Начало года вновь выдалось богатым на политические события. Честно говоря, после всех перипетий 2020-го от них даже успели устать. Впрочем, в плотной завесе гнетущих новостей за январь всё-таки нашлось одно приятное известие. Оно не было связано ни с тяжёлой политинформацией, ни с пугающими экономическими прогнозами, ни с трудно усваиваемыми терминами коронавирусной вакцинации. И помогло хоть на время переключить изувеченное массовое сознание на что-то по-настоящему стоящее и действительно прекрасное. Речь о 50-летнем юбилее маршрута «Золотое кольцо». 17 января 1971 года по легендарному пути, охватывающему восемь исторических городов Центральной России, запустили первые туристические автобусы. С тех пор всенародно известный бренд получил «союзное значение» (в 2017 году был учреждён Союз городов «Золотого кольца России»), обзавёлся собственной штаб-квартирой, стал государственным проектом и даже своеобразным «средством борьбы» с несистемной оппозицией (мероприятия в честь круглой даты, прошедшие в минувшие выходные по всему Ярославлю, совпали с несанкционированными акциями протеста). А количество городов и весей, желающих войти в «братство Кольца», уже превысило «классический» перечень чуть ли не втрое. Многие изменения в жизни «Золотого кольца» носят дискуссионный характер и вызывают неоднозначную реакцию. Но, несмотря на все перемены, легендарный маршрут сегодня не только не теряет своей популярности, но и обретает второе дыхание. А значит – продолжает жить и развиваться!
Во первых строках нашего рассказа стоит напомнить, что сам бренд «Золотое кольцо» старше маршрута на три с лишним года. Понятно, что никакого понятия «бренд» тогда не существовало. Зато имелись талантливые люди с художественным вкусом, не чуждые любви к прекрасному. Одним из них был Юрий Бычков – корреспондент газеты «Советская культура», литератор и один из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (волею судеб, сегодня именно оно является правообладателем торгового знака «Золотое кольцо»). Идея кольцевого автомобильного маршрута, позволяющего объединить старинные русские города, пришла к Юрию Александровичу ещё в 1965 году во время работы в Суздале (который со второй половины 60-х годов начал развиваться как один из главных туристических центров страны). Через два года Бычков впервые проехал по задуманному пути, после чего написал серию очерков под общим названием «Золотое кольцо». Точное и ёмкое определение прижилось и полюбилось читателям, а позже – уже всей стране. И стало отправной точкой для организации постоянного маршрута. Что и было сделано ещё три года спустя – в январе 1971 года.
Любопытно, что первоначально маршрут был в значительной степени рассчитан на иностранцев – в качестве своеобразной «витрины» древнерусского искусства. Сегодня «Золотое кольцо» получает новое развитие, ориентируясь прежде всего на «внутреннюю» аудиторию (хотя интерес со стороны зарубежных туристов, разумеется, тоже не иссяк). Во всяком случае, косвенным доказательством тому служит и рост туристических потоков (особенно на фоне международных санкций, закрытых границ, и различных ограничений), и повышенное внимание со стороны государства, и оформление собственной структуры бренда. Недаром ещё 17 августа 2017 года был подписан договор о создании «Союза городов Золотого кольца России», первым председателем которого избрали мэра Ярославля Владимира Слепцова (позднее эта почётная обязанность перешла к его тёзке – Владимиру Волкову). Не удивительно, что местом размещения штаб-квартиры «Союза» также стал наш древний и устремлённый в будущее город, признанный негласной столицей всего маршрута.
Впрочем, число «пайщиков-концессионеров» ассоциации скоро может возрасти. Ибо желание расширить круг участников маршрута от года к году только нарастает. Что, кстати, является ещё одним доказательством его популярности и перспективности. В классической версии, идущей от Юрия Бычкова, в «Золотое кольцо» входили восемь городов: Владимир, Суздаль, Иваново, Кострома, Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский и Сергиев Посад. Однако в последнее время у канонического маршрута появилось много разновидностей. В результате чего к нему стали причислять множество иных населённых пунктов. Различные источники упоминают Александров, Боголюбово, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Кидекшу, Кинешму, Муром, Мышкин, Палех, Плёс, Тутаев, Углич, Шую, Юрьев-Польский. А последние пару-тройку лет в «Золотое кольцо» стали включать Серпухов, Касимов, Рязань и даже Калугу.
Притом, последняя появилась в списках «окольцованных» городов чуть ли не с подачи Министерства культуры РФ. С учётом того, что Калуга не только существенно моложе тех же Ярославля, Ростова или Суздаля (основана в 1371 году) и не обладает столь древними памятниками, но и находится в прямо противоположной стороне от маршрута – выбор более чем странный. Впрочем, что ожидать от ведомства, экс-руководитель которого вешал в Санкт-Петербурге мемориальные доски фашистскому пособнику генералу Маннергейму. Тем не менее, дискуссия о включении в «Братство Золотого кольца» всё новых и новых членов не утихает по сей день. А для её логического оформления к названию маршрута даже начали добавлять эпитеты «Малое» (в классическом варианте) и «Большое» (в расширенном формате).
