Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

18.09.2024
Ярославль
1475
ЕСЛИ РЕЙТИНГ ТЯНЕТ ВНИЗ – НА ОШИБКАХ ПОУЧИСЬ!

О тонкой грани между слиянием школ с детсадами и «сливом» образования в Ярославской области

ЕСЛИ РЕЙТИНГ ТЯНЕТ ВНИЗ – НА ОШИБКАХ ПОУЧИСЬ!

      Дедушка Ленин завещал нам учиться, учиться и ещё раз учиться! К сожалению, этот во всех смыслах дельный совет не учли в Правительстве Ярославской области. Что наглядно показала попытка так называемой оптимизации (реструктуризации, объединения, слияния) ярославских школ, поданная в красивой обёртке создания неких «образовательных комплексов» (так и тянет сказать – комплексов неполноценности). На прошлой неделе эта новость лихорадила всё информационное пространство. Впрочем, не только его – нешуточные страсти разгорелись и оффлайн. Несмотря на то, что соответствующие документы были изданы муниципальными органами в Ярославле, Рыбинске и Переславле-Залесском, инициатива исходила именно от региональных властей (на совещании в мэрии областного центра об этом и вовсе сказали открыто). И они умудрились наступить сразу на все грабли одновременно: не учли печальный опыт «оптимизации» в других субъектах (включая Москву и Подмосковье), не продумали и не просчитали последствия, а самое главное – никак не подготовили общественное мнение и даже не проинформировали жителей. В итоге получили бунт. Тот самый, уже порядком забытый с далекого 2012-го (когда выбирали Урлашова) и не слишком далёкого 2018-го (когда завозили московский мусор) года  ярославский бунт. Рейтинги властей предсказуемо пошли вниз, а в  обиход даже вернулись слова «варяги» и «временщики». Спустя несколько дней в «блоке внутренней политики», наконец, спохватились и попытались «отыграть» тему через встречи с родителями и комментарии экспертов. Однако получилось плохо, да и момент был упущен. Тем более, в дело уже вмешались прокуратура и суд. Пока процесс поставлен на паузу. Однако это мина замедленного действия явно не дезактивирована. Поскольку недовольство будет только расти, результаты реформ представляются неочевидными, а ни одного внятного аргумента в их пользу так и не озвучено.


Аргументы «против» и решительный протест

      В начале вспомним, из-за чего случился весь сыр-бор. В конце августа – начале сентября (где-то – чуть раньше, где-то немного позже) в Ярославской области заговорили о создании так называемых образовательных комплексов. Организовать их решили путём объединения нескольких учреждений, притом не только школ, но и детских садов. Первыми под эксперимент попали несколько десятков организаций в трёх городах региона. В Ярославле в Образовательный комплекс №1 «ПРОГРЕССиЯ» (названия указаны как в документах, говорят, что их придумывал чуть ли не лично губернатор Михаил Евраев) решили включить школы № 49, № 7 и № 42 им. Н.П. Гусева, а также детские сады № 37, № 75, № 102 и № 124 в Кировском районе. В Образовательный комплекс №2 «Вектор» попали школы № 39, № 81 имени Сергея Красильникова, № 72 и детские сады № 16, № 128, № 209 и № 211 в Брагине. Всего – 14 учреждений.

      В свою очередь, в Рыбинске также решено создать два комплекса. В первый, под названием «Флагман», войдут школы № 10, № 3, № 21 и № 43, плюс детские сады № 5, № 26, № 38, № 69, № 71 и № 74. Во второй (с именем «Импульс») включат школы № 28 имени А.А. Суркова, № 27, № 29, гимназию № 18 имени В.Г. Соколова, детские сады № 30, № 49, № 106, № 99. Итого – 18 образовательных организаций. Наконец, в свой образовательный комплекс будет и в Переславле-Залесском. В силу административно-территориальных особенностей, в него войдут 17 школ и детских садов как из самого города, так и из крупных сёл и посёлков на территории округа – Ивановского, Дмитриевского, Купанского, Кубринска, Нагорья, Рахманово, Лыченцев, Новоселья.

