Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

05.10.2022
Ярославль
1933
МУНИЦИПАЛИТЕТ №8. НАЧАЛО. ВОЛКОВ 2.0 В ПРОЕКЦИИ.

«Политический брак по расчету» - лояльность за деньги, собственность и посты

МУНИЦИПАЛИТЕТ №8. НАЧАЛО. ВОЛКОВ 2.0 В ПРОЕКЦИИ.

       6 октября состоится первое заседание муниципалитета г. Ярославля нового созыва. По традиции, его посвятят организационным и кадровым вопросам. Прежде всего – согласованию кандидатур на должности председателя, его заместителей и глав постоянных комиссий. Впрочем, это назначение будет чисто формальным. Ибо всех уже давно согласовали. А 4 числа ещё и официально утвердили на фракции «Единая Россия», которая имеет 34 мандата из 38. Так что исход голосования понятен, и никаких сюрпризов быть не должно. Зато они могут проявиться дальше. На все руководящие посты определены представители ярославского истеблишмента и местного бизнеса. Скорее всего, это стало результатом некоего торга с командой Правительства и лично губернатором Михаилом Евраевым в обмен на лояльность. Этакий «политический брак по расчёту». Часть «назначенцев» в своё время открыто выступала против экс-мэра Владимира Волкова и его команды (большинство представителей которой, включая нынешнего и.о. градоначальника Илью Мотовилова, продолжают занимать руководящие посты в городской администрации). В свою очередь, многочисленной группе депутатов из подконтрольных мэрии муниципальных учреждений не досталось ни одной руководящей должности. Что может быть ещё одним сигналом о том, что Муниципалитете станут проводить «линию губернатора». Таким образом, в городском представительном органе априори закладывается некое противостояние. Конечно, не такое, как во времена Евгения Урлашова, когда мэрия и Муниципалитет фактически были сами по себе. Но всё-таки. При этом, исполнять свои полномочия лояльным губернатору депутатам будет сложно. Ибо в ближайшее время Ярославль, скорее всего, начнут финансово «обрезать» (в том числе с подачи областного Правительства). И народным избранникам придётся что-то говорить своим избирателям, параллельно пытаясь делать хоть какую-то работу в округах при тотальной нехватке средств. Впрочем, при одном условии средства могут сохранить и на прежнем уровне. Для этого нужно «всего лишь» избрать «правильного» мэра. Но сделать это придётся всем депутатам вне зависимости от «цеховой» принадлежности (за исключением немногочисленной оппозиции). И тогда все расклады вновь могут поменяться.

 

Была без радости любовь…

 Евраев.jpeg         Расклад по ключевым постам в Муниципалитете был известен более, чем за неделю до его первого заседания. А разговоры о потенциальных кандидатурах на пост спикера и вовсе ходили чуть ли до старта избирательной кампании. 20 сентября все сомнения были развеяны окончательно. В тот день на заседании политсовета регионального отделения «Единой России» губернатор Михаил Евраев представил в качестве будущего председателя Сергея Калинина. Он известен как руководитель ряда строительных фирм и депутат трёх созывов Муниципалитета (притом, в последнем имел пост вице-спикера), а также непродолжительное время занимал должности руководителя АО «Ярославльзаказчик» и заместителя мэра по вопросам градостроительства. Присвоение нового статуса для Сергея Григорьевича выглядело абсолютно решённым вопросом. Хотя до заседания представительного органа, на котором этот вопрос должен решаться официально, оставалось ещё более двух недель. Что лишний раз подтверждает предположение о кулуарных переговорах.

Калинин.jpgЕфремов.jpg          Впрочем, при наличии подавляющего большинства мандатов в руках «Единой России», все решения, озвученные в её местных партийных органах, отныне можно считать «руководством к действию» - без сомнения они будут поддержаны в Муниципалитете. К слову, в тот же день 20 сентября Калинина назначили ещё и исполняющим обязанности секретаря ярославского городского отделения «партии власти». Ранее этот пост занимал бывший спикер Муниципалитета Артур Ефремов. Сейчас его полномочия закончились. В новый созыв он не баллотировался. А, как известно, «свято место» пусто не бывает!

