26 сентября состоялось первое заседание Ярославской областной Думы восьмого созыва, на котором окончательно распределили должности и сформировали составы комитетов. Впрочем, всё это было скорее формальностью. Ибо весь или почти весь расклад сил был известен ещё на первой неделе после выборов. Тогда же было объявлено, что с учётом кампаний муниципального уровня «Единая Россия» получила в регионе почти 88% мандатов (в том числе в представительных органах крупных городов – Рыбинска, Переславля-Залесского, Тутаева). То есть добилась уже не простого, а квалифицированного большинства. В Думе «единороссы» заняли все руководящие посты от спикера до председателей профильных комитетов (оппозиции досталось лишь крохи в виде должностей заместителей последних). Казалось бы, безоговорочный успех. «Партия власти» может почивать на лаврах. Однако расслабляться на её месте явно не стоит. Ибо абсолютное большинство подразумевает и абсолютную ответственность за принятые решения. Уже в ближайшее время силами «Единой России» предстоит принимать областной бюджет на будущий год. А он будет явно не так хорош, как нынешний. В результате придётся «резать по живому», отменять часть льгот и преференций, повышать тарифы и цены. Что всегда негативно воспринимается населением, перед которым за всё это придётся как-то оправдываться. А на носу - президентские выборы, которые в Ярославской области будут явно непростыми. «Единая Россия» должна стать их главной движущей силой. Но на деле скорее окажется грузом, способным потянуть рейтинг вниз (ибо рейтинги самих «единороссов» держатся главным образом на мизерной явке, электронном голосовании и административном ресурсе). Что вполне может вылиться в кадровые чистки вплоть до замены регионального руководства (притом, не только партийного). Особенно на фоне крайне слабой и абсолютно бесцветной работы действующего первого секретаря Ольги Хитровой. Немало однопартийцев только и ждут, чтобы её заменить. В целом же, монолитными не являются ни областное отделение, ни партийная фракция в Думе. Здесь есть свои внутренние течения и неформальные лидеры, не слишком заметные со стороны, но весьма амбициозные. Всё это – оборотная сторона партийного большинства, которое может выйти для «Единой России» боком. А одержанная победа оказаться пирровой.
Между молотом и наковальней
Конечно, сейчас и исполнительная, и законодательная власть делает вид, что всё идёт по плану. Мы бодры, веселы, хорошо нам живётся, друзья! Вот и губернатор Михаил Евраев на расширенном заседании Президиума регионального политсовета «Единой России» 14 сентября поздравил партию с победой на выборах и поблагодарил её за большую проделанную работу (о чём не преминули тут же написать на сайте областных партайгеноссе).
Хотя, по правде сказать, благодарны Михаилу Яковлевичу должны быть сами «единороссы». За прошедшую кампанию он здорово «вложился» в раскрутку целого ряда их кандидатов. Всё лето глава региона без устали колесил по наиболее сложным округам (скажем, в Борисоглебском и Тутаевском районах, Переславле-Залесском, Дзержинском и Заволжском районах Ярославля и других).
К каждой такой поездке готовили насыщенную программу и широкий перечень обещаний для жителей. И всякий раз в первых рядах с губернатором шагали представители «партии власти». Многих из них Михаил Евраев поддержал лично. И попросил сделать то же самое ярославцев, направив им «прелестные письма» за считанные дни до выборов. И всё это – не считая выделенных ещё в начале года бюджетных средств для «решения вопросов местного значения» по предложениям граждан в рамках «инициативного бюджетирования», щедро розданных действующим депутатам-«единороссам».
Однако лирика – лирикой, а долг платежом красен. И теперь Михаил Яковлевич, да и весь блок «внутренней политики» регионального Правительства во главе с вице-губернатором Андреем Колядиным, будет ждать от «партии власти» политического алаверды. Джентльменский ответ должен последовать по нескольким направлениям. Главным из которых, безусловно, станут предстоящие в марте 2024 года выборы Президента Российской Федерации. По законам жанра, «Единая Россия» должна стать главным помощником исполнительной власти в их проведении и обеспечении нужного результата. С учётом её широкой «сетки» и не менее широких возможностей воздействия на избирателей другого варианта просто нет.
Однако сможет ли «ведущая и направляющая» справиться с этой задачей должным образом? Откровенно говоря, никакой уверенности в этом нет. Прежде всего, это подтверждается простой математикой. По официальным данным Избирательной комиссии, явка на прошедших выборах в Ярославской области составила 27,41%. В абсолютных цифрах это 271 964 избирателя. Непосредственно за «Единую Россию» по пискам проголосовали 46,6% от общего числа участников выборов. То есть порядка 130 тысяч человек, или около 13% от общего числа жителей региона, обладающих правом голоса. То есть по факту уровень реальной поддержки «партии власти» - совсем небольшой.