     Для педагогов (во всяком случае, рядовых) и родителей известие было как гром среди ясного неба: никакого предварительного информирования, не говоря уже про обсуждение. Никаких понятных целей и задач «реформирования», а также его предполагаемых результатов власти поначалу тоже не озвучили. Естественно, в таких обстоятельствах инициатива вызывала отторжение граждан. И породила сначала скрытое, а потом и открытое противодействие, которое в итоге переросло в настоящий народный протест. Аргументы противников «слияния» не раз звучали в течение прошлой недели.

42-я школа.jpg  Больше всех возмутились представители 42-й школы областного центра с углублённым изучением французского языка. Она считается одной из сильнейших в регионе (и даже входит в ТОП-500 лучших школ России). Однако в других образовательных учреждениях доводы аналогичные. Противники образовательных комплексов упирают на индивидуальность каждого учреждения, его исторические традиции, уникальные образовательные программы с упором на определённые предметы, слаженные и опытные педагогические коллективы (в той же 42-й школе работают целые династии учителей), высокие показатели эффективности работы и успеваемости воспитанников. Наконец, в качестве одного из самых весомых аргументов звучат опасения насчёт «оптимизации» учителей и сокращения мест для самих учеников.

Рыбинцы.jpg     Поразили жителей и сроки «реформирования». По сути, на всё про всё власти отвели лишь три месяца. Но, к примеру, в областном центре, где постановление № 806 «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений» было подписано 5 сентября, их штатное расписание планировалось утвердить всего через четыре дня. Показательно, что неприятие реформы отнюдь не ограничилось одним Ярославлем и 42-й школой. В Рыбинске категорическое несогласие с объединением школ высказали педагоги гимназии № 18 «в связи с тем, что ни педагогическому коллективу, ни родителям обучающихся не представлены цели и задачи изменения статуса образовательной организации, перспективы развития, которые в педколлективах не обсуждались, не учтено мнение педагогического и родительского сообщества и специфика гимназии № 18 как уникальной образовательной организации». А родители учащихся Дмитриевской школы под Переславлем даже записали видеообращение к губернатору, также выступив против реорганизации и потребовав сохранить учебное заведение на селе.

Сход родителей из 42-й школы.jpg     Протест, по традиции начавшийся с социальных сетей (был оперативно запущен хэштег #школе42быть), в итоге перерос в оффлайн формат. Уже в понедельник 9 сентября родители учащихся 42-й школы устроили стихийное собрание и написали заявление в прокуратуру. 10 сентября стало известно об их иске в суд, 12 сентября состоялись одиночные пикеты на Советской площади. Там граждан поддержали депутаты от КПРФ в облДуме и Муниципалитете Елена Кузнецова и Евгения Овод, которые также направили свои запросы в городскую и областную прокуратуру и губернатору Михаилу Евраеву. Кроме того, в надзорное ведомство обратился и депутат Муниципалитета от «Справедливой России» Анатолий Каширин, который первый поднял тему реорганизации, и даже региональный уполномоченный по правам ребёнка Михаил Крупин.

Пикет родителей-1.jpgПикет родителей-2.jpgВременщики.jpg

Сурова.jpg  Ещё один муниципальный депутат (на сей раз, от «Единой России») Любовь Сурова сказала, что «обеспокоенность по поводу уровня образовательных услуг в среднесрочной перспективе нельзя признать необоснованной» и отметила «провал органов власти, забывшей доходчиво объяснить населению цель и смысл своих действий». Ямщиков.jpgВ негативном ключе относительно реформирования также высказались некоторые журналисты и общественные деятели, в том числе член региональной Общественной палаты, председатель правления Ярославской организации «Российского Союза ветеранов Афганистана и специальных военных операций» Игорь Ямщиков. А созданная 12 сентября в социальной сети «VК» петиция за сохранение 42-й школы всего за 5 дней, включая выходные, набрала больше 5 тысяч голосов.


Какие ваши доказательства?

