Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

12.04.2023
Ярославль
3132
МЕСТО БЕЗ СИЛЫ

О безрадостном настоящем и туманном будущем муниципальных образований Ярославского региона

МЕСТО БЕЗ СИЛЫ

        В конце марта в Правительстве Ярославской области опубликовали основные показатели социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов региона за 2022 год. То, что он был трудным, понятно без лишних слов. Это подтверждают даже сами областные власти. Отмечая, что прошедший период «характеризовался нестабильной ситуацией в отраслях и сферах, оказавшихся наиболее уязвимыми в условиях введенных иностранными государствами санкционных ограничений». Почти две трети муниципальных образований показали снижение инвестиций в основной капитал, в том числе достаточно серьёзное. В половине уровень безработицы оказался в два и более раз выше среднего областного. Треть сохраняет значительные объёмы муниципального долга. И этот список можно продолжать. Но самое неприятное, что нынешний год, судя по всему, будет ещё труднее предыдущего. Кризис рискует приобрести признаки системного. А экономические проблемы могут усугубиться политической нестабильностью, обусловленной сложностями сентябрьской выборной кампании и не слишком удачной кадровой политикой Правительства региона (потенциально в зоне риска как минимум 5 муниципальных образований). В итоге Ярославская область из «территории первых» рискует превратиться в «место без силы».

 

Когда рейтинг тянет вниз

          В Ярославской области 16 муниципальных районов и 3 городских округа (Ярославль, Рыбинск и Переславль-Залесский, с недавних пор включающий территорию сопредельного района). Отчёт по основным показателям их социально-экономического развития за прошлый год был подготовлен региональным департаментом экономики и стратегического планирования. С полным текстом можно ознакомиться по ссылке. Мы же остановимся лишь на нескольких наиболее показательных моментах. Согласно новомодной методике, работу на местах оценивают по принципу «светофора», где в «зелёной» зоне всё хорошо, в «жёлтой» – средненько, а «красная» является проблемной. И за последний год значительное количество городов и районов попало именно в третью зону.

         В 11 муниципальных образованиях из 19 (Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Брейтовский, Большесельский, Гаврилов-Ямский, Любимский, Ростовский, Тутаевский, Угличский и Ярославский районы) отмечено снижение инвестиций в основной капитал. Притом, разброс оказался весьма значительным. К примеру, в Ярославском районе падение было некритичным и составило всего 98% от уровня прошлого года. В Рыбинске оно было уже куда более существенным (72,4%). В Ростовском и Большесельском районах инвестиции сократились почти наполовину (61,8% и 59,4% соответственно). А в Тутаевском районе – и вовсе запредельным (24,2%).

мороженое.jpg         Правда, последнее обстоятельство можно объяснить тем, что годом ранее в райцентре состоялось открытие новой фабрики по производству мороженого. Инвестором выступило ООО «ТД «Айсберри», а объём вложений составил 2,2 миллиарда рублей. Поэтому превзойти этот результат за год было попросту невозможно. Однако общую динамику по другим муниципальным образованиям это не отменяет. Также в департаменте экономики отмечают, что организациями области в 2022 году освоено 109627,7 миллиона рублей инвестиций в основной капитал, или 84,2% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах

         Также стоит отметить, что на фоне совокупного роста ввода жилых домов на территории области (796,3 тысячи квадратных метров общей площади или 104,4% к уровню 2021 года) в 11 муниципальных образованиях этот показатель сократился. Среди них – Гаврилов-Ямский, Даниловский, Мышкинский, Некоузский, Первомайский, Пошехонский, Ростовский, Угличский районы, а также все три городских округа. При том, в Рыбинске и Переславле-Залесском сокращение оказалось довольно существенным (минус 20,6% к уровню 2021 года).