Ещё более показательными в этом плане стали выборы по одномандатным округам. В некоторых из них кандидаты от «Единой России» получили немногим более 3 тысяч голосов (к примеру, Вадим Канашкин – 3155, Александр Куташов – 3280, Михаил Писарец – 3211, Руслан Полкуев – 3260), а кое-кто – и того меньше (Теймураз Бараташвили – 2772, Сергей Борисов – 2921). Если учесть, что максимальное количество избирателей в округе составляет 32,2 тысячи человек, за указанных господ проголосовали всего 10% избирателей, а то и меньше. Что уж совсем не густо. Наконец, не будем забывать и тот факт, что результат «Единой России» в Ярославской области стал одним из самых слабых среди регионов, в которых прошли выборы законодательных собраний (таковых, с учётом четырёх новых субъектов, было 20). Хуже нас за партийный список проголосовали только в малочисленном Ненецком автономном округе и в Республике Хакассия, которую возглавляет губернатор от КПРФ Валентин Коновалов.
Между тем, по имеющейся информации, на президентские выборы неформально «спущены» куда большие плановые цифры: 80% по явке и 85% по результату. Понятно, что голосовать в данном случае будут не за «партию власти». Однако именно ей, во многом, придётся обеспечить мотивацию избирателей и их наличие на участках в нужном количестве. Каким образом она будет решать эту задачу при озвученных выше сентябрьских показателях – абсолютно непонятно. Все бюджетники и так были заряжены, а пенсионеры – замотивированы ещё в сентябре. Но нужно почти втрое больше. А надеяться исключительно на губернатора и его обаяние вряд ли правомерно. Так что уже сейчас ясно, что взять поставленную планку вряд ли получится.
Ещё одно направление «плодотворного сотрудничества» исполнительной и законодательной власти в лице партии большинства – безболезненное и быстрое принятие «нужных» законов в Думе. Однако практика такова, что далеко не все инициативы, удобные и нужные для губернатора, одновременно являются приятными и полезными для населения. На деле это оборачивается принятием непопулярных (а порой – и откровенно одиозных) нормативов, которые серьёзно понижают и без того невысокий рейтинг «Единой России». За последнее время к таковым можно отнести и поправки в избирательное законодательство, и ратификацию сомнительных концессионных соглашений, и многократное повышение штрафов, и много что ещё.
В ближайшей перспективе главную проблему для «партии власти», по всей вероятности, составит проект бюджета Ярославской области на 2024 год. С учётом тенденций, которые происходят по стране в целом, он точно будет секвестрирован. По крайней мере, на первое время. И ожидать таких же расходов, как в нынешнем сезоне, не стоит. Скорее всего, власти оставят только первоочередные затраты, уйти от которых просто не получится. В этой связи маловероятна индексация зарплат бюджетников, не вошедших в Указы Президента (в этом году её объявили дважды). По всей вероятности, не будет и такого количества средств на ремонт дорог (не зря же сейчас их делают ускоренными темпами, стараясь освоить деньги 2024 года). Вероятнее всего, обрежут субсидирование строительства социальных объектов. Не исключена отмена ряда социальных льгот.
Кое-что, напротив, придётся повысить. Например, в будущем году, скорее всего, поднимут стоимость проезда в общественном транспорте. Межмуниципальные автобусные перевозки и так растут ежегодно. А на невысокую (по сравнению с экономически обоснованной) цену билетов в городском сообщении власти намекали уже не раз. Скорее всего, эти намёки не пройдут даром. Уже проанносирован рост тарифов ЖКХ с 1 июля 2024 года. Совокупный платёж граждан за коммунальные услуги увеличится на 9,8%. При этом, регионы вправе устанавливать свои надбавки (пусть и небольшие). По традиции, вырастут и взносы на капитальный ремонт МКД, и на вывоз мусора. И всё это «Единой России» придётся или поддерживать (в случаях, где потребуется законодательное закрепление) или, как минимум, закрывать на это глаза (там, где будет достаточно распоряжений исполнительной власти). Делая вид, что ничего не происходит, и навлекая на себя праведный гнев избирателей. В противном случае, громы и молнии полетят уже из «Белого дома». В общем, выбор не из приятных. Словно находиться между молотом и наковальней.