Евраев.jpg    Одним словом, инициатива реорганизации школ и детсадов вызвала очень широкий общественно-политический резонанс. А что власти? Какие аргументы они противопоставили всему вышеперечисленному? Здесь лучше обратиться к первоисточнику. То есть к выступлению Михаила Евраева на оперативном совещании 10 сентября (сообщение есть на официальном сайте Правительства Ярославской области). В частности, глава региона отметил, что для детей и родителей в плане образовательного процесса ничего не изменится. Каждые школа и детский сад остаются в своих зданиях, сохраняют направления образовательных программ и количество мест для детей. Изменения коснутся только административного и обслуживающего персонала. «Образовательный процесс никак не меняется. Количество учителей, воспитателей не изменится. Количество детей, которые обучаются в школах или в детских садах, тоже. Задача – повышение заработной платы... Речь идет исключительно про сокращение административного персонала…».   

    Далее губернатор сказал, что аналогичные преобразования уже прошли в других субъектах страны и «являются федеральным трендом». При этом, по замыслу авторов реформы, нововведения должны положительно отразиться на повышении качества образовательной среды, появится преемственность дошкольного образования и начальной школы. В формате единого комплекса будет проще развивать профильные классы и дополнительное образование – кружки и секции. Наконец, централизация управления, унификация организационных процедур и сокращение административного аппарата позволят усовершенствовать механизмы управления, высвободить средства на повышение оплаты труда.

    Если собрать все перечисленные доводы воедино, то кратко можно выделить три аргумента в пользу образовательных комплексов. Первый – повышение зарплаты простым педагогам и воспитателям, для чего планируется сократить якобы чрезмерно разросшийся административный аппарат. Второй – развитие профильных классов и дополнительного образования за счёт централизации образовательного процесса. Третий – соответствующий опыт уже прошли другие регионы. Однако внимательный анализ позволяет предположить, что власти либо откровенно лукавят, либо просто недоговаривают. И запущенное слияние образовательных учреждений таит в себе немало «подводных камней».

Овод.jpg     Во всяком случае, такой вывод можно сделать по итогам совещания, которое состоялось в тот же вторник 10 сентября, но уже в мэрии Ярославля. Основные тезисы по итогам мероприятия разместила на своей странице вышеупомянутая депутат Евгения Овод. К сожалению, мы не можем судить об особенностях процесса в Рыбинске и Переславле, поскольку не владеем информацией об аналогичных мероприятиях в этих городах. Но, полагаем, что канва везде примерно одинакова.

    Начнём с того, что, несмотря на областной уровень инициативы, никого их представителей регионального Правительства (хотя бы на уровне профильного заместителя министра) на встрече в мэрии не было, а депутатам не предоставили никаких документов. Но если в инициативе нет ничего крамольного, и она принесёт исключительно положительный эффект (по замыслу авторов) – то чего скрывать и скрываться? Непонятно. Также неясно, сохранят ли входящие в комплекс школы свои номера и уникальные названия? Ведь официально по постановлению мэрии Ярославля  вводятся названия МОУ СОШ Образовательный комплекс №1 «ПРОГРЕССиЯ» и МОУ СОШ Образовательный комплекс №2 «Вектор».

   Далее. Если с учащимися, вроде как, имеется относительная ясность, то по судьбе персонала образовательных учреждений вопросы остаются. Во-первых, под сокращение попадает достаточно большое количество людей. Согласно информации, прозвучавшей на встрече в мэрии, свыше 70 человек административно-управленческого персонала. Во-вторых, не до конца понятно штатное расписание. В частности, отмечалось, что на один учебный комплекс остается только один завуч, остальные ставки пока остаются в подвешенном состоянии.

    Но один – это мало. К тому же, завучи очень часто ведут профильные предметы (о чём неоднократно говорили родители). То есть, по сути, являются не только представителями администрации школы (которых, по мнению губернатора, у нас очень много), но и простыми учителями. Выходит, что педагогический состав фактически тоже попадает под сокращение. Или как?

       Также новым образовательным комплексам обещают некие «укрупненные бригады» по обслуживанию, ремонту и уборке. Но что это будут за структуры и как будет организована их непосредственная деятельность также непонятно. Наконец, по состоянию на 10 сентября в распоряжении городских властей не имелось практически никаких документов, кроме собственного постановления, общей «дорожной карты» и проекта (!) штатного расписания. Отсутствовала и финансовая модель реформы – её в Правительстве области, вроде как, ещё дорабатывали.