         Поскольку большую часть муниципальных образований у нас условно можно считать сельскими, важное значение имеют показатели аграрной сферы. И хотя авторы отчёта отмечают, что в сельском хозяйстве преимущественно достигнута положительная динамика, здесь тоже есть ряд нюансов. В 7 районах снизилось производство молока (худшие результаты были в Тутаевском, Пошехонском и Рыбинском районах), а в 13 – производство скота и птицы на убой. Притом, последний показатель упал по сравнению с предыдущим сезоном в целом по всей области (97,6% к уровню 2021 года).

         Далее. Как известно из отчёта губернатора Михаила Евраева по итогам деятельности Правительства региона за прошлый год, уровень безработицы в Ярославской области составил 0,7. Однако это усреднённый показатель. Вместе с тем, в 9 муниципальных образованиях (Большесельский, Борисоглебский, Брейтовский, Даниловский, Любимский Некоузский, Первомайский, Пошехонский Тутаевский) он был минимум вдвое больше. И если в Большесельском районе цифра составляла 1,5, то в Брейтовском – уже 2,4 (то есть в три с половиной раза хуже). Среднее областное значение было превышено ещё в четырёх районах (Гаврилов-Ямский, Мышкинский, Рыбинский и Угличский районы), но не намного (от 0,8 до 1).

         Ещё один важный показатель – среднемесячная заработная плата. Она выросла во всех муниципальных образованиях региона. Но в 5 из 19 оказалась ниже общероссийского уровня инфляции (111,9%). Речь о Борисоглебском (здесь показатель был самым худшим – 108,1%), Брейтовский, Пошехонский, Первомайский районы и, как не странно, Ярославль (111,8%). Лучше всего ситуация оказалась в Рыбинске (120,1%), что, по всей вероятности, можно объяснить большим количеством предприятий, работающих на оборонный заказ. Подчеркнём, что в данном случае речь о номинальной начисленной зарплате. Реальная, само собой, была ниже.

         Наконец, противоречивая ситуация сложилась с муниципальным долгом. С одной стороны, в 13 муниципальных образованиях он сегодня отсутствует. С другой, на долю оставшихся 6 приходится почти 8,3 миллиарда рублей. Больше всех, понятно, задолжал Ярославль (6,9 миллиарда). Эта сумма за год не изменилась. Долг Рыбинска, хоть и сократился почти на 250 миллионов, но всё равно остался существенным (без малого 1,1 миллиарда). Ещё 287,5 миллиона остаётся за Ростовским, Тутаевским, Угличским и Ярославским районами (то есть самыми крупными).

 

Призрак системного кризиса

          Согласитесь, приведённых фактов более чем достаточно, чтобы оценить экономическую ситуацию в муниципальных образованиях, как минимум, неудовлетворительно. В известном смысле такой результат можно считать следствием не только неблагоприятной конъюнктуры в общероссийском масштабе, но и некоего системного кризиса (или, во всяком случае, застоя) в экономике конкретно нашего региона. По крайней мере, данное предположение подтверждается статистикой в долгосрочной ретроспективе. Судите сами. Если в 2008 году по объёму ВРП Ярославская область находилась на 25 месте среди регионов России, то по итогам 2020 года (последние официальные опубликованные данные) опустилась на 39 место.

krizis.png         Если смотреть рейтинги общего социально-экономического положения субъектов страны, подготовленные РИА «Рейтинг», то здесь динамика тоже отрицательная. Если в 2013 году Ярославская область занимала 34-ю позицию, то в 2021 – 38-ю. Здесь падение не столь существенное, как в случае с ВРП, однако это всё равно падение. Тем более, что пока мы тормозили, другие регионы развивались куда лучше. Скажем, в ЦФО нас обогнали Белгородская, Воронежская, Липецкая, Калужская, а последние годы – ещё и Тульская области (разумеется, не считая Москвы и Подмосковья).

         Замедление роста было связано с тем, что мы не только проигрывали региональную конкуренцию в политическом плане, но и мало что сами предлагали рынку.  Из серьёзных инвестиционных проектов за последние 10-12 лет можно вспомнить разве что фармацевтический кластер, заложенный ещё при Сергее Вахрукове, возобновление работы «Ярославского ЛВЗ» в областном центре, Нефтеперерабатывающего завода имени Менделеева в Константиновском и завода «Раскат» в Рыбинске, да открытие предприятия по производству мороженого в Тутаеве.