При этом, некоторые члены партийной фракции за последние месяцы выражали практически открытое недовольство работой Правительства. В частности, говорили о слишком позднем поступлении законопроектов и недостаточном времени на их изучение, о плохой проработке концессионных соглашений в сфере ЖКХ и транспорта, и о том же бюджете. Последний и вовсе неоднократно критиковали. К примеру, в прошлом ноябре депутат Максим Вахруков, избравшийся в Думу всего за полгода до этого, сетовал на сокращение социальных расходов в проекте областной казны. И выражал своё мнение совсем недвусмысленно: «Проект бюджета 2023 года Правительство Ярославской области считает социальным. Я с этим не согласен! Почти на пять миллиардов рублей, до 56 миллиардов, урезано финансирование пяти ключевых социально значимых госпрограмм».
Прошло ещё полгода, и уже в нынешнем мае Максим Сергеевич вновь раскритиковал поправки в основной финансовый документ. На сей раз – за необоснованные, по его мнению, статьи расходов: «Суммарно получается, что больше 800 миллионов рублей дополнительных мы тратим, честно говоря, не понимая на что. Ни в рамках комитета, ни в рамках заседания Облдумы я ответ на этот вопрос не получил. При этом здесь нет ни одной депутатской корректировки. Я предлагаю этот законопроект рассмотреть в первом чтении, подготовить корректировки и объяснения и рассмотреть его повторно».
Коллегу по фракции тогда поддержал и другой депутат от «партии власти» Илья Осипов. «Даже самую хорошую инициативу, если её подавать неправильно, можно превратить в недоверие и абсурд. На оба вопроса, которые я задал, докладчик не смогла ответить. При таких существенных изменениях, я считаю, необходимо давать больше информации. Отсутствие информации порождает недоверие. Хотелось бы, чтобы вы этот постулат в голове держали», - обращался он к представителям областного Правительства. Притом, в отличие от Вахрукова, Осипов – депутат опытный, работал в нескольких созывах, заседал в Госдуме России. И прекрасно понимает все тонкости аппаратного взаимодействия. Однако критиковать всё равно не стесняется.
Само собой, примеры такой критики далеко не уникальны. Периодически исполнительную власть «покусывают» и другие партийцы. А обеспечить консолидированное голосование фракции по всем вопросам порой не в состоянии даже её многолетний председатель, аксакал ярославской политики Николай Александрычев. Это свидетельствует о том, что ряды «Единой России» отнюдь не едины. В них есть свои течения (или, как сказали бы раньше, уклоны). Или, по крайней мере, свои неформальные лидеры. Так сказать, альтернативные «центры силы». На наш взгляд, не стал исключением и нынешний состав Думы. Где в рядах «единороссов» можно выделить несколько групп. Само собой, деление это исключительно субъективное и весьма условное. На истину и полноту картины мы не претендуем. Однако право на существование такой расклад всё же имеет.
Итак, первую группу в составе фракции образно можно назвать «старой гвардией». В её состав можно включить, к примеру, Михаила Боровицкого, Николая Александрычева, Виктора Волончунаса, Николая Бирука, Александра Гончарова, Александра Киселёва, Ларису Ушакову. Все эти люди прошли ещё комсомольскую и партийную школу, а их политический стаж исчисляется даже не годами, а десятилетиями. Они сверхопытны, осторожны, консервативны, не допускают резких движений и предпочитают действовать исключительно в русле политики действующей исполнительной власти. При этом, к данной группе правомерно отнести не только «возрастных» политиков. В неё вполне вписывается, например, та же Ольга Хитрова, Алексей Калганов и Наталия Косихина – представители уже следующего поколения политиков. Определяющим в данном случае является стиль поведения. Отметим, что все перечисленные люди (кроме Калганова) в новом созыве сумели сохранить свои посты в Думе. Так что лояльность, как видим, конвертируется в неплохие дивиденды.
Далее идёт группа «неформальных лидеров». Её яркие представители – упомянутые Максим Вахруков и Илья Осипов. Их человеческие типажи достаточно разные. Но как политиков их роднит целый ряд общих черт. Оба по-своему харизматичны и активны. Оба генерируют новые идеи и могут позволить себе публичные суждения, отличающиеся от «генеральной линии» партии. Наконец, оба, по всей вероятности, чувствуют за спиной «страховочный трос» (первый – в качестве финансовой самодостаточности и родственных связей, второй – в виде большого политического опыта и принадлежности в одной из серьезных финансовых групп региона). Показательно, что в новом созыве обоим также достались думские посты. Вахруков сменил Осипова в кресле руководителя комитета по экономической политике. Осипов, в свою очередь, занял должность председателя комитета по законодательству.