Если уважаемым читателям интересно мнение автора, то он выступает против столь бесцеремонного «хирургического вмешательства» в замысел Юрия Бычкова. «Золотое кольцо» задумывалось именно в том виде, в котором оно знакомо подавляющему большинству советских людей. И его бесконечное расширение попросту рискует обернуться утратой идентичности, культурной и исторической целостности. Это всё равно, что включать в туристический маршрут «Замки долины Луары» какой-нибудь Марсель. Просто потому, что «там тоже есть замок». Тот, который Иф. И не важно, что это тюрьма. Или относить к Итальянской ривьере с её Портофино и Сан-Ремо бюджетный Римини. Просто потому, что «он тоже на море». Пусть и с противоположной стороны «сапога». И так далее, и тому подобное. Повторюсь, что это исключительно личное мнение. Не претендую на истину в последней инстанции. И никого не обращаю в свою веру.
При этом, расположенным вблизи маршрута городам не только можно, но и нужно использовать такое перспективное соседство для собственной раскрутки. Скажем, в последнее время в «Золотое кольцо» пытаются включить наш Рыбинск. Сегодня особую активность в этом вопросе проявляет свежеиспечённый сенатор Сергей Берёзкин, лоббирующий идею в Совете Федерации. Сам вопрос является дискуссионным, так что не будем углубляться в споры. Это тема отдельной статьи. Но второй по величине город Ярославской области, безусловно, имеет древнюю, богатую и очень интересную историю и представляет известную культурную ценность. Так что его раскрутка в качестве туристического центра – дело нужное и полезное. И этот процесс идёт уже сегодня: ремонтируются дороги, благоустраивается старый Центр, появляются новые объекты. Притом, всё происходит и без принадлежности к «Золотому кольцу». А сенатору Берёзкину ничего не мешает отстаивать интересы Рыбинска в качестве самодостаточной туристической единицы. В конце концов, не зря же он получает свою немалую заработную плату в верхней палате парламента!
К слову, то же самое касается и соседнего Тутаева с его великолепным Воскресенским собором и аутентичной Романовской стороной. Последняя уже выиграла грант Министерства строительства РФ на выполнение благоустройства в размере 70 миллионов рублей. Похоже, что с мёртвой точки сдвинулся и проект строительства канатной переправы через Волгу, обещанной ещё Дмитрием Медведевым несколько лет назад. Во всяком случае, в начале февраля в город намечен визит проектировщиков. И если всё пойдёт, как надо, дорога может заработать уже летом будущего года. Сам проект оценивают более чем в 650 миллионов рублей. И его намерены реализовать с помощью Министерства культуры РФ. Так что развитие исторических городов вполне возможно и без попыток влезть «под зонтик раскрученного бренда», как писал один блогер.
Вместе с тем, сохранение идентичности «Золотого кольца» вовсе не означает его консервацию. Само собой, маршрут должен развиваться и предлагать туристам что-то новое, увлекательное и интересное. Прежде всего, это новые объекты, а также интерактивные программы, гастрономическая составляющая и сопутствующая досуговая инфраструктура. Притом, первые должны быть органично вписаны в существующую культурно-историческую среду. В противном случае, безвкусный «новодел» только навредит. Если брать недавнее прошлое, то статус главной «строительной площадки» маршрута «Золотое кольцо» без сомнения принадлежал Ярославлю. Как нетрудно догадаться, основные работы провели к 1000-летию города. Появилась обновлённая Волжская набережная, одетая в гранит. На стрелке вырос стилизованный под старину Успенский собор, ставший главным храмом митрополии и ныне являющейся кафедральным собором. Прихорошились Спасо-Преображенский монастырь и бывшие посадские церкви. Рядом с одной из них вырос культурно-просветительский центр имени Терешковой (планетарий). А по соседству в новом парке тысячелетия появился КЗЦ «Миллениум». Впрочем, одной круглой датой приобретения не ограничились. И в конце мая 2018 года в пойме Которосли открыли колесо обозрения под названием «Золотое кольцо». К слову, самое высокое на всём одноимённом маршруте (65 метров). Правда, его появление вызвало критику отдельных представителей общественности. Однако время прошло, критика забылась, а аттракцион работает. И пользуется популярностью.
Сегодня основные работы переместились к соседям в Кострому. По субъективным ощущениям, за последние годы город заметно преобразился. Появились новые интересные объекты. Скажем, в 2019 году в сквере у областной администрации была торжественно отрыта Аллея Героев с бюстами военачальников, которые родились или были связаны с Костромской землей и в годы Великой Отечественной войны внесли большой вклад в Победу над фашисткой Германией (аллея создана по материалам, собранным в книге Евгения Петровича Голубева "Боевые звезды", отца главного редактора нашего издания Евгения Голубева). Собранные в одном месте и выполненные в едином стиле, они смотрятся весьма достойно. Но самым главным проектом, безусловно, является возрождение Костромского кремля (если точнее – Успенского собора), разрушенного большевиками в 1934 году.
