чтобы процесс шёл быстрее, выше и сильнее, в администрации области придумали хитрый фортель: лишили парламентариев их депутатских фондов (в обиходе также называемых «депутатским миллионом»). Эти деньги с незапамятных времён закладывались в бюджете и предназначались для реализации тех же малых дел в избирательных округах. Но при этом каждый народный избранник мог распределять их в любое удобное время и без каких-либо моральных обязательств перед Правительством области. На этот раз лавочку прикрыли. Деньги сосредоточили исключительно в рамках проекта «Решаем вместе». Срок подготовки поправок ограничили фактически одним месяцем (январь-февраль без учёта праздников и выходных). А главное – по каждой инициативе заставили проводить собрания и встречи.
6.jpgПонятно, что согласование с трудовыми коллективами цвета плитки в школьном сортире или дизайна веранды для детского сада вряд ли было основной целью подобных мероприятий. Главным требованием, надо полагать, был учёт и контроль многочисленной армии бюджетников, а также обеспечение усиленной мотивации их похода на выборы. А кто справится с этой задачей лучше депутатов с их хорошо подвешенными языками? Очевидно, на это и был сделан расчёт «белодомских» политтехнологов. В свою очередь резонно предположить, что депутаты от тех округов, где граждане проявят наибольшую сознательность в исполнении своего гражданского долга (то есть тех, где явка будет больше, а процент голосов сами знаете за кого – выше), получат гарантированное место в списке участников думских выборов в сентябре. Либо приобретут какой-то иной балл к политической карме. Вот такой кнут и пряник в одном флаконе.
Решаем вместе - Гончаров.jpgЧто любопытно, финансирование на реализацию местных инициативы закладывали исходя из общего количества депутатов областной Думы (50 человек) – по 5 миллионов на каждого народного избранника (или по 10 миллионов на один избирательный округ). Но в распределении денег участвовали только члены фракции «Единая Россия» (39 человек). Ни одной поправки от оппозиции замечено не было. К чему бы это? Вопрос риторический.
Если проанализировать количество внесённых поправок (их приняли на думском заседании 27 февраля), то к рекордсменам по области можно причислить Евгения Сдвижкова, Ларису Ушакову, Антона Капралова, Владимира Колобова, Сергея Иванова, Михаила Боровицкого и Алексея Окладникова, Николая Бирука и Павла Исаева, Александра Тарасенкова и Ольгу Хитрову. В Ярославле лидером стал Александр Гончаров, который в общей сложности внёс предложения по 23 объектам. Среди других отличившихся парламентариев стоит назвать Виктора Волончунаса и Сергея Якушева, Николая Александрычева и Ивана Парамонова, Василия Бобкова и Павла Дыбина.
Искушённые читатели и политические гурманы наверняка заметили среди указанных фамилий несколько депутатов, которых с большой вероятностью не окажется в Думе седьмого созыва (например, Окладникова, Исаева, Парамонова, Бобкова). Кто-то не пойдёт сам, кого-то не сильно желают видеть другие. Казалось бы: зачем им рвать жилы и стремиться внести больше предложений? На самом деле, их попадание в число «активистов» объясняется очень просто. Поправки вносились по избирательным округам, а в них «единороссы» шли парами – одномандатник и списочник. Поэтому и поправки вносили тоже на пару. Как говорится, за компанию. Даже без шансов поиметь с этого какие-то политические дивиденды.


Всё для явки, всё для победы!

В формировании современной городской среды граждане участвовали наиболее непосредственно. Как было сказано выше, жителям предложили выбрать проект из списка либо предложить что-то своё. Например, в Ярославле по каждому району было шесть вариантов. Правда, по ходу голосования появилась информация, что «нужные» объекты в областном центре уже отобраны (а их количество сократилось с шести до трёх). Так ли это на самом деле – сказать трудно. Но в итоговый бюллетень от Ярославля действительно попали 18 объектов (по три от района). Всего по области их было 120. Распределение по муниципальным образованиям отражено в таблице.

Таблица. Распределение объектов по направлению
«Современная городская среда» в муниципальных образованиях

Муниципальное образование

              Количество объектов         

Большесельский муниципальный район                                           

4

Борисоглебский муниципальный район

2

Брейтовский муниципальный район

2

Гаврилов-Ямский муниципальный район

8

Даниловский муниципальный район

3

Любимский муниципальный район

3

Мышкинский муниципальный район

6

Некоузский муниципальный район

8

Некрасовский муниципальный район

3

Первомайский муниципальный район

5

Переславский муниципальный район

3

Пошехонский муниципальный район

5

Ростовский муниципальный район

4

Рыбинский муниципальный район

3

Тутаевский муниципальный район

5

Угличский муниципальный район

7

Ярославский муниципальный район

7

Город Ярославль

18

Город Рыбинск

16

Город Переславль-Залесский

8

Итого:

120



Эскиз-7 (Ярославль, Кировский-1).jpgСреди объектов оказались, например, парк 30-летия Победы, рекреационная зона на проспекте Машиностроителей, сквер на площади Труда и «Рабочий сад» на Перекопе в Ярославле, Детский сад в Переборах, бульвар Победы и Комсомольская площадь в Рыбинске, городской пляж, парк Победы и Народная площадь в Переславле, панорама Ситской битвы в окрестностях Брейтова, набережная Солоницы в Некрасовском, «стрелка» в Пошехонье, стадионы в Гаврилов-Ямском, Любимском и Мышкинском районах, спортивные площадки в Большесельском, Первомайском и Переславском районах и многое другое. Но и здесь не обошлось без властей предержащих, в том числе областных парламентариев, депутатов муниципалитета, сотрудников исполкомов «Единой России» и глав территориальных администраций.
Решаем вместе - Волончунас.jpgОни не только вели среди населения «разъяснительную работу», но и были активными участниками мероприятий в поддержку конкретных проектов на своих территориях. Количество всевозможных «народных гуляний» и «районных праздников» с самоварами, чаями и печеньем в январе (а потом и в феврале, уже после окончания голосования) просто зашкаливало. Конечно же, при любом удобном случае жителям напоминали про программу «Решаем вместе» (баннеры были обязательным атрибутом гуляний) и про итоговое голосование по отбору проектов 18 марта. По странному совпадению, его проведут там же, где будут организованы избирательные участки. В общем, всё для явки, всё для победы!
Расчёт властей и авторов проекта «Решаем вместе» (а в данном случае это одни и те же лица) понятен.
Решаем вместе - Якушев.jpgНо ирония судьбы в том, что он может не оправдаться. Да, граждане могут проголосовать за тот или иной проект, повеселиться на уличном празднике и даже прийти на свой участок 18 марта. Но при этом отдать голос за другого кандидата (Грудинина, Жириновского Собчак – кто сердцу милее). Или вообще не участвовать в выборах (ограничившись только голосованием в рамках «Решаем вместе»). В теории всё это можно проконтролировать. Но на практике это будет весьма и весьма затруднительно. Приставить человека с ружьём к каждому избирателю всё равно не получится. Можно сделать явку. Но нельзя гарантировать лояльность. Данную задачу нужно было решать каким-то другим способом. И судя по всему, на этом фронте в Ярославской области имеются определённые проблемы. Врочем, время до выборов ещё есть. Целых 10 дней. Авось, креаклы из «Белого дома» что-нибудь да придумают.

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?