      В сухом остатке получается, что важнейшее преобразование проводится если не вслепую, то уж точно «в полутьме». А значительная часть публично озвученных областным руководством аргументов не имеет документального подтверждения. Во всяком случае, такого, которое можно было бы лицезреть в открытом доступе. А доверять властям на словах ярославцы, к сожалению, отвыкли. Слишком много за последние годы было «золотых гор» и «воздушных замков».


Цветы запоздалые или всё хорошо к месту

 Каширин.jpg    Добавим, что не вполне состоятельными оказались и отсылки властей на опыт других субъектов. Во-первых, он главным образом сводится к Москве (где слияние образовательных учреждений запустили ещё в 2011 году) и Подмосковью (где процесс начался в 2020 году). А они не показательны ни для Ярославской области, ни для всей страны ввиду особого финансового положения. Во-вторых, в результате реформы там вообще-то тоже были выявлены проблемы, притом достаточно существенные. Депутат Анатолий Каширин на своей странице написал, что максимальная экономия средств в Серпухове привела к неведомому более двадцати лет явлению – закрытию в 2022 году начальных школ в Бутурлино и Лукьяново (деревни, входящие в состав городского округа).

     Далее депутат отмечает, что существует заключение Счётной палаты России по итогам уже реорганизованных (объединённых) образовательных учреждений. В документе говорится, что в 36 регионах страны расходы на содержание образовательных комплексов не уменьшились, а возросли! Также в документе говорится, что «не установлено влияние проведённых мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций». Наконец, по словам директора Федерального института развития образования, академика Александра Асмолова, «в отсутствии мощных финансовых ресурсов, какие есть в Москве, и которых нет в остальных субъектах страны, такие проекты по слиянию школ и детских садов несут огромные риски для системы образования...».

   Что касается детских садов, то с объединением они превращаются в придатки школ. Директоров образовательных комплексов в первую очередь волнуют проблемы школы, а не детского сада. Им нужно очень много времени, чтобы вникнуть в тонкости дошкольного образования. Также среди отрицательных моментов были отмечены урезание сметы закупок для детсадов, закрытие отдельных подразделений, сокращение коррекционных групп. Отрицательные моменты реформирования отрасли выделили и в Москве. Они были указаны в исследовании Института образования НИУ ВШЭ (по имеющимся данным, именно там Правительство Ярославской области заказывало аналитическую подготовку оптимизации наших учреждений).

     Научные сотрудники Института выделили целые блоки проблем. Например, было отмечено, что в результате объединения учебных заведений серьёзного роста образовательных результатов не произошло: успеваемость не выравнивается, в слабых подразделениях дети по-прежнему покидают школу после девятого класса. Никуда не делось и своеобразное «неравенство» внутри самих организаций (сильные и слабые школы). «Простым» классам выделяют не лучших педагогов. Во многих школах сохраняется жесткий отбор в лицейские и профильные классы. При этом, способные ученики, не попавшие туда, оказывались обижены вдвойне.

 Кузнецова.jpg   Кружки и секции также оказались доступны не для всех. Доля учеников, посещающих бесплатные занятия, не увеличилась. Стало больше платных направлений. А такое дополнительное образование части семей не по карману. Руководители образовательных центров ввиду повышенной нагрузки стали «малодоступны» педагогам и родителям. Разумеется, целый блок жалоб был и у самих учителей. К примеру, педагоги комплексов чаще говорили о чрезмерной занятости. На увеличение отчетности сетовали 53,9% респондентов из укрупненных школ (в не укрупненных доля составляла  41,6%).

    Кроме того, недовольство вызвали плохой соцпакет, низкая зарплата, работа с трудными учениками и сложные отношения с начальством. А профессиональный рост был сопряжен с ростом неоплачиваемых обязанностей. В целом же укрупнение школ негативно оценили 35% педагогов. Больше трети. И это – в сытой и обеспеченной по высшему разряду Москве. Согласитесь, всё вышеописанное мало похоже на ту благостную картину, которую рисуют ярославские власти.