Ненилин1.jpgМалютин 2.jpg          Не было особой интриги и с кандидатурами заместителей председателя городского парламента (теперь их будет два). Места должны занять опытные городские депутаты Олег Ненилин и Алексей Малютин (в шестом созыве 2,5 года возглавлявший Муниципалитет). Их кандидатуры уже согласовали на заседании фракции. Если верить СМИ, оба также подали заявления о работе на постоянной основе. То есть за зарплату. Откровенно говоря, просьбы выглядят странно. Эти политики вполне успешны в бизнесе и совсем не бедствуют. А оплата труда народных избранников обходится не слишком здоровому ярославскому бюджету в копеечку. Тот же Артур Ефремов (официально обязанный жить на одну зарплату) в 2021 году задекларировал доход в 1,6 миллиона рублей. Труд депутатов рангом ниже оценивается дешевле. Но, в любом случае, это не доходы менеджера «самого среднего звена». Это гораздо больше.

Смоленский.jpgГорохов.jpg          Наконец, остались руководители постоянных комиссий. Их в Муниципалитете шесть. По имеющейся информации, в четырёх из них сохранятся действующие председатели: Сергей Смоленский (комиссия по бюджету, финансам и налоговой политике), Илья Горохов (комиссия по социальной политике), Олег Ненилин (комиссия по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка) и Константин Шлапак (по экономике и развитию города). 

Шлапак.jpgЗабирко.jpg              За последний пост, правда, была конкуренция. По нашим данным, на кресло председателя здесь также претендовал впервые избранный депутатом Михаил Кузнецов. Однако победил опыт (тонкий политический сарказм)! Ещё в двух комиссиях (по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью) действующие председатели в Муниципалитет не избирались. Поэтому места оказались вакантными. По имеющимся сведениям, первое кресло займёт Алексей Малютин, второе – Александр Забирко. Таким образом, Ненилин и Малютин будут совмещать руководство комиссиями с исполнением обязанностей вице-спикеров. Это ещё одно новшество восьмого созыва.

          Третье нововведение: в связи с отменой выборов по партийным спискам, в представительном органе не будет как таковых фракций. Отныне там – только «депутатские объединения». Притом, в них должно состоять не менее 2 народных избранников. Таким образом, на сегодняшний день в Муниципалитете есть лишь одно объединение («Единая Россия») и 4 «свободных» парламентария. Конечно, мы можем предположить некий блок из представителей КПРФ и «Справедливой России». Однако пока никаких переговоров на эту тему не было. И, учитывая весьма завышенные политические амбиции «левых», видимо не будет. Так что времена «человека-фракции» уходят в прошлое.

 Политсовет ЕР (фото - ИА Регнум).jpg         Это влечёт за собой одно неочевидное для сторонних наблюдателей, но весьма существенное последствие. Ключевым органом Муниципалитета, который определяет повестку дня, согласует все дополнительные вопросы и так далее является Совет. Обычно в его работе принимали участие руководители городского парламента, главы комиссий и председатели всех фракций. Но если «фракция» (депутатское объединение) будет только одна, оппозиция окажется отстранена даже от возможности формирования повестки заседаний Муниципалитета. Это очень важно для понимания того, насколько послушным (даже чисто в формальном плане) хотят сделать новый Муниципалитет.