В прошлые века ансамбль (наряду со знаменитой Сусанинской площадью и Ипатьевским монастырём) был архитектурной жемчужиной города на Волге. Он включал в себя Успенский собор с колокольней (XVI-XVIII-XIX века), два соборных дома (1780-е годы – единственные сохранившиеся постройки) и каменную с коваными звеньями ограду с несколькими воротами (XVIII-XIX века). Сегодня он возрождается, притом в первоначальных формах. Примечательно, что спонсором выступает известный меценат Виктор Тырышкин, силами которого был воссоздан Успенский собор в Ярославле. Работы продвигаются весьма споро. И в скором времени многочисленные туристы, пребывающие в Кострому по Волге, уже смогут оценить новую (вернее, хорошо забытую старую) панораму речной террасы. Кстати сказать, злые языки поговаривают, что та колокольня, которая должна была быть изначально построена в Ярославле рядом с Успенским собором и для которой даже были отлиты колокола, в итоге оказалась в Костроме только потому, что региональные власти знать не захотели кто такой Тырышкин (которого привечали только бывшие губернаторы Лисицын и Вахруков) и тот «обидевшись», договорился с губернатором Костромской области С.Ситниковым и все построил в Костроме, а не в Ярославле. Это кстати сказать всего лишь один штришок, характеризующий роль конкретной личности в истории. В данном случае в истории развития городов Золотого кольца Ярославля и Костромы.
Что касается ближайшего будущего, то внимание любителей русской старины наверняка будет приковано к Суздалю. Через три года он отметит своё Тысячелетие. Сегодня основные силы здесь брошены на реализацию проекта «Суздаль. Зарядье. Активация», предусматривающего комплексное благоустройство Торговой площади, а также организацию смотровой площадки у реки Каменки и работы по её берегоукреплению. Само собой, появятся и новые объекты культурно-досуговой направленности, будет обыграна «кино-история» города. Так что юбилей обещает быть интересным. Главное, чтобы город при этом оставался по-домашнему уютным и доступным для простого туриста. С последним обстоятельством, учитывая близость к Москве, уже начались большие проблемы.
Если говорить о не архитектурной составляющей, то хорошим подспорьем для развития маршрута остаётся раскрутка местных легенд и образов известных фольклорных персонажей. В Костроме это – Снегурочка, в Ростове – Алёша Попович, в Переславле-Залесском – Царь Берендей. Всё это способствует лучшему пониманию «преданий старины глубокой» и делают ей более доступной. В том числе для детской аудитории. Отличным дополнением остаётся и кулинарная составляющая с использованием местных блюд: суздальская медовуха, ростовский лук, переславская ряпушка и так далее, не считая многочисленных блюд из рыбы и мяса, сыров и выпечки. Многие из них успели стать самостоятельным брендами. И даже собирают собственные фестивали («Лукова ярмонка» или «День огурца»). Это начинание нужно не просто продолжать, но и развивать в дальнейшем.
Ну и само собой, созерцание древних красот вкупе с «праздником живота» органично должны разбавлять музеи. Только не старые пыльные хранилища со стандартными экскурсиями под монотонный голос гида, а увлекательные объекты с интерактивными программами, позволяющими почувствовать историю на вкус и на ощупь. За последние годы для взыскательных туристов здесь также подготовили богатое предложение. Скажем, в том же Переславле-Залесском помимо общеизвестного «Ботика» и Историко-архитектурного музея есть также (загибайте пальцы): музей утюга, музей чайника, музей радио, музей старинных швейных машин, музей Александра Невского, музей хитростей и смекалки, музей масок, железнодорожный музей и даже музей крестьянского дизайна «Конь в пальто».
Не менее широкой спектр музейных развлечений (от гидроэнергетики до русской водки) представляет и Углич. Который, правда, не относится к классической версии «Золотого кольца». Но, без сомнения, достоин отдельного посещения в рамках маршрута. Притом, список новых комплексов в городах «Золотого кольца» постоянно обновляется (в том же Угличе недавно открылся музей кожевенного ремесла). Только здесь есть одно «но»: в процессе создания нового важно не заиграться и не слишком увлечься «креативом». В противном случае, есть риск полного выхолащивания истории или банального высасывания идей из пальца (чего греха таить, такие примеры тоже есть). Просто с целью привлечения туристов любой ценой. В стиле «400 относительно честных способов отъёма денег у населения». Такой подход однозначно будет бросать тень не только на хозяев заведений, но и на весь город. А это уже сродни вредительству.
Одним словом, идей для развития «Золотого кольца» хоть отбавляй. А это значит, что, разменяв уже пятый десяток и обретя положенную возрасту солидность, он одновременно остаётся современным и интересным многим поколениям ценителей прекрасного. Пусть так будет и впредь, а колечко продолжает катиться своим путём и сверкать новыми бликами!
МИХАИЛ БОРОДИН