         Кроме того, за тот же период в Ярославской области был ликвидирован ряд производств. А многие значимые предприятия и организации оказались объединены в крупные государственные и частные холдинги без предоставления налоговой отчетности по месту пребывания. В частности, это касалось «Северной железной дороги» (сейчас – филиал ОАО «РЖД», отчетность которого сдается совокупно по всем дорогам в Москве), Ярославского пивзавода (филиал пивоваренной компании «Балтика», отчётность которой аккумулируется в Санкт-Петербурге), Северного банка Сбербанка России (ликвидирован как отдельное юрлицо), Ярославской табачной фабрики (ООО «Империал табакко» - предприятие закрыто, все производство переведено в Ростов-на-Дону) и некоторых других. Наконец, мы пролетели мимо Чемпионата мира по футболу 2018 г. В то время, как многие регионы сильно подросли после проведения мероприятия и грамотного применения средств (к примеру, Ростовская, Свердловская, Калининградская, Самарская и Нижегородская области, Краснодарский край).

 

На стопе

          Перспективы текущего года у муниципальных образований ещё менее радужные. Собственных средств традиционно не хватает. А помощь из вышестоящих бюджетов ожидаемо будет сокращаться. Финансовая поддержка «сверху» принципиально не меняется разве что в отношении дорожного хозяйства. Сегодня по данному направлению муниципалы получают из регионального дорожного фонда 8 разных видов субсидий, а общие затраты на дороги местного значения составляют более 3,9 миллиарда рублей. В остальном планы куда скромнее.

         Так, значительно сокращается число благоустраиваемых дворов, детских и спортивных площадок. В том году только по проекту «Наши дворы» их было более 470 (плюс более 20 площадок для выгула животных). Плюс – 94 двора по программе «Решаем вместе». В новом сезоне по всей области планируется привести в порядок лишь 87 дворов и установить только 44 детско-спортивных площадки. Из объектов образования планируют ввести единственный детский садик в областном центре, школы в Ярославле (на улице Пашуковской), в Борисоглебском и Ростовском районах, которые начали ещё при Дмитрии Миронове и должны были закончить ещё в прошлом году.

         Более скромны и планы в здравоохранении. Если в 2022 году, согласно данным отчёта Михаила Евраева, были построены 14 модульных медицинских объектов, 10 ФАП, 3 амбулатории и завершена 1 поликлиника, то в 2023 году намерены сделать только 16 ФАП и 1 амбулаторию. Правда, в рамках некоего «опережающего развития» обещают ещё 10 ФАП и 3 амбулатории. Но обещать, как известно, не значит жениться. А факт он и в Африке факт. Наконец, откровенно просядет сфера культуры. Прошлый год был отмечен открытием большого Центра дополнительного образования «Лидер» в Гаврилов-Яме, ремонтом 28 объектов, обустройством 3 модульных библиотек и приобретением 3 передвижных многофункциональных культурных центров (всего – свыше 35 объектов). На нынешний сезон назначено строительство Центра культурного развития в Данилове, капитальный ремонт всего 3 сельских домов культуры, одной детской школы искусств, трех муниципальных музеев и 6 муниципальных библиотек. Даже с учётом планов по «опережающему развитию» получится меньше, чем в 2022-м.

         Однако всё это – ещё не самое страшное, ибо сложное экономическое положение и сокращение бюджетной поддержки в муниципальных образованиях в нынешнем году усугубляются политическими факторами. Во-первых, это тотальная нехватка кадров в местных администрациях. После инициированных Михаилом Евраевым сокращений (порой откровенно непродуманных) оголились целые участки. А принципиального улучшения материального положения не произошло, поэтому люди продолжают увольняться.