    И напоследок, ещё один важный момент. Едва ли не больше, чем само реформирование школ и детских садов, людей возмутило то, каким образом его попытались претворить в жизнь. Действительно, важнейший вопрос был решён исключительно кулуарно, без какого бы то ни было обсуждения в педагогических коллективах или на родительских собраниях. Общественный совет при министерстве образования, областная и городская Общественные палаты, Народный фронт и прочие «экспертные» площадки также оказались не задействованы. Возникает резонный вопрос – зачем они вообще нужны в таком количестве, если по-настоящему важная тема проходит мимо них?

Совещание у Евраева.jpg    Даже когда «пожар» уже вовсю «полыхал», власти не торопились его хоть как-то локализовать, и продолжали хранить гордое молчание. Губернатор провёл вышеуказанное совещание лишь 10 сентября, то есть через пять дней после издания постановления о создании образовательных комплексов. Мэр пообещал встретиться с гражданами тоже 10 числа. А комментарий министра образования региона Ирины Лободы и «экспертные» оценки ректоров ярославских университетов (которые вообще-то сами несколько лет назад стояли стеной против объединения вузов, приводя аргументы, очень похожие на те, что сейчас приводят родители и учителя) вышли и вовсе 11 сентября, то есть уже через шесть дней. И здесь явно чувствовалась общая режесура, явно КТО-ТО попросил ректоров всех ведущих ярославских вузов одновременно высказаться...

    Разумеется, спустя столь длительный срок момент был упущен, а протест стал неконтролируемым. В обиход вернулось даже порядком забытое в «политическом болоте» последних трёх-пяти лет слово «временщики». Самое удивительно, что абсолютное отсутствие информационной и разъяснительной кампании допустили при наличии огромного количества пиар-структур внутри Правительства области: пресс-службы, Министерства социальных коммуникаций, Министерства региональной политики, ЦУР и других. В общем, для всего блока «внутренней политики» это, конечно, мощный провал.

Андреева в Сочи.jpg   Правда, не стоит снимать ответственности и с «социального блока». Выставить Лободу в качестве «стрелочника», конечно, самое простое решение. Между тем, профильный заместитель председателя Правительства Лариса Андреева всё время, пока в Ярославле бушевали страсти, находилась в Сочи на Всероссийской неделе охраны труда. Очень своевременно, правда? Особенно в «бархатный сезон». Никак не отреагировала на происходящее и заместитель председателя областной Думы и руководитель профильного комитета Ольга Хитрова, которая в этот момент восхищалась природными красотами в Чечне на очередном женском форуме.

     Хитрова в Чечне.jpgВ итоге она прокомментировала тему только 17 сентября, пообещав обсудить её в ходе «правительственного часа», запланированного аж на следующую пятницу. Опять же, хочется спросить: вы вспоминаете про публичные выступления, только когда выделяете деньги на лавочки у дома культуры, или когда нужно резать очередные ленточки (что последнее время происходит нечасто)? А куда исчезает весь пыл и порыв, когда доходит до проблемных вопросов? Нехорошо, господа. Непрофессионально. Тем более, что, по имеющимся сведениям, власти намерены распространить реформу и на другие муниципальные образования.

     В частности, идут разговоры про объединение учреждений образования в Гаврилов-Ямском районе, где к одной городской намерены присоединить несколько школ в поселениях. Хотя подобное слияние в городской и сельской местности – это две огромные разницы. Ведь школа в глубинке – это центр притяжения жителей, а её директор – лидер общественного мнения и одна из первостепенных фигур. Лишив такие учреждения автономии, власти рискуют получить ещё больший отток людей из глубинки и её дальнейшее вымирание.

Школа в Погорелке.jpg    Да и в целом по сфере образования у Михаила Евраева дела идут неважно. Взять одни только переносы срока ввода новых школ – на улице Пашуковской, на Большой Фёдоровской, на Московском проспекте в Ярославле, в посёлке Заволжье Ярославского района, в селе Погорелка под Рыбинском. И если первую ещё косвенно можно считать «наследием» предыдущего губернатора Дмитрия Миронова, тоо всё остальное – уже чистая ответственность Михаила Яковлевича и его команды.