          Впрочем, это желание не отменяет его неоднородности. Как мы уже отмечали, персональный состав руководителей исключительно из числа представителей местных финансово-экономических групп позволяет предполагать проведение неких кулуарных переговоров в блоке «внутренней политики» Правительства области. При этом, ни одни депутат, представляющий муниципальные учреждения (а их 9 человек) не получил ни одного поста. Хотя назначение того же экс-хоккеиста Горохова рулить социальной комиссией при наличии руководителей 3 школ, 2 ДК и 1 детского сада выглядит как минимум странно. Видимо, эти люди рассматриваются исключительно как некий предсказуемый и подчиненный элемент. Подчиненный мэру и его заместителям просто в силу заранее заданных условий и обстоятельств. Они состоят на бюджетном городском финансировании. И этим все сказано. То есть это – некая гарантия от неправильного и неожиданного голосования. Не более того. Однако неоднородность этих двух групп депутатов может обеспечить некую возможность маневра для губернаторской команды в случае проявления ка ких-либо противоречий. В случае чего – на одних можно «нажать» напрямую через зама по социальной политике, на других можно повлиять через посулы и обещания (в бизнесе, в обеспечении муниципальных контрактов, в уступке прав муниципальной собственности и т.д.). Как говорится, ничего нового – разделяй и властвуй.

          Если предположение о согласовании кандидатур в Правительстве области верно – «губернаторским» депутатам придётся «отработать» доверие главы региона. Так или иначе. Ни мытьем, так катаньем. Так что, если некое противостояние в новом составе парламента (при всей его кажущейся монолитности) и будет, то у губернаторской команды есть разнообразные рычаги влияния на различные группы внутри Муниципалитета. Только противостояние может быть не между «партией власти» и оппозицией, а внутри самого парламентского большинства. И, разумеется, не открытое. Как там у классика? Была без радости любовь...

 

 … Разлука будет без печали

Дворы (1).jpg           Однако при всех тонкостях политической игры, депутатам, прежде всего, предстоит решать сугубо практические вопросы городского хозяйства. С ними сейчас, говоря откровенно, полный швах. А перспективы и того хуже. Скажем, Ярославль откровенно заваливает знаковый губернаторский проект «Наши дворы». По данным департамента городского хозяйства к 4 октября полностью завершено благоустройство только 65 территорий. А всего их 106. Таким образом, исполнение – всего 60%. И это при том, что все работы должны были закончить до 1 октября! Как заказчики и подрядчики намерены завершать проект, когда на улице каждый день льёт, как из ведра, а скоро пойдёт и первый снег – непонятно. Зато ясно другое: при таком отношении на будущий год городу просто могут обрезать лимиты. И вместо сотни дворов дать денег, скажем, на 50. И тогда в каждом из 38 округов начнётся настоящая драчка.

Дворы (2).jpg          А вот перспектива сокращения финансирования по программе ремонта подъездных путей к социальным объектам выглядит уже не теоретической, а вполне реальной. Во всяком случае, по нашим данным, в Правительстве региона всерьёз обсуждают изменение методики распределения средств. По одному варианту, в будущем сезоне областной центр может недосчитаться более 50 миллионов рублей, по второму – свыше 75 миллионов. Конечно, это обидно. С другой стороны, возможные санкции небеспочвенны: к концу сентября в городе сделали лишь около 10 проездов. С учётом всё тех же погодных условий, судьба качественного ремонта остальных объектов под большим вопросом. Между тем, своего часа ждут десятки других проездов. И с таким подходом это ожидание может затянуться.

 Транспорт.jpg         Полный туман и с «транспортной реформой». Область забрала полномочия по пассажирским перевозкам себе и даже определилась с их стоимостью. Однако неясной остаётся судьба МУП «Яргортранс» и двух принадлежащих городу предприятий общественного транспорта («ПАТП-1» и «ЯрГЭТ»). При переходе на брутто-контракты перевозчики должны сами обеспечивать надлежащий подвижной состав. У «первой пассажирки» и особенно у трамвайно-троллейбусного парка с этим полный провал. В связи с чем они рискуют просто не пройти по соответствующим критериям конкурса и остаться без контрактов.

          Финансирование со стороны мэрии в виду отсутствия на муниципальном уровне транспортных полномочий тоже под вопросом. Функции МУП «Яргортранс» и вовсе будут подменять задачи нового казённого учреждения, создаваемого регионом специально под реформу. Возможно, предприятия намерены передать в областную собственность. Но для этого нужно желание Правительства и официальное решение того же Муниципалитета. А вопросы муниципальной собственности решает только Муниципалитет. В общем, вопросы, вопросы, вопросы.

          Впрочем, их решение вполне возможно при наличии политической воли и достаточного количества денег. Оба эти условия могут наступить лишь в одном случае – при избрании Муниципалитетом «правильного» мэра. Резонно предположить, что именно это было одним из условий назначений на руководящие посты депутатов Калинина, Ненилина, Малютина и других. При этом в случае успешного выполнения поставленной задачи сами парламентарии также получат «доступ к телу» градоначальника для продвижения неких собственных коммерческих проектов. Благо, абсолютно все из них «в миру» имеют непосредственное отношение к бизнесу.

Доронкин.jpegМолчанов.png          Загвозка лишь в том, что понятие «правильный мэр» у каждого своё. В качестве кандидатур Михаила Евраева попеременно звучат фамилии то Алексея Доронкина (заместитель губернатора и руководитель его администрации), то Артёма Молчанова (заместитель Председателя Правительства региона). Хорошо, хоть не Евгения Чуркина с его минимальным опытом государственной и муниципальной службы

        Мотовилов.jpgВ мэрии делают ставку на действующего и.о. градоначальнкиа Илью Мотовилова. А сами ярославцы и вовсе хотят видеть на посту руководителя местного управленца с хорошим опытом хозяйственной работы. Об этом напрямую свидетельствуют данные онлайн-опроса, проведённого «Клубом социологов» с 22 по 27 сентября 2022 г.  В нём приняли участие 400 человек. Уровень достоверности данных составляет 97% при ошибке выборки ±3,3%.    Так вот, за ярославского кандидата высказались 43,8% респондентов. При этом, 68,8% отметили, что выборы мэра должны проходить однозначно через процедуру прямого голосования избирателей

84fd81803e0964b02d7b71e43ee7a2c0-0.jpeg

 84fd81803e0964b02d7b71e43ee7a2c0-1.jpeg      






     Увы, последнее пожелание пока выглядит несбыточной мечтой. Однако искать некий компромисс при определении кандидатуры главы «Столицы «Золотого кольца» всё равно придётся. Слишком разные предпочтения у областного истеблишмента, местной власти и населения.

          Если же правильного решения не будет, или с его принятием слишком затянут – тогда город столкнётся уже с реальной перспективой «финансового обрезания» и, в значительной степени, сворачивания важнейших проектов. И это будет очень тяжёлая история. При том не только для депутатов Муниципалитета и будущего мэра, но и для Михаила Евраева. Сейчас власти «наверху» всеми силами стараются вернуть и укрепить доверие граждан. Заложниками ситуации остаются как раз губернаторы и главы региональных столиц. Поэтому у них должна быть очень тонкая сбалансированная линия поведения. Прежде всего они должны следить за чаяниями и настроениями местных избирателей, дабы не рождать дополнительные источники социального напряжения и, тем более, недовольства властями. Вполне хватает недовольства действиями федерального центра.

          Если же они не справятся с указанной функцией и своей политикой будут раздражать население, им «прилетит» привет именно от федерального центра. А через год-полтора таких руководителей вообще могут поменять. Так сказать, принести «сакральную жертву» в самый канун выборов Президента 2024 года. Если, они, конечно, будут. И, продолжая наши поэтические параллели, эта разлука точно будет без печали. Поэтому нынешнему Муниципалитету суждено стать ареной тонкой политической игры с множеством нюансов. Начнётся она уже 6 октября. А вот когда (а главное – чем) она закончится – пока вопрос открытый.

 

 

          ВИКТОР ПАРФЕНОВ


Опрос
Одобряете ли Вы решение Президента РФ В.Путина о частичной мобилизации лиц, уволенных в запас с военной службы в вооруженных силах РФ?