         Во-вторых, губернатор инициировал передачу полномочий по ремонту дорог, а также благоустройству и содержанию зданий и сооружений с уровня поселений в районы. Из-за чего началась неразбериха, оказалась расстроена более-менее (да, не без греха, но всё же) работающая система и даже остановлены конкурсные процедуры по важнейшим работам. Наконец, в-третьих, масла в огонь регулярно подливают отдельные главы, чьи управленческие компетенции вызывают всё больше вопросов. Самые показательные примеры – Борисоглебский район и Переславль-Залесский. В обоих руководители (Айнаш Кислякова и Александр Тарасенков) сменились уже при нынешнем губернаторе весной прошлого года.

Кислякова.jpg Тарасенков.jpg

         Первая регулярно подвергается критике и не только со стороны оппозиции (Борисоглебский район – традиционная вотчина «Справедливой России» и её регионального лидера Анатолия Грешневикова), но и по линии сотрудников самой районной администрации. Второй за год работы так и не смог найти общий язык с местной общественностью и бизнесом (и потому не избавился даже от приставки и.о.), а также продвинуться в решении застарелых местных проблем. В итоге за последние месяцы город постоянно находился в центре скандалов и в зоне пристального внимания прокуратуры. Лишь через год «блок внутренней политики» Правительства области, наконец, сподобился заговорить о смене руководителя города и начал подбор кандидатур. 

Рудаков.jpg         Не вполне оправдал надежд жителей и единственный всенародно избранный мэр – глава Рыбинска Дмитрий Рудаков. Особенно много претензий поступало в адрес его «протеже» в городской администрации, которые уже умудрились спровоцировать скандал на «праймериз» «Единой России», когда один из участников предварительного голосования и депутат рыбинского Муниципального Совета Пётр Кельберг открыто пожаловался на давление со стороны чиновников. 

Молчанов.jpg

Начинает терять очки и растрачивать первоначально накопленные плюсы и мэр Ярославля Артём Молчанов. Основной негатив в его портфолио добавляет запущенная транспортная реформа и особенно состояние городских дорог. В нынешнем сезоне оно бьёт все антирекорды, а мэрия почему-то не спешит устранять проблему. 

         Наконец, несколько особняком стоит Тутаевский район. Традиционные проблемы там наложились на кризис безвластия. После ухода бывшего главы Дмитрия Юнусова в департамент общественных связей (по слухам, дабы избежать серьёзных проблем в Тутаеве), район почти пять месяцев остаётся без полноценного руководителя. По имеющейся информации, из потенциальных претендентов на вакантный пост депутата областной Думы Алексея Калганова даже не рассматривали, а председатель Муниципального Совета и глава Левобережного поселения Михаил Ванюшкин не прошёл согласования.

Низова.jpg         Правда, затянувшееся безвременье, похоже, наконец завершается. 11 апреля в районе всё-таки объявили конкурс на должность главы. Сами «выборы» (силами депутатов местного Совета, разумеется) должны состояться 10 мая. И пока безальтернативным кандидатом выглядит и.о. главы Ольга Низова, при Юнусове отвечавшая в администрации за финансовый блок. Говорят, что к укреплению позиций Ольги Вячеславовны приложил руку не только Дмитрий Рафаэлевич, но и окружение экс-губернатора Дмитрия Миронова. Таким образом, в одном из крупнейших муниципальных образованиях региона может сложиться некий альтернативный центр силы. Разумеется, в предельно мягком варианте.

         Таким образом, проблем в городах и районах области хоть отбавляй. И сколько бы на Советской площади не говорили об «усилении» и «укреплении», лучше от этого, увы, не станет. Пора срочно принимать хотя бы локальные меры для исправления ситуации. Там, где это ещё можно сделать. В конце концов, зря что ли у нас есть целый профильный департамент! В противном случае, недовольство уставших от хронически нерешённых местечковых проблем граждан может выплеснуться наружу. А в преддверии нынешней осени (и особенно будущей весны) это явно не то, чего ждут от руководства региона в Москве. Так стоит ли огорчать уважаемых людей?

 

         ИВАН ТИХОНОВ

 

        

        

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?