К «неформальному» крылу также можно отнести Василия Бобкова и, в какой-то степени, Павла Исаева.
Первый нередко режет «правду-матку» и вообще имеет репутацию этакого прямолинейного рубаки (хотя, как достаточно опытный политик, быстро ориентируется в ситуации и совсем не чужд мимикрии). Второй в своё время занимал руководящие посты как в Правительстве, так и в Думе, и вообще считался одним из «серых кардиналов» ярославской политики. После ухода Сергея Ястребова с поста главы региона сумел «пережить» губернаторство Дмитрия Миронова и спокойно сохраниться при Михаиле Евраеве. Аккуратный и очень расчётливый, в последнее время Павел Валентинович избегает чрезмерной публичной активности. Однако продолжает держать руку на пульсе. У него одна из самых лучших агитаторских «сеток» в области. И, по слухам, он принимал самое деятельное участие в «нарезке» округов для нового созыва регионального парламента. В целом Павел Исаев стал осторожнее, но он сейчас отнюдь не прозябает на политической обочине. Светится стал меньше. А так все в порядке.
Третья условная группа - «молодые волки». К ним можно отнести несколько народных избранников с небольшим думских стажем и часть «свежеизбранных» депутатов. К примеру, Ивана Демидова – выходца из «Молодой гвардии» и «Российского союза сельской молодёжи», которого пестует Ольга Хитрова, и который в нынешнем созыве в свои 27 лет получил пост заместителя председателя комитета по АПК.
Или бывших депутатов Муниципалитета г. Ярославля Вадима Канашкина, Максима Дмитриева и Михаила Писарца, известных своей достаточно активной деятельностью в городском парламенте (первый – протеже Николая Александрычева, второй также избран от Дзержинского района, в округ третьего входит часть Брагина).
Активной работы стоит ожидать и от директора ГТРК «Ярославия» Яны Карушкиной, которая стала заместителем председателя комитета по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог (прошла при поддержке Михаила Боровицкого и Михаила Евраева). Не исключено, что государственная служба в обозримой перспективе вообще может стать для Яны Анатольевны основной. Особенно с учётом достаточно частой ротации руководящих кадров в зоне ответственности ВГТРК. По ощущениям, могут проявить амбиции Алексей Чернобровкин и Руслан Полкуев.
Ну и, конечно, не стоит забывать Сергея Соколова. Он хоть и прошёл в Думу в порядке самовыдвижения, но вступил во фракцию «единороссов». Заместитель директора КЦК «Аронап» с московской пропиской представляется крайне непростым и весьма амбициозным человеком. С финансами у Соколова все в порядке, да и исполнительная власть его поддерживает.
В четвёртую группу можно включить большинство оставшихся депутатов. Это условные «статисты», готовые примкнуть к любой из названных групп. Особняком среди них можно выделить Антона Капралова. Он всегда был системным человеком, однако в силу молодого возраста не может быть отнесён к первой группе (даже с учётом 10-летнего депутатского стажа). Не вполне тянет он и на «неформального лидера», поскольку всегда работал с кем-то в команде. В прошлом созыве это был экс-председатель Думы Алексей Константинов (благодаря поддержке которого молодой депутат Капралов и получил пост вице-спикера к неудовольствию своих старших коллег). В новом созыве он, по всей вероятности, скорее примкнёт к Илье Осипову, с которым они избирались по одной группе и в двух соседних округах. А вот ещё трое председателей комитетов – Михаил Никешин, Алексей Макаров и Андрей Щенников, несмотря на свой статус, выглядят очень бледно, и вряд ли «выстрелят». Первый и последний имеют свои бизнес-проекты в Ярославской области, но главное для всех троих «быть в курсе» и «быть в русле». Как говорится, ничего личного.
Одним словом, несмотря на видимость благополучия и квалифицированное большинство в областной Думе, у «Единой России» далеко не всё гладко. Можно сколь угодно долго упиваться результатами парламентских выборов. Но для того, чтобы победить 10 сентября, не требовалось напряжения ни сил, ни воли, ни ума. Главные испытания впереди. И с учётом внутренних проблем и ряда внешних факторов, «партия власти» в Ярославской области пока к ним не готова. Так что головокружение от успехов скоро может смениться горьким послевкусием суровой реальности.
ИВАН ТИХОНОВ