     А касательно школы в Погорелке, которая так и не открылась на 1 сентября, и где в подвале стоит вода, а на дворе складированы стройматериалы, руководитель следственного управления Следственного комитета России по Ярославской области уже поручил провести доследственную проверку по факту ненадлежащего строительства образовательного учреждения. В свою очередь, в Ярославле Кировский районный суд приостановил введение в действие постановления мэрии Ярославля об объединении школ и детских садов. Пока – до рассмотрения дела, которое назначено на октябрь. Тем не менее, педагоги и родители хотя бы получили передышку. И надежду на благополучный исход процесса.

     Если Фемида примет решение в пользу истца (а своё слово параллельно скажет ещё и прокуратура, куда, как мы помним, поступило сразу несколько обращений), это будет серьёзная пощёчина городской администрации. И хороший урок Правительству области. Руководителям которого давно пора понять, что народ не может бесконечно потреблять любой сомнительный продукт, который ему навязывают. Это не бессловесная масса. Поэтому нужно хотя бы иногда объяснять гражданам логику своих действий. Будь проще – и люди к тебе потянутся. Кажется, так звучит эта предельно понятная истина. Но, похоже, что её пониманию не учат ни в «Школе мэров», не в Корпоративном университете Правительства. В таком случае надо быть готовым, что жизнь сама выставит нерадивым ученикам свои оценки. И они будут отнюдь не отличными.

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

        По итогам данной статьи и общественного обсуждения проблемы мы попытались провести стандартный SWOT-анализ и вот что у нас получилось (смотрите таблицу ниже). Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но вроде как серьезных минусов и угроз при объединении образовательных учреждений получилось гораздо больше, чем плюсов и возможностей.  

Сильные стороны:

1. Возможное сокращение бюджетных расходов на образование в муниципалитетах за счет сокращения управленческого аппарата (директора объединяемых школ, завучи, заведующие детсадами).

2. Сокращение количества юридических лиц в образовательной сфере.

3. Возможное повышение зарплаты педагогам.






















Слабые стороны:

1. Отсутствие понимания зачем необходимо реформировать систему среднего и дошкольного образования в регионе и что с ней не так.

2. Отсутствие разъяснительной работы о возможных плюсах слияния образовательных учреждений как среди учителей, так и среди родителей.

3. Кулуарность принятия решения о слиянии образовательных учреждений.

4. Отсутствие публичного обсуждения вопроса о слиянии образовательных учреждений, затрагивающих жителей трех крупнейших городов региона.

5. Отсутствие очевидных серьезных аргументов за объединение образовательных учреждений.

6. Раздражение родителей учеников.

7. Раздражение значительной части учителей и сокращаемых управленческих кадров.

8. Понижение социального статуса  сокращаемых должностных лиц (директоров сокращаемых  школ, завучей и заведующих детсадами).

9. Сокращение управленческого аппарата (директоров сокращаемых  школ, завучей и заведующих детсадами) с возможностью перегрузки соответствующего функционала на оставшейся педсостав.

10. Неопределенность ситуации с дальнейшим реформированием образовательных учреждений.

11. Несвоевременность реформирования образовательной сферы как с политической (СВО, санкции и т.д.), так и с экономической (высокая инфляция) и с календарной точки зрения (начало учебного года).

12. Снижение уровня самостоятельности и автономности образовательных учреждений.



Возможности:

1. Повышение уровня централизации системы управления образованием.












Угрозы:

1. Возможное невыполнение обещаний по повышению зарплаты педагогам (экономия от сокращения управленческого аппарата не может обеспечить повышение зарплаты всем педагогам).

2. Возможный отток квалифицированных педагогов из бюджетной образовательной сферы в частный сектор.

3. Снижение уровня доверия как к  областным, так и к муниципальных органам власти там, где проходит реформа (крупнейшие города региона, где проживает более 75% жителей).

4. Использование образовательной реформы как серьезной ошибки в деятельности губернатора в борьбе за влияние на первое лицо в государстве со стороны политических конкурентов